УРОК № 57. Тема 1. Измерение величин 5 класс
(учебник: Математика, 6 кл. под ред. Никольского С.М.)
Тема. Угол. Измерение углов. (1 урок)
Цель: формировать понятие «угол», «вершина», «стороны угла», «биссектриса угла», знакомство с обозначением углов; формировать у учащихся умение строить угол; различать углы на готовых рисунках и обозначать углы разными способами.
На доске – окружность с радиусом, диаметром, хордой.
Лучи.
Ход урока.
Организационный момент.
Включение учащихся в учебную деятельность.
Приветствие, учёт отсутствующих.
Раздача/сбор тетрадей
Запись числа, классная работа.
Актуализация знаний.
Что такое окружность? (Окружность - замкнутая линия, которая состоит из множества точек, находящихся на одинаковом расстоянии от центра окружности)
Что такое радиус окружности? (Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой)
Хорда – отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
Диаметр – хорда, проходящая через центр окружности.
Что можно сказать про диаметр и радиус окружности? Диаметр равен двум радиусам
Что называется прямой?
Отрезком?
Как могут располагаться две прямые?
Как построить координатный луч?
Что называется единичным отрезком?
Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся:
Мы на чистеньком листочке
Два луча из одной точки
Аккуратно проведем.
Как мы это назовем? (Угол.)
Ответ на данную загадку и будет являться темой нашего урока.
В повседневной жизни нас окружают геометрические фигуры. И слово «УГОЛ» мы тоже уже слышали не раз.
Изучение нового материала
Первичное усвоение новых знаний
Начертите два луча, выходящие из одной вершины.
Эти лучи разбивают плоскость на две части, которые называются углами.
Угол — это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало.
Обозначение: ∟АВС или ∟В
Точка В – вершина угла, Лучи АВ и ВС – стороны.
Давайте подумаем, какие углы называются равными?
Два угла называются равными, если они совпадут при наложении. (Рисунок, ∟АВD=∟DВС
Мы с вами рассмотрим 4 вида углов:
Возьмите лист бумаги и согните пополам. На линии сгиба поставьте точку А. Получилось два луча, выходящих из этой точки. Такой угол называется развернутым.
Перегните этот же лист так, чтобы сгиб проходил через точку А и лучи АВ и ВС совпали. Назовите прямую КМ. Прямая КМ разделила развернутый угол на два равных угла. Такие углы называются прямыми.
∟КАС-прямой
Для измерения углов применяют транспортир. Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.
Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована
от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.
Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Эти части называют градусами.
Углы измеряют в градусах. Для более точного измерения углов используют доли градуса – минуты и секунды. 1 градус = 60 минутам, 1 минута равна 60 секундам.
Как измеряют углы с помощью транспортира?
1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую
отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.
Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.
Прямой угол = 90
Угол, меньший прямого, называют острым.
Угол, больший прямого, но меньший развернутого, называют тупым. Величина тупого угла больше 90, но меньше 180.
Мы с вами знаем, что две прямые могут пересекаться и быть параллельными. Если прямые пересекаются под прямым углом, то они называются перпендикулярными.
Физкультминутка
Первичная проверка понимания:
№ 423
Работа в тетради:
№ 424
∟AOB=40 ∟CDE=90 ∟MNK=120 ∟TRS=50
Первичное закрепление.
№ 425 (5 углов)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
С.92-94 п.2.6, с. 94 № 425 (оставшиеся 5 углов)
Рефлексия (подведение итогов занятия).