СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Углубленное изучения Рисунка,Живописи, и Композиции

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная дополнительная программа по рисунку живописи и композиции выполнена в связи с потребностями учащихся .

Просмотр содержимого документа
«Углубленное изучения Рисунка,Живописи, и Композиции»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА






НАПРАВЛЕННОСТЬ: Художественная


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 3

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:7-18












Разработчик программы:

Морозова-Богатырева Татьяна Александровна







г. Армянск - 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соврименном мире готовых художественных, компьютерных программ, технологий все больше места для творчества. Но при этом нужно отметить что любая идея и ее реализация должна базироватсь на грамотности. И изобразительная деятельность тому не исключение. Все актуальнее звучит вопрос, а дазовых знаниях обучающихся в художественной свере. В этом поможет данная дополнительная общеоброзовательная программа (академический рисунок ,живопись, композиция) длагодаря каторой дети станут не только видеть все прекрасное что их окружает и есть в них но и передовать это окружающим с помощью всех художественных средств.

Дополнительная общеразвивающая программа изостудии «Цвет и Тон» составлена на основе праграмм

1. «Изоброзительное искусство» рабочая программа.С.П.Ломов,Н.В. Долгоаршинных, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина, Н. С. Иванова, Н. М. Сокольникова-Москва.Дрофа.2017год

2 «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., Москва. - 2000 г.


Нормативные правовые документы, на основе которых разработана дополнительная общеразвивающая программа:

Федеральный уровень

Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

«Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Региональный уровень

Конституция Республики Крым. Принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года

Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». Принят Государственным Советом Республики Крым 17 июня 2015 года. Вступает в силу 1 января 2016 года.

Локальные акты

Положение о требованиях к дополнительным общеразвивающим программам, утвержденным приказом «ЦДЮТ» города Армянска от 12.01.2015г. №07


Направленность программы. Данная программа «Цвет и Тон» дополнительного образования является программой художественной направленности. Она направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению базовым академическим знаниям в сфере искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.

- по содержанию художественно-эстетической;

- по функциональному предназначению — учебно - познавательной, прикладной;

- по форме организации — групповой, студийной;

- по времени реализации — трехгодичной.


Актуальность программы заключается в строгой последовательности изучения базових законов и правил композиции, живописи и рисунка.

Данная программа включает в себя углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и тд.

При этом данная программа дополнительного образования детей направленномна:

– создание условий для развития ребенка; 
– развитие мотивации к познанию и творчеству; 
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


Новизна, отличительные особенности программы состоит в том, что она расширяет и углубляет содержания по основам ИЗО в данной программе , художественные знания , умения и навыки позволяют детям освоить базовые основы изобразительного творчества и являются средствами приобщения к художественной культуре.

При этом данная программа дополнительного образования детей направлена на:

– создание условий для развития ребенка; 
– развитие мотивации к познанию и творчеству; 
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям; 
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Отличительной особенностью данной программы является то, что содержание и материал данной программы организован по принципу предпрофисионального в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Обучающие знакомятся и осваивают техники рисования, цветоведения знакомятся с видами изобразительного искусства. Учатся передавать выразительные особенности формы и размеры предмета (высокий, низкий, большой, маленький). Подбирать цвет и форму, выстраивать композиционный ряд. Работа с художественным образом по вооброжению, по памяти

2. "Базовый уровень". Предполагает освоение и закрепление ранее полученных знаний и умений. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах

визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, рисунок),

Учится работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом и портретом, передавать пространственные планы в живописи и рисунке (линейная и воздушная перспектива).






Педагогическая целесообразность. Обучение по данной программе способствует созданию условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей и подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области академического рисунка, живописи, композиции.

Цель настоящей программы:Разностороннее развитие учащихся путем  освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира . Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами;

Обучить умениям и навыкам владеть различными техниками работы по академическому рисунку, живописи, композиции

Активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

Обучающие:

при освоении программы:

-  познакомить учащихся с историей и современными направлениями в изобразительном искусстве;

- обучить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- сформировать знания по основам : композиции, живописи, рисунку

На стартовом уровне обучения:

  • Познакомить с традиционными видами живописи;

  • Познакомить с нетрадиционными техниками рисования;

  • Обучить выполнять композиционные роботы по воображению;

  • Обучить выполнять цветовые сооотношения;

  • Обучить выполнять изобразительный сюжет в различных графических техниках.

На базовом уровне обучения:

  • Познакомить с основами академической композиции;

  • Познакомить с техникой «аля-прима»;

  • Познакомить с техникой «гризаль»;

  • Познакомить с техникой «гратография»;

  • Познакомить с этапами выполнения творческого проекта;

  • Обучить выполнять академический рисунок с натуры.

  • Обучить выполнять эскизы на пленэре ;

  • Обучить выполнять различной сложности живописные соотношения;

  • Обучить выполнять портреты с натуры.

Развивающие:

  • Развивать глазомер;

  • Развивать образное и пространственное мышление, внимание, память, воображение;

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал, фантазию каждого ребенка;

  • Развивать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружаю­щим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность, взаимопомощь при выполнении работ.).

  • Воспитывать экономное отношение к используемым материалам, приобщать к основам культуры труда.


Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы. Программа рассчитана на детей 7-18 лет. Обучающиеся формируются в группы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей. Допускается разница в возрасте от одного до четырех лет. Учащиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу стартового, базового уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Наполняемость в группах на основании норм СанПиН 2.4.4.3172-14 («Мастерские акварельной живописи и рисунка » - 4,0 м2 на одного ребенка; 39.8 / 4.0 = 10) составляет:

первый год обучения — 10 человек;

второй год обучения — 10 человек;

третий год обучения —10 человек.

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы 7—10 лет, 11—14 лет, 15—18 лет. Условия набора детей в коллектив: на основании собеседования.

Срок реализации программы – 3 учебных года. Объем часов программы в год составляет:

первый год - 144 часа;

второй год - 144 часа;

третий год - 216 часов;

На полное освоение программы требуется 504 учебных часов.

Выпускникам выдаются свидетельства о прохождении курса о дополнительном образовании.



.


Формы организации деятельности: Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации. Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

- по количеству детей, участвующих в занятии – групповая, индивидуально-групповая;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум, конкурс творческих работ;

- по дидактической цели — вводное занятие по изучению нового материала; занятие по применению и совершенствованию знаний, учений и навыков; комбинированное занятие; занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков; занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков.



Режим занятий

Примерное заполнение таблицы, в зависимости от содержания программы

Год обучения

Количество рабочих недель

Количество в неделю

Количество в год

занятий

Число и продолжительность занятий в день

Часов/минут

занятий

часов

Стартовый уровень

1год

36

2

2 по 45 мин

4

72

144

Базовый уровень

2 год

36

2

2 по 45 мин

4

72

144

Базовый уровень

3 год

36

3

2 по 45 мин

6

108

216




01 сентября по 14 сентября осуществляется набор в детские объединения групп первого года обучения.


Ожидаемые результаты. Требования к результатам освоения дополнительных образовательных программ отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Особенность заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

формирование целостного мировоззрения;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

диагностика результатов познавательно-трудовой , творческой деятельности по принятым критериям и показателям;

соблюдение норм и правил безопасности,

умение работать в коллективе,

формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, у

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


Предметные результаты:

формирование основ художественной культуры, развитие эстетического,

эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,

ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления ;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,

изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и

пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных

техниках;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование

устойчивого интереса к творческой деятельности.



Способы определения результативности:

1. педагогическое наблюдение;

2. педагогический анализ результатов тестирования,

3. выполнения обучающимися диагностических заданий,

4. участие в мероприятиях (конкурсы, выставки, викторины).

Виды контроля

Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.

Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (викторины, опросы).

Тематический контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала по определенной теме. Определение результатов обучения (опрос,

самостоятельная работа, выставка и др.)

Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения (итоговое занятие, тестирование).

Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (экзаменационное тестирование).





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

(занятия 2 раза в неделю по 2 часа)

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Рисунок.

38

4

34

3

Нетрадиционные техники рисования .

16

2

14

4

Живопис

36

4

32

5

Основы цветоведения.

12

2

14

6

Основы композиции

18

4

14

7

Пленэр

10

2

8

8

Конкурсы, выставки.

8

-

8

9

Подведение итогов

4

4

-

10

Всего

144

24

112




СОДЕРЖАНИЕ


1. Вводное занятие (2часа). Знакомство с программой работы изостудии, правилами поведения при проведении практических работ. Организационные вопросы.

2. Рисунок (38 часа). Техника создания тонального пятна в рисунке. Изображение пятна, линии и точек разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Знакомства с направлением в технике «Граттаж», технология изготовления рисунка. Техникой «Пуантилизма», технология изготовления рисунка. Основные понятия о пропорциях лица человека, световоздушная перспектива, основы построения геометрических фигур.

Практическая работа: Выполнение работ с изображением животных, растений, бытовых предметов. Рисунок геометрических фигур: гипсовый куб, цилиндр, конус, шар.Изображения портрета родных.

-рисование в технике «Гратография»: подготовка основы, процарапывания сюжетных композиций.

-рисование в технике «Пуантилизма»: прорисовка эскиза, выбор материала, выполнение рисунка по выбору обучающимися.

-рисование портретов.

.

3.Нетрадиционные техники рисования. (16 часа) Знакомство с техниками нетрадиционных техник рисования: ниткография, монотипия, отпечатками мыльных пузырей, рисование свечой, рисование пальцами и ребром ладони, рисование ватными палочками.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием нетрадиционных техник рисования .

- выполнение работ в технике ниткография.

- выполнение работ в технике монотипия.

- выполнение работ в технике рисование свечой.

- выполнение работ ватными палочками.

- выполнение работ в технике рисование пальцами, ребром ладони;

- выполнение работ в технике рисование мыльными пузырями.

4. Живопис (36 часа) Знакомство с понятиями живописи и её

главными выразительными средствами. Основные жанры живописи. Понятие светотень как средство выражения живописной формы. Контраст и нюанс в живописи.

Практическая работа.

-рисование гуашью: портрет мамы, брата, сестры в цвете;

-рисование гуашью предметов быта и фруктов: ваза, чайник, кувшин,

-натюрморты из двух предметов: чайник, груша; кувшин, персик;

- выполнение сюжетных рисунков по заданной теме


5. Основы цветоведения. (12часа) Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. Понятие «перспектива» при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Закон линейной перспективы в живописи.

Практическая работа

- Выполнение растяжек основного цвета.

- применение пары контрастных цветов.

- построение ахроматической шкалы.

-подборка калористических решений к различным природным явлениям.

6. Основы композиции (18часа) Знакомство с основными законами постарения композиции: правило третей по золотому сечению, правило равновесия (баланс), понятие ритма, статики и динамики.

. Практическая работа

-выполнение упражнения на тему статика.

-выполнение упражнения на тему динамика.

- выполнение сюжетных рисунков по заданной теме с преминением правил третей по золотому сечению.

-выполнение творческих работ на заданную тему

7.Плэнер (12 ч.) Знакомство с основными принципами и правилами работы на плэнере.

Особенности работы на пленэре.

Практическая работа:

-рисование живой природы с натуры: деревья, цветы, трава

-зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа;

- этюды и зарисовки пейзажем

8.Конкурсы, выставки (10 ч.)

Работа над рисунками для конкурсов. Подготовка и проведение выставок работ учеников изостудии. Участие в конкурсах и выставках. Посещение художественных выставок, выставок детских работ

9.Подведение итогов (4 ч.)

Отчетная выставка работ учащихся изостудии. Подведение итогов за учебный год.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Название раздела

Формы занятий

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

Рисование


Традиционное занятие, игра-путешествие,

практическое занятие,

соревнование

контрольное занятие, открытое занятие для родителей,

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка

Ноутбук


Нетрадиционные техники рисования

Традиционное занятие, игра-путешествие,

практическое занятие,

соревнование,

творческая встреча

Контрольное занятие, открытое занятие для родителей,

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

Ноутбук

Живопись

Традиционное занятие, игра-путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

Ноутбук

Основы цветоведения.

Традиционное занятие, игра-путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ


Ноутбук

Основы композиции

Традиционное занятие, игра-путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ

Ноутбук

Пленэр

Практическое занятие

Коллективный анализ работ, самоанализ, выставка



Дидактический материал:

Рисование: таблица основных и дополнительных цветов, таблица классификации видов линий, шаблоны для рисования ( ваза большая , маленькая 20 шт., самовар ( заварник) 12 шт.);

Литература:

1. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Колористика.

2. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись.

3. Сенин А., Коваль О. Школа рисунка карандашом.

Нетрадиционные техники рисования: наглядный материал (работы выполненные в нетрадиционной технике рисования);

Литература:

1.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Живопись: схемы поэтапной живописной раскладки (Времена года)

Литература:

1.

Основы цветоведения: таблица основных и дополнительных цветов, схема цветового круга, шаблоны для работы: «Радуга» -15 шт., «Снежинка»- 15 шт., «Лев» -15 шт.,

Литература:

Основы композиции: Репрадукции ().

Литература:

1


По окончании первого года обучения обучающиеся должны:

знать:

свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;

знание законов перспективы;

знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

Уметь: в рисунке (карандаш, перо, тушь) передать материальность предмета, например кору дерева, листву деревьев, камни и т.д.;

-Передавать виды форм (геометрические, природные, фантазийные);

-Работать с нетрадиционными способами рисования;

-Передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно – воздушной среды;

рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

-Изображать растения, животных;

Применять на практике:

-Применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

-Применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах

использовать средства живописи и графики, их изобразительно - выразительные возможности.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения


№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Рисунок.

38

4

34

3

Нетрадиционные техники рисования.

8

2

14

4

Живопис

36

4

32

5

Основы цветоведения.

10

2

14

6

Основы композиции

28

4

14

7

Пленэр

10

2

8

8

Конкурсы, выставки.

8

-

8

9

Подведение итогов

4

4

-

10

Всего

144

24

112


СОДЕРЖАНИЕ


1. Вводное занятие (2часа). Знакомство с программой работы изостудии, правилами поведения при проведении практических работ. Организационные вопросы.

2. Рисунок (38 часа). Техника создания тонального пятна в рисунке. Изображение пятна, линии и точек разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Основные понятия о пропорциях лица человека, световоздушная перспектива, основы построения геометрических фигур. Знакомство с понятием «пропорция», «симметрия», «светотень»; законов перспективы. Техника моделировки формы сложных предметов тоном.

Практическая работа: Выполнение работ с изображением животных, растений, бытовых предметов. Рисунок геометрических фигур: гипсовый куб, цилиндр, конус, шар.Изображения портрета и фигуры человека. Выполнение линейно конструктивных, геометрических изображений.

-Рисование линейно-конструктивного рисунка;

-Рисование тонального длительного рисунка;

-Рисование портретов,

.

3.Нетрадиционные техники рисования. (10 часа) Знакомство с техниками нетрадиционных техник рисования: ниткография, монотипия, отпечатками мыльных пузырей, рисование ватными палочками.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием нетрадиционных техник рисования .

- выполнение работ в технике ниткография.

- выполнение работ в технике монотипия.

- выполнение работ ватными палочками.

- выполнение работ в технике рисование мыльными пузырями.

4. Живопис (36 часа) Знакомство с понятиями живописи и её

главными выразительными средствами. Основные жанры живописи. Понятие светотень как средство выражения живописной формы. Контраст и нюанс в живописи. Знакомство с техникой «Гризайль». ;

Практическая работа.

-рисование гуашью: портрет мамы, брата, сестры в цвете;

-рисование гуашью предметов быта и фруктов: ваза, чайник, кувшин,

-натюрморты из двух предметов: чайник, груша; кувшин, персик;

- выполнение сюжетных рисунков по заданной теме


5. Основы цветоведения. (10часа) Знакомство с цветвой калористикой. Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. Понятие «перспектива» при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Закон линейной перспективы в живописи.

Практическая работа

-Построение ахроматической шкалы.

-Применение пары контрасных цветов.

-Подборка калористических решений к различным природным явлениям.

-Выполнение растяжек основного цвета.

6. Основы композиции (28 часа) Знакомство с основными законами постарения композиции: правило третей по золотому сечению, правило равновесия (баланс), понятие ритма, статики и динамики. Знакомство с цветом в композиции станковой; сюжетная композиция; - декоративная композиция; - создание художественного образа в композиции;

. Практическая работа

-выполнение упражнения на тему статика.

-выполнение упражнения на тему динамика.

-выполнение сюжетных композиций;

- выполнение декоративных композиций;

- создание художественного образа в композиции;

- выполнение сюжетных рисунков по заданной теме с преминением правил третей по золотому сечению.

-выполнение творческих работ на заданную тему

7.Плэнер (10 ч.) Знакомство с основными принципами и правилами работы на плэнере.

Особенности работы на пленэре.

Практическая работа:

-рисование живой природы с натуры: деревья, цветы, трава

-зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа;

- этюды и зарисовки пейзажем

- архитектурные мотивы;

- натюрморт на пленэре;

- зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека;

8.Конкурсы, выставки (8 ч.)

Работа над рисунками для конкурсов. Подготовка и проведение выставок работ учеников изостудии. Участие в конкурсах и выставках. Посещение художественных выставок, выставок детских работ

9.Подведение итогов (4 ч.)

Отчетная выставка работ учащихся изостудии. Подведение итогов за учебный год.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Название раздела

Формы занятий

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

Рисунок.


Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие, открытое занятие для родителей,

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка

Ноутбук



Нетрадиционные техники рисования

Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование,

творческая встреча

Контрольное занятие, открытое занятие для родителей,

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ



Ноутбук

Живопись

Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ


Ноутбук

Основы цветоведения

Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ


Ноутбук

Основы композиции

Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ


Ноутбук

Пленэр

Практическое занятие

Коллективный анализ работ, самоанализ, выставка

Ноутбук

Дидактический материал:

Рисование: таблица основных и дополнительных цветов, таблица классификации видов линий, шаблоны для рисования ( ваза большая , маленькая 20 шт., самовар ( заварник) 12 шт.);

Литература:

1. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Колористика.

2. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись.

3. Сенин А., Коваль О. Школа рисунка карандашом.

Нетрадиционные техники рисования: наглядный материал (работы выполненные в нетрадиционной технике рисования);

Литература:

1.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Живопись: схемы поэтапной живописной раскладки (Времена года)

Литература:

1.

Основы цветоведения: таблица основных и дополнительных цветов, схема цветового круга, шаблоны для работы: «Радуга» -15 шт., «Снежинка»- 15 шт., «Лев» -15 шт.,

Литература:

Основы композиции: Репрадукции ().

Литература:


По окончании второго года обучения обучающиеся должны:

знать:

Знать:

- свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

-знать понятия «пропорции», «симметрии», «светотени»;

-знать законов перспективы;

-знать основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

-знать способы передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

Уметь: в рисунке (карандаш, перо, тушь) передать материальность предмета, например кору дерева, листву деревьев, камни и т.д.;

-Передавать виды форм (геометрические, природные, фантазийные);

-Работать с нетрадиционными способами рисования;

-Передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно – воздушной среды;

рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

-Изображать растения, животных;

Применять на практике:

-Применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

-Применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах

использовать средства живописи и графики, их изобразительно - выразительные возможнос


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения



№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Академический рисунок.

56

4

34

3

Графика

20

2

14

4

Академическая живопис

56

4

32

5

Декоративная композиция

20

2

14

6

Станковая композиция

36

4

14

7

Пленэр

12

2

8

8

Конкурсы, выставки.

10

-

8

9

Подведение итогов

4

4

-

10

Всего

216

24

112


СОДЕРЖАНИЕ


1. Вводное занятие (2часа). Знакомство с программой работы изостудии, правилами поведения при проведении практических работ. Организационные вопросы.

2. Академический рисунок (38 часа). Техника создания тонального пятна в рисунке. Изображение пятна, линии и точек разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Основные понятия о пропорциях лица человека, световоздушная перспектива, основы построения геометрических фигур. Знакомство с понятием «пропорция», «симметрия», «светотень»; законов перспективы. Техника моделировки формы сложных предметов тоном.

Практическая работа: Выполнение работ с изображением животных, растений, бытовых предметов. Рисунок геометрических фигур: гипсовый куб, цилиндр, конус, шар.Изображения портрета и фигуры человека. Выполнение линейно конструктивных, геометрических изображений.

-Рисование линейно-конструктивного рисунка;

-Рисование тонального длительного рисунка;

-Рисование гипсовой головы,

.

3.Графика

4. Академическая живопис (36 часа) Знакомство с понятиями живописи и её

главными выразительными средствами. Основные жанры живописи. Понятие светотень как средство выражения живописной формы. Контраст и нюанс в живописи. Знакомство с техникой «Гризайль». ;

Практическая работа.

-рисование гуашью: портрет мамы, брата, сестры в цвете;

-рисование гуашью предметов быта и фруктов: ваза, чайник, кувшин,

-натюрморты из двух предметов: чайник, груша; кувшин, персик;

- выполнение сюжетных рисунков по заданной теме


5 Декоративная композиция

6. Станковая композиция (28 часа) Знакомство с основными законами постарения композиции: правило третей по золотому сечению, правило равновесия (баланс), понятие ритма, статики и динамики. Знакомство с цветом в композиции станковой; сюжетная композиция; - декоративная композиция; - создание художественного образа в композиции;

. Практическая работа

-выполнение упражнения на тему статика.

-выполнение упражнения на тему динамика.

-выполнение сюжетных композиций;

- выполнение декоративных композиций;

- создание художественного образа в композиции;

- выполнение сюжетных рисунков по заданной теме с преминением правил третей по золотому сечению.

-выполнение творческих работ на заданную тему

7.Плэнер (10 ч.) Знакомство с основными принципами и правилами работы на плэнере.

Особенности работы на пленэре.

Практическая работа:

-рисование живой природы с натуры: деревья, цветы, трава

-зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа;

- этюды и зарисовки пейзажем

- архитектурные мотивы;

- натюрморт на пленэре;

- зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека;

8.Конкурсы, выставки (8 ч.)

Работа над рисунками для конкурсов. Подготовка и проведение выставок работ учеников изостудии. Участие в конкурсах и выставках. Посещение художественных выставок, выставок детских работ

9.Подведение итогов (4 ч.)

Отчетная выставка работ учащихся изостудии. Подведение итогов за учебный год.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Название раздела

Формы занятий

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

Рисунок.


Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие, открытое занятие для родителей,

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка

Ноутбук



Графика

Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование,

творческая встреча

Контрольное занятие, открытое занятие для родителей,

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ



Ноутбук

Живопись

Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ


Ноутбук

Декоративная композиция.

Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ


Ноутбук

Композиции композиция.



Традиционное занятие, путешествие,

практическое занятие,

соревнование

Контрольное занятие

коллективный анализ работ, самоанализ, выставка,

презентация творческих работ


Ноутбук

Пленэр

Практическое занятие

Коллективный анализ работ, самоанализ, выставка

Ноутбук

Дидактический материал:

Рисование: таблица основных и дополнительных цветов, таблица классификации видов линий, шаблоны для рисования ( ваза большая , маленькая 20 шт., самовар ( заварник) 12 шт.);

Литература:

1. Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Колористика.

2. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись.

3. Сенин А., Коваль О. Школа рисунка карандашом.

Нетрадиционные техники рисования: наглядный материал (работы выполненные в нетрадиционной технике рисования);

Литература:

1.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Живопись: схемы поэтапной живописной раскладки (Времена года)

Литература:

1.

Основы цветоведения: таблица основных и дополнительных цветов, схема цветового круга, шаблоны для работы: «Радуга» -15 шт., «Снежинка»- 15 шт., «Лев» -15 шт.,

Литература:

Основы композиции: Репрадукции ().

Литература:


По окончании третьего года обучения обучающиеся должны:

Знать:

отличительные признаки жанров изобразительного искусства;

- сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, художественно

– выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень, объем, перспектива), их роль в восприятии произведений;

- художественные приемы в изобразительном творчестве на примерах картин художников И. Репина, В. Сурикова, В. Серова и др. художников.

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

- основы построения композиции натюрморта, пейзажа. Тематической композиции птиц, животных;

Уметь:

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 3-х предметов; - знать основные и дополнительные цвета. Понятие цветовой контраст, теплая и холодная цветовая гамма;

- уметь моделировать форму и объем фигуры, соблюдать пропорции; - передать в своей картине настроение и колорит;

- владеть живописной техникой акварели, гуаши, масляной краски;

- работать графическими материалами: карандаш, уголь, масляная и художественная пастель;

- соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

- выбирать художественные материалы, для наиболее точного выражения своего замысла;

- работать в различных жанрах; - уметь работать в группе, содержать в порядке рабочее место;

Применять на практике:

-Применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

-Применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах

использовать средства живописи и графики, их изобразительно - выразительные возможнос