УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВА ИЗБЫТОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Палецкая И.В.
1.Построение языковой картины классов с углубленным изучением иностранных языков как реализация социального заказа.
Актуальность изучения иностранному языку возросла в связи с расширением сферы применения иностранного языка, с развитием процессов глобализации. Иностранный язык используется как средство познания мира, его поликультурного, полиэтнического многообразия.
Социальный заказ общества -ученик новой формации: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Названные факторы повлияли на введение углубленного изучения иностранного языка в лицее.
2.Организация образовательного процесса с углубленным изучением иностранного языка, как ресурс избыточной образовательной среды: для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов возникла необходимость моделирования среды и средообразовательного процесса.
Моделирование образовательной среды УИИЯ: формирование модели прошло определенные этапы:
-Разработка и оформление локальных актов образовательных программ, проектов;
-Освоение функций модели;
-Оценка ожидаемых результатов;
-Определение перспективных направлений развития.
В 2014 году были приняты локальные акты и в 2015 созданы классы УИИЯ с 5,6,7 класса, и далее с 5 класса (был введен второй ИЯ с 7 класса, а затем с 5 класса).
Действующая модель изучения ИЯ на данный период:
- 2 уровня изучения иностранного языка:
-базовый(школа развития-2-4 классы-5-9 классы-10-11классы);
-углубленный 5-9классы-10-11 классы).
-изучение второго языка: базовый 8-9классы;
-углубленный (5-9 классы-10-11 классы).
Углубленное изучение английского языка ведется в гуманитарных классах с 5-9 и с 10 по 11 классы:6г,7г,8г,9г,10м(г),11г.
Внеурочная деятельность: в период с 2015по 2019 г.г. проводились внеурочные занятия по разработанным педагогами курсам:«I love English»,«Занимательный английский», «Театр на английском языке», «Британская история», «Школа Конфуция», летняя площадка«Enjoy listening», « Ecoland».
3.Программы, средства, формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие благоприятные условия для обучения и развития учащихся в соответствии с их интересами и способностями:
Ключевая идея углубленного изучения -идея существенного роста возможностей выбора- ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение углубленного изучения ИЯ в основной школе.
В соответствии с принципами формирования образовательной среды цели углубленного изучения ИЯ:
-создание образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития учащихся в соответствии с их интересами и способностями; -обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой предметных знаний и умений;
-формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
-выявление и развитие их способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с английским языком
Задачи углубленного изучения ИЯ- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, в том числе и программ обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку, их адаптация к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности и любви к Родине.
Организация образовательного процесса в классах с углубленным изучением ИЯ регламентируется следующими документами:
-Основная образовательная программа основного общего образования;
-Учебный план;
Учебный план внеурочной деятельности;
Рабочая программа педагога;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школа раннего развития «Экоша».
Положения
-О классах с углубленным изучением отдельных предметов и профильных классов;
-О приемной комиссии в классы с углубленным изучением предметов и профильные классы;
-О порядке обучения по индивидуальному учебному плану;
-О рабочей программе педагога.
Помимо рабочей программы педагог разрабатывает
-Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся(зачетной недели);
- Программы внеурочной деятельности, дистанционного образования;
- Внедряет дистанционные образовательные технологии(дистанционные курсы);
-Организует проектно-исследовательскую деятельность учащихся, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.
При обучении иностранному языку в искусственных условиях эффективность окружающей образовательной среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей и оказывает непосредственное влияние на результативность обучения. Современная эффективная образовательная среда при обучении иностранному языку - это все, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и что специально вовлекается в это окружение. (И.Л.Бим).
Основными направлениями создания развивающей образовательной среды при изучении иностранного языка являются:
-отбор содержания обучения и технология его освоения и формы взаимодействия учителя и учащихся между собой
-создание высокой мотивации к изучению иностранных языков
-обеспечение качества образовательной деятельности
-создание благоприятной культурно- образовательной среды школы, создание оптимальных условий для сохранения здоровья, обеспечения психологического комфорта и работоспособности субъектов образовательного процесса.
Образовательный процесс по иностранному языку осуществляется вне естественной языковой среды, т для успешного усвоения учащимися учебного материала необходимо создать в школе иноязычную коммуникативную среду, т.е. особым образом организованный в условиях школы образовательный процесс, обеспечивающий уровень владения иностранным языком, достаточный для межкультурного и межличностного общения.
Создание иноязычной коммуникативной среды обеспечивается в лицее:
• Едиными подходами к содержанию образования;
• научно – методическим обеспечением образовательного процесса (единая программа и УМК, позволяющие обеспечить преемственность учебного процесса, наличие банка аутентичных материалов);
• наличием высококвалифицированных преподавателей иностранных языков, реализующих на практике личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный подходы и использующих интерактивные технологии (метод проектов, коммуникативное обучение иноязычной культуре, обучение в сотрудничестве, игровая технология, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии – с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся;
• интеграцией иностранного языка с другими предметами;
•обеспечением возможностей для межкультурного общения с носителями иностранного языка;
•единством целей в организации урочной и внеурочной деятельности, модернизацией форм внеурочной деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса строится на педагогически обоснованном выборе учителем программ, средств, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих получение учащимися образования, соответствующего уровню государственных образовательных стандартов.
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
-Примерной основной образовательнаой программы основного общего образования //http://fgosreestr.ru/;
-авторской программы Апалькова В.Г.: Английский язык.5-9классы.10-11классы: Рабочие программы./ Апальков В.Г.: Английский язык. Предметная линия учебников Английский в фокусе. 5-9 классы.10-11классы.
Рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю -3часа из обязательной части и 2 часа из части, формируемой участниками образовательного процесса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Английский в фокусе» (Spotlight) для 5–9,10-11 классов.
К основным отличительным характеристикам курса относятся :аутентичность языковых материалов; адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы; соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивации, постановке цели, деятельности по достижению цели, самоконтроля, самооценки, самокоррекции; современные, в том числе проектные, компьютерные, технологии; интерактивность, вывод ученика за рамки учебника; личностную ориентацию содержания учебных материалов; включённость родного языка и культуры; систему работы по формированию общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности; межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира; возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса; воспитательную и развивающую ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.
Анализ отличительных характеристик УМК «Английский в фокусе» демонстрирует его соответствие основным направлениям модернизации общего образования. Важным является полноценный и многокомпонентный состав УМК, что обеспечивает качественную работу учителя, с одной стороны, и качественное обучение/изучение иностранного языка – с другой.
Компоненты УМК «Английский в фокусе».
УМК состоит из: учебника; рабочей тетради; книги для учителя; книги для чтения с CD; языкового портфеля; аудиокурса для занятий в классе; аудиокурса для самостоятельных занятий дома; веб-сайта курса (http://www.prosv.ru/umk/spotlight); сборника контрольных заданий; электронного приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома (ABBYY Lingvo); сборника тренировочных упражнений в формате ГИА. Компоненты УМК (языковой портфель, веб-сайт, электронное приложение) обеспечивают последовательное решение обновлённых задач современного школьного языкового образования.
В ходе изучения программы по английскому языку обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности.
Электронные образовательные ресурсы предоставляют равные возможности и доступ к ценностям общей культуры, расширяют мировоззрение учащихся.
-Единый государственный экзамен, онлайн-тесты и электронные курсы http://www.english.language.ru/
-учебники по грамматике, тесты, упражнения, статьи, книги, компьютерные программы, http://www.ez-english.narod.ru/
-Грамматика английского языка: краткое изложение правил с примерами их применения. Интерактивные упражнения. http://www.km.ru/education/grammaryhttp://www.ucl.ac.uk/internet-grammar http://www.yourdictionary.com/grammars1.html
-Сборник словарей yourdictionary.com http://www.yourdictionary.com
-Подборка интервью известных личностей. http://www.eviews.net/-Английский язык: практические упражнения Коллекция упражнений по английскому языку различной тематики и уровня, сборники выражений, тестов, грамматических таблиц. http://www.better-english.com/
-Письменный английский: написание эссе http://essayinfo.com
-Архив литературы на английском языке http://www.online-literature.com
-Words: программа для запоминания иностранных слов http://www.soft-one.com/rus/products/words/
-дистанционное обучение в системе Moodle https://moodle.org/
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному для 5-9 классов ФГОС», разработана на основе авторской программы: "Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Горизонты". 5-9 классы" (авт. М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко) и "Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Горизонты". 10-11 классы (базовый и углублённый уровни)" (авт. М.М. Аверин, М.А. Лытаева). «Горизонты» — это новая серия по немецкому языку как второму иностранному, совместный проект издательства «Просвещение» и немецкого издательства „Cornelsen“ (г. Берлин). «Горизонты» созданы интернациональным авторским коллективом с учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком). Компоненты : Рабочие программы (5—9 классы);Учебник; Рабочая тетрадь с аудиоприложением; Книга для учителя; Контрольные задания (5—6, 7—8 классы);Рабочие листы (5, 6, 7 классы).
Основные характеристики УМК: материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки; возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами; материалы серии включают современный страноведческий компонент по немецкоязычным странам и России; содержит задания игрового и творческого характера ;к окончанию 9 класса линия УМК выводит на предпороговый уровень (А2) Общеевропейских компетенций владения иностранным языком; к окончанию 11 класса учащиеся достигнут порогового уровня (В1);в состав всех УМК входят рабочие тетради с аудиоприложениями на CD (mp3), контрольные задания, книги для учителя и видеофильмы с дидактическим материалом для 5–6 и 7–8 классов; на сайте серии «Горизонты» выложены методические пособия, рабочие листы, информационные материалы для бесплатного скачивания.
Материально техническое и кадровое обеспечение: кабинеты, для всех школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, обеспечены компьютером, мультимедийным проектором и интерактивной доской с выходом в сеть Интернет. Все учителя, работающие со школьниками, обучающихся в классах УИИЯ имеют высшую категорию, большой стаж работы, обучены работе с компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской и работе с Интернет-технологиями (в том числе работе с электронными образовательными ресурсами).
Создание языковой развивающей среды (участие в конкурсах, олимпиадах, проектах).
Критерием качества образовательной среды определяется ее способность обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития.
Образовательная среда лицея органично объединяет основное и дополнительное образование, характеризуется открытостью, направлена на развитие ученика, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей.
Учащиеся под руководством учителей иностранных языков участвуют и становятся победителями и призерами в муниципальных, региональных, международных конкурсах на иностранных языках, во всероссийских и международных проектах.
Озвучу лишь наиболее значимые мероприятия:
-городские Брэйн-ринги и интеллектуальные игры – «Лондон», « Королевские манеры и этикет», «World Wonders», «Irish souvenir», К.С. Льюис, цикл «Хроники Нарнии», «Австралия», конкурс «Alphabet», игры-квесты по творчеству немецкого писателя В. Гауфа, «Связь времен» по истории российских немцев;
-областные интеллектуальные игры на английском, китайском языке «Великие города Китая», «Мифы и легегды Китая», по творчеству Джейн Остен, по произведениям Э.Несбит, по произведениям о Шерлоке Холмсе;
- конкурс по китайской культуре среди школьников «Веселая панда»;
-областной литературный фестиваль на английском, немецком, китайском языках;
-областной фестиваль иностранной песни «Весь мир поёт»;
-всероссийская олимпиаде по английскому языку (Викторина от Дамблдора);
-Международный блицтурнир по английскому языку «RAINBOW»;
-Семнадцатый Санкт-Петербургский конкурс молодых переводчиков «Sensum de Sensu»;
-Открытая олимпиада для школьников по английскому и китайскому языку на базе ФГО НГТУ;
-олимпиада Сибирского института международных отношений и регионоведения (СИМОиР);
-олимпиада имени М.В. Ломоносова «Юные таланты»;
-Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений;
- Евразийская лингвистическая олимпиада;
-городская научно-практическая конференция по иностранным языкам;
-областная научно-практическая конференция по иностранным языкам среди учащихся 4-6, 7-8, 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области.
Чем богаче образовательная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склонностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.