СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Углерод как простое вещество

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Углерод как простое вещество".

Цель: сформировать знания об углероде как о простом веществе.

Просмотр содержимого документа
«Углерод как простое вещество»

Конспект урока «Углерод как простое вещество»

КОУ «Средняя школа №4 (очно-заочная)»

учитель

Ракитянская Л.Г.



Предмет, класс

Химия, 9 класс

УМК

Химия. 9 класс: учебник / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2014.

Программа

Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы О.С.Габриелян, А.В.Купцова.

- М.: Дрофа, 2015.

Тема урока

Углерод как простое вещество

Урок по счёту

в КТП №44, в теме «Неметаллы» №19

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Оборудование

Компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, экран для показа презентации урока, раздаточный материал (кристаллические решётки алмаза и графита).

Технология

Развивающего обучения, элементы проблемного обучения.

Методы

Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Цель урока

Способствовать формированию системы знаний об углероде как элементе и как о простом веществе.





Задачи:



1. Подвести обучающихся в ходе решения проблемных вопросов к необходимости формирования прочных знаний по теме.

2. Развивать целостное представление о строении, свойствах, применении и биологическом значении углерода и его модификаций.

3. Вырабатывать умения применения полученных знаний на практике: выполнять самостоятельную работу по теме.

4. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать.

5. Продолжить развитие умения вести учебный диалог, делать выводы по новой теме.

6. Продолжить повышать мотивацию к учебной деятельности через использование ИКТ.

7. Формировать навыки самостоятельного поиска нужной информации.

8. Дать возможность обучающимся осознать практическое значение данной темы.

9. Закрепить умение выстраивать логическую цепочку: строение-свойства-применение.

10. Воспитывать убеждённость в соблюдении этических норм поведения и общения на уроке.

11.Воспитывать культуру труда, желание активно, с интересом учиться.







Планируемые результаты:



Предметные

Научатся: составлять схемы строения атома, характеризовать свойства углерода, составлять названия соединений углерода по формуле и их формул-по названию.

Получат возможность: научиться систематизировать знания об окислительных и восстановительных свойствах углерода и областях его применения.


Метапредметные

Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта; осознают качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные: выводят следствия из имеющихся в условии задачи данных; заменяют термины определениями; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отражения своих чувств, мыслей, побуждений; слушают и слышат друг друга.


Личностные

Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности.


Характеристика группы



Отбор материала по содержанию урока определяется тем, что более чем у 60 % обучающихся отсутствуют или частично утеряны базовые знания в силу того, что многие из них приступили к занятиям после длительного перерыва. Материал урока и задания на различных этапах деятельности адаптированы к возрастным особенностям и познавательным интересам молодых людей 20-30 лет. Учитывается то, что у многих обучающихся внимание привлекается с трудом, поэтому задания даются разнообразные, небольшие по объёму. Изучение нового материала происходит небольшими частями, с последующим первичным закреплением. Разнообразны не только формы деятельности, но и формы проверки знаний.

Группа состоит из 14 человек. Разделение на отдельные подгруппы пока невозможно, так как класс недавно сформирован, обучающиеся не настолько знают друг друга, чтобы осуществлять совместную деятельность в ходе работы.

Домашние задания в школе закрытого типа не предусмотрены в связи с режимными требованиями исправительного учреждения, поэтому в ходе урока базовые изучаемые элементы неоднократно повторяются. Самоконтроль проводится в течение всего урока.

Урок рассчитан на один академический час.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, учителей, посетивших урок. Обеспечивает положительную обстановку на уроке: наличие необходимого оборудования, документации, психологический настрой, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.

Подготовка к занятию.

Регулятивные: умение настраиваться на работу.

Коммуникативные:умение слушать учителя.

2

Формулировка

темы и целей урока

Определите тему урока, опираясь на следующие строки стихотворения:

У меня достоинств много есть,

Людям я совсем как брат.

Много тысяч лет назад,

Освещая интерьер

Первобытных их пещер,

Я уже пылал в костре.

И украсить был я рад

Дам и рыцарей наряд,

Что блистали при дворе…

Если мягким быть решу,

То в тетради я пишу.

Такова друзья природа

Элемента …

- Тема урока «Углерод как простое вещество»



- А теперь сформулируем цели нашего урока.













- Верно. Запишите тему урока в рабочую тетрадь.







Вступительное слово учителя.

Углерод - это уникальный химический элемент.

В чём же его уникальность нам и предстоит разобраться. На этот вопрос вы попробуете найти ответ.

- Скажите, какими знаниями и умениями вы должны обладать, работая по данной теме?













- Я уверена, что все вы овладеете необходимыми знаниями и будете успешно применять их на практике.

Формулируют на основе стихотворения тему урока.

- Углерода.

Используется слайд №1.








Определяют цели урока (используется алгоритм постановки целей):

- рассмотреть строение атома углерода.

- изучить его физические и химические свойства, области применения.

- рассмотреть, образует ли углерод аллотропные видоизменения.

- изучить биологическое значение углерода..


Записывают тему урока.













Проводят параллель между целями урока и знаниями, а также умениями, необходимыми в ходе работы.

Мы должны знать:

- как по ПСХЭ определить строение атома углерода, его заряд ядра, количество протонов, нейтронов, электронов в атоме, степень окисления.

Мы должны уметь:

- определять в какой группе и в каком периоде находится углерод;

- определять характерные свойства углерода и его соединений;

- работать с учебником, схемами, таблицами материалом, представленным на слайдах;

- выявлять личностные собственные затруднения, оценивать свои знания.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выделение существенных признаков, установление аналогий, проведение параллели между целями урока, знаниями и умениями, необходимыми в ходе деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя; понимать, принимать и сохранять учебную задачу.





Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация.


















































3

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня на уроке, как было сказано. вы будете сами оценивать свои знания. Вам необходимо знать критерии оценки. Скажите:





- Где вы сможете применить знания по изученной теме?

- Зачем нужно знать критерии оценки?

- Где вы будете применять умения самооценки выполненных работ?

Критерии итоговой оценки также распечатаны и находятся на партах обучающихся.



Интересно ли вам знать почему на основе углерода строится жизнь? Почему углерод стал «началом всех начал»?

Слайд №3








- При выполнении проверочных работ? В повседневной жизни.


- При сдаче экзаменов.


- На различных этапах работы на уроке.













Анализируют вопрос, какое значение и смысл имеет для них тема.

Личностные: уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснение на основе достижений науки.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.







4

Повторение материала: подготовка к восприятию новых знаний


Сейчас проведём небольшую разминку, для того, чтобы вспомнить материал прошлого урока, так как знания эти нам необходимы при изучении данной темы. Я предлагаю сыграть в «химический хоккей». Итак, я – нападающий, забрасываю вас вопросами, а вы – защитники, будите отражать мои атаки.

Тот, кто отвечает правильно – ставит себе балл в оценочный лист, который находится у вас на партах.

- Какую группу химических элементов вы изучаете уже много уроков?

- Какой неметалл вы изучали на прошлом уроке? Посмотрите в своих опорных конспектах.







- Укажите положение фосфора в ПСХЭ.

- Какие аллотропные видоизменения образует фосфор? Как называется это явление образования аллотропных видоизменений?

- Укажите характер соединений фосфора.



- Каковы области применения фосфора?













- Каково биологическое значение фосфора? Почему академик А.Е.Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли»?























- Молодцы. Сегодня на уроке мы продолжим изучать неметаллы. Рассмотрим строение атома углерода, его физические и химические свойства, области применения, а также уникальные способности этого простого и непростого элемента.


























- Неметаллы.



- Мы изучали фосфор и его соединения. Изучили строение атома, свойства, применение, биологическое значение фосфора. Рассмотрели какие соединения образует фосфор, их свойства, применение.

- Указывает обучающийся по ПСХЭ.

- Образует белый и красный фосфор.



- Явление называется «аллотропия».

- Соединения фосфора имеют кислотный характер.

- Фосфор применяется для производства спичек, фосфорной кислоты, которая идёт на производство фосфорных удобрений. Так же его применяют для производства ядохимикатов.



- Фосфор является составляющей тканей живых организмов, служит для построения скелета, а также содержится в мозговой ткани, крови, молоке, входит в состав белков, а из белков состоят живые организмы.

- Входит в состав ДНК и РНК, которые отвечают за передачу наследственной информации. Следовательно, фосфор- «элемент жизни и мысли».

Познавательные: давать определение понятиям, обобщать знания, осуществлять сравнение и классификацию.

Регулятивные: планирование последовательности действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся, строить понятные всем высказывания.

Личностные: понимать единство естественно-научной картины мира.











5

Проверка

умения применять полученные ранее знания

на практике (Самостоятельная работа №1)

Самостоятельная работа №1 (вопросы выдаются каждому на парту)

- Учитывая положение углерода в ПСХЭ, ответьте на вопросы:

1. Каков химический знак углерода?

2. Каков порядковый номер и заряд ядра?

3. Какова атомная масса?

4. Сколько протонов, нейтронов и электронов в ядре атома?

5. Чему равна низшая степень окисления?

6. Чему равна высшая степень окисления?

Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу. Выполняйте в тетрадях, используя ПСХЭ. Результаты занесите в оценочный лист.


Выполняют задание.



Самопроверка работы с просмотром ЭОР.

Результаты проверки выставляются в оценочный лист.

ЭОР №1

http://fcior.edu.ru/card/3841/uglerod-v-prirode-stroenie-atoma-ugleroda-allotropiya.html


Регулятивные: планирование своих действий при выполнении самостоятельной работы; умение определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки.

Личностные: понимать границы собственного знания и незнания; способность к самооценке.

6

Открытие нового знания.



- Посмотрите на слайд и скажите, что перед вами?

- Это аллотропные модификации углерода.

- Вспомните, что такое аллотропия? Какие химические элементы, изученные вами ранее образуют аллотропные модификации?










- Давайте проанализируем свойства алмаза и графита. Заполните таблицу, используя информацию параграфа.

Признаки

Алмаз

Графит

Кристаллическая решётка



Цвет, прозрачность



Блеск



Твёрдость



Электропроводность



Применение




- Скажите почему один и тот же элемент входит в состав алмаза и графита, а свойства такие разные?

- Предлагаю вам рассмотреть кристаллические решётки алмаза и графита.


Демонстрация кристаллических решёток алмаза и графита.

- Посмотрите и проанализируйте расположение атомов в кристаллических решётках.



- Вы правы. Но, тогда предположите, как это влияет на свойства.


- Скажите, какую связь мы ещё раз проследили.



1) Работают с материалом ЭОР и отвечают:

- Алмаз и графит.

- Аллотропия – способность одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.

- Характерна для кислорода (кислород и озон); серы (ромбическая, пластическая); фосфор (белый, красный).

ЭОР №2

http://fcior.edu.ru/card/3841/uglerod-v-prirode-stroenie-atoma-ugleroda-allotropiya.html




2) Работают с таблицей.













- Свойства зависят от расположения атомов в кристаллической решётке, т.е. от строения вещества.

- Атомы в кристаллической решётке алмаза располагаются на одинаковых расстояниях, связи очень прочные. У графита не все связи одинаковые. Атомы углерода располагаются слоями. Между ними действуют слабые силы притяжения, следовательно, слои легко сдвигаются относительно друг друга.

- Алмаз очень твёрдый, а графит хрупкий и легко отслаивается, оставляя след на бумаге.

- Связь между строением, свойствами и применением.


Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ЭОР, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя.







Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог.


7

Первичное закрепление материала.



- Сейчас выполним самостоятельную работу №2

Выпишите цифры-признаки алмаза и цифры-признаки графита.

  1. Жирный на ощупь

  2. Сильный блеск

  3. Мягкий

  4. Самый твёрдый

  5. Проводит электрический ток

  6. Массу измеряют в каратах

  7. Применение: твёрдые смазки, электроды

  8. Применение: резка стекла, бурение

Запишите результаты в оценочный лист.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

(Чётные цифры-алмаз, нечётные-графит)




Изучите информацию о применении алмаза и графита. Подготовьте небольшой рассказ на эту тему.

Выполняют самостоятельную работу.


Результаты записывают в оценочный лист, используют слайд.













Изучают информацию параграфа.

Выступают по теме. Выслушивают дополнения других обучающихся. Оценивают своё выступление.







Регулятивные: планирование своих действий при выполнении самостоятельной работы; умение определять причины затруднений; анализировать допущенные ошибки.

Личностные: понимать границы собственного знания и незнания; способность к самооценке.

Познавательные: умение работать с текстом, с информацией слайда; анализировать объекты с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения.



8

Получение

новой информации


- Молодцы. Хорошо поработали. Но, это только середина нашего пути по изучению уникального элемента углерода.


- Каким же ещё свойством обладает углерод?

Может быть кто-то из вас просматривая параграф обратил внимание на незнакомое понятие, которое нами ещё не изучалось?

- Найдите в параграфе определение, запишите его в тетрадь, проанализируйте.

- Посмотрите на экран, где приводится опыт поглощения газов и растворённых веществ активированным углём.

- Скажите на чём основано это свойство активированного угля?

- Может быть вам из личного опыта известно где используется эта способность?

- Верно. Первый противогаз изобретён в 1915 году Н.Д.Зелинским, впервые применён в годы первой мировой войны. Тысячам солдат в годы первой и второй мировых войн спас жизнь.

Активированный уголь поглощает не только газы, но и растворённые вещества.







Работают с учебником.


- Это адсорбция.



- Адсорбция – это способность поглощать газы и растворённые вещества.

- Смотрят и анализируют опыт.


- Благодаря своей пористой поверхности углерод обладает такой способностью.

- В производстве противогазов.







ЭОР №3

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/cdc7c009-0534-7300-f45c-6322687fc743/?interface=pupil&subject=31


Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ЭОР, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог.



9

Осмысление полученной информации



Демонстрационный опыт. Обесцвечивание раствора перманганата калия.

Напоминает правила ТБ.

- Где можно применить знания об адсорбции?


Выполняет обучающийся с помощью учителя.


- В быту: очистка спирта, сахарного сиропа от окрашенных веществ, в холодильниках для устранения неприятных запахов, в медицине.



10

Открытие

нового знания














- Переходим к вопросу о химических свойствах углерода. Вы можете предположить с какими веществами будет взаимодействовать углерод?


Изучите текст параграфа и найдите информацию о химических свойствах углерода. Запишите в тетрадь уравнения химических реакций.

- Что нового вы узнали о химических свойствах углерода?






- Так как углерод неметалл он будет взаимодействовать с металлами, кислородом, со сложными веществами.


Выполняют задание.




- Углерод может проявлять как окислительные свойства, так и восстановительные. Он является очень сильным восстановителем. Может вытеснять металлы из их оксидов. Благодаря этому свойству его используют в металлургии.




Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ЭОР, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.



Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя.



Коммуникативные: продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог.








11

Формирование умений применять полученные знания на практике



- Из всего рассмотренного вами материала и полученных знаниях о строении и свойствах атома углерода вам нужно определить области его применения, основываясь и на информации, которая есть в параграфе, и на информации слайдов, и на личном опыте.


Самостоятельная работа №3. Составьте схему «Применение углерода». Каждая область применения оценивается одним баллом. Запишите количество баллов в оценочный лист.









Выполняют самостоятельную работу №3 с последующей проверкой.




Личностные: познавательный интерес к извлечению информации.

Регулятивные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность выполнения действий, руководствуясь изученными ранее правилами и инструкциями учителя.

Познавательные: анализировать информации с целью выделения признаков.




12

Получение

нового знания


- Рассмотрим биологическое значение углерода.

Обучающийся ФИ подготовил небольшое сообщение на эту тему.



Сообщение обучающегося.

Углерод играет особую роль в природе. Все живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является способность соединяться между собой, образуя длинные цепи, которые могут быть разветвлёнными, содержащими миллионы атомов углерода. Углерод-это биогенный элемент. Он входит в состав белков, жиров, углеводов, ДНК, РНК, гормоны и др. Главной функцией углерода является формирование разнообразия органических соединений, участие во всех функциях и проявлениях живого.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в усной форме, слушать и понимать речь других обучающихся.

Регулятивные: уметь понимать, принимать,сохранять полученную информацию.

13

Формирование умений применять полученные знания на практике



Сахар - это углевод. Давайте докажем, что в его состав входят атомы углерода.

В подтверждение сказанного посмотрим опыт.

Демонстрация опыта «Обугливание сахара»

Напоминание привил ТБ при работе с серной кислотой.

- Что вы наблюдали?

- Чем является вещество чёрного цвета?

- Какой вывод о составе сахара вы можете сделать?


- Как можно доказать наличие углерода в белке куриного яйца?








- Вы узнаете много нового об углероде и его соединениях на уроках химии. Химия, изучающая соединения углерода называется органической. Может быть с некоторыми из них вы знакомились на других предметах?

- Молодцы, что помните. Это ещё раз доказывает связь изучаемых вами дисциплин.





Обучающийся демонстрирует опыт.



-Сахар почернел.

- Это уголь.

- В состав сахара входит углерод.



Рассуждают и приходят к выводу, что при подгорании куриного яйца на раскалённой сковороде образуется вещество чёрного цвета, которое является углеродом.

- И при подгорании мяса (это белок) образуется углерод.






- На уроках биологии. Изучали белки, жиры, углеводы, ДНК, РНК.






Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, сапоставлять,

преобразовывать информацию.

Регулятивные: уметь понимать, принимать информацию, находить взаимосвязь с другими дисциплинами.

Коммуникативные:участвовать в коллективном обсуждении вопросов, выражать свою точку зрения, соблюдать правила речевого поведения.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.


14

Контроль за результатами учебной деятельности (контрольный тест)


- Итогом нашей работы будет тематический тест. Материалы теста находятся на ваших партах.


Обведите номера ответов, которые вы считаете правильными.


Подведите результаты выполнения теста.


- Сдайте тесты, я проверю ещё раз и посмотрю, над чем нам с вами предстоит ещё поработать.


Выполняют тест.


Слайд №6




Проверяют правильность ответов.


Результаты проверки выставляются в оценочный лист.




Регулятивные: производить выбор наиболее эффективных способов решения; оформлять, проверять, оценивать, корректировать.

Познавательные: уметь проводить простые логические действия, осуществлять структурирование знаний.

Коммуникативные: дать обоснованный ответ, даже в письменной форме.






15

Рефлексия.

Подведение итогов. Выставление отметок.

- Что вы узнали нового?

- Почему углерод называют уникальным элементом и «началом всех начал»?

- Чему научились?

- Какие затруднения вы испытывали?

- Определите, над чем ещё нам с вами необходимо поработать?

- Чем мы сегодня занимались на уроке?














- Посмотрите в свой оценочный листок и скажите, какую оценку поставили вы себе за урок.

- Если с какими-то заданиями вы не справились, не переживайте: вернёмся к вопросам, которые вызвали затруднения на следующем уроке.

- Благодарю вас за плодотворную работу в течение всего урока.


Отвечают на вопросы.

Делают выводы:

- Сегодня на уроке мы изучили строение атома углерода, физические и химические свойства.

- Рассмотрели его применение и биологическое значение.

- Повторили, что такое аллотропия и рассмотрели аллотропные модификации, которые образует углерод.

- Изучили такое свойство как адсорбция.

- Выполнили самостоятельных работы по теме, контрольный тест.

- Работали с учебником, раздаточным

материалом, ПСХЭ , слайдами.

Определяют, какую оценку могут поставить себе за работу на уроке (Оценивают результаты своей деятельности. Подводят итог работы, подсчитывают итоговый балл за работу на уроке. Выставляют итоговую оценку в оценочный лист).




Регулятивные: оценивать свою деятельность и деятельность других обучающихся; осознавать уровень усвоения учебного материала.

Познавательные: делать выводы, прогнозировать дальнейшую работу.

Коммуникативные: выражать свои мысли и действия, соблюдать правила речевого поведения.


Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!