II. Мотивация к деятельности. Постановка цели и задач. | -Верите ли вы, что туристам, посещающим наш город, нравится любоваться старинными домами и храмами города? Тема нашего занятия: «Улочки старого Арзамаса» Ответьте на вопросы: -Что я узнаю? -Чему научусь? -Где мне пригодиться? | Учащиеся выдвигают множество мнений, слушают друг друга, поддерживают идеи других. |
III. Работа над материалом занятия | Раньше говорили: «Много в Москве церквей, а в Арзамасе кроме церквей ничего не видел». К началу 19 века в нашем небольшом городе было 36 церквей и 4 монастыря. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают то, о чём просят. К счастью, большинство из них сохранилось до наших дней. От Соборной площади Арзамаса лучами расходятся улочки, и на каждой по несколько храмов. -Какие храмы вы знаете? Мы послушаем рассказы одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Арзамаса. Учитель комментирует, чем знаменит тот или иной собор. Собор Живоносного источника Пресвятой Богородицы(1794г.) Эту церковь можно сравнить с кораблём, на котором верующие спасаются в бушующем море. Она построена в форме корабля, вот и мачта – колокольня, вот наполненные ветром паруса – купола. И нам кажется, что это сам храм плывёт по небесам. Николаевский Арзамасский женский монастырь, год основания 1580. Сёстры обители занимались вышиванием золотом, их работы ценились не только в России, но и за границей. Еще хочется сказать о том, что в нашем городе не только восстанавливаются храмы, разрушенные ранее, но и построилась новая церковь Петра и Павла в районе Дубков. Следовательно, у жителей в нашем городе не зачерствела душа к православной вере. Храм – это прекрасный дом Господень, в который люди приходили поговорить с Богом. Но сами жители нашего города строили и себе дома с большой любовью и творчеством. Вот как написал про это наш земляк поэт А. И. Плотников. - Похожи ли дома людей и храмы? - Чем отличаются? -Как вы думаете, как строится такой деревянный дом? | Учащиеся, глядя на экран с изображением храмов Арзамаса, называют те, которые им известны. Рассматривают на экране фото старинных домов Арзамаса Чтение учащимся стихотворения А. И. Плотникова «Мой деревенский дом» Есть стены, крыша, фундамент Материалом, формой крыши, размерами Брёвна кладут друг на друга, … |
IV. Практическая работа | -Давайте попробуем сделать макеты этих домов с помощью бумаги. -Подумайте, как это можно сделать? -Как называется профессия человека, который трудится над изделиями из дерева? Помогает детям, направляет их работу. | Предлагают варианты конструирования из бумаги (скручивание прямоугольника из бумаги в длинные цилиндры-«брёвна», обрезание их по нужным размерам, укладка друг на друга по типу «колодец», вырезание окон и двери, изготовление крыши из картона) -Плотник. Выполняют изделие по намеченному плану. |
V. Знакомство с новым материалом | 2 занятие-продолжение После того, как будут готовы срубы с крышами, предлагает украсить дома. -Плотники хорошо поработали. Но вы же знаете, чем знамениты дома старого Арзамаса! -С виртуозной тонкостью украшали мастера деревянной резьбой свои дома. -Как же называются элементы резного украшения? -Резной фронтон, наличники и стенные подзоры, гребешок на крыше. Нарядно украшенные оконные наличники состоят из кокошника (это поперечная накладка), 2 вертикальных накладок, ставней (деревянные створки на окнах). -Скажите, какие фигуры и элементы использовали мастера? - Мы так же сможем украсить модели домов только с помощью бумаги. | -Деревянной резьбой. Рассматривают фото старинных домов с декоративными элементами. 1) геометрические фигуры (круги, овалы, звёзды, квадраты, ромбы, треугольники); 2) растительные элементы (листья, цветы, бутоны, плоды, ягоды, шишки, грозди, ветви); 3) орнаменты (композиции из s-образных завитков); 5) животные (птицы, кони) Предлагают узоры на фронтоне и гребешок вырезать ножницами, а на наличниках использовать вырезание путём сгибания, как при изготовлении снежинки. |