Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель : сформировать понятие угла; познакомить учащихся с видами углов и чертежными инструментами, с помощью которого можно изображать углы; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе. Формировать УУД : Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные : умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действии на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные : умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные : умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать понятие угла, виды углов; уметь чертить все виды углов. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности. Метапредметные : регулятивные- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания ( находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать знаково- символические средства; преобразовывать информацию из одной формы в другую. уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений. |
Задачи: | обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби. Развивающие: развивающие: способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, способности к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора. миру посредством математики, развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. |
Цели : | Знать понятие угла; Развивать умения читать и записывать углы; Формировать понятия видов углов (острый, прямой, развернутый , тупой); Продолжить работу по формированию умения решать текстовые задачи; Развивать умения находить процент от числа и число по его проценту Продолжить работу по формированию нахождения площади и периметра квадрата и прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся;. Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь. Воспитание культуры речи, усидчивости. |
Методы | По источникам знаний: словесный, наглядный; По степени взаимодействия учитель- ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично- поисковый |
Основные понятия | Угол, стороны угла, вершина угла, прямой угол, развернутый угол, чертежный треугольник, сравнение углов. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ресурсы | Учебник, презентация «Углы» Попов. М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике : 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика, 5 класс»,- М: Экзамен, 2016. Ю.А.Глазков, В.И.Ахременкова, КИМ , Математика, 5 класс, - М: «ЭКЗАМЕН», 2014. Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, Работаем по новым стандартам- Планируемые результаты. Система заданий.- М: «Просвещение», 2013. |
Тип урока : урок «открытия» нового знания.
Технология проведения | деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: требования к ученику с позиций учебной деятельности; формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность, устанавливать тематические рамки; рамки; наметить шаги учебной деятельности | Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки | - Разгадав кроссворд, вы узнаете тему сегодняшнего урока. По горизонтали : 1.Единица измерения времени (секунда 2.Единица измерения массы. ( Грамм) 3. Десятичная… (Дробь) 4.Единица измерения расстояния (Километр) Слайд 1 - Какая геометрическая фигура изображена на слайде? - Из каких фигур она состоит? - Попробуйте сформулировать определение угла. - Сверьте определение, которое вы дали, с приведенным на слайде. - Как называются части угла?. - Разобрать, что такое внутренняя и внешняя область угла. | Слушают учителя, участвуют в беседе, способствую-щей постановке учебной проблемы и формулирова-нию темы, цели. | Могут сформулировать определение угла, верно использовать термины «угол», «вершина угла», «стороны угла». | Личностные : проявлять познавательный интерес к новой теме. Познавательные : уметь работать с информацией разного вида. Коммуникативные- уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; формировать свои мысли в устной форме. |
ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: выполнения учащимися пробного учебного действия; вание индивидуального затруднения; операцию) затруднения; речи причину затруднения. | Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуаль-ного затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения | Слайд 2 - Как вы думаете, какая фигура изображена на слайде? - Из каких фигур она состоит? - Попробуйте сформулировать определение этой фигуры. - Сравните свое определение с определением на стр. 244 учебника. Слайд 3 - Как вы думаете, какая фигура изображена на слайде? - Из каких фигур она состоит? - Попробуйте сформулировать определение этой фигуры - Сравните свое определение с определением на стр. 244 учебника. - Начертите развернутый и прямой угол в тетради. | Под руководством учителя формулируют понятия. Записывают определения в тетрадях. | Знать определение развернутого и прямого угла. | Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. |
ІІІ. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговарива-нием во внешней речи. | Работа с учебником : стр. 245-247, № 1613 - Что нужно помнить при чтении и записи углов?(читают и записывают). - Есть ли среди данных углов прямые?, развернутые? - Сколько равных углов вы видите ? ( 6) - На сколько частей эти углы делят плоскость? № 1614 – 1615, №1616 - Назовите острые углы, которые у вас получились. № 1626, 1627. - Как найти % числа, число от %. | Под руководством учителя выполняют задания, отвечают на вопросы, фиксируют новое знание в речи и знаках. Записывают решение задач в тетради. | Уметь по чертежу называть углы, записывать их обозначения, изображать углы с пользованием чертежных инструментов и от руки | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные : строят предложения об информации, необходимой для решения задачи Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.. |
ІV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным стало лучше / стало хуже полезен / бесполезен | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали Осуществляют самооценку. | Уметь анализировать и оценивать свою деятельность . | Р: уметь проговаривать последовательность на уроке: оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Л: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. П - рефлексия способов и условий действия. |
V. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию. п.41, стр. 248 - 249, № 1638, 1639, 1641, 1642 (а). Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. | Записывают домашнее задание | | Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения Коммуникативные: умение слушать. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока 2. Тема «УГОЛ. ПРЯМОЙ и РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ. ЧЕРТЕЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК» Тип урока : урок общеметодологической направленности ( закрепление новых знаний и способов действий при решении задач). |
Технология проведения | деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создавать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Устанавливает тематические рамки. Помогает уточнить тип урока и назвать шаги учебной деятельности. Организует беседу, побуждает к правильным ответам. | Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок. - Вспомните тему прошлого урока. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? - Какие знания используем в работе? - Как проверить, хорошо ли вы усвоили тему? - Ответьте на вопросы на стр.245. 1. Прочитайте все углы, которые видите. - Есть ли среди углов развернутый угол? - Прямой? - Сколько прямых углов вы видите? | Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклас-сниками. | Знать определение угла, прямого угла и развернутого угла. | Познавательные : уметь использовать знаково - символические средства. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. |
ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: пробного учебного действия; операцию) затруднения; речи причину затруднения. | Организует обобщение актуализированных знаний, фиксирование индивидуального затруднения, выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения. | - Сегодня мы познакомимся с чертежным треугольником, с помощью которого можно определить и построить прямой угол. Работа с учебником: стр. 246, № 1617 -Что вы обнаружили, сравнивая углы? № 1618 –1619 -Возьмите в руки чертежный угольник и с его помощью выполните задание. № 1620 – устно. № 1621 - Какой инструмент нам понадобится? -Обозначьте вершины буквами. - Что вы можете сказать про углы прямоугольника и квадрата? - Выпишите название всех углов. - Найдите площадь и периметр прямоугольника и квадрата. | Выполняют задание по учебнику с комментированием у доски. | Познакомить-ся с чертежным треуголь-ником. Уметь строить все изученные виды углов при решении чертежного угольника. Знать формулы нахождения площади и периметра прямоугольника и квадрата. Знать в каких единицах измеряется площадь и периметр | Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других участников образовательного процесса, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий ,высказывать свое предположение. |
ІІІ. Закрепление материала с проговариванием во внешней речи Цель: - закрепить новое знание в речи и знаках | Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. | Работа с учебником : стр. 247, № 1622, - На сколько частей делят плоскость две пересекающие прямые? ( на 4 части). - Посчитайте получившиеся развернутые углы. №1623 - Расскажите, как разделить круг на 4 равные доли. - Сколько прямых углов получилось в круге? -Сколько развернутых углов? -Сколько процентов круга вы закрасили? - Сколько % круга остались незакрашенными? | Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Уметь выполнять построения с помощью чертежного треуголь-ника и циркуля | Познавательные : уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные: осознавать ответственность за общее дело. |
ІV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Подведем итог работы на уроке. - Расскажите, чему вы научились. - Оцените свою деятельность на уроке. УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ! 1). Ребята, что Вам понравилось на уроке? 2). Что показалось трудным? 3). Что нового узнали на уроке? | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Рассказывают, что узнали, что получилось. | Уметь анализировать и оценивать свою деятельность Знать единицы измерения времени. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные - рефлексия способов и условий действия. |
4. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | п.41, стр. 248 - 249, № 1640, 1642 (б), 1643. | Записывают домашнее задание | | Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения Коммуникативные: умение слушать. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока № 3. Тема : «УГОЛ. ПРЯМОЙ и РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ. ЧЕРТЕЖНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК» Тип урока : урок общеметодологической направленности. |
Технология проведения | деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: -создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание, - выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение учащимися самостоятель-ной работы на новое знание, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Эмоциональный настрой на урок. Дети, вам тепло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!) Только начался урок? (Да!) Хотите учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! | Выполняют задания самостоятельно в тетради. Осуществляют проверку в парах. | Уметь выполнять построения углов и точек, которые находятся на сторонах угла, внутри и за пределами угла, выполнять арифметичес-кие действия с десятичны-ми дробями | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; строить понятные для партнера высказывания. Личностные: осознавать ответственность за общее дело |
ІІ. Самостоятельная работа Цель: - создавать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выполнение места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует вы-полнение уча-щимися самос-тоятельной ра-боты на новое знание, выявле-ние места и причины затруднений, работу над ошибками. | Вариант 1 Начертите угол АОВ. Отметьте точки С и D , лежащие внутри угла АОВ, и точки Е иF , лежащие на сторонах угла ОАВ. Начертите прямой и развернутый угол. Какой из этих двух углов больше? Учебник, № 1636 (1). Учебник, № 1637 (1). Вариант 2 Начертите угол АОВ и проведите из вершины угла О луч ОС так, чтобы он разбивал угол АОВ на два угла – угол АОС и угол СОВ Начертите прямой и острый угол. Какой из этих двух углов больше? Учебник, № 1636 (2). Учебник, № 1637 (2). | Выполняют задания самостоятельно в тетради. Осуществляют проверку в парах. Исправляют ошибки. | Уметь выполнять построения углов и точек, которые находятся на сторонах угла, внутри и за пределами угла, выполнять арифметичес-кие действия с десятичными дробями. | Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
ІІІ. Повторение изученного материала. Цель: - организовать повторение изученного материала. | Организует повторение материала. | Работа с учебником : стр. 247 - 248, № 1629- решение с комментированием № 1631 - Сколько клеточек составляют площадь поля? - Ск. % занимает площадь всего поля? - Ск. % приходится на одну клеточку? - Ск. % занимает рожь? 1632 | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания в тетрадях и у доски | Уметь находить процент от числа и число по его проценту | Познавательные: уметь использовать знаково- символические средства, строить логические цепочки рассуждений. Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации. Регулятивные: уметь критически оценивать полученный ответ. |
ІV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует рефлексию, проверку, самооценку учебной деятельности. | - Чему вы научились на уроке? Я - УЗНАЛ… Я - НАУЧИЛСЯ… Я - ПОВТОРИЛ… Я - ЗАКРЕПИЛ… - Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали, что получилось Осуществляют самооценку учебной деятельности. | Уметь анализиро-вать и оценивать свою деятельность | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов. Личностные: уметь осуществлять самооценку учебной деятельности. |
V. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | п. 41, стр. 248, № 1644, 1645, 1646, принести транспортир. | Записывают домашнее задание. | | Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения Коммуникативные: умение слушать. |