Ульф Старк (1944 – 2017)
Несколько фактов о писателе
- Эта смешная и грустная книга построена на реальных воспоминаниях знаменитого шведского писателя Ульфа Старка, автора множества книг и спектаклей для детей.
- Главный герой живет в самой обычной семье, его папа работает зубным врачом, мама занимается хозяйством. Он частенько попадает в разнообразные переделки, разыгрывает своего дедушку, подбивает маму играть в индейцев или просто отправляет в плавание на самодельном кораблике светлячка.
- Ульф Старк потрясающе тонко и тепло описывает отношения между братьями, сочетая взрослый и детский взгляд на жизнь.
Ульф Старк с 1984 года посвятил своё творчество детям. Им написано около 30 книг, которые переведены на 25 языков мира. В 2000 году Международное жюри Премии имени Х.-К. Андерсена отметило заслуги У.Старка особым дипломом. Этого писателя считают наследником традиций Астрид Линдгрен.
- Познакомьтесь с информацией о писателе.
- Как вы считаете, почётно ли для детского писателя сравнение его с Х.-К. Андерсеном и А. Линдгрен?
В 1992 году появился рассказ Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» - трогательная история, смешная и грустная одновременно, которая читается на одном дыхании.
Почитаем вместе!
Фрагмент с начала рассказа до слов «Не глупи! – прошипел я. – Зайди и поздоровайся».
- Дайте краткую характеристику рассказчика.
- Как вы догадались, что повествование ведётся от лица мальчика?
- Чем, по мнению рассказчика, занимаются дедушки? Почему автор пишет об этом с юмором?
- Почему Берре очень хотелось иметь дедушку?
- Мог ли он представить, что Ульф приведёт его в дом престарелых?
Почитаем вместе!
Чтение по ролям фрагмента со слов «Берра послушно вошёл в комнату» до слов «Всю дорогу домой он подбрасывал вверх полученную монетку».
- Поверили ли Берра и дедушка Нильс в своё неожиданное родство? Или им нравилась игра в дедушку и внука?
- Чего ждал от дедушки Берра в нача-ле их знакомства?
Расскажите,
как дедушка Нильс, Ульф и Берра мастерили воздушного змея
Найдите в эпизоде цитаты,
показывающие, как дедушка Нильс и Берра стараются понравиться и помочь друг другу
Пересказ эпизода
о том, как Берра учился свистеть дедушкину песню, готовясь к его дню рождения
Чтение по ролям
эпизода «Дедушка и мальчики воруют вишни»
Почему мальчики решили, что дедушке нужно забраться на вишню?
День рождения дедушки
- Как отпраздновали день рождения дедушки?
- Почему Берра сначала придумал себе дедушку, а потом и его день рождения?
- Кому и зачем была нужна эта маленькая ложь?
Чтение финала рассказа
От слов «Он бежал всю дорогу до самой нильсовой двери».
Чтение финала рассказа
Как вы считаете, уместно ли было просвистеть любимую мелодию Нильса на церемонии прощания? Почему?
Прослушаем мелодию из кинофильма
https://mp3poroh.ru/download/g8uSiw8RdIa/umeeshy-li-ti-svistety-yohanna/
Чем радовали друг друга Берра и дедушка?
Как вы думаете, почему так важно было мальчику научиться свистеть песенку дедушки?
- Можно ли назвать рассказ Ульфа Старка трогательным?
- Как вы объясните значение слова «трогательный»?
- Составьте несколько предложений с этим словом.
Итоговые вопросы
Изменились ли мальчики после общения с дедушкой?
Чем сходны и чем различны мир дедушки и мир мальчиков?
Домашнее задание
Ответить письменно на один из итоговых вопросов.
Прочитать: Ая эН. «Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом».
Групповое задание: подготовить инсценировку фрагмента рассказа «История, рассказанная дедом Морозом».
Шаблон «Город 4»
Носова Ольга Михайловна
учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 11
с углубленным изучением отдельных предметов
Курского муниципального района Ставропольского края