УМЕНЬШАЕМОЕ И ВЫЧИТАЕМОЕ
Цели: ввести понятия «уменьшаемое» и «вычитаемое»; учить составлять разности и записывать результат; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение сравнивать и анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. В о п р о с и з а д а н и е:
– Сколько кругов нарисовано на доске? Нарисуйте справа треугольников на 1 больше, чем кругов.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/24/s_5a67db13e1884/808901_1.png)
2. З а д а н и я:
– Вставьте в «окошки» числа, чтобы получились верные записи.
4 + 3 = 3 + 6 5 + 4
2 + 7 2 + 6 2 + 5 =
III. Сообщение темы урока.
– Составьте по рисункам математические записи:
| | З а п и с ь: |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/24/s_5a67db13e1884/808901_2.png) | – | 7 – 3 |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/24/s_5a67db13e1884/808901_3.png) | + | 3 + 2 |
– Как называется первая запись? (Разность.)
– Найдите значение разности, используя рисунок. (7 – 3 = 4.)
– Как называется вторая запись? (Сумма.)
– Найдите значение суммы. (3 + 2 = 5.)
– Как называются числа при сложении?
– Как называются числа при вычитании?
– Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании в первой части.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (II часть, с. 3).
З а д а н и е № 1.
– Рассмотрите рисунок. Кто здесь нарисован?
– Составьте по рисунку разность и запишите ее. (7 – 2.)
– Что означает эта запись?
– Сколько лягушек было?
– Сколько лягушек ускакало?
– Какое действие над числами нужно выполнить?
– Подчеркните синим цветом число, из которого производят вычитание.
– Это число называется у м е н ь ш а е м о е (его уменьшают).
– Подчеркните желтым цветом число, которое вычитают.
– Это число называют в ы ч и т а е м о е.
Далее учащиеся в указанных разностях подчеркивают синим цветом уменьшаемое, а желтым – вычитаемое.
З а д а н и е № 2.
В этом задании проводится отработка введенных понятий. Составление разностей, в которых задано либо уменьшаемое, либо вычитаемое, позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фиксированном компоненте разности, оставляя вариативность выбора для другого компонента. Однако следует помнить, что отмеченная вариативность имеет и свои границы, которые определяются условием существования разности: вычитаемое не должно быть больше уменьшаемого. Если кто-то из учащихся составит разности без учета этого условия, то на это следует обратить внимание, не оценивая такое решение как ошибочное.
– Составьте и запишите как можно больше разностей, в которых уменьшаемое равно 5.
5 – 0 5 – 1 | 5 – 2 5 – 3 | 5 – 4 5 – 5 |
– Составьте и запишите как можно больше разностей, в которых вычитаемое равно 5.
5 – 5 6 – 5 | 7 – 5 8 – 5 | 9 – 5 10 – 5 |
В ы в о д: разность существует, если уменьшаемое больше или равно вычитаемому.
З а д а н и е № 3.
Задание знакомит учащихся со случаем вычитания из данного числа равного ему числа и результатом такого вычитания.
– Составьте и запишите разность, в которой уменьшаемое равно вычитаемому.
– Найдите и запишите значение этой разности.
– Какой вывод вы можете сделать?
В ы в о д: если вычитаемое равно уменьшаемому, то значение разности равно 0.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 2).
Учащиеся выполняют задания № 1–4 по выбору учителя.
З а д а н и е № 1.
При выполнении задания учащиеся упражняются в составлении разности по данным ее компонентам, а также в вычислении значения составленной разности.
З а д а н и е № 2.
– Составьте и запишите разности, в которых уменьшаемое одно из чисел 3, 4, 5, а вычитаемое – число, предшествующее уменьшаемому.
3 – 2 = 1 4 – 3 = 1 5 – 4 = 1
– Чему равно значение каждой разности?
– Объясните, почему результат равен 1.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/24/s_5a67db13e1884/808901_5.png)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
З а д а н и е на презентации:
– Выполните действия.
– Какие выражения можно объединить парами?
4 + 3 = 7 5 + 3 = 8
7 – 3 = 4 8 – 3 = 5
– Какой вывод можете сделать?
З а д а н и е на презентации:
– Сравните значения разностей сначала без их вычисления.
10 – 9
10 – 8 10 – 7
– Объясните, как вы рассуждали. (В данных разностях уменьшаемое число 10. значение разности будет больше, если в разности вычитаемое будет меньше.)
– Проверьте себя, выполнив арифметические действия с помощью рисунка.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как называются числа при вычитании?
VIII. Рефлексия.