СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УИК на тему Везувий

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа. Написана  для участия в УИК

Просмотр содержимого документа
«Доклад на УИК»

! Приветствие!

Слайд 1. Увидев статью в периодическом издании «Неопознанный мир» на тему «Супервулкан готов разорить нашу планету», я заинтересовалась этим вопросом. В статье говорится о том, что вулкан Везувий, находящийся на территории Италии, является «бомбой замедленного действия». Хотя данный вулкан и не располагается в непосредственной близости с Россией, тем не менее он может представлять угрозу и для российских граждан. Ежегодно жители нашей страны совершают туристические поездки в различные уголки планеты. Изучив данные Ростуризма, я увидела тенденцию снижения посещения Италии российскими туристами.

Не является ли причиной снижения туристического интереса нахождение на территории Италии вулкана Везувий, не угрожает ли он городу Неаполь? Действительно, данный вулкан – единственный действующий вулкан на континентальной Европе, а активная вулканическая деятельность представляет реальную угрозу для жизни людей, так как продукты вулканического извержения уничтожает все на своем пути. Следовательно, перед человечеством стоит вопрос об изучении данного явления природы, так как не каждый владеет информацией о вулканах, в то время как может находиться в непосредственной его близости.

Слайд 2. Цель: изучение вулканической деятельности Везувия. Разработка плана мероприятий внеурочной деятельности по данной теме.

Гипотеза: предположим, что Везувий может стать причиной исчезновения города Неаполя.

Объект: вулкан

Предмет: Везувий.

Задачи, которые передо мной были поставлены мы можете видеть на слайде. Всего их три и направлены они на достижение цели и доказательства гипотезы.


Слайд 3. Итак, давайте же разберемся, что такое вулкан. При анализе литературе по данной тематике, я нашла несколько определений термина «вулкан». Проанализировав их, я сделала следующий вывод, что вулкан – это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которые через них «прорывается» на поверхность земли в виде лавовых потоков. Теперь перед нами стал вопрос, а как же устроен вулкан? Для получения ответа мы снова обратились к литературе, откуда узнали, что вулкан имеет довольно простое строение


Слайд 4. Расскажи и покажи строение вулкана на слайде!

Слайд 5. Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие и потухшие.

Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени или в голоцене, то есть это те вулканы, которые после сильно извержения снова успокаиваются на некоторое время. Спящими считаются те вулканы, которые находятся в фазе покоя. То есть не происходит ни извержений, ни взрывов, но наблюдается небольшая активность (выделение газов, легкая дымка над кратером).

Потухшие вулканы. Вулканологи считают вулкан потухшим, если он не извергается по меньшей мере 50 000 лет (пример Казбек).


Слайд 6 Везувий –действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Расположен на берегу Неаполитанского залива в провинции Неаполь, регион Кампания. Входит в Апеннинскую горную систему, имеет высоту 1281. Он относится к типу стратовулканы, которые, поочередно выбрасывая лаву и шлак, образуют сложные конусы

Слайд 7. Рассказывая, покажи положение на карте.

Самое знаменитое извержению вулкана Везувий произошло в 79 н.э. и привело к гибели 4 римских города — Помпеи, ГеркулАнум, ОплОнтия, и СтАбии. В последующие столетия произошло еще 12 сильных извержений Везувия.

Ни за одним вулканом в мире ученые не наблюдают так пристально, как за Везувием. И это не удивительно, ведь Везувий – это не потухший, а действующий вулкан, и человеку с ним не совладать. Как предупреждают вулканологи, Везувий является «бомбой замедленного действия», а его извержение способно уничтожить полностью итальянский регион Кампания и нанести огромный ущерб всей Европе. При этом власти Неаполя согласны с выводами ученых об опасности пробуждения


Слайд 8 - Таким образом, на основе анализа научной литературы я выяснила:

1. Вулкан – это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которые через них «прорывается» на поверхность земли в виде лавовых потоков.

2. По своему характеру выделяют вулканы: потухшие, действующие и спящие.

3.Вулканическая жизнь Везувия является доказательством утверждения о том, что он является ярким представителем вулканической активности. Так как извержения данного вулкана имеют исторические и зафиксированные подтверждения извержений в течение тысячелетий.

4. За Везувием сегодня следят ученые со всего мира, и не потому, что это самый мощный на планете вулкан, а потому, что у его подножия живет очень много людей, которые, так же беспечны, как в свое время были беспечны, и жители Помпеи.



Слайд 9. На втором этапе работы я провела социологический опрос среди учащихся 5-11 классов и педагогов школы в общем количестве 20 человек. Им было предложено ответить на 6 вопросов (приложение 4).

В ходе обработки полученных результатов опроса я сделала следующие выводы:

  1. Не смогли дать верного определения понятию «вулкан» - 35%.

  2. Затруднились в приведении примеров видов вулканов - 20%.

  3. Привели примеры вулканов нашей планеты - 80%.

  4. Знают о Везувие – 88%, не знают – 12%

  5. Отнесли Везувий к действующим вулканам – 12%, в спящим – 12%, к потухшим – 76% .

  6. Высказали мнение, что Везувий способен на извержение в настоящее время – 20%, решили, что не способен – 80%


Слайд 10. Итак, вследствие малой осведомленности о распространении вулканов на планете, их типологии, а также о владении поверхностной информации о ярком представителе вулканизма – Везувия и незнании опасности, которую он представляет для жителей, было решено создать план мероприятий внеклассной деятельности по географии.

Слайд 11 - Практическое применение моей работы является проведение ряда мероприятий с целью просвещения различной аудитории о данном явлении природы

Слайд 12 - В этом исследовательском реферате я выяснила, что такое вулкан и какие типы вулканов существуют на нашей планете. Проанализировала научную литературу о вулканической жизни Везувия и пришла к выводу, что он является ярким представителем вулканической активности.

Доказательством права существовании моей гипотезы служит то, что Везувий имеет исторические и зафиксированные подтверждения извержений в течение тысячелетий. И сейчас он не дает о себе забывать, время от времени показывает свою активность легкой дымкой, выпускающейся из кратера. Предположения ученых об огромной разрушительной силе, скрытой в данном вулкане, находят подтверждения, получаемые при наблюдении за Везувием. Все эти факты указывают на вулканическую активность, а значит на возможность извержения вулкана в настоящее время с такой силой, которой хватит для сокрушение города Неаполь.

Цель работы достигнута: была проанализирована научная литература по данной тематике, а также создан план мероприятий внеклассной деятельности по географии, сроком реализации – 3 месяца.

Практическое применение моей работы является проведение ряда мероприятий с целью просвещения различной аудитории о данном явлении природы.

Данная тема меня очень увлекла и заинтересовала. В дальнейшем я планирую изучение распространения вулканизма на территории Красноярского края с целью изучения возможности пробуждения потухших вулканов, находящихся на данной территории.



№ п.п.

Мероприятие

Цель

Аудитория

Сроки реализации

1

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.

Детский сад, подготовительная группа

март

2

Занятие по ознакомлению с темой: «Вулканы. Горячие источники-гейзеры»


Формирование представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях; ознакомить с отличиями действующих, спящих и потухших вулканов.

4 класс

апрель

3

Викторина «Давай знакомиться, Везувий»

Систематизировать и расширить круг знаний о вулканах.

6-8 классы

май

Вулканы Красноярского края: Черная сопка, Николаевская сопка ( Гремящая царь-гора).

Действующие вулканы: на Земле около 1500, примерно ежегодно 50 извергаются ( страны: Исландия(Всем нам памятно извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году, когда тысячи тонн пепла и мусора затмили небо над островом и в течение нескольких недель авиаперелеты над Европой были запрещены)Индонезия ( в 2014 году, влк. Келуд), Япония, Чили, Перу)

Вулканы России: Шиве́луч( извержение в 2004-2005 гг), Кроно́цкая Со́пка, Ключевска́я Со́пка( последнее извержение в 2015 году) Является самым высоким активным вулканом на Евразийском материке.

Последнее извержение Везувия произошло в 1944 году. На сегодняшний день гора Везувий считается одним из самых опасных вулканов мира, поскольку в его окрестностях проживает более 3 миллионов человек. 


Просмотр содержимого документа
«УИК 2016. Степанова А.Д.»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БОГУЧАНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРТЮГИНСКАЯ ШКОЛА


Секция: «География, экономика, технология»



«ЧТО СКРЫВАЕТ ВЕЗУВИЙ?»


Районная учебно-исследовательская конференция

«Первые шаги в науку»

Номинация работы: исследовательский реферат




Выполнила:

учащаяся 8 класса

МКОУ Артюгинской школы

Степанова Александра Дмитриевна


Руководитель:

учитель географии

МКОУ Артюгинской школы

Скурихина Дарья Андреевна

п. Артюгино, 2016

Содержание

Введение ………………………………………………...…...…………..4-6

I.Вулканы. Вулканическая жизнь Везувия..…………………………..7-13

II. Результаты социологического опроса……………………………….14

III. План внеклассной деятельности по географии……………………..15

Заключение………………………………….…………………..…...……16

Список литературы…………………………………………...…….…17-18

Приложение























Аннотация


Общие сведения о учащейся:

Фамилия, имя, отчество: Степанова Александра Дмитриевна

Возрастная номинация: 8 класс

Наименование учебного заведения: МКОУ Артюгинская СОШ

Название работы: «Что скрывает Везувий?»

Общие сведение о руководителе:

Фамилия, имя, отчество: Скурихина Дарья Андреевна

Должность: учитель географии

Наименование учебного заведения: МКОУ Артюгинская СОШ

Цель данного исследования заключается в изучении вулканической активности вулкана Везувия.

Методы исследования: анализ различных информационных источников , социологический опрос.


Новизна работы. Уточнено представление об опасности нахождения жителей различных зон контакта с вулканами. Разработан план внеклассных мероприятий по теме, направленных на ознакомлении различной аудитории об опасности вулканизма. Реализация мероприятий позволит увеличить знания населения о данном явлении природы.


Результат работы:

  1. Описано явление как «вулканизм».

  2. Обобщены знания о вулканической деятельности и опасности Везувия.

  3. Проведен социологический опрос, результа которого положен в создания внеклассной деятельности по данной тематике с целью ознакомления населения с вулканизмом.



Введение



Актуальность работы. Увидев статью в периодическом издании «Неопознанный мир» на тему «Супервулкан готов разорить нашу планету» [8], я заинтересовалась этим вопросом. В статье говорится о том, что вулкан Везувий, находящийся на территории Италии, является «бомбой замедленного действия» [8]. Хотя данный вулкан и не располагается в непосредственной близости с Россией, тем не менее он может представлять угрозу и для россиян. Ежегодно жители нашей страны совершают туристические поездки в различные уголки планеты. По статистическим данным Ростуризма в 2014 году число выехавших российских граждан в туристические поездки составило 17611 тысяч человек, в том числе 747379 человека посетило Италию, а в период с января по ноябрь 2015 года число всех русских туристов составило 9995 тысяч человек, Италию же посетило 393788 человек[10]. Вырисовывается явная тенденция снижения числа граждан, которые решили провести свободное время за пределами территории своей Родины. Такая тенденция наблюдается и для посещения российскими туристами Италии.

Не является ли причиной снижения туристического интереса нахождение на территории Италии вулкана Везувий, не угрожает ли он городу Неаполь? Действительно, данный вулкан – единственный действующий вулкан на континентальной Европе, а активная вулканическая деятельность представляет реальную угрозу для жизни людей, так как продукты вулканического извержения уничтожают все на своем пути. Следовательно, стоит вопрос изучения данного явления природы, так как не каждый находящийся в непосредственной близости с вулканами владеет информацией о том, насколько это опасно.

Разработанность проблемы. В современное время имеется достаточное количество работ по изучению вулканизма и непосредственно вулкана Везувий. Сомова Е. В. использовала знания об извержении Везувия в написании научной работы «Художественно – философское осмысление времени и истории в романе Э. Бульвера-Литтона «Последние дни Помпеи» [12]. Существует множество диссертационных работ, где наиболее глубоко изучаются отдельные аспекты вулканизма. Хорошим примером является работа Ковальской Т.Н. на тему: «Происхождение высококалиевых вулканов Италии (Везувий)» [5]. Отличие диссертационной работы Ковальской Т.Н. от данного исследовательского реферата состоит в том, что диссертация направлена в основном на геологическое изучение строения вулкана, а реферат непосредственно на изучение вулканической жизни.

Проблема: Насколько опасно извержение Везувия в настоящее время?

Цель: изучение вулканической деятельности Везувия. Разработка плана мероприятий внеурочной деятельности по данной теме.

Гипотеза: предположим, что Везувий может стать причиной исчезновения города Неаполя.

Объект: вулкан.

Предмет: Везувий.

Задачи:

  1. Проанализировать научную литературу на темы «Вулканы», «Вулканическая жизнь Везувия»;

  2. Провести социальный опрос учащихся и учителей МКОУ Артюгинская школа.

  3. Разработать план мероприятий по внеклассной деятельности по географии.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы.

  2. Картографический

  3. Социологический опрос.

  4. Обработка статистических данных.

План работы:

  1. Анализ литературы.

  2. Проведение социологического опроса.

  3. Обработка статистических данных.

  4. Разработка плана мероприятия.

  5. Оформление работы.


























I. Вулканы. Вулканическая жизнь Везувия



Первой задачей моей работы было проанализировать литературу по разделу «Вулканизм». При решении данной задачи было выявлено, что в различных источниках представлена разнообразная трактовка понятия «вулкан». В школьном учебнике географии за 6 класс: вулкан – это гора, на вершине имеющая отверстие, которым заканчивается канал, идущий из глубины земной коры. Через этот канал временами вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма [7]. В Детской энциклопедии: «Вулканы – это геологические образования над каналами или трещинами земной коры, по которым на поверхность извергаются лава, горячие газы, пепел и водяной пар» [6].

Из выше сказанного я могу сделать вывод, что вулкан – это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которая через них «прорывается» на поверхность земли в виде лавовых потоков.

Теперь передо мной встал вопрос, а как же устроен вулкан? Для получения ответа я снова обратились к литературе, откуда узнала, что вулкан имеет довольно простое строение (приложение 1).

Большинство людей представляют себе вулкан в виде конусообразной горы, внутри которой есть канал, по которому магма поднимается на поверхность. Раскаленная магма, излившаяся на поверхность называется лавой [1]. Итак, у вулкана есть канал – жерло. С жерлом связана целая система вулканических трещин, боковых каналов и магматических очагов, расположенных от одного до десятков километров от поверхности Земли. Первичный магматический очаг находится на глубине 60-100 км, а вторичный магматический очаг, который непосредственно питает вулкан, - на глубине 20-30 км. На вершине вулкана располагается кратер – чашеобразное углубление, иногда заполненное водой [6].

Одной из классификаций вулканов является деление на различные типы вулканических построек (приложение 2). А так же ещё одна классификация осуществляет деление по типу вулканических извержений (приложение 3).

Вулканологи порой сравнивают вулканы с живыми существами, которые рождаются, развиваются и, в конце концов, умирают. И в момент своей жизни они показывают свой характер. Так что же такое вулканический пессимизм и вулканическая активность?

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие и потухшие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени или в голоцене, то есть это те вулканы, которые после сильного извержения снова успокаиваются на некоторое время. [4]. Спящими считаются те вулканы, которые находятся в фазе покоя. То есть не происходит ни извержений, ни взрывов.

Из выше приведенного становится ясно, что те вулканы, которые в любой момент могут извергнуться или уже находятся в стадии извержения будут носить характер вулканической активности.

Так, а какие вулканы будут «пессимистами»? Ответ прост. Это потухшие вулканы. Вулканологи считают вулкан потухшим, если он не извергается по меньшей мере 50 000 лет.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

Так что изучение вулканов носит актуальный характер и остро нуждается во внимании человечества, так как большое количество жителей планеты живут неподалёку от вулканов, которые считаются давно потухшими. Но кто же знает, может они далеко не пессимисты, как кажутся?


Везу́вий (итал. Vesuvioнеап. Vesuvio) —действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Расположен на берегу Неаполитанского залива в провинции Неаполь, регион Кампания. Входит в Апеннинскую горную систему, имеет высоту 1281 м. Везувий — единственный действующий вулкан континентальной Европы, считается одним из наиболее опасных вулканов.

Вулкан Везувий относится к типу стратовулканы, которые, поочередно выбрасывая лаву и шлак, образуют сложные конусы, состоящие из чередующихся слоев затвердевшей лавы и вулканического пепла. Вулкан Везувий является наследником более древнего вулкана Соммы, горы, потерявшей свою верхнюю часть еще в доисторические времена (около 17 тыс. лет назад). В настоящее время Везувий представляет из себя 3 конуса, как бы вставленных друг в друга, причем наружный — Монте-Сомма, сильно разрушен. Современные геофизические исследования обнаружили под Везувием несколько магматических камер[15].

Знаменитому извержению вулкана Везувий в 79 н.э. предшествовало несколько не менее крупных извержений. Одно из них — Авеллинское — произошло в период бронзового века около 1660 до н.э. и вызвало глобальные изменения климата в конце XVII в. до н.э. Из античных источников известно о нескольких извержениях, случившихся за 200 лет до катастрофы 79 н.э.. В 63 н.э. Геркуланум и Помпеи, расположенные на берегу Неаполитанского — в древности Куманского — залива, серьезно пострадали вследствие сильного землетрясения, причем далеко не все рухнувшие здания были восстановлены даже через 16 лет, ко времени гибели этих городов.

Извержение Везувия 24 августа — 25 августа 79 н.э. привело к гибели 4 римских городов — Помпеи, Геркуланум, Оплонтия и Стабии. Первоначально в окрестностях вулкана, даже на расстоянии 30 км, ощущались сотрясения земли, но люди, привыкшие к подобным явлениям, не обратили на это внимания. В первый день над Везувием появилось необычное по форме, похожее на пинию, облако, которое было частично белым, а местами словно покрытое грязными пятнами. С наступлением ночи с Везувия потекла лава, повсюду начались пожары, от пепла стало трудно дышать. Наступивший день не принес облегчения. Повсюду стояла непроглядная ночь. Обнаружив, что уплыть из города уже невозможно, люди, спасавшиеся от пожаров и удушливого запаха серы, бросились бежать. Погибло более 2 тыс. человек.

Помпеи, находившийся в 9,5 км от кратера Везувия и в 4,5 км от подошвы вулкана, был засыпан слоем очень мелких кусков пемзы мощностью около 5 — 7 м и покрыт пластом вулканического пепла. Эта масса под воздействием хлынувшего дождя превратилась в жидкую грязь, впоследствии затвердевшую и образовавшую слой от 1,5 до 6 м толщиной. Другой город Геркуланум, находившийся в 7 км от кратера вулкана и примерно в 2 км от его подошвы, был засыпан слоем вулканического пепла, температура которого была настолько высока, что все деревянные предметы полностью обуглились. Дождь превратил вулканический пепел в вулканическую грязь, которая, затвердев, приобрела большую прочность. Сверху все было залито лавой. Общая высота вулканического слоя в Геркулануме достигала от 12 до 23 м в толщину.

В последующие столетия произошло еще 12 сильных извержений Везувия. В промежутках между ними люди вновь селились на плодородных склонах вулкана. Сильное извержение 16 декабря 1631 дало лавовые потоки, струи горячих газов, и еще один слой вулканического пепла, часть которого выпала на удалении в 1300 км в Стамбуле. Следующие серьезные извержения произошли в 1872, 1906, 1913 и 1927 — 1929. Последнее крупное извержение произошло 18 марта 1944, когда один из лавовых потоков разрушил селения Сан-Себастьяно, Масса и Оттавиано. Во время извержения погибло 57 человек. Высота фонтана лавы из центрального кратера достигла 800 м, а колонна вулканического пепла поднялась над вулканом на высоту до 9000 м. 

В настоящее время вокруг Везувия располагается Национальный парк (с 5 июня 1995), а за активностью вулкана следит специальная станция наблюдения[2]. Ни за одним вулканом в мире ученые не наблюдают так пристально, как за Везувием. И это не удивительно, ведь Везувий – это не потухший, а действующий вулкан, и человеку с ним не совладать. Как предупреждают вулканологи, на Земле начался очередной «сезон вулканов», поэтому с огромной вероятностью можно сказать, что в ближайшие десятилетия многие из них могут вновь пробудиться. Причем, извержения любого из этих вулканов будет достаточно для гибели миллионов людей и опустошения огромных территорий. [11], Везувий извергался сотни раз, и каждый раз это имело катастрофические последствия.

Раньше ученые считали, что Неаполю от извержения Везувия ничего не грозит, но недавно были найдены свидетельства извержения, произошедшего более четырех тысяч лет назад, и это заставило ученых передумать. Оказывается, извержение в бронзовом веке поразило территорию к западу от Везувия, т.е. нынешний Неаполь.

Ученые пытаются вычислить, когда же предположительно произойдет следующий выброс огромного количества лавы, ведь если вовремя не заметить начала этого природного катаклизма, то Неаполь вполне может стать вторыми Помпеями.

Везувий известен также, как «бомба замедленного действия», а его извержение способно уничтожить полностью итальянский регион Кампания и нанести огромный ущерб всей Европе. При этом власти Неаполя согласны с выводами ученых об опасности пробуждения супервулкана.

Поначалу ученые считали, что смертельная опасность грозит только тем, кто проживает в так называемой «красной» зоне – в непосредственной близости от Везувия, то есть примерно 600-800 тысяч итальянцев. Однако были проведены новые исследования, на основании которых в зону риска также были включены еще 63 населенных пункта провинций Неаполь и Салерно, которые входят в «желтую» зону и где проживает примерно полтора миллиона человек.

В настоящее время предупреждение об опасности было отправлено всем жителям «красной» и «желтой» зон, численность которых, по разным оценкам, составляет от 2,1 до 2,3 миллиона человек. Как утверждают вулканологи, в случае извержения Везувия «желтая» зона будет покрыта камнями и пеплом, выброшенным вулканом. Что касается «красной» зоны, то здесь население столкнется с пирокластическими потоками, которые состоят из вулканических обломков, газа и раскаленных частиц пепла. Скорость их передвижения составляет более 250 км/час[8].

Вокруг кратера этого вулкана находится сто точек мониторинга, собирающих и передающих информацию в реальном времени. Получая от них данные, ученые ищут такие предвестники катастрофы, как изменение температуры или состава газа в кратере. О том, что магма под землей поднимается, укажет скачок данных о магматической активности.

Если сегодня встать рядом с кратером Везувия, то можно заметить, как поднимается пар. Это знак того, что под землей очень горячо. Тысячи километров раскаленной лавы ждет своего выхода.

Власти понимают, что в момент извержения возникнут просто огромные проблемы с эвакуацией людей, поскольку оставаться в городе, когда на него идет облако пыли и магмы, просто бессмысленно. Ведь оно двигается со скоростью триста километров. На дорогах может начаться хаос. Пробки и сегодня в этих местах тянутся на километры, а что будет при извержении, даже трудно представить.

Везувий – символ того, насколько природа сильнее человека. Люди слишком спокойно относятся к соседству с ним. Но этот вулкан – не та проблема, которую можно решить: рано или поздно он все равно начнет извергаться



Таким образом, на основе анализа научной литературы я выяснила:

1. Вулкан – это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которые через них «прорываются» на поверхность земли в виде лавовых потоков.

2. По своему характеру выделяют вулканы: потухшие, действующие и спящие.

3.Вулканическая жизнь Везувия является доказательством утверждения того, что он является ярким представителем вулканической активности, зафиксированной в течение тысячелетий.

4. За Везувием сегодня следят ученые со всего мира, и не потому, что это самый мощный на планете вулкан, а потому, что у его подножия живет очень много людей, которые, так же беспечны, как в свое время были беспечны и жители Помпеи.






















II. Результаты социологического опроса


На втором этапе работы я провела социологический опрос среди учащихся 5-11 классов и педагогов школы в общем количестве 20 человек. Им было предложено ответить на 6 вопросов (приложение 4).

В ходе обработки полученных результатов опроса я сделала следующие выводы:

  1. Не смогли дать верного определения понятию «вулкан» - 35%.

  2. Затруднились в приведении примеров видов вулканов - 20%.

  3. Привели примеры вулканов нашей планеты - 80% (приложение 5).

  4. Знают о Везувие – 88%, не знают – 12%(Приложение 6).

  5. Отнесли Везувий к действующим вулканам – 12%, в спящим – 12%, к потухшим – 76% (приложение 6).

  6. Высказали мнение, что Везувий способен на извержение в настоящее время – 20%, решили, что не способен – 80%( приложение 7).


Итак, вследствие малой осведомленности о распространении вулканов на планете, их типологии, а также о владении поверхностной информации о ярком представителе вулканизма – Везувия и незнании опасности, которую он представляет, было решено разработать план мероприятий внеклассной деятельности по географии.










  1. План внеклассной деятельности по географии



Вследствие малой осведомленности учащихся о вулканизме было решено с разработать план мероприятий внеклассной деятельности по географии:


№ п.п.

Мероприятие

Цель

Аудитория

Сроки реализации

1

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.

Детский сад, подготовительная группа

март

2

Занятие по ознакомлению с темой: «Вулканы. Горячие источники-гейзеры»


Формирование представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях; ознакомить с отличиями действующих, спящих и потухших вулканов.

4 класс

апрель

3

Викторина «Давай знакомиться, Везувий»

Систематизировать и расширить круг знаний о вулканах.

6-8 классы

май


Итогом проведения всех мероприятий является расширение географического кругозора и увеличение багажа знаний о вулканах.






Заключение



В данном исследовательском реферате я выяснила, что такое вулкан и какие типы вулканов существуют на нашей планете. Проанализировала научную литературу о вулканической жизни Везувия и пришла к выводу, что он является ярким представителем вулканической активности.

Доказательством права существования моей гипотезы служит то, что Везувий имеет исторические и зафиксированные подтверждения извержений в течение тысячелетий. И сейчас он не дает о себе забывать, время от времени показывает свою активность легкой дымкой, выпускающейся из кратера. Предположения ученых об огромной разрушительной силе, скрытой в данном вулкане, находят подтверждения, получаемые при наблюдении за Везувием. Все эти факты указывают на вулканическую активность, а значит на возможность извержения вулкана в настоящее время с такой силой, которой хватит для сокрушения города Неаполь.

Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для близко расположенных населенных пунктов. Последствия извержений вулканов катастрофические: это не только массовая гибель людей и огромный материальный ущерб, но и людское горе.

Цель работы достигнута: была проанализирована научная литература по данной тематике, а также создан план мероприятий внеклассной деятельности по географии, сроком реализации – 3 месяца.

Практическим применением моей работы является проведение ряда мероприятий с целью просвещения различной аудитории о данном явлении природы.

Данная тема меня очень увлекла и заинтересовала. В дальнейшем я планирую изучение распространения вулканизма на территории Красноярского края с целью изучения возможности пробуждения потухших вулканов, находящихся на данной территории.

Список используемой литературы



  1. Абакумова Г.М., Ананьев Г.С., Берлянт А.М. и др. Планета Земля/ Науч.-пол. Издание для детей. – М: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).

  2. Вокруг Света. Энциклопедия. Везувий; Опубл. – 24 августа 2007 (электронный ресурс)/ (http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%92%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%B9)

  3. Геологический словарь: в 2-х томах / К. Н. Паффенгольц и др. — издание 2, испр. — М.: Недра, 1978. — Т. 1. — С. 123

  4. Детская энциклопедия для среднего и старшего возрастаю Издательство «Педагогика», Москва, 1971 г., 448 с, Т-1

  5. Ковальской Т.Н. на тему: «Происхождение высококалиевых вулканов Италии (Везувий)» (электронный ресурс) / (http://www.dissercat.com/content/proiskhozhdenie-vysokokalievykh-vulkanitov-vezuviya-italiya)

  6. Кристина Годен: Вулканы. Детская энциклопедия. Перевод на русский язык: Издательство «Малахон», 2006, 131 с, илл.]

  7. Начальный курс географии: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. -174, [2]с. : илл.,карт.

  8. Неопознаный мир. Супервулканы готовы разорить нашу планету. (электронный ресурс) / (http://tainy.net/53173-supervulkany-gotovy-razorit-nashu-planetu.html)

  9. Основы геологии, Н.В. Короновский, А.Ф. Якушева. -- М.: Высшая школа, 1991. -- С. 225-232

  10. Официальный сайт Ростуризма ( электронный ресурс) / (http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdaninostrannykh-gosudarstv/kolichestvo-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-vyekhavshikh-za-rubezh/)

  11. Секреты Везувия (электронный ресурс) / (http://othereal.ru/sekrety-vezuviya/

  12. Сомова Е. В. «Художественно – философское осмысление времени и истории в романе Э. Бульвера-Литтона «Последние дни Помпеи» (электронный ресурс) – (http://istina.msu.ru/publications/article/10912190/)

  13. Характеристики вулканов ( электронный ресурс) – (http://vulcanism.ru/xarakteristiki-vulkanov.html)

  14. Энциклопедии и Словари. Конус Туфовый (электронный ресурс) - (http://enc-dic.com/word/k/Konus-tufov-85835.html)

  15. Ямпольский М. Вулкан в европейской культуре XVIII--XIX вв. // Ямпольский М. Наблюдатель. М., 2000, с. 95-110
















Приложение 1


Рис. 1 Строение вулкана


Приложение 2

Таб. 1

Типы вулканических построек

Название

Описание

иллюстрация

Кальдера


Характеризуется значительным провалом у вершины вулкана. Которое образовано обрушением верхней части магматического очага. Обычно круглая или в форме подковы, если смотреть сверху.

Шлаковый конус

Шлаковый конус образуется в результате накопления частиц магмы (шлак), которые выпадают вокруг жерла или кратера вулкана после извержения во время умеренной взрывной деятельности[9].

Сложный вулкан

Вулканическая структура, имеющая два или более жерла, лавовых купола или стратовулкана, часто формируется в разное время[3].

Жерловая трещина

Вулканическая структура, состоит из накопленного вулканического материала по бокам эруптивных трещин, как правило, возникают в местах разломов земной коры[13].

Лавовый купол

Образуется путем накопление лавы в виде купола с крутыми склонами над эруптивным отверстием.

Щитовой вулкан

Большая вулканическая структура с длинными пологими склонами образована большей частью из лавовых потоков[.

Сомма

Тип вулкана, состоящий из двух вулканических конусов, один из которых сформировалась внутри другого.

Стратовулкан

Вулкан состоит из различных слоев, материалом которых является лава и пирокластические потоки.

Туфовый конус

Конус с довольно крутыми склонами состоит из мелкозернистых вулканических осколков, образовавшихся во время взрыва вулкана в результате взаимодействия магмы и воды[14].


Приложение 3

Рис. 2 Типы вулканических построек


Приложение 4


Уважаемые учащиеся и педагоги!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Что такое вулкан?

  2. Какие виды вулканов вы знаете?

  3. Какие вулканы нашей планеты вы можете назвать?

  4. Вы знаете вулкан Везувий?

Да Нет

  1. К какому типу относится вулкан Везувий?

  1. действующий 2) спящий 3) потухший

  1. Как вы думаете, возможно ли извержение вулкана Везувий?

Да Нет


Приложение 5

Рис 3. Результаты социологического опроса.

Приложение 6

Рис.3 результаты ответа на вопрос " Вы знаете вулкан Везувий?»

Приложение 7


Рис.4 результаты ответа на вопрос: «К какому типу относится вулкан Везувий"

Рис.5 результаты ответа на вопрос: «Возможно ли извержения Везувия?"


Просмотр содержимого презентации
«Степанова.А.Д. УИК Везувий»

« Что скрывает Везувий?»   Исследовательский реферат Управление образования администрации Богучанского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Артюгинская школа  Секция: « География, экономика, технология » Выполнила:  учащаяся 8 класса МКОУ Артюгинской школы  Степанова Александра Дмитриевна    Руководитель:  учитель географии  МКОУ Артюгинской школы  Скурихина Дарья Андреевна п. Артюгино 2016

« Что скрывает Везувий?»

  Исследовательский реферат

Управление образования администрации Богучанского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Артюгинская школа

Секция: « География, экономика, технология »

Выполнила:

учащаяся 8 класса

МКОУ Артюгинской школы

Степанова Александра Дмитриевна

 

Руководитель:

учитель географии

МКОУ Артюгинской школы

Скурихина Дарья Андреевна

п. Артюгино

2016

Цель: изучение вулканической деятельности Везувия. Разработка плана мероприятий внеурочной деятельности по данной теме.  Задачи:

Цель:

изучение вулканической деятельности Везувия. Разработка плана мероприятий внеурочной деятельности по данной теме.

Задачи:

  • Проанализировать научную литературу на темы «Вулканы», «Вулканическая жизнь Везувия»;
  • Провести социальный опрос учащихся и учителей МКОУ Артюгинская школа.
  • Разработать план мероприятий по внеклассной деятельности по географии.
  • Объект : вулкан
  • Предмет : Везувий.
I. Вулканы. Вулканическая жизнь Везувия Вулкан: – это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которые через них «прорывается» на поверхность земли в виде лавовых потоков.

I. Вулканы. Вулканическая жизнь Везувия

Вулкан:

– это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которые через них «прорывается» на поверхность земли в виде лавовых потоков.

Строение вулкана:

Строение вулкана:

Виды вулканов: потухшие спящие действующие

Виды вулканов:

потухшие

спящие

действующие

Везувий

Везувий

Извержение

Извержение

Вулкан – это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которые через них «прорывается» на поверхность земли в виде лавовых потоков.  По своему характеру выделяют вулканы: потухшие, действующие и спящие. Везувий – действующий вулкан, который может уничтожить город Неаполь.
  • Вулкан – это природное образование, связанное с помощью трещин в земной коре с потоками мантии, которые через них «прорывается» на поверхность земли в виде лавовых потоков.
  • По своему характеру выделяют вулканы: потухшие, действующие и спящие.
  • Везувий – действующий вулкан, который может уничтожить город Неаполь.
II. Результаты социологического опроса

II. Результаты социологического опроса

Итог: незнание о вулканах подтолкнуло к созданию плана мероприятий внеклассной деятельности по географии.

Итог: незнание о вулканах подтолкнуло к

созданию плана мероприятий внеклассной деятельности по географии.

III. План внеклассной деятельности по географии № п.п. 1 Мероприятие Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы» 2 Цель Аудитория Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога. Занятие по ознакомлению с темой: «Вулканы. Горячие источники-гейзеры» 3 Сроки реализации Детский сад, подготовительная группа   Формирование представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях; ознакомить с отличиями действующих, спящих и потухших вулканов. Викторина «Давай знакомиться, Везувий» март 4 класс Систематизировать и расширить круг знаний о вулканах. апрель 6-8 классы май

III. План внеклассной деятельности по географии

п.п.

1

Мероприятие

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»

2

Цель

Аудитория

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.

Занятие по ознакомлению с темой: «Вулканы. Горячие источники-гейзеры»

3

Сроки реализации

Детский сад, подготовительная группа

 

Формирование представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях; ознакомить с отличиями действующих, спящих и потухших вулканов.

Викторина «Давай знакомиться, Везувий»

март

4 класс

Систематизировать и расширить круг знаний о вулканах.

апрель

6-8 классы

май

Заключение

Заключение

  • Везувий-действующий вулкан.
  • Факты указывают на вулканическую активность, а значит на возможность извержения вулкана в настоящее время с такой силой, которой хватит для сокрушение города Неаполь .
  • Цель работы достигнута : была проанализирована научная литература по данной тематике, а также создан план мероприятий внеклассной деятельности по географии, сроком реализации – 3 месяца
  • Практическое применение моей работы является проведение ряда мероприятий с целью просвещения различной аудитории о данном явлении природы.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!