СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уход за стомами

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов медицинских училищ, техникумов и колледжей

по дисциплине: ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)

МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Тема: «Уход за стомами»

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Уход за стомами»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов медицинских училищ, техникумов и колледжей

по дисциплине: ПМ.04. Выполнение работ по одной или

нескольким профессиям рабочих

(младшая медицинская сестра)

МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Тема: «Уход за стомами»




Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»










2019





Пояснительная записка

Данное учебное пособие по ПМ.04 (07) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра) МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг, предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело», и имеет целью приобретение теоретических знаний и практических навыков и умений при выполнении различных сестринских манипуляций.

В пособии представлены основные разделы темы: определение понятия стома, виды стом, обучение пациента уходу за стомой.

Данная тема важна, так как задача медсестры помочь пациенту, научить жить с новыми проблемами: качество жизни меняется и человек имеет новые физиологические и социальные проблемы. К решению этих проблем необходимо привлекать родственников, близких людей для пациента, которые могли бы оказывать моральную поддержку.

Очень важно при выполнении манипуляций быть с пациентом спокойной, терпеливой, создать благоприятную психологическую обстановку, а также соблюдать универсальные и стандартные меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Все практические манипуляции соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. В них акцентируется внимание не только на овладении манипуляционной техникой, но и отражаются вопросы общения медсестры с пациентом при их выполнении.

Подробно описаны техника и последовательность действий сестринского персонала при обучении пациента уходу за стомой, наблюдение за состоянием, дезинфекции предметов ухода и медицинского инструментария.

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой профессиональных модулей ПМ.04, ПМ.07 и требованиями ФГОС СПО.

Основная цель занятия – научиться пособию при стомах у пациентов










Методические указания

Настоящее пособие позволит Вам успешно подготовиться к занятию, сформировать систему знаний, более полно оценить объем дисциплины и уровень собственных знаний и умений.

Для начала обратите внимание на учебные цели, которые должны быть реализованы в процессе изучения темы.

Ознакомьтесь со списком литературы, которая рекомендуется для изучения и поможет при выполнении заданий. Ответьте на вопросы по входному контролю знаний. Если возникнут затруднения, вернитесь к изучению уже пройденного материала по соответствующим темам.

Ответив на вопросы и определив свой исходный уровень знаний, изучите теоретическую часть пособия.

В конце методического пособия представлены тестовые задания для самоконтроля по всей теме. Ответив на тесты, проверьте себя по эталонам ответов. Если возникнут затруднения, следует вернуться повторно к изучению данного материала. При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.



















В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом после изучения темы студент должен

знать:

- что такое трахеостома, илеостома, колостома, уростома, гастростома, эпицистостома;

- цели операций в связи с положением стомы;

- принципы психологической подготовки пациента к наложению стомы;

- правила ухода за стомой в условиях стационара;

- принципы обучения пациента уходу за стомой в домашних условиях;

- принципы реабилитации пациента со стомой;

- предметы и средства ухода за стомами;

- особенности питания при наличии стом пищеварительного тракта;

- виды калоприемников и правила работы с ними;

- проблемы стомированных пациентов и пути их решения.

студент должен уметь:

- психологически подготовить пациента к наложению стомы;

- ухаживать за стомами: трахеостомой, коло- и илеостомой, эпицистостомой, гастростомой;

- промыть мочевой пузырь через надлобковый дренаж антисептическими растворами и сменить мочеприемник;

- промыть илеостому и колостому и сменить калоприемник;

- осуществить уход за кожей вокруг стомы;

- обучить пациента и (или) его семью самостоятельному уходу за стомой;

- владеть принципами реабилитации пациента со стомой.









Компетенции, формируемые в результате освоения темы

Код

Наименование результата

ПК. 1.1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК. 1.2

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК. 1.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК. 1.4

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК. 1.5

Оформлять медицинскую документацию.

ПК. 1.6

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 2.1.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 2.2.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала.


ПК 2.4.


Владеть основами гигиенического питания.


ПК 2.5.


Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ОК.9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК.10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК.12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК.13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей



Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………...........................................

3

Методические указания………………………………………………………………………

4

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области информатики после изучения темы студент должен:……………………………..



5

Компетенции, формируемые в результате освоения темы……………………………….....

6

Вопросы для вводного контроля……………………………………………………………..

8

Основные понятия…………..…………………………………………………………………

9

1. Уход за трахеостомой……………………………………………………………………….

10

2. Уход за стомами кишечника………………………………………………………………..

14

3. Уход за гастростомой……………………………………………….....................................

20

4. Уход за эпицистостомой…….…………………………………...…………………………

23

Список использованной литературы………………………………………………………….

26

Приложение 1 Эталоны ответов вводного контроля………………………………………...

27

Приложение 2 Тестовый контроль……………………………………………………………

29

Приложение 3 Эталоны ответов к тестовому контролю……………………………….........

32















Вопросы для вводного контроля:

Уважаемы студент, перед изучением темы «Уход за стомами», проверьте свои знания из предыдущего курса, ответив на предложенные вопросы и сравнив их с эталонами ответов (приложение 1)

  1. Отделы пищеварительного тракта

  2. Строение мочевыделительной системы

  3. Дыхательная система человека в себя включает?

  4. Что такое мацерация кожи?

  5. Инфекционная безопасность?

  6. Диурез это?

  7. Что такое стома?































Основные понятия

•  асфиксия - удушье;

•  гастростома - отверстие в желудке;

•  гастростомия - операция по созданию пищеприёмного свища с целью искусственного кормления;

•  илеостома - искусственное отверстие в области подвздошной кишки на передней брюшной стенке;

•  илеостомия - операция выведения на переднюю брюшную стенку подвздошной кишки;

•  колостома - искусственное заднепроходное отверстие в области восходящей, ободочной, сигмовидной или слепой кишки на передней брюшной стенке;

•  колостомия - операция выведения на переднюю брюшную стенку толстой кишки;

•  постуральный дренаж - дренаж положением;

•  пролапс - выпадение наружу какого-либо внутреннего органа;

•  стома – наружный свищ полого органа, созданный оперативным путем;

•  стридорозный - свистящий (шипящий) (о дыхательном шуме);

•  стриктура - сужение (просвета);

•  трахеотомия - рассечение трахеи;

•  трахеостома - искусственное отверстие в трахее;

•  уростомия - операция по созданию искусственного отверстия для удаления мочи через подвздошную кишку, выведенную на переднюю брюшную стенку;

•  эпицистостома - искусственное отверстие в мочевом пузыре для выведения мочи через переднюю брюшную стенку.













  1. Уход за трахеостомой

Трахеотомия (рассечение трахеи) проводится в тех случаях, когда естественное прохождение воздуха через трахею невозможно.

Трахеостома может быть временной и постоянной.

Рис. 1. Положение трахеотомической трубки

Проходимость трахеостомы поддерживают с помощью трахеотомической трубки (рис. 1).

Трахеотомию выполняет только врач. На трахее делают надрез, в который вставляют трубку. Закрепляют трубку в нужном положении с помощью тесёмок, завязывающихся вокруг шеи.

Существует много типов трубок, но в основном они бывают двух видов.

•  Если трахеостома временная, применяют пластиковые трубки (рис.2) с большим внутренним диаметром. Такую трубку используют также в том случае, если пациенту предстоит или уже проводится лучевая терапия (например, при раке гортани).




Рис. 2. Пластиковая трахеотомическая трубка с несдувающейся манжетой

Несдуваемая манжета, закрывая пространство вокруг трубки, даёт возможность использовать дыхательную аппаратуру, которую можно к трубке подсоединить.

•  Металлические трубки применяют для постоянных трахеостом. Они состоят из трёх частей:

 - внешней трубки (канюли), имеющей сбоку отверстия для тесёмок, с помощью которых её можно фиксировать к шее (не забывайте, что тесёмки должны быть пропущены через отверстия дважды и закреплены узлом);

 - проводника (направляющего устройства) со слепым концом, с помощью которого устанавливают трубку в необходимое положение. Пользуются им только при введении трубки;

 - внутренней трубки (канюли), стоящей в трахеостоме с внешней трубкой. Внутреннюю трубку можно извлекать для промывания.

Уход за пластиковой трахеостомической трубкой с несдувающейся манжетой

(пациент в сознании)

Этапы

Обоснование

  1. Подготовка к процедуре.

1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему, т.к. пациент ещё не может говорить, составить план вопросов для пациента с однозначными ответами, чтобы он мог отвечать кивком головы. Объяснить цель, суть и ход процедуры, если он с ней незнаком. Получить согласие на проведение процедуры (кивком головы).

Психологическая подготовка пациента к процедуре. Мотивация пациента к сотрудничеству.


Соблюдение права пациента на информацию

II. Выполнение процедуры.

2.Придать пациенту положение Фаулера (если возможно).

Обеспечение наиболее удобного положения для манипуляции

3. Под голову пациента подложить непромокаемую пелёнку. Укрыть шею (ниже трахеостомы) и грудь пациента пелёнкой.

Обеспечение чистоты, сухости постельного белья.

4. Вымыть руки. Надеть стерильные перчатки.

Профилактика ВБИ.

5. Осмотреть губы, язык, полость рта.

Контроль за состоянием слизистых.

6. Отсосать слизь из ротоглотки или очистить полость рта тампонами, смоченными в физиологическом растворе.

Профилактика инфицирования слизистой рта.

7. Обработать поверхность губ влажным тампоном, осушить промокательными движениями.

Обеспечение гигиены и физиологического увлажнения губ.

8. Смазать губы увлажняющим кремом.

Обеспечение физиологического увлажнения губ.

9. Снять марлевую повязку с трахеостомы, осмотреть трахеостому

Обеспечение безопасности пациента.

10. Оценить надёжность фиксирования трубки тесёмками.


11.Сменить тесёмки при их загрязнении.

Профилактика ВБИ.

12.Вскрыть ножницами упаковку со стерильным катетером, не извлекая его (диаметр катетера равняется % диаметра трахеальной канюли).

Обеспечение стерильности.

13.Сменить перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

14.Извлкчь катетер из пакета и присоединить к соединительной трубке электроотсоса.

Обеспечение технологии проведения процедуры.

15.Обработать катетер стерильным глицерином( стерильной водой).

Предупреждение травмы слизистой трахеи.

16. Проверить уровень давления в отсосе.

Обеспечение безопасности пациента.

17. Предупредить пациента о возможном возникновении кашля и действиях во время кашля.

Обеспечение безопасности пациента.

18. Ввести катетер в порт Т- образной трубки на 20-30 см и включить электроотсос (давление – 25 мм рт. ст)

Обеспечение технологии проведения.

19. Провести осторожное отсасывание слизи в течение не более 10- 15 сек.

Обеспечение адекватного дыхания. Предупреждение гипоксии.

20. Извлечь катетер, дать отдохнуть 1-3 мин.

Обеспечение адекватного дыхания; обеспечение гипоксии.

21. Повторить отсасывание слизи до восстановления проходимости дыхательных путей.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

22. Извлекать катетер из трахеостомической трубки до появления кашля

Профилактика осложнений.

23.Собирать слизь, которая выбрасывается с силой через трубку стерильными салфетками

Профилактика ВБИ

Осушить кожу вокруг стомы, по окончании процедуры, осторожно отодвигая её «ушки».

Предупреждение раздражения кожи.

24. Закрыть трахеостому влажной салфеткой «занавеской» на турунде.

Предупреждение высыхания трахеи.

III Завершение процедуры.

25. Провести дезинфекцию использованного одноразового инструментария с последующей утилизацией .


Обеспечение инфекционной безопасности.

26. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

27. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента в медицинской документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

Пациентов, выписывающихся с трахеостомой, ещё в стационаре обучают ухаживать за трубкой и менять её. Для обучения уже через несколько дней после операции понадобится зеркало. Пациентов, которые выписываются домой с поставленной трахеотомической трубкой, помимо обучения, обеспечивают необходимыми письменными инструкциями с правилами ухода за собой.



Рекомендации по уходу за трахеостомической трубкой

Этапы

Обоснование

I.Подготовка к процедуре:

1. Вымыть и осушить руки.


Профилактика инфицирования.

2. Приготовить оснащение.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

II Выполнение процедуры.


3. Встать (сесть) перед зеркалом.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

4. Отвести запор-флажок наружной трахеостомической трубки

Обязательное условие для вывода внутренней трубки из основной.

5. Зафиксировать пластину наружной трахеостомической трубки с обеих сторон большим и указательным пальцами левой руки.

Предупреждение выхода наружной трахеостомической трубки (постоянной) из трахеи.

6. Взять «ушки» внутренней трахеостомической трубки большим и указательным пальцами правой руки и плотно зафиксировать их. Извлечь в направлении «от себя» левой рукой дугообразным движением, внутреннюю трахеостомическую трубку из основной (наружной).

Предупреждение выхода наружной трахеостомической трубки (постоянной) из трахеи.

7. Погрузить внутреннюю трубку в емкость с мыльным раствором и обработать ершиком все поверхности от корок и слизи.

Обеспечение эффективности обеззараживания и очистки.

8. Промыть после очистки внутреннюю трахеостамическую трубку под проточной водой.

Удаление остатков моющих средств.

9. Обработать внутреннюю трахеостомическую трубку под проточной водой.

Обеспечение дезинфекции.

10. Просушить трубку стерильной салфеткой.

Обеспечение дезинфекции.

III. Завершение процедуры:

1. Фиксировать пластинку наружной трахеостамической трубки большим и указательным пальцами левой руки.


12. Ввести в отверстие наружной трубки внутреннюю трахеостомическую трубку, держа её за «ушки» большим и указательным пальцами правой руки


13. Перевести замок-флажок в положение «вниз».

Обеспечение фиксации внутренней трубки.

14. Вымыть руки.

Обеспечение личной гигиены и профилактика инфицирования.

15. Накрыть отверстие трубки двухслойной марлевой салфеткой, зафиксировать ее вокруг шеи по типу «шторки». Летом салфетку увлажнять водой.

Профилактика инфицирования, переохлаждения (зимой) и высушивания (летом) дыхательных путей.









  1. Уход за стомами кишечника

Свищи кишечника − еюностома, илеостома, колостома

Показания к стомированию: кишечная непроходимость, опу­холевый процесс, травмы.

Цель наложения стомы: опорожнение кишечника.

Питание стомированных пациентов должно быть разумным: разнообразным, умеренным, качественным и регулярным. Па­циентам не рекомендуется принимать острую, жирную пищу, избыточное количество углеводов, способствующее брожению и усилению запаха отделяемого.

Необходимо предупредить пациента, что курение натощак усиливает перистальтику кишечника.

Продукты, влияющие на моторику кишечника:

  • усиливающие газообразование − чеснок, лук, горох, яйца, капуста;

  • способствующие перистальтике − овощи, фрукты, саха­ристые вещества, жиры, кисломолочные продукты;

  • ослабляющие перистальтику − творог, злаки, рис, ба­наны;

  • индифферентные или слабо влияющие на моторику − яйца, рыба, мясо, пшеничный хлеб.

Рацион питания пациента расширяют постепенно, вводят в него по одному новому продукту и наблюдают за консистенцией стула.

Консистенция каловых масс стомированного пациента зави­сит от локализации участка выведенного отдела кишечника на поверхность брюшной стенки:

  • из восходящей петли ободочной кишки содержимое ки­шечника поступает жидкое;

  • из поперечно-ободочной кишки − стул мягкий, полу­оформленный;

  • из нисходящего отдела − оформленное кишечное содер­жимое.

Стул должен быть: ежедневным.

Применение калоприемников

Уровень выведения стомы на брюшную стенку определяет план ухода за стомами кишечника и вид используемых калопри­емников. При благоприятном течении врач разрешает исполь­зовать калоприемник спустя 2-3 месяца после операции после формирования стомы. В постоперационном периоде нельзя но­сить калоприемник постоянно.

Обучение пациента уходу за стомой (колостомой)

Цель: осуществлять уход на дому без посторонней помощи.

Оснащение: стерильные предметы медицинского назначения: перчатки, пинцеты 3-4 шт., ножницы, лоток, вазелиновое мас­ло, перевязочный материал, 0,5% раствор калия перманганата, шпатель, паста Лассара, калоприемник.

Нестерильные предметы ухода: емкость с мыльным раствором в количестве 1-1,5 л; лоток для отработанного перевязочного материала, клеенка, емкость с дезинфицирующим раствором (3% раствор хлорамина).

Обязательное условие: пациент психологически и физически способен осуществлять самоуход.

Этапы

Примечания

Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту цель обра­ботки калового свиша. Предоста­вить письменные рекомендации.

Письменные рекомендации придадут уверенность в себе.

2. Обучить самоуходу доступными для пациента темпами, соблюдая конфиденциальность и проявляя тактичность

Это способствует росту само­уважения в пациенте.

3. Дать пациенту возможность выразить свои страхи, беспокой­ства.

Он страшится смерти, будуще­го, испытывает боль, отвраще­ние к себе. Его беспокоит от­сутствие контроля над нор­мальной работой кишечника, возможные выделения и неприятный запах

4. Дать искренние ответы на во­просы, связанные с недостатком знаний

Часто пациенты не знают, можно ли принимать ванну или душ, нормально питаться, иметь половые сношения.

5. Рекомендовать и поощрять уча­стие в уходе заботливых членов семьи.

При условии согласия паци­ента.

6. Вести учет выделенного кала.

По назначению врача.

Выполнение процедуры

1. Обучить пациента технике об­работки калового свища с соблю­дением правил асептики:

- вымыть руки, надеть перчатки;

- подложить под бок пациента со стороны стомы клеенку;

- снять бинты, повязку; сбросить для дезинфекции.

При наличии калоприемника:

-отделить использованный кало­приемник, начиная с верхней час­ти;

- выбросить в пакет;

- обмыть кожу под стомой, ис­пачканную фекалиями, используя пинцет, марлевые шарики и мыльный раствор;

- высушить кожу сухим марлевым шариком;

- сменить пинцет;

- обработать кожу вокруг стомы слабым раствором калия перман­ганата, используя стерильный пинцет и перевязочный материал;

- высушить кожу вокруг стомы;

- убедиться, что размер стомы и
ее форма не изменились.


2. Приклеить к стоме чистый ка­лоприемник, пользуясь инструк­циями изготовителя.

Необходимо иметь мерку стомы.

3. При мацерации кожи необхо­димо отложить использование калоприемника и выполнить сле­дующее: нанести стерильным шпателем на стерильные салфетки густой слой подогретой пасты Лассара

Паста Лассара защищает кожу от раздражения и воспаления при соприкосновении с фека­лиями.

4. Наложить салфетки с мазью на кожу вокруг калового свиша.

Периодически надо счищать пасту с кожи в окружности свища и обрабатывать 3% рас­твором перекиси водорода и 70% спиртом

5. Пропитать большую салфетку стерильным вазелиновым маслом и наложить на выступающую слизистую оболочку стомы.

Профилактика высыхания на­ружной поверхности слизистой оболочки кишечника

6. Зафиксировать сверху малыми салфетками, затем большой сал­феткой, сложенной многослойно, укрепить повязку бинтом.

Предупреждение смещения стерильных салфеток со стомы. Менять повязку после каждого приема пищи.

7. Менять повязку после каждого приема пищи


8. Поместить отработанный пере­вязочный материал, инструменты в емкость для отработанного мате­риала с дезинфицирующим рас­твором.

Соблюдается инфекционная безопасность.

Завершение процедуры

1. Убрать клеенку, снять перчатки и поместить в емкость с дезинфи­цирующим раствором.

Обеспечивается инфекцион­ная безопасность.

Существует несколько различных типов калоприемников: однокомпонентный, дву­компонентный, прозрачный, матовый, с фильтрами и без фильтров.

Однокомпонентные калоприемники имеют мешочек для сбора фекалий, уплот­нитель и внешнее адгезивное кольцо в со­ставе единого цельного блока.

Двукомпонентные калоприемники со­стоят из мешочка, который прикрепляется к клеящейся пластине, выполняющей функ­цию «второй кожи».

Мини калоприемник используется в течение короткого времени. Закрывает стому, однако не имеет ем­кости.

Все устройства для сбора выделений из илеостомы относятся к типу дренируемых ка-лоприемников, поэтому по мере необходи­мости их можно опорожнять. Существует не­сколько различных типов калоприемников для илеостомы: однокомпонентный и дву­компонентный, прозрачный и матовый.

Однокомпонентные калоприемники представляют собой мешочек с клеящейся
лечебной пластиной.

Мини-калоприемник используется в течение короткого времени (например, для занятий спортом).

Медицинская сестра или пациент проводят опорожнение калоприемника по мере заполнения (1/3-1/2 объема) без замены адгезивного кольца в течение нескольких дней.

В калоприёмник можно добавлять специальный порошок, нейтрализующий запах, активированный уголь или аспирин.

Необходимо помнить, что правильное питание при наличии стомы, хотя и не решает всех возникающих проблем, но является необходимым условием для полноценной жизни.

Рис. 3. Различные виды калоприёмников

Рис. 4. Специальные липкие пластины, применяемые для гигиенического закрытия стомы

Наиболее частые причины нарушения герметичности калоприемника.

Профилактика нарушений герметичности.

Причина

Меры профилактики

1. Плохое приклеивание к коже около стомы.

Удостоверьтесь, что кожа около стомы сухая и чистая.

При смене калоприёмника следует прижимать наклеиваемый пакет к коже тёплой рукой и придерживать минуту – другую для обеспечения хорошего наклеивания.

2. Неправильно подобранный размер отверстия калоприёмника.

Если размер стомы изменился, ( например, в результате изменения веса тела), а размер вырезанного отверстия остался прежним, это может послужить причиной подтекания содержимого под клеевую пластину. Следует следить за соответствием размеров и своевременно изменять отверстия.

3.Изгибы поверхности кожи или складки в месте наклеивания калоприёмника.

Именно под ним может происходить утечка содержимого мешка. Следует проконсультироваться с врачом или медицинской сестрой. Может быть рекомендован другой тип калоприёмника или применение специальных средств, исключающих протекание.

4. Раздражение кожи или складки в месте наклеивания калоприемника.

Раздражение кожи вблизи колостомы может быть причиной плохого приклеивания калоприёмника. Следует как можно быстрее обратиться к специалисту, чтобы выявить истинную причину раздражения, не дожидаясь серьёзных осложнений, требующих длительного лечения.

5. Неподходящий угол наклеивания мешка.

Если мешок ориентирован несоответствующим образом, то вес его содержимого будет оказывать закручивающее действие на клеевую пластинку и способствовать её скорейшему отклеиванию. Иногда этот угол несколько отличается от строго вертикального. Следует определить угол ДЛЯ СЕБЯ с учётом индивидуальной конфигурации тела.

6. Нерегулярное опорожнение калоприемника.

Обычно калоприёмник опорожняется при заполнении на 1/3 или 1/ 2 объёма. Несоблюдение этого правила может привести к попаданию содержимого под клеевой слой и отклеиванию калоприёмника.

7. Чрезвычайно высокая температура окружающей среды и пациента.

Значительное повышение температуры тела пациента или окружающего воздуха может привести к изменению структуры клеевого слоя – его» плавлению». Это случается в результате в очень жарком месте (например, в сауне) или при заболеваниях, сопровождающихся значительным повышением температуры. При наличии подобных ситуаций следует чаще менять калоприёмник.

8. Ненадлежащие условия хранения калоприёмника.

Несоблюдение правил хранения (например, в тёплом или влажном помещении) может привести к изменению клеящих свойств. Храните калоприёмники в сухом прохладном месте.

В послеоперационном периоде в лечебном учреждении:

•  подбирают необходимые средства для ухода за стомой в домашних условиях;

•  обучают пациента и, если нужно, его родственников правилам ухода за стомой;

•  рассказывают пациенту и его близким о том, где и как они будут получать или приобретать изделия (пластины, сборные мешочки, пасту);

•  обеспечивают современными средствами ухода за стомой (в период пребывания в стационаре);

•  наблюдают за пациентом со стомой (состоянием кожи, стомы и т. д.);

•  регистрируют пациента в стомакабинете для дальнейшего регулярного наблюдения.































3. Уход за эпицистостомой

При некоторых заболеваниях, нарушающих естественный отток мочи, например аденоме предстательной железы, ранениях мочеиспускательного канала или мочевого пузыря, нарушениях функции тазовых органов, делают высокое сечение мочевого пузыря. В ходе этой операции создается эпицистостома (вид уростомы) - надлобковый мочепузырный свищ (отверстие в мочевом пузыре для отвода мочи).

Если эпицистостому оставляют на длительное время или предполагается, что она будет постоянной, дренаж мочи осуществляется через головчатый катетер Пеццера или Малеко, которые при сформировавшемся свище не требуют фиксации. Смену катетера производит врач не реже одного раза в месяц, чтобы избежать его закупорки мочевыми камнями, порчи катетера и отрыва его головки при замене. Пациенту нужно показать, как вставить катетер, если он случайно выскочил.

Дистальный конец катетера через трубку соединяют с мочеприёмником. Если пациент ходит, мочеприёмник прикрепляют к его голени или бедру, если лежит, мочеприёмник подвешивают к раме кровати.

Рис.5 Положение катетера в мочевом пузыре

Принципы ухода за дренажной системой:

  1. Учитывать уровень фиксации системы (режим двигатель­ной активности пациента: при постельном режиме фиксируют к кровати, активному пациенту − к бедру).

  2. Следить за оттоком мочи (исключить перегибы дренажа, выпадение катетера, закупорку мочевыми солями).

  3. Следить за наполняемостью мочеприемника (проводить учет водного баланса, диуреза).

  4. Наблюдать за состоянием отделяемого в мочеприемник (цвет, прозрачность, мутность, наличие сгустков крови в моче).

  5. Не допускать образования мочевых затеков, раздражения кожи, развития опрелостей, пролежней.

  6. Помните! Катетер, дренажная система мочесборника яв­ляются входными воротами для проникновения возбудителей инфекции.

  7. Следить за руками медицинского работника и пациен­та, обрабатывать руки антисептиком перед процедурой, наде­вать стерильные перчатки, так как руки могут быть источником инфекции.

  8. Помнить! Слизистая оболочка мочевыводящих путей слаборезистентна к микрофлоре. Это приводит к инфицированию стом и дренажных систем, несмотря на асептические условия установки дренажа.

Промывание мочевого пузыря (ирригация) через эпицистостому

Оснащение: стерильные: шприц Жане, зажим анатомический (2 шт.), корнцанг, лоток, перевязочный материал (салфетки, мар­левые шарики), перчатки; антисептический раствор (фурацилина 1:5000 или другой раствор антисептика), кожный атисептик, лоток для сброса.

Положение пациента: лежа на спине.

Последовательность действий

  1. Установить доверительные отношения, получить согласие на процедуру.

  2. Обработать руки, надеть перчатки.

  3. Наложить зажим на мочевой катетер.

  4. Обработать кожу вокруг эпицистостомы аналогично обра­ботке гастростомы.

  5. Отсоединить катетер от мочеприемника.

  6. Обработать наружный конец катетера марлевым шариком, смоченным антисептиком.

  7. Присоединить шприц Жане с антисептическим раство­ром к дренажу. Ввести раствор, отсоединить шприц от катетера (дренажа).

  8. Спустить раствор из дренажной трубки в лоток или мо­чеприемник, соблюдая правила асептики.

  9. Повторить промывание несколько раз до прозрачного рас­твора антисептика.

  10. Повторно обработать антисептиком наружный конец ка­тетера.

  11. Присоединить новый стерильный мочеприемник, зафик­сировать. При сформировавшемся свище в постоперационном периоде по показаниям проводится смена съемного мочепри­емника на мочеприемник длительного пользования.

  12. Проверить функционирование дренажной системы.

  13. Утилизировать использованный мочеприемник.

  14. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

  15. Документировать выполнение манипуляции.

  16. Провести обеззараживание перчаток, предметов ухода, инструментария, перевязочного материала после выполнения процедуры.

Возможная проблема пациента: нарушение питьевого режима.

Решение проблемы:

1. Рекомендовать прием не менее 1,5 л жидкости в сутки.

2. Следить за диурезом.

3. В случае задержки мочи более 6 часов сообщить врачу и уточнить необходимость смены катетера.

4. Следить за диурезом пациента после удаления постоян­ного катетера в течение 24 часов на предмет выявления призна­ков задержки мочи.




























4. Уход за гастростомой

Гастростома - отверстие в желудке, выведенное на переднюю брюшную стенку. Гастростомию выполняют при травмах или тяжёлых ожогах гортани, глотки и пищевода, после операций на пищеводе, при неоперабельных (неудаляемых) опухолях пищевода и глотки. Гастростомию выполняют исключительно для того, чтобы была возможность кормить пациента.

В гастростому вставляют постоянную трубку, закрывающуюся пробкой, в промежутках между кормлениями.

Если пациент должен вернуться домой с гастростомой, нужно постепенно обучать его ухаживать за собой.

Рис. Уход за гастростомой

При уходе застомированным пациентом необходимо:

  • проводить обработку кожи вокруг стомы, соблюдая пра­вила асептики;

  • кормить пациента согласно назначенной диете;

• обеспечивать психический и физический покой.
Средствами ухода за кожей являются индифферентные мази, пасты, порошки - цинковая мазь, паста Лассара, паста/поро­шок Стомагезив, разозаживляющие средства -паста Абуцел, порошкообразное средство Статин. Они способствуют защите кожных покровов от раздражения желудочным содержимым и препятствуют возникновению внешних повреждений (маце­рации).

Кормление пациента через гастростому

Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться.


Установление контакта с пациентом.

2. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры пациенту и родственникам, если выполняете ее впервые. Рассказать, чем его будут кормить.

Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Обеспечение права пациента на выбор. Возбуждение аппетита.

3. Получить или убедиться в наличии согласия пациента на проведение процедуры.

Соблюдение прав пациента.

4. Помочь пациенту занять удобное положение.

Обеспечение комфортного положения.

5. Вымыть и осушить руки.

Профилактика ВБИ.

6. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение эффективности процедуры.

7. Надеть нестерильные перчатки.

Профилактика ВБИ.

  1. Выполнение процедуры:

8.Снять повязку и поместить ее в лоток для использованного материала.

9.Провести визуальный осмотр наружной части гастростомической трубки (желудочного зонда) и кожи вокруг.


Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Положить полотенце на эпигастральную область, под наружную часть гастростомической трубки.

Обеспечение физического и психологического комфорта.

11.Присоединить цилиндр шприца Жане к гастростомической трубке (зонду), снять зажим.

12. Налить в шприц, держа его наклонно, нужное количество питательной смеси.

Обеспечение безопасного приема пищи.

13. Приподнять шприц, дождаться, пока пища уйдет в желудок.

Обеспечение естественной скорости поступления пищи.

14. Повторить действия до введения нужного объема пищи.

Профилактика инфицирования.

15. Промыть зонд теплой кипяченой водой в количестве 30-50 мл по окончанию введения питательных смесей.

Ограничение роста бактерий на стенках зонда.

16. Пережать зонд зажимом, отсоединить шприц, закрыть зонд заглушкой.

Предотвращение вытекания желудочного содержимого.

17. Наложить слой мази , пасты или защитного геля для кожи по назначению врача.

Профилактика инфицирования.

18. Провести осмотр кожи в области стомы и самой гастростомы на предмет выявления отека или появления свища и других изменений.

Профилактика инфицирования.

19. Наложить слой мази, пасты или защитного геля для кожи по назначению врача.

Профилактика мацерации кожи.

20. Наложить стерильную салфетку или одноразовую запатентованную липкую повязку – наклейку вокруг гастростомической трубки.

Профилактика инфицирования.

21. Прижать повязку-наклейку, не допуская образования складок вокруг гастростомы.

Предупреждение просачивания выделений (желудочного сока) из гастростомы.

22. Закрепить наружную часть гастростомической трубки (зонда) поверх повязки.

Обеспечение физического и психологического комфорта.

24. Осмотреть постельное белье на предмет замены в случае необходимости. Убрать полотенце в мешок для использованного белья.

Обеспечение психологического комфорта.

  1. Окончание процедуры:

25. Поместить использованный инструментарий в емкость для дезинфекции.

26. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией. Вымыть и осушить руки.


Обеспечение инфекционной безопасности.

27. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации.

Обеспечение преемственности

сестринского ухода.








































Список использованных источников:

  1. Основы сестринского дела: практикум/Т.П. Обуховец. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 687с.

  2. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»:учеб.пос./Мухина С.А., Тарановская И.И. – 2-е изд., оиспр. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2-16. – 512с.

  3. Основы сестринского дела : курс лекций, Сестринские технологии : учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова ; под ред.В.В. Морозова. Изд. 2-е. Ростов н/Д : Феникс, 2017. 716 с. : ил. (Среднее медицинское образование)

  4. Основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www. medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432594.html

  5. Основы сестринского дела : Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Широкова и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN 9785970432563.html

  6. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г. И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785970433294.html

Нормативные документы:

Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе -http://www.studentlibrary.ru

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.

















Приложение 1

Эталоны ответов вводного контроля



  1. Схематичное изображение пищеварительного тракта

  1. Строение мочевыделительной системы

  1. Нос (полость рта), гортань, трахея, бронхи, легкие.

  2. Мацерация кожи – это процесс, возникающий при продолжительном контакте с жидкостями, во время которого происходит набухание тканей эпидермиса.

  3. Инфекционная безопасность в учреждениях здравоохранения – это комплекс санитарно-противоэпидемических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения инфекции в данных учреждениях.

  4. Диурез – объём мочи, образуемой за определённый промежуток времени

  5. Стома – наружный свищ полого органа, созданный оперативным путем










































Приложение 2

Тестовый контроль

1.Асфиксия – это…

А) невозможность вдоха

Б) невозможность выдоха

В) состояние удушья

Г) состояние отключения дыхательного центра

2. Экстренную трахеостомию производят при :

А) при стридорозном дыхании

Б) при обострении бронхиальной астмы

В) при попадании инородного тела в трахею

Г) при опухоли голосовых связок

3.Трахеостомию может выполнять:

А) Главный врач

Б) Анестезиолог

В) Старшая сестра реанимационного отделения

Г) Хирург

4.Трахеостомическая трубка состоит из :

А) из внешней трубки, ёршика, канюли

Б) из канюли, проводника, внутренней трубки

В) из канюли, тесёмок, внешней трубки

Г) из запор- флажка, ёршика, канюли

5. Для профилактики инфицирования дыхательных путей пациенту с трахеостомой необходимо:

А) менять всё оснащение для вентиляции лёгких каждые 24часа

Б) менять всё оснащение для вентиляции лёгких каждые 16 час.

В) менять всё оснащение для вентиляции лёгких каждые 4 часа

Г) менять всё оснащение для вентиляции лёгких каждые 3 часа

6. Для обработки трахеостомической трубки в оснащении используют:

А) Раствор перекиси водорода 3%

Б) Раствор азотнокислого серебра 0,1%

В) Раствор Люголя 3%

Г) Этиловый спирт 70 град.

7. Колостома - это отверстие в области:

А) Восходящей, ободочной, сигмовидной кишки

Б) Восходящей, лямбдовидной, ободочной кишки

В) Сигмовидной, восходящей, тонкой кишки

Г) Восходящей, сигмовидной, слепой кишки

8.С целью маркировки места для стомы медицинская сестра использует:

А) стерильный тампон, смоченный 3% спиртовым раствором йода

Б) маркировочную плёнку

В) стерильный тампон, смоченный 70 град. этил. спиртом.

Г) стерильный тампон, смоченный 0, 5% раствором перманганата калия

9.При подборе средств для ухода за стомой необходимо учитывать:

А) конституцию пациента, локализацию стомы, возраст пациента

Б) Физические возможности пациента, социальную адаптацию, кредитоспособность пациента

В) прогноз пациента, социальную адаптацию, возраст пациента

Г)Прогноз пациента, конституцию пациента, локализацию стомы.

10.Частота смены калоприёмника зависит от :

А) возраста пациента

Б) характера питания пациента

В) типа калоприёмника

Г) уровня содержимого калоприёмника

11.Для ухода за кожей вокруг стомы используют:

А) вазелиновое масло

Б) Крем «Алое Вера»

В) Синтомициновую эмульсию

Г) пасту «Стомагезив»

12)Рекомендации по питанию больным со стомами рекомендуют избегать первые 4-6 недель:

А) пищу, богатую клетчаткой

Б) пищу, богатую холестерином

В) пищу, насыщенную поваренной солью

Г) пищу, насыщенную белками

13. Пациенты с илеостомой должны выпивать в день не менее:

А) 1100мл жидкости

Б) 1250мл жидкости

В) 1300мл жидкости

Г 1500мл жидкости

14. При установлении эпицистостомы используют катетер:

А) Пфайфера

Б) Малеко

В) Кохера

Г) Пеццера

15. Смену катетера обычно производят:

А) 1 раз в неделю

Б) 1 раз в 2 недели

В) по мере загрязнения

Г) 1 раз в месяц

16. Смену катетера производят для того, чтобы:

А) избежать его закупорки слизью

Б) избежать его закупорки тромбом

В) избежать его закупорки опухолью

Г) избежать его закупорки камнем

17. При произведении уростомы свищ устанавливают:

А) в подвздошной области справа

Б) в эпигастральной области

В) в подвздошной области слева

Г) в надлобковой области

18. Для промывания мочевого пузыря через цистостому используют стерильный шприц ёмкостью:

А) 10 мл

Б) 20 мл

В) 50 мл

Г) 150 - 200 мл















Приложение 3

Эталоны ответов на тестовый контроль

1.

А

10.

В

2.

В

11.

Г

3.

Г

12.

А

4.

Б

13.

Г

5.

А

14.

Б,Г

6.

Г

15.

Г

7.

А

16.

Г

8.

Б

17.

Г

9.

Г

18.

Г








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!