СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Указательные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сообщения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Указательные местоимения»

Тема: Указательные местоимения.

Цели:

1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;

 2) развивать навыки работы с текстом;

     3) воспитывать чувство любви к родине.



Ход урока.

I Орг. момент.


- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Добрый день, уважаемые гости! Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык!

Желаю вам успехов и хороших оценок.


II Повторение.

Проверка пройденного материала.

Фронтальный опрос.

  1. Какую часть речи мы изучаем?

  2. Что такое местоимение?

  3. Какие разряды местоимений вы знаете? (приведите примеры)

А теперь проверим, научились ли вы правильно указывать разряды местоимений. Перед вами задание.

Укажите рядом со словосочетаниями разряд местоимения.

  1. Следить за собой.

  2. Кто здесь?

  3. Остановиться у них.

  4. Сходить к вам.

  5. Дом, который стоит у дороги.

  6. Его пальто висело в шкафу.

  7. Все ученые труды.

  8. Возьми себе.

  9. Всякий знает.

  10. Думать о своей судьбе.

Самопроверка. А теперь давайте каждый проверит себя и свой результат. (проверить три работы оценки).

  1. Следить за собой. (Возвратный)

  2. Кто здесь? (Вопросительно-относительный)

  3. Остановиться у них. (Личный)

  4. Сходить к вам. (Личный)

  5. Дом, который стоит у дороги. (Вопросительно-относительный)

  6. Его пальто висело в шкафу. (Притяжательный)

  7. Все ученые труды. (Определительный)

  8. Возьми себе. (Возвратный)

  9. Всякий знает. (Определительный)

  10. Думать о своей судьбе. (Притяжательный)


Рефлексия.

- Ребята, в чем была трудность в данной работе?

-У кого все получилось без труда?

- Данная работа показала, что все-таки данные разряды усвоены, но над некоторыми нужно еще поработать.


ΙΙΙ. Введение в тему.

1. Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

2. Вопросы и задания для работы с текстом:

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства?(Обновление.)

- Какие местоимения подчеркивают особенность весны?(такие, своей, своего, ту, что).

- Назовите известные разряды местоимений.

-А с какими местоимениями мы с вами еще не работали, о каких местоимениях у вас еще мало информации. (ту, такие).

- Предложите свое название таким местоимениям? Это и будет тема нашего урока «Указательные местоимения».

После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.

-Что вы знаете об этих местоимениях? (значение - указывают на предмет ).

-А что необходимо узнать? (изменение, синтаксическая роль).

-Давайте составим схему, вы в своих тетрадочках, я на доске. Для этого обратимся к параграфу 60, стр. 278.

-Значение (указывает на предмет (сущ), на признак предмета (прил), количество (числит)).

-Изменяются как прилагательные род, число падеж. (Таков – род, число, столько - падеж).

-Что еще нужно узнать, чтобы информация была полной? Как вы думаете, каким членом предложения будет являться указательное местоимение? Давайте обратимся к тексту. Да, чаще всего определением. Однако могут выполнять роль и других членов предложения. Мы с вами позже вернемся к нашей схеме.


Итог Все ли было понятно? Что нужно уточнить?



lV. Закрепление.

Физкультминутка. 

-А теперь перейдем к тренировке и начнем с небольшой физминутки.


 Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об это свидетельствую многочисленные пословицы и поговорки.

Если  в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:

 

 Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Март морозом на нос садится.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.



- Продолжим тренироваться находить указательные местоимения в тексте. Но теперь задача немного другая. Вместо пропусков вам нужно подобрать указательные местоимения. Затем указать их значения, морфологические признаки и синтаксическую роль.

-Давайте проверим, что у вас получилось. Что было трудным для вас? (2 человека разбирают на оценку).


- Перейдем к следующему заданию. Спишите предложения, найдите указательные местоимения, подчеркните как член предложения.


Природа – мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни (Н.Некрасов)

Кто живет не для кого, тот не живет и ради себя (Сенека)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.Ключевский)

Добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему (Б.Шоу)


-Что нового о указательных местоимениях мы узнали, выполняя это задание?

-Давайте пополним нашу схему.


-Сейчас мы проведем конкурс на самую интересную загадку. Опишите предмет, указав его признаки, но, не называя их, то есть опишите его при помощи указательных местоимений. Но чтобы нам было легче разгадывать, пусть это будет предмет, находящийся в этом кабинете. Загадку запишите в тетрадь.


-Давайте проверим, что у вас получилось. Чем нам помогло это задание? (умение употреблять указательные местоимения в своей речи).


-Теперь небольшой тест по теме урока.


1.Определите вариант с указательным местоимением: 
А) Любой человек - кузнец своего счастья. 
Б) Такая возможность мальчику была представлена 

В) Станешь лежать на печи, не будет ничего в печи. 
2. Определите вариант местоимений со значением схожести признаков:
А) Столько
Б) Такой, таков
В) Этот, тот 

3. Укажите синтаксическую роль местоимения:

Такие милые березы.

А) Подлежащее

Б) Дополнение

В) Определение

4. Укажите синтаксическую роль:

Не на того напал.

А) Подлежащее

Б) Дополнение

В) Определение

5. Определите падеж местоимения стольким:

А) Д.п

Б) Р.п

В) Т.п.

6. Как изменяется местоимение таков:

А) Род, число, падеж

Б) Род

В) Род, число

Б, Б, В, Б, А, В.


- У кого ошибки в 1-2 задании, в 3-4, 5-6? Что осталось невыясненным, над чем нужно поработать?


- Что мы сегодня с вами отрабатывали?

-Что сегодня получилось?

-А что не получилось?

-Как это исправлять?


-Оценки за урок.


ДЗ: Выучить параграф 60, или схему, упр. 687.


V. Итог урока

Интерес- что интересного было на уроке?

Творчество- какие творческие работы вы выполняли?

Обучение- чему вы научились?

Главное- чем для вас был полезен сегодняшний урок?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!