Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Береговская ООШ»
Разговор со школьниками
«Умеем ли мы прощать?»
подготовила учитель истории
Маличук Н.А.
2024 г.
Тема: Умеем ли мы прощать?
Цель: способствовать осознанию и усвоению учащимися простых норм нравственного поведения.
Задачи:
1. Способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение».
2.Создать условия для понимания значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека.
3. Развивать положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям.
Оборудование: презентация, рисунки детей с разным выражением чувств, карточки с пословицами, цветы, листья, солнышко, туча, дерево, коробочка, памятки на карточках с солнышком.
1 этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. слайд 1
На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаем что-то новое. Но есть такие понятия, истины, ценности, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь и тогда наша жизнь станет радостней.
Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Друзья» и оцените поступки мальчиков.
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом — ты, матросом — я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек...
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька — так несмело
Вошел с поникшей толовой: —
Прости уж! Сердишься?.. За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: — Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь.
Ребята, как вы считаете, останутся ли эти мальчики друзьями? (ответы детей) Почему вы так считаете? (Один нашел в себе мужество попросить прощение за плохой поступок, другой его простил)
Как вы думаете, о чем у нас с вами пойдет разговор? (ответы детей)
Работа с рисунками
На доске рисунки детей с разными выражениями лица
- Вглядитесь в нарисованные фигурки. Что можете сказать о них?
Какое у человечков настроение? (Радость, страх, обида)
-Как вы поняли, что человек обижен?
-Есть ли среди вас те, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста... Каждый из нас в обиде не одинок.
- Что же чувствует человек, которого обидели и который обиделся?
(Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.)
- Легко ли живётся такому человеку? Почему?
- Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть.
- Думаю, что никто из вас не хочет, чтобы такое случилось с ним да и окружающими вас людьми.
- Как же нужно поступить, чтобы не дать обиде отравить вас и вашу душу? Какое умение помогает победить обиду? (Умение прощать)
Раскрытие темы
-Итак, сегодня мы поговорим о прощении.
- Что значит простить?
Простить – значит перестать сердиться или обижаться на другого человека, перестать его в чём–нибудь винить. Прощение очень полезно, потому что оно помогает победить злость и обиду, которые сильно вредят душе. Тот, кто не умеет быстро прощать и подолгу обижается, вредит себе.
- Ребята, а случалось ли, что вы тоже кого-то обижали?
-А что должен сделать человек, который обидел другого?
(Улыбнуться и сказать: «Прости, извини, пожалуйста»)
-Что хотят получить в ответ люди, которые просят прощения? (Хотят, чтобы простили - это "перестали упрекать", "не держали зла", "относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других".)
- Прощали ли вас?
- Что вы чувствуете, когда вас прощают?
-Нравится, когда вас прощают, поэтому и вы должны уметь прощать.
Работа с пословицами.
- Ребята, среди вас есть и те, которые обижали, и те, которых обижали. Ведь все мы люди, а человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Главное- вовремя исправить эти ошибки. Помочь в этом могут народные пословицы.
-Попробуйте собрать пословицы (Пословицы на карточках. Работа в парах.)
Кайся, да опять Тому тяжело, Злой человек, как уголь: Добро помни, Сумел провиниться, | кто помнит зло. если не жжёт, то чернит. за старое не принимайся. сумей и повиниться. а зло забывай. |
-А теперь попробуйте объяснить наиболее понятную и близкую для вас пословицу.
Пословица «Добро помни, а зло забывай» означает, что в жизни необходимо помнить о добрых поступках и проявлениях других людей, а злое и негативное не стоит носить в сердце и памяти. Лучше всего забыть обиды и обидчиков и продолжить жить дальше, чтобы не осквернять свою душу ненавистью и злобой.
Обсуждение пословиц.
О Прощёном воскресенье.
На Руси с давних времён существует праздник, который именуют Прощёным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у Бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта традиция празднования Прощеного воскресения входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!» Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня!»
«Оживление» дерева
-Посмотрите на это дерево (рисунок на доске), оно высохшее, без листочков. Это дерево лишили жизни Злость и Обида. Тёмная туча заслонила солнышко.
- Вы хотите дерево оживить?
- У вас на партах листья и цветы.
-Какое настроение соответствует засохшим листьям? (Злость, обида, печаль)
- А ярким цветам? (Радость, любовь, добро)
- Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на экране: досада, агрессия, доброта,. любовь, раздражение, уважение, обида, зависть, сердечность, ненависть, гнев, взаимопонимание)
Выберите из них те, что мешают нам прощать и запишите их на высохших листьях.
- Зачитайте эти чувства.
-А теперь закройте глаза, попытайтесь забыть какие-то мелкие обиды, более серьезные, самые глубокие. Порвите листочки на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите ко мне в коробочку, её я потом сожгу! Сожгите эти чувства и вы в своей душе. Пусть сгорит Злость и Обида вместе с ними! Трудно ли вам было простить обиду?
- Раз вам удалось простить, значит, вы сильные, добрые люди.
- А какие чувства помогают простить? Напишите эти чувства на цветах.
- Прикрепите эти цветочки к нашему деревцу.
- Видите, оно расцвело без Злости и Обиды.
Вот то же происходит и в душе человека, когда он прощает, отпускает обиду.
-Плохо или хорошо поступает тот, кто не хочет прощать и говорит: «Я тебе этого никогда не прощу!» (Плохо. Нельзя держать обиду в себе и злиться на обидчика, а ещё хуже ответить злобой).
-Какой вывод можно сделать?
- Люди, умеющие прощать, сами освобождаются от обиды и злости и обидчика освобождают из плена отрицательных поступков.
На доске с солнышка убираем тучу
Итог разговора
- Вот и выглянуло солнышко. Посмотрите ещё раз, как цветёт наше деревце без злости и обиды. Учитесь прощать обиды, и ваша душа тоже будет цвести как это деревце.
Вы готовы простить прощение и прощать обидчиков? (Да).
А завершить нашу встречу я хочу такими словами:
Друзей, родных, знакомых – всех прощайте
И в сердце долго не держите зла,
Злой памятью себя не разрушайте,
Запомнив только добрые дела.
И на память о нашем разговоре хочу подарить вам памятку. Дома прочитайте её с родителями. Я надеюсь, она вам сможет в жизни помочь ещё не раз.
Памятка (на солнышке)
Запомни!
1. Каждый может совершить ошибку.
2. Совершив ошибку, умей её признать.
3. Прости, и будешь прощён.
4.Прощенье уничтожает злобу и агрессию,
разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5. Прости, и твоя душа будет светлее.