Конспект урока.
Ф.И.О педагога: Шкляева Вераника Анатольевна
Должность: Учитель литературы
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования): Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Школа – интернат №13», г. Ижевск
Вид деятельности: урок литературы
Тема: Удмуртские поэты о любви к родному краю.
Цель: познакомить учащихся с творчеством удмуртских поэтов.
Программа: Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Характеристика группы: в 5а классе (дети с ТНР) 12 учащихся, 4 девочки и 8 мальчиков. В классе три ударника, шесть учеников имеют удовлетворительные знания, трое – слабоуспевающие, с которыми дополнительно занимаются педагоги-предметники. У учащихся сформированы следующие УУД: собирать и выделять информацию по проблеме (3 уровень); высказывать свою точку зрения (2 уровень); оценивать свою деятельность (3 уровень); возникают трудности с пониманием содержания и анализом лирических произведений (1-2 уровень).
Цели урока как планируемые результаты обучения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Называть поэтов своего края и их произведения; выявлять связь между важнейшими фактами биографии поэтов и особенностями авторского мировоззрения; уметь рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса | 2 уровень |
Регулятивные | Понимать и формулировать учебную проблему; планировать свою деятельность совместно с учителем; работать в соответствии с поставленной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать свою работу | 2 уровень |
Познавательные | Анализировать, сравнивать и обобщать литературную информацию | 2 уровень |
Коммуникативные | Слушать, вступать в диалог; взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками; задавать вопросы; представлять в устной форме полный ответ на вопрос | 2 уровень |
Личностные | Формировать уважительное отношение к культуре и истории своего края, гордости за свою малую родину, своих соотечественников | 2 уровень |
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить учащихся с поэтическим образом Родины в стихах удмуртских поэтов 20 века.
Коррекционно-развивающие: совершенствование навыков выразительного чтения, анализа художественного текста, развитие творческого воображения и ассоциативного мышления через работу с образами текстов;
Коррекционно-воспитательные: воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Оборудование: доска, портреты поэтов, карточки с заданиями, тексты стихотворений.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Рада вас видеть бодрыми и довольными, желаю сохранить такой настрой на протяжении всего урока.
2. Мотивационно-целевой этап.
Речевая работа.
- Сегодня начнем наш урок с пословицы: «Каждый кулик свое болото хвалит». Как вы понимаете ее значение? (Предполагаемые варианты: каждый хвалит свой дом; любому человеку дороже всех на свете место, где он родился). Какие еще пословицы о Родине вы знаете?
Парная работа: соотнести части пословиц:
«Человек без Родины, что соловей без песни»,
«Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»,
«Для Отчизны не жаль жизни»,
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». (Опрос по заданию).
- А наша родина это… (Удмуртия, Ижевск). Значит, тема нашего урока будет посвящена…
(Удмуртии, любви к родному краю, которую в стихах воспевали поэты и др.), а звучит она так:
«Удмуртские поэты о любви к родному краю», но сначала мы вспомним русских поэтов,
которые писали о родине и природе. У вас было домашнее задание повторить стихотворения
Ивана Бунина и Николая Рубцова (учебник)
Актуализация знаний.
Предлагаю поработать с таблицей. Разложите карточки по ячейкам. Работаем в командах, затем каждая команда представляет информацию по поэту: первый ряд – И.Бунин, второй ряд – Н.Рубцов.
Поэт | Иван Бунин (1870-1953) | Николай Рубцов (1936-1971) |
Стихотворение | «Помню долгий зимний вечер…» | «Родная деревня» |
Основная тема | Воспоминания о детстве, о родной природе | Любовь к малой родине – своей деревне; тема взросления и осознания ценности малой родины |
Основная мысль | Светлые воспоминания о детстве и лете дают чувство защищенности от жизненных невзгод, успокаивают | Смысл стихотворения в том, что мы неминуемо вернемся к родным местам и поймем их значимость, ведь это осознание приходит с возрастом. |
Настроение | Противопоставление лета и зимы: лето ассоциируется со счастьем, теплом, положительными эмоциями, оно красиво и быстротечно; зима - затяжная, тяжелая, угрожающая, заставляет ребенка тревожиться. Настроение стихотворения умиротворенное, и успокаивающее. | Только с возрастом автор и герой осознает, что самые счастливые годы он провел в родной деревне. Эти воспоминания вдохновляли его многие годы. |
Образы | Образ лирического героя – взрослый человек, поддавшийся приятным воспоминаниям во время невзгод, соотносится с автором. Образ матери. Образы родного дома, безоблачного детства | Образ лирического героя – взрослый человек, который вспоминает о деревне, где прошло его детство. Образ наивного мальчика, который хочет покинуть деревню |
Художественные средства | Метафоры – «невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шёпот ветра». Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний». Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны». | Метафоры – «дороги моих побережий». Эпитеты – «пылкий», «пыльный», «удивлённых». Инверсия – «люблю я деревню». Гипербола – «храбрится, едва из пелёнок». Язык – стихотворение написано простым разговорным языком |
Опрос по таблице (проверка)
-Давайте обобщим наши знания по лирике 20 века о родине и природе:
1. В 20 веке поэты продолжили традиции пейзажной лирики 19 века.
2. Природа родного края представляется чем-то одухотворённым, мыслящим, живым; во многих стихах показано единение человека с природой родного края.
3. Поэты выработали новые средства художественной выразительности, при этом каждый из авторов показывал Родину и ее природу по-своему.
4. В пейзажную лирику 20 века вплетается тема разлуки с Родиной и мысль о необходимости защищать свой родной край
Проблемная ситуация
- Как вы думаете, обращались ли удмуртские поэты к данной тематике? (Да). Знакомы ли вам эти стихи? (Нет). Знаете ли вы поэтов Удмуртии? (Могут назвать фамилии одного – двух поэтов).
Целеполагание.
-Сегодня мы познакомимся с удмуртскими поэтами 20 века; увидим, как они изображают Родину и родную природу, какие темы затрагивают в своем творчестве, как достигают выразительности своих стихов.
ФИЗМИНУТКА
3. Поисково-исследовательский этап.
Представляем портреты поэтов с печатной информацией к ним, заполняем таблицу по ходу знакомства с поэтами.
Поэт | Ашальчи Оки (Акилина Григорьевна Векшина) 1898 -1973, удмуртка | Олег Поскребышев 1930 -2007, русский |
Стихотворение | «Дом родной, земля родная» | «Вдруг почудится, что где-то…» |
Основная тема | Любовь к родной земле, своему дому | Невозможность покинуть Родину |
Основная мысль | Героиня скучает по дому, не представляет жизни без своего дома, родного края. | Насколько противоестественно желание покинуть Родину в призрачной надежде, что где-то «слаще мед, и хлеб сытнее» |
Настроение | Созерцательное: героиня сначала любуется родными пейзажами, затем изливает свои чувства так же спокойно, без лишней суеты | Стихотворение пронизано настроением тревоги и протеста, но без крика: «-Не посмей свой дом оставить, Край родной покинуть...Разом встанет все живое На пути стеною»… |
Образы | Образ лирической героини соотносится с автором, перед нами предстает женщина, трепетно любящая свою малую родину. | На первое место выходят образы природы, которые взывают к лирическому герою: ветер, репейник, птица, дождь, клен. |
Художественные средства | Эпитеты: край родимый, луг зеленый, утренняя роса, ласковые травы, дом родной, земля родная, сторона лесная. Творительный сравнения: «ходит волнами пшеница», «песенкой струится» Олицетворение: пшеница играет с ветерком | Эпитеты: край родной, каждый камень, всякий кустик. Сравнения: мед слаще, хлеб сытнее, вода святее. Олицетворение: олицетворены почти все образы природы - ветер прошепчет, репейник схватит. Камень, кустик не пустит |
1. Акилина Григорьевна Векшина (Ашальчи Оки) родилась 16 апреля 1898 года в крестьянской семье в деревне Кузебаево. Получила образование в Карлыганской Вотской учительской школе — 1914 год, на Казанском рабочем факультете — 1921 год и медицинском факультете Казанского университета — 1927 год. Первые стихи и рассказы Ашальчи Оки появились в 1918 году на страницах удмуртских газет «Виль синь» и «Гудыри»
С 1928 года работала врачом-окулистом в Юкаменском и Алнашском районах, в 1933 году подверглась репрессиям: обвинялась в связях с националистами, после чего отошла от творческой деятельности.
Участник Великой Отечественной войны. Заслуженный врач Удмуртии.
Учеба и война забрасывали ее в другие регионы страны, но она непременно возвращалась назад, в свою любимую Удмуртию.
В творчестве Ашальчи Оки центральное место занимает тема духовного богатства удмуртской женщины. Поэтесса ввела в литературу образ застенчивой девушки-удмуртки, тянущейся к новой жизни. Также она освещает проблему унижения достоинства женщины. Несколько стихов Ашальчи Оки стали основой для песен. Значительное место в творчестве отведено и стихотворениям о любви к родине. Не просто к родине, но и к родному краю, дому, земле, на которой родился и вырос, людям, но и природе – такой родной и неповторимой. Это особенно подчеркнуто в стихотворении «Дом родной, земля родная».
Прочтение стихотворения учителем.
Дом родной, земля родная
Ашальчи Оки
Край родимый, луг зеленый
С утренней росою,
Не могу налюбоваться
Я твоей красою.
Выйдешь в поле – и не видно
Ни конца, ни края.
Ходит волнами пшеница,
С ветерком играя.
Тропки, ласковые травы,
Ручеек, что к сердцу прямо
Песенкой струится…
На денек лишь вас покину –
Сразу заскучаю.
А вернусь цветочек каждый,
Как родной, встречаю.
Дом родной, земля родная,
Сторона лесная,
Как бы жить без вас могла я,
Даже и не знаю.
Фронтальная работа. Анализ стихотворения по плану. Опорные фразы.
- Давайте проанализируем стихотворение и заполним таблицу (на доске).
- Что отражено в заголовке стихотворения, тема или основная мысль? (Тема).
- По содержанию стихотворение можно условно разделить на две части: в первой части - восхищение природой, во второй – размышления и чувства, которые испытывает лирический герой (героиня). В какой из них, на ваш взгляд, отражена основная мысль стихотворения? (Во второй) Сформулируйте ее (героиня скучает по дому даже во время короткой разлуки, не представляет жизни без своего дома, родного края).
- Что мы можем сказать об образах? Соотносится ли образ лирического героя с автором? (Да, к концу стихотворения мы понимаем, что лирический герой - женщина, нежно любящая свой край).
- Обратите внимание, в стихотворении нет ни одного восклицательного знака. Очень много уменьшительно-ласкательных слов, эпитетов. Какое настроение передает это стихотворение? (Умиротворенное, спокойное настроение) Скорее созерцательное: героиня сначала любуется родными пейзажами, затем изливает свои чувства так же спокойно, без лишней суеты.
-Перечислите эпитеты (край родимый, луг зеленый, утренняя роса, ласковые травы, дом родной, земля родная, сторона лесная). Какие еще изобразительные средства используются в этом стихотворении? (Творительный сравнения, олицетворение).
2. Следующий замечательный поэт, с творчеством которого мы познакомимся, – Олег Поскребышев.
Родился 10 июля 1930 года в деревне Бани Кезского района Удмуртской АССР в крестьянской семье. С 1937 года учился в местной начальной школе, в 1941—1944 годах — в Озоно-Чепецкой школе. С 7-ми лет вместе со своими сверстниками трудился в колхозе, а во время ВОВ участвовал в строительстве железной дороги Ижевск - Балезино (в 14 лет!).
В 1947 году закончил Кезскую школу и поступил в медицинский институт, но в связи со смертью отца вернулся домой помогать семье. В 1950 году поступил в Глазовский учительский институт на отделение русского языка и литературы, с отличием закончил его. Работал учителем в Пужмезской и Кезской школах. 1 января 1952 года опубликовал первое стихотворение «Праздник труда» в глазовской городской газете «Красное знамя». Занимался общественной деятельностью, сотрудничал со многими издательствами. На его стихи писали песни. Считается классиком русской поэзии в Удмуртии. Почетный гражданин Удмуртской Республики.
Примечательно, что О. Поскребышев отказался от хорошей должности в журнале «Урал», так как нужно было переезжать в Свердловск.
Стихи О. Поскрёбышева всегда узнаваемы. Потому что в них свой жизненный материал, своё отношение к нему, своя интонация, изобразительно-словесная система, а главное - глубинное соединение со своей землей, с большой и малой родиной. Главные темы его творчества - родной край, отчий дом, народ и его традиции: исторические, социальные, эстетические и нравственные.
Очень показательным является следующее стихотворение:
* * *
Вдруг почудится, что где-то,
Где пока нас нету,
Слаще мед, и хлеб сытнее,
И вода святее.
Но ударит ветер с луга
И прошепчет глухо:
— Не спеши забыть про друга,
Не покинь подругу.
За рукав репейник схватит,
В ветках вскрикнет птица:
— Не моги измаять матерь
И отца лишиться!
Дождь забулькает в канаве,
Клен приникнет к тыну:
— Не посмей свой дом оставить,
Край родной покинуть...
Разом встанет все живое
На пути стеною;
Каждый камень, всякий кустик
Вдаль уйти не пустят.
Анализ стихотворения по плану (фронтальная работа), заполнение таблицы.
Физкультминутка (гимнастика для глаз).
- Давайте обобщим то, что мы узнали о творчестве удмуртских поэтов, посвященном родному краю (по таблице).
- Назовите имена удмуртских поэтов и их произведения (называют).
- В чем сходство их произведений с российскими писателями - современниками? (Образы, изобразительные средства).
- В чем заключается самобытность? (Глубокая привязанность к родному краю (основная мысль), спокойное повествование без пафоса и надрыва (настроение).
-Хотелось бы добавить маленький штрих к портрету удмуртских поэтов: в них настолько сильна любовь к своей малой родине, что ни один из них мог представить своей жизни вне Удмуртии.
4.Рефлексия. Незаконченное предложение.
На этом занятии мы узнали…
Мне понравилось…
У меня есть замечания/пожелания…
Я горжусь…
Ресурсы:
https://videouroki.net/video/64-russkie-poehty-xx-veka-o-rodine-i-rodnoj-prirode.html
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/russkiie-poety-20-vieka-o-rodinie-i-rodnoi-prirodie
https://bic-biblio.ru/j/доклады/knd.html
https://helpiks.su/2-69064.html
https://iz-article.ru/poskrebish_7.html
https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/370100/rossiyskaya-poetessa-ashalchi-oki-biografiya-tvorchestvo-i-interesnyie-faktyi