Технологическая карта урока
Учебный предмет: геометрия
Класс: 5 А класс
Дата: 29.04.21
Учитель: Смирнова Ф.Ф.
Автор учебника: Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина)
Тема урока: Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
Образовательная -организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:
- приобретение учебной информации,
- контроль усвоения теории,
- применение знаний и умений,
Развивающая - формирование способности анализировать, обобщать полученные знания; формирование логического мышления.
Воспитательная - активизировать интерес к получению новых знаний; воспитание графической культуры, формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей; формирование умений работать в группе.
Задачи урока: создание условий для знакомства учащихся с фигурой угол, его видах, разработка заданий, позволяющих организовать деятельность учащихся по овладению приёмами построения и сравнения углов.
Предметные: 1) сформировать представление об углах, научить читать и записывать углы, ознакомить с прямым и развёрнутым углом.
2) формировать умение работать с чертёжным треугольником.
Метапредметные: использование смарт доски
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и
позицию. Осознанное построение речевых высказываний.
Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе. Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,
способов взаимодействия.
Познавательные: сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение структурировать знания; умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-
следственных связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи. Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. Приёмы саморегуляции.
Личностные
: рефлексия собственной деятельности. Действие
смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование:
компьютерная презентация;
интерактивная доска.
Технологии: ИКТ, технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология творческих мастерских, здоровьесберегающие технологии.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока. 1 мин. | Цель: Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас особенный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Ребята, наш урок начинаем с повторения пройденного материала. Разгадав кроссворд, по вертикали вы сможете прочитать тему урока. По горизонтали: Инструмент для измерения длины отрезков. Сотая часть числа. Единица массы. Единица времени | Речевая. Взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. Слушают и включаются в учебную деятельность. Разгадывают кроссворд на доске. Формулируют тему урока. |
II. Устная работа 5-6 мин III. Этап постановки целей и задач урока 5 мин | Просит учащихся в группах ответить на вопросы и обосновать свое мнение и заполнить лист ответов «Верите ли вы….», а после озвучить свои ответы. Заполняет ответы на доске. (Приложение 1) Предлагает учащимся в парах прочитать текст учебника п.41, выполнить построение углов, записать название углов в тетрадь. Построить прямые и развёрнутые углы. | Отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение, сначала заполняют лист ответов «Верите ли вы….», а после озвучивают свои ответы. Читают текст, строят углы, записывают название углов в тетрадь. |
IV. Физкультминутка 3мин | | |
VI. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности 7 мин | Просит построить несколько углов в тетрадях и один учащийся строит у доски. Вопросы к учащемуся у доски: -какая фигура называется углом; -какой угол называется развёрнутым; - какой угол называется прямым; - какие углы называются равными; -показать различные обозначения углов. -что нужно помнить при чтении и записи углов? -подчеркните название вершины в записи каждого угла. Где находится эта буква? -есть ли среди данных углов прямые? Подчеркните название этих углов. -есть ли среди данных углов развёрнутые? Выделите цветом название этих углов. Предлагает учащимся оформить свои ответы на упражнения из учебника №1613;1614;1616;1622. на листах и подготовиться к презентации своей работы. Работа с учебником самостоятельно | У доски учащийся строит углы, отвечает на вопросы учителя. Работа учащихся в парах. Строят равные углы, прямой, развёрнутый углы. После построения и записи обозначения углов, учащиеся проверяют построенные углы у соседа, сверяя записи и чертежи с доской. Работа с учебником самостоятельно №1613;1614;1616;1622. К доске приглашаются четверо учащихся, которые показывают свои чертежи из заданных номеров, комментируют их. Остальные проверяют свою работу, сверяя её с доской. Выставляют себе оценку |
VI. Этап первичной проверки понимания изученного. 10 мин | Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно. Учитель: Давайте мы с Вами закрепим изученный материал. Просмотреть презентацию | Цель: Закрепить изученный материал. Деятельность: Отвечать на вопросы презентации |
VI. Итоги урока. Рефлексия. 6 мин | Цель этапа: - оценить собственную деятельность на уроке; - поблагодарить друг друга за урок; - зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; - обсудить и записать домашнее задание. Предлагает составить синквейн ( таблица показана на доске). Написание учащимися синквейна.– Прочтение нескольких вслух. (Приложение 2) Просит заполнить лист ответов «Верите ли вы….» вторую колонку и сравнить везде ли они правильно ответили. Сдаются тетради с синквейном, домашней работой и самостоятельной работой. Оценивается каждый ученик по результату выполнения трёх работ, учащиеся узнают оценку на следующем уроке. Домашнее задание: Конкретизирует домашнее задание. Повторить нахождение процента от числа. | Цель: Оценить собственную деятельность на уроке. Деятельность: Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. Отвечать на вопросы п.41;№1638;1640;1646 |
Приложение 1
Учитель: Сегодня мы узнаем с вами новые математические понятия, хотя в повседневной жизни вы с ними хорошо знакомы. Каждый из вас может рассказать как он понимает, что такое угол и какие углы бывают.
Но прежде чем изучать углы давайте поиграем в «Верю - Неверю». Ответьте на следующие утверждения (заполните таблицу в парах) и обоснуйте свое мнение при устном ответе.
Верите ли вы, что… | Ответ в начале урока | Ответ в конце урока |
1. С помощью лучей можно получить новые фигуры. | | |
2.Часовая и минутная стрелки часов образуют в 6 часов два дополнительных друг другу луча. | | |
3. Через одну точку можно провести только одну прямую. | | |
4. Все фигуры, в том числе отрезки, сравнивают наложением. | | |
5. Половина - это 50%. | | |
6. Равные фигуры- это совпадающие при наложении фигуры. | | |
7. Луч можно измерить с помощью линейки. | | |
8. Только одним способом можно разделить круг на четыре равные доли. | | |
9.В моей тетради все углы прямые. | | |
10. Прямой угол – половина развёрнутого угла. | | |
Приложение 2
Синквейн.
1)Понятие (существительное, выражающее главную тему cинквейна) | Угол |
2)Прилагательное (прилагательные, выражающие главную мысль) | Острый, тупой, прямой |
3)Глагол (глаголы, описывающие действия в рамках темы) | Строю, обозначаю |
4)Фраза (фраза, несущая определенный смысл) | Построение углов с помощью чертёжного треугольника |
5)Заключение (ассоциация с первым словом) | Фигура, состоящая из точки и двух лучей |
Заключение: Математика вдохновляет многих людей на стихи. Для того чтобы внести немного романтики в такой серьёзный предмет, я хочу закончить наш урок стихами об углах и элементах нашего угла.
Точка
Пусть сегодня во дворе за окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка.
И на листе получается точка.
Линия
Пусть точек будет очень много, я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой, я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся, дорожка линией зовётся.
Прямая линия
Мне посоветовала мама вести свою дорогу прямо.
Как сделать линию прямой — никак не получается.
Фломастер у меня хромой или рука сбивается?
А вот с линейкой по листу так просто провести черту.
Смотрите, ровная какая, это линия — прямая.
Угол (острый, прямой, тупой)
Мама мой взяла листок и загнула уголок.
Угол вот такой у взрослых называется прямым.
Если угол уже — острым, если шире, то — тупым.