1. Подвести обучающихся в ходе решения проблемных вопросов к необходимости формирования прочных знаний по теме.
2. Развивать целостное представление о строении, свойствах, применении и биологическом значении углерода и его модификаций.
3. Вырабатывать умения применения полученных знаний на практике: выполнять самостоятельную работу по теме.
4. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать.
5. Продолжить развитие умения вести учебный диалог, делать выводы по новой теме.
6. Продолжить повышать мотивацию к учебной деятельности через использование ИКТ.
7. Формировать навыки самостоятельного поиска нужной информации.
8. Дать возможность обучающимся осознать практическое значение данной темы.
9. Закрепить умение выстраивать логическую цепочку: строение-свойства-применение.
10. Воспитывать убеждённость в соблюдении этических норм поведения и общения на уроке.
11.Воспитывать культуру труда, желание активно, с интересом учиться.
Научатся: составлять схемы строения атома, характеризовать свойства углерода, составлять названия соединений углерода по формуле и их формул-по названию.
Получат возможность: научиться систематизировать знания об окислительных и восстановительных свойствах углерода и областях его применения.
Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности.
Отбор материала по содержанию урока определяется тем, что более чем у 60 % обучающихся отсутствуют или частично утеряны базовые знания в силу того, что многие из них приступили к занятиям после длительного перерыва. Материал урока и задания на различных этапах деятельности адаптированы к возрастным особенностям и познавательным интересам молодых людей 20-30 лет. Учитывается то, что у многих обучающихся внимание привлекается с трудом, поэтому задания даются разнообразные, небольшие по объёму. Изучение нового материала происходит небольшими частями, с последующим первичным закреплением. Разнообразны не только формы деятельности, но и формы проверки знаний.
Группа состоит из 14 человек. Разделение на отдельные подгруппы пока невозможно, так как класс недавно сформирован, обучающиеся не настолько знают друг друга, чтобы осуществлять совместную деятельность в ходе работы.
Домашние задания в школе закрытого типа не предусмотрены в связи с режимными требованиями исправительного учреждения, поэтому в ходе урока базовые изучаемые элементы неоднократно повторяются. Самоконтроль проводится в течение всего урока.
Урок рассчитан на один академический час.
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, учителей, посетивших урок. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности. | Подготовка к занятию. | Регулятивные: умение настраиваться на работу. Коммуникативные:умение слушать учителя. |
2 | Формулировка темы и целей урока | Определите тему урока, опираясь на следующие строки стихотворения: У меня достоинств много есть, Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу. Такова друзья природа Элемента … - Тема урока «Углерод как простое вещество»
- А теперь сформулируем цели нашего урока. - Верно. Запишите тему урока в рабочую тетрадь. Вступительное слово учителя. Углерод - это уникальный химический элемент. В чём же его уникальность нам и предстоит разобраться. На этот вопрос вы попробуете найти ответ. - Скажите, какими знаниями и умениями вы должны обладать, работая по данной теме? - Я уверена, что все вы овладеете необходимыми знаниями и будете успешно применять их на практике. | Формулируют на основе стихотворения тему урока. - Углерода. Используется слайд №1. Определяют цели урока (используется алгоритм постановки целей): - рассмотреть строение атома углерода. - изучить его физические и химические свойства, области применения. - рассмотреть, образует ли углерод аллотропные видоизменения. - изучить биологическое значение углерода.. Записывают тему урока.
Проводят параллель между целями урока и знаниями, а также умениями, необходимыми в ходе работы. Мы должны знать: - как по ПСХЭ определить строение атома углерода, его заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов в атоме, степень окисления. Мы должны уметь: - определять в какой группе и в каком периоде находится углерод; - определять характерные свойства углерода и его соединений; - работать с учебником, схемами, таблицами материалом, представленным на слайдах; - выявлять личностные собственные затруднения, оценивать свои знания. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выделение существенных признаков, установление аналогий, проведение параллели между целями урока, знаниями и умениями, необходимыми в ходе деятельности. Регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя; понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, участвовать в коллективном обсуждении вопросов. Личностные: ценностно-смысловая ориентация.
|
3 | Мотивация к учебной деятельности | - Сегодня на уроке, как было сказано. вы будете сами оценивать свои знания. Вам необходимо знать критерии оценки. Скажите:
- Где вы сможете применить знания по изученной теме? - Зачем нужно знать критерии оценки? - Где вы будете применять умения самооценки выполненных работ? Критерии итоговой оценки также распечатаны и находятся на партах обучающихся.
Интересно ли вам знать почему на основе углерода строится жизнь? Почему углерод стал «началом всех начал»? | Слайд №3 - При выполнении проверочных работ? В повседневной жизни. - При сдаче экзаменов. - На различных этапах работы на уроке.
Анализируют вопрос, какое значение и смысл имеет для них тема. | Личностные: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснение на основе достижений науки. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
|
4 | Повторение материала: подготовка к восприятию новых знаний | Сейчас проведём небольшую разминку, для того, чтобы вспомнить материал прошлого урока, так как знания эти нам необходимы при изучении данной темы. Я предлагаю сыграть в «химический хоккей». Итак, я – нападающий, забрасываю вас вопросами, а вы – защитники, будите отражать мои атаки. Тот, кто отвечает правильно – ставит себе балл в оценочный лист, который находится у вас на партах. - Какую группу химических элементов вы изучаете уже много уроков? - Какой неметалл вы изучали на прошлом уроке? Посмотрите в своих опорных конспектах.
- Укажите положение фосфора в ПСХЭ. - Какие аллотропные видоизменения образует фосфор? Как называется это явление образования аллотропных видоизменений? - Укажите характер соединений фосфора.
- Каковы области применения фосфора?
- Каково биологическое значение фосфора? Почему академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли»?
- Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим изучать неметаллы. Рассмотрим строение атома углерода, его физические и химические свойства, области применения, а также уникальные способности этого простого и непростого элемента.
|
- Неметаллы.
- Мы изучали фосфор и его соединения. Изучили строение атома, свойства, применение, биологическое значение фосфора. Рассмотрели какие соединения образует фосфор, их свойства, применение. - Указывает обучающийся по ПСХЭ. - Образует белый и красный фосфор.
- Явление называется «аллотропия». - Соединения фосфора имеют кислотный характер. - Фосфор применяется для производства спичек, фосфорной кислоты, которая идёт на производство фосфорных удобрений. Так же его применяют для производства ядохимикатов.
- Фосфор является составляющей тканей живых организмов, служит для построения скелета, а также содержится в мозговой ткани, крови, молоке, входит в состав белков, а из белков состоят живые организмы. - Входит в состав ДНК и РНК, которые отвечают за передачу наследственной информации. Следовательно, фосфор- «элемент жизни и мысли». | Познавательные: давать определение понятиям, обобщать знания, осуществлять сравнение и классификацию. Регулятивные: планирование последовательности действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся, строить понятные всем высказывания. Личностные: понимать единство естественно-научной картины мира.
|
5 | Проверка умения применять полученные ранее знания на практике (Самостоятельная работа №1) | Самостоятельная работа №1 (вопросы выдаются каждому на парту) - Учитывая положение углерода в ПСХЭ, ответьте на вопросы: 1. Каков химический знак углерода? 2. Каков порядковый номер и заряд ядра? 3. Какова атомная масса? 4. Сколько протонов, нейтронов и электронов в ядре атома? 5. Чему равна низшая степень окисления? 6. Чему равна высшая степень окисления? Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу. Выполняйте в тетрадях, используя ПСХЭ. Результаты занесите в оценочный лист. | Выполняют задание. Самопроверка работы с просмотром ЭОР. Результаты проверки выставляются в оценочный лист. ЭОР №1 http://fcior.edu.ru/card/3841/uglerod-v-prirode-stroenie-atoma-ugleroda-allotropiya.html | Регулятивные: планирование своих действий при выполнении самостоятельной работы; умение определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки. Личностные: понимать границы собственного знания и незнания; способность к самооценке. |
6 | Открытие нового знания. | - Посмотрите на слайд и скажите, что перед вами? - Это аллотропные модификации углерода. - Вспомните, что такое аллотропия? Какие химические элементы, изученные вами ранее образуют аллотропные модификации? - Давайте проанализируем свойства алмаза и графита. Заполните таблицу, используя информацию параграфа. Признаки | Алмаз | Графит | Кристаллическая решётка | | | Цвет, прозрачность | | | Блеск | | | Твёрдость | | | Электропроводность | | | Применение | | | - Скажите почему один и тот же элемент входит в состав алмаза и графита, а свойства такие разные? - Предлагаю вам рассмотреть кристаллические решётки алмаза и графита. Демонстрация кристаллических решёток алмаза и графита. - Посмотрите и проанализируйте расположение атомов в кристаллических решётках. - Вы правы. Но, тогда предположите, как это влияет на свойства. - Скажите, какую связь мы ещё раз проследили. | 1) Работают с материалом ЭОР и отвечают: - Алмаз и графит. - Аллотропия – способность одного химического элемента образовывать несколько простых веществ. - Характерна для кислорода (кислород и озон); серы (ромбическая, пластическая); фосфор (белый, красный). ЭОР №2 http://fcior.edu.ru/card/3841/uglerod-v-prirode-stroenie-atoma-ugleroda-allotropiya.html 2) Работают с таблицей. - Свойства зависят от расположения атомов в кристаллической решётке, т.е. от строения вещества. - Атомы в кристаллической решётке алмаза располагаются на одинаковых расстояниях, связи очень прочные. У графита не все связи одинаковые. Атомы углерода располагаются слоями. Между ними действуют слабые силы притяжения, следовательно, слои легко сдвигаются относительно друг друга. - Алмаз очень твёрдый, а графит хрупкий и легко отслаивается, оставляя след на бумаге. - Связь между строением, свойствами и применением. | Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ЭОР, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя.
Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог. |
7 | Первичное закрепление материала. | - Сейчас выполним самостоятельную работу №2 Выпишите цифры-признаки алмаза и цифры-признаки графита. Жирный на ощупь Сильный блеск Мягкий Самый твёрдый Проводит электрический ток Массу измеряют в каратах Применение: твёрдые смазки, электроды Применение: резка стекла, бурение Запишите результаты в оценочный лист. Каждый правильный ответ – 1 балл. (Чётные цифры-алмаз, нечётные-графит) Изучите информацию о применении алмаза и графита. Подготовьте небольшой рассказ на эту тему. | Выполняют самостоятельную работу. Результаты записывают в оценочный лист, используют слайд. Изучают информацию параграфа. Выступают по теме. Выслушивают дополнения других обучающихся. Оценивают своё выступление. | Регулятивные: планирование своих действий при выполнении самостоятельной работы; умение определять причины затруднений; анализировать допущенные ошибки. Личностные: понимать границы собственного знания и незнания; способность к самооценке. Познавательные: умение работать с текстом, с информацией слайда; анализировать объекты с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения. |
8 | Получение новой информации | - Молодцы. Хорошо поработали. Но, это только середина нашего пути по изучению уникального элемента углерода. - Каким же ещё свойством обладает углерод? Может быть кто-то из вас просматривая параграф обратил внимание на незнакомое понятие, которое нами ещё не изучалось? - Найдите в параграфе определение, запишите его в тетрадь, проанализируйте. - Посмотрите на экран, где приводится опыт поглощения газов и растворённых веществ активированным углём. - Скажите на чём основано это свойство активированного угля? - Может быть вам из личного опыта известно где используется эта способность? - Верно. Первый противогаз изобретён в 1915 году Н.Д.Зелинским, впервые применён в годы первой мировой войны. Тысячам солдат в годы первой и второй мировых войн спас жизнь. Активированный уголь поглощает не только газы, но и растворённые вещества. | Работают с учебником. - Это адсорбция. - Адсорбция – это способность поглощать газы и растворённые вещества. - Смотрят и анализируют опыт. - Благодаря своей пористой поверхности углерод обладает такой способностью. - В производстве противогазов. ЭОР №3 http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/cdc7c009-0534-7300-f45c-6322687fc743/?interface=pupil&subject=31 | Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ЭОР, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя. Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог.
|
9 | Осмысление полученной информации | Демонстрационный опыт. Обесцвечивание раствора перманганата калия. Напоминает правила ТБ. - Где можно применить знания об адсорбции? | Выполняет обучающийся с помощью учителя. - В быту: очистка спирта, сахарного сиропа от окрашенных веществ, в холодильниках для устранения неприятных запахов, в медицине. | |
10 | Открытие нового знания | - Переходим к вопросу о химических свойствах углерода. Вы можете предположить с какими веществами будет взаимодействовать углерод? Изучите текст параграфа и найдите информацию о химических свойствах углерода. Запишите в тетрадь уравнения химических реакций. - Что нового вы узнали о химических свойствах углерода? | - Так как углерод неметалл он будет взаимодействовать с металлами, кислородом, со сложными веществами. Выполняют задание. - Углерод может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные. Он является очень сильным восстановителем. Может вытеснять металлы из их оксидов. Благодаря этому свойству его используют в металлургии. | Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ЭОР, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя.
Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог.
|
11 | Формирование умений применять полученные знания на практике | - Из всего рассмотренного вами материала и полученных знаниях о строении и свойствах атома углерода вам нужно определить области его применения, основываясь и на информации, которая есть в параграфе, и на информации слайдов, и на личном опыте. Самостоятельная работа №3. Составьте схему «Применение углерода». Каждая область применения оценивается одним баллом. Запишите количество баллов в оценочный лист. | Выполняют самостоятельную работу №3 с последующей проверкой. | Личностные: познавательный интерес к извлечению информации. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя. Познавательные: анализировать информации с целью выделения признаков.
|
12 | Получение нового знания | - Рассмотрим биологическое значение углерода. Обучающийся ФИ подготовил небольшое сообщение на эту тему. | Сообщение обучающегося. Углерод играет особую роль в природе. Все живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является способность соединяться между собой, образуя длинные цепи, которые могут быть разветвлёнными, содержащими миллионы атомов углерода. Углерод-это биогенный элемент. Он входит в состав белков, жиров, углеводов, ДНК, РНК, гормоны и др. Главной функцией углерода является формирование разнообразия органических соединений, участие во всех функциях и проявлениях живого. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в усной форме, слушать и понимать речь других обучающихся. Регулятивные: уметь понимать, принимать,сохранять полученную информацию. |
13 | Формирование умений применять полученные знания на практике | Сахар - это углевод. Давайте докажем, что в его состав входят атомы углерода. В подтверждение сказанного посмотрим опыт. Демонстрация опыта «Обугливание сахара» Напоминание привил ТБ при работе с серной кислотой. - Что вы наблюдали? - Чем является вещество чёрного цвета? - Какой вывод о составе сахара вы можете сделать? - Как можно доказать наличие углерода в белке куриного яйца? - Вы узнаете много нового об углероде и его соединениях на уроках химии. Химия, изучающая соединения углерода называется органической. Может быть с некоторыми из них вы знакомились на других предметах? - Молодцы, что помните. Это ещё раз доказывает связь изучаемых вами дисциплин. | Обучающийся демонстрирует опыт. -Сахар почернел. - Это уголь. - В состав сахара входит углерод. Рассуждают и приходят к выводу, что при подгорании куриного яйца на раскалённой сковороде образуется вещество чёрного цвета, которое является углеродом. - И при подгорании мяса (это белок) образуется углерод. - На уроках биологии. Изучали белки, жиры, углеводы, ДНК, РНК. | Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, сапоставлять, преобразовывать информацию. Регулятивные: уметь понимать, принимать информацию, находить взаимосвязь с другими дисциплинами. Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении вопросов, выражать свою точку зрения, соблюдать правила речевого поведения. Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
14 | Контроль за результатами учебной деятельности (контрольный тест) | - Итогом нашей работы будет тематический тест. Материалы теста находятся на ваших партах. Обведите номера ответов, которые вы считаете правильными. Подведите результаты выполнения теста. - Сдайте тесты, я проверю ещё раз и посмотрю, над чем нам с вами предстоит ещё поработать. | Выполняют тест. Слайд №6 Проверяют правильность ответов. Результаты проверки выставляются в оценочный лист. | Регулятивные: производить выбор наиболее эффективных способов решения; оформлять, проверять, оценивать, корректировать. Познавательные: уметь проводить простые логические действия, осуществлять структурирование знаний. Коммуникативные: дать обоснованный ответ, даже в письменной форме. |
15 | Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок. | - Что вы узнали нового? - Почему углерод называют уникальным элементом и «началом всех начал»? - Чему научились? - Какие затруднения вы испытывали? - Определите, над чем ещё нам с вами необходимо поработать? - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Посмотрите в свой оценочный листок и скажите, какую оценку поставили вы себе за урок. - Если с какими-то заданиями вы не справились, не переживайте: вернёмся к вопросам, которые вызвали затруднения на следующем уроке. - Благодарю вас за плодотворную работу в течение всего урока. | Отвечают на вопросы. Делают выводы: - Сегодня на уроке мы изучили строение атома углерода, физические и химические свойства. - Рассмотрели его применение и биологическое значение. - Повторили, что такое аллотропия и рассмотрели аллотропные модификации, которые образует углерод. - Изучили такое свойство как адсорбция. - Выполнили самостоятельных работы по теме, контрольный тест. - Работали с учебником, раздаточным материалом, ПСХЭ , слайдами. Определяют, какую оценку могут поставить себе за работу на уроке (Оценивают результаты своей деятельности. Подводят итог работы, подсчитывают итоговый балл за работу на уроке. Выставляют итоговую оценку в оценочный лист). | Регулятивные: оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся; осознавать уровень усвоения учебного материала. Познавательные: делать выводы, прогнозировать дальнейшую работу. Коммуникативные: выражать свои мысли и действия, соблюдать правила речевого поведения. Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|