СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Украина на карте мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.    Украина на планете Земля. Как найти Украину на карте.

Цель:  дать детям общее представление о расположении Украины на карте мира, Европы; формировать навыки работы с политической, физической, с контурной картами; развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию, развивать кругозор, умения работать в группах, наблюдательность, память, внимание; поддерживать познавательный интерес к изучению природоведения, природы Украины, воспитывать любовь к своей Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта полушарий, политическая карта Европы, физическая карта Украины, контурные карты у учеников, слайдыи мультимедийная доска, запись клипа про Украину, карточки.

Просмотр содержимого документа
«Украина на карте мира»

Тема. Украина на планете Земля. Как найти Украину на карте.

Цель: дать детям общее представление о расположении Украины на карте мира, Европы; формировать навыки работы с политической, физической, с контурной картами; развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию, развивать кругозор, умения работать в группах, наблюдательность, память, внимание; поддерживать познавательный интерес к изучению природоведения, природы Украины, воспитывать любовь к своей Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта полушарий, политическая карта Европы, физическая карта Украины, контурные карты у учеников, слайдыи мультимедийная доска, запись клипа про Украину, карточки.



 

Ход урока

І. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся


1.1. Фронтальный опрос «Блиц опрос»

- Какую тему мы закончили изучать?

- Сколько же материков на планете Земля? Назовите их.

Какой самый большой материк на планете?


1.2 «Микрофон»

Что вы запомнили про этот материк? У кого мне взять интервью?

Сколько стран расположено на материке Евразия?(93)


1.3. Мотивация уч- ся на работу


Всего на карте мира более 200 стран. Сегодняшний наш урок посвящен одной из множества стран, которые есть на физической карте мира. Какой именно, вы узнаете, прослушав стихи


На світі багато чудових країн,

Мені наймиліша, найкраща країна,

Яка піднялася, мов Фенікс, з руїн,

Безсмертна моя Україна.


Ти з давніх віків непокорна була

І волю свою боронила невпинно.

Нарешні збулося її здобула

Звитяжна моя Україна.


На землях твоїх неозорих степів

Живе працьовита і чесна родина,

Хвилюється колосом стиглих хлібів

Моя золота Україна.


В садах і дібровах в вечірні часи

Чарує нас пісня дзвінка солов*їна,

І чути співочі дівчат голоси, -

Пісенна моя Україна.


Тепер ще нелегко живеться тобі,

Є в тому мабуть особлива причина.

Та все подолає в тяжкій боротьбі

Незламна моя Україна.


Квітуй, мов калина, над плесами вод,

Будь в дружбі і праці міцна та єдина.

Хай буде щасливим твій вільний народ,

Прекрасна моя Україно!


- Какой же стране посвящены стихи?

- Да, нашей родной прекрасной Украине.


1.4. Актуализация знаний об Украине.

А какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите слово Украина?

1.5. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы на парте есть символические лучики, на которых вам нужно записать слова и фразы, которые ассоциируются у вас со словом Украина.

  • Выберите, кто будет презентовать вашу работу.






1.6 «Круг идей». Проверка групповой работы.

Запись информации учителем на доске.

- Группы, пожалуйста, поделитесь своими мыслями об Украине.

Каждая группа по очереди озвучивает лишь один аспект обсуждаемой темы. Учитель по кругу спрашивает все группы по очереди, пока иссякнут мысли.



1.7 . ИТОГИ

- Посмотрите как много вы уже знаете об Украине!

- И наверное уже догадались о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Кто назовёт тему урока?

III. Сообщение темы и задач урока .

1. Сегодня на уроке природоведения мы дейсвительно будем говорить об Украине и начнем изучать большую тему « ПРИРОДА УКРАИНЫ», слайд №1

а тема сегодняшнего нашего урока « УКРАИНА НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ» , слайд №2

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?


наша задача : узнать где находится Украина и научится ее находить на картах, узнать с какими странами граничит, какую площадь занимает территория Украины, продолжить учиться добывать информацию, пользуясь картой,


2. Саморефлексия. ( индивидально по карточкам)

Перед тем, как двигаться дальше, я предлагаю вам взять карточки белого цвета и отметить в 1 колонке то, что вы знаете, умеете (+), а если не знаете – ставьте знак (-).

Знаете ли вы?

В начале урока

В конце урока

1. В какой части Европы находится Украина?



2. Со сколькими государствами граничит на суше?



3. . Какова общая протяженность границ Украины?



4. С каким государством самая длинная граница?



5. Какая протяженность территории Украины с запада на восток и с севера на юг?



6. На каком месте находится Украина по площади занимаемой территории среди стран Европы и мира?



7. Как называется самый отдаленный остров Украины?



8. Где находится центр Европы?



9. Как называется крайняя западная точка Украины?



10. Умеете ли находить расстояния пользуясь картой ?



11. О чём может рассказать политическая карта?



12. О чём рассказывает физическая карта?



Есть ли такие ученики, которые дали ответы на все вопросы?



IV. Восприятие и осознание нового учебного материала.

1. Работа с ( физической) картой мира

Назовите «земной» адрес нашей страны и покажите её на карте

Восточное полушарие

Материк Евразия

Часть света Европа

Украина

  • Кроме карт мира, полушарий, есть карты отдельные карты материков,частей света, государств, областей..

2. Работа по политической карте Европы/

2.1- Перед вами политическая карта Европы, Слайд №

Атлас стр. 1


- Рассмотрите её внимательно.

Подумайте и скажите, о чём может рассказать политическая карта

  1. какие гос – ва расположены - 45

  2. столицы государств - Киев

  3. «соседи» государсnва -

  4. границы государств

5.Моря, океаны, проливы, острова


Найдите Украину.

2.2 Рассказ учителя с элементами беседы и практической работы.


Украина находится в Центральной части Европы и является самой большой по площади европейской страной, она занимает 1 место среди стран Европы, 3 место занимает в Евразии после России и Казахстана, 43 место среди стран мира.

Площадь её территории – 603.700 кв. км. (креплю надпись)???

Площадь Украины превышает площадь таких крупнейших стран как Франция (544.000 кв. км.) и Испания (505.000 кв. км) Германия, Швеция. ( показать)

2.3. Практическая работа Сравните площади ( устно)

- Давайте сейчас выполним вычисления и узнаем на сколько же больше площадь нашей Украины, чем площадь Франции, Германии и Испании ?

- Есть желающие?

- Кто считает от 1 ряда?

- От 2 ряда?

- От 3 ряда?

Украина – 603700 кв. км

Франция – 544000 кв.км

Украина – 603700 кв. км

Испания505000 кв. км

Украина – 603700 кв.км

Германия – 357 000 кв. км

Польша - 312.000 кв

На 59700 кв. км больше, чем тер. Франции.

На 98700 кв. км больше, чем территория Испании

На 246700кв.км больше, чем территория Германии

2.4 - Посмотрите, как правильно показывать границы Украины.

Возьмите карандаш и проведите им по всей границе Украины


- Исследуйте границы и найдите

- государства, с которыми граничит Украина. Сколько их?

- с каким государством самая длинная граница, а с каким самая короткая?

(индивидуальная работа по карточке на контрольной доске – вычислить протяжённость сухопутных границ. КРАЙНЯЯ ОЛЯ)

Проверка:

- Сколько соседей у Украины?

- Давайте разберемся, с каким государством граничит Украина на севере, на северо-востоке? На западе? На юге?

2.5 РАБОТА по учебнику

Откройте учебники на с.106, прочитайте и попытайтесь узнать какая протяженность границ Украины?

2.6 Проблема. Центр Европы (сообщение ученика)

А сейчас Иванов Артем сделает вам интересное сообщение. Вы узнаете, какой знак стоит на территории Украины и что он обозначает.

( Слайд № )



Собщение эксперта.

На околице села Деловое в Закарпатской области установлен знак, на котором указано, что там находится географический центр Европы. ( слайд№ ).

В 1887 году ВЕНгерская (АВСТРИЙСКАЯ) геодезистская служба провела исследования и методом вычисления установила, что в данной местности находится географический центр Европы.

Там был установлен памятный знак, на котором латинскими буквами написано: « Постоянное, точное, вечное место».

Этот знак подтверждает, что Украина расположена в самом центре Европы.  

-А кто обратил внимание на протяженность границ Украины?

- Какая?

- А у нас? Почему разные данные?

- Украина кроме Сухопутных границ имеет и морские границы.

Морские границы у нас с Турцией, Грузией и Болгарией, Россией. Протяженность морской границы: 1355 км

  Общая протяженность границы страны - 7643 км

.- Определить, сколько на сушу? (7643-1050 = 6500км)



3. Физкульминутка ( музыкальная пауза)

4. Работа по физической карте Украины

,

Р Е ,, АРФА



РЕЛЬЕФ

Что такое рельеф?

4.2 Проблема

- По какой карте можно рассказать о рельефе Украины?

((по физической карте) Слайд №

4.3 Рассмотрите физическую карту Украины и скажите ( 2 мин)

- Какой цвет преобладает на карте Украины?

- О чём это говорит ?

Что ещё мы можем увидеть на физической карте?


  • Горы -

  • Равнины -

  • Реки -

  • озера_-

  • города_- ___________________________

  • наивысшие точки

  • границы областей

  • водохранилища

  • крайние точки территории Украины


  1. Гимнастика для глаз


Давайте вспомним , где на карте С, З, В, Ю.



6. Рассказ учителя (индивидуальная работа): Крайние точки Украины ( 1мин)


Давайте сейчас ознакомимся с крайними точками нашего государства.


Крайняя северная точка — село Гримьяч Черниговской области,

южная— мыс Сарыч (АР Крым),

западная — посёлок городского типа Чоп Закарпатской области,

восточная —поселок городского типа Звезда Луганской области.


8. Продолжение рассказа учителя ( 2 мин)

8.1. Протяжённость Украины довольно таки большая.

Если бы мы задумали пройти пешком с запада на восток, ежедневно преодолевая по 30 км, то на это нам потребовалось бы 44 дня.


8.2 - Если вы сейчас посчитаете какой путь можно преодолеть за 44 дня, то.... узнаете протяженность Украины с З на В ( 1320 км)


Все вы наверное видели как быстро летает ласточка. Видели?

Скорость ее полёта от 6о до 100 км/ч. Так вот ласточке нужно лететь со скоростью 60 км/ч не менее 15 часов, чтобы чтобы преодолеть расстояние с севера Украины до крайней точки юга.


- Вычислите какой путь преодолеет ласточка за время своего полёта и вы узнаете протяженность расстояния Украины с севера на юг.


С- Ю___ 60 * 15= 900км______________________

З – В ____ 30* 44= 1320 км_________________________


8.3. Практическая работа в парах ( практическая с измерением

А давайте проверим правильность наших вычислений, используя карту.

Как это сделать ? Как вычислить эти расстояния пользуясь картой?

- Какой инструмент нам понадобится? (Для этого нам понадобятся линейки.) А что ещё нужно знать? ( масштаб)

- А еще нужны знания по математике

- Откройте АТЛАСЫ. Перед вами физическая карта Украины.

Найдите крайние точки. Проведите необходимые измерения , сделайте необходимые записи на карточках розового цвета и вычислите

Практическая работа

С – Ю __________________________________________ = (км)

З – В ___________________________ ________________ = (км )


эту работу выполним в парах


9. Подведём итоги.

« МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Какова площадь Украины?

Назовите крайнюю западную точку.

Южную.

Какова длина территории с севера на юг?

А с З на В


V. –А хотите узнать о чём дальше пойдет речь? ( слайд № ..) ( 1,5мин)

  • Тогда возьмите листочки зелёного цвета и вычеркните буквы, которые повторяются.

ЗАППМАЕПИПНААППЫАЙА

--- Какое слово получили?

  • СООБЩЕНИЕ об острове ЗМЕИНОМ ( Барбаков Никита)


V. Обобщение и систематизация изученного


1. Практическая работа с контурными картами.

поработаем с контурными картами.

• границы Украины - дома

Вспомните, каким цветом обозначаем границы? ( Карандашом красным цветом.)

- Как делаем надписи? (Печатными буквами. Простым карандашом)

А сейчас найдите и отметьте на них: ( Слайд №

** Киев

**Крайнюю западную точку ( ЧОП)

** Азовское и Черное море ( обратите как подписано на ф/к)

** страну-соседа Украины на севере (БЕЛОРУСЬ)

** На юго - западе ( Молдова)

ДОМА : **3 крайних точки Украины

** Географический центр Европы

Поможет вам в этом физическая карта Украины

- Работаем внимательно и аккуратно, при необходимости можно обратиться к своему товарищу, если будут возникать трудности. (Работают).

- Вы очень хорошо выполнили работу.


2. Игра «Да или нет»


Давайте вспомним, какими мы были внимательными во время нашего урока

Вам нужно быстро дать ответ «Да» или «Нет»

*** Украина расположена в восточном полушарии

*** Украина имеет общую границу с тремя государствами.

*** Три моря омывают нашу страну.

*** На юге Украина имеет морские границы.

*** Северный сосед Украины - Белоруссия.

*** Южный сосед - Франция.

***Черное море омывает юг Украины.

***Украина находится в Азии.


3. Сейчас мы обобщим наши знания и составим коллективный секвейн. Слайд №

- Кто напомнит , что это такое? ( пятистрочие)

1. сущ. : УКРАИНА Украина

2. Прил. : СВОБОДНАЯ, БОЛЬШАЯ Большая. европейская

3. Глаг. : ЖИВЕТ, расцветает, находится расположена, граничит живёт,трудится

4. Фраза, выражает Я горжусьсвоейУкраиной Я люблю свою Украину

личное отношение к теме:Я очень люблю Украину

5.Одно слово – синоним

названия темы: РОДИНА Государство страна



VІ. Итоги урока. Рефлексия

- Вспомните, чего вы ожидали в начале урока?

- Оправдались ли ваши надежды? Возьмите карточки и добавьте плюсы.

- Что узнали нового?

(Я узнал, что Украина – самая большая страна в Европе и занимает 40 в мире.).

(Я узнал, что самая длинная граница с Россией и кратчайшая со Словакии).

- Что заинтересовало Вас сегодня? (Меня заинтересовало измерение пути для определения длины территории Украины).

-Что Первый раз вы слышали сегодня?

(Я первый раз услышал о знаке, который находится в селе Деловое и является географическим центром Европы).




- От чего получили наибольшее удовольствие?

Можете ли вы теперь дополнить + в своих листочках



VІI. Домашнее задание.

    1. Учебник: с. 106 – 107, ответы на вопросы

    2. Работа в тетради на с. 42

    3. Презентацию по Украине, интересные сообщения по желанию

ПРИЗЫ – ФИШКИ


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!