СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умение образовывать формы именительного(выборы, договоры) и родительного (чулок, лист) падежей множественного числа. Работа над точностью и выразительностью речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Умение образовывать формы именительного(выборы, договоры) и родительного (чулок, лист) падежей множественного числа. Работа над точностью и выразительностью речи.

Цели:  -закреплять знания об имени существительном, развивать умение различать и определять падежи имён существительных по совокупности их признаков; формировать представление об именах существительных в родительном падеже.  -развивать словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.  - Воспитательная: воспитывать  любовь к природе,уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал

 

 

Ход урока

 

1.Оргмомент .

-деление класса на группы. (Лидеры групп будут оценивать работу своей группы)

-Психологический настрой: Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Опустите ладошки

-Что вы подарили соседу?(ответы учащихся)

Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился светом и счастьем.

Слово учителя: Ребята, скажите, какую тему мы проходим?

Вот уже несколько уроков подряд мы изучаем тему «Имя существительное». А сегодня более подробно поговорим о существительном в родительном падеже. У нас сегодня новая лексическая тема «Мороз и солнце; день чудесный!»

2.Повторение пройденного материала

А) Игра «Цветик-шестицветик» (даются за правильный ответ лепестки цветка)

-что такое имя существительное?

-Что такое склонение?

-Какие бывают имена существительные?

-Расскажите о родах существительного

-Сколько падежей  в русском языке?

-Расскажите об именительном падеже существительного. 

Б) Игра «Собери предложение» (слова рассыпались. Соберите их. Подчеркните каким членом предложения является существительное)

Лаяла,во, дворе,собака

Белый, в, кружится ,снег, воздухе.

Ребята ,зимой ,на, лыжах, катаются. 

В)Игра «штопанье дырок»

1 гр И п сестра, выборы.  2 гр, учитель, договоры 3 гр окно, чулок

Р.п сестр ..

Д. п сестр..

В.п сестр..

Т.п сестр..

П.п  о сестр.. 

-Обратите внимание какие окончания имеет существительные м.р, жр, ср в Р.п?

3.Новая тема

Правило: Существительные Мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания –а,-я, а существительные женского рода – окончания –ы,-и. Вспомогательным словом в родительном падеже служит слово –нет.

-Что обозначают имена существительные в родительном падеже? Приведите примеры.

·         (Принадлежность предмета кому-либо)      Тетрадь Петрова Максима.

·         (материал, из которого сделан предмет)      Салат из помидор.

·         (место)                                                             Приехал из России.

 Существительные в Р.п. очень дружны с предлогами.

Итак, предлоги - помощники, которые употребляются с существительными в родительном падеже: (выходят дети с табличками, с написанными на них предлогами): из, до, с, без, для, около, у, от; 

А вот предлоги нам и расскажут стихотворение, где много слов в родительном падеже и встречаются все предлоги, и тогда вы их запомните без труда. 

Я из дома убежал, 

Я до вечера гулял. 

С дерева в сугроб сигал, 

Без уроков жить мечтал. 

Для коллекции снежинки 

Языком я собирал. 

Около костра плясал 

И вокруг двора скакал. 

Вот стою я у доски 

И вздыхаю от тоски, 

Но падеж родительный 

Мне необходителен!!

Составление словосочетания

1гр -добрался до (город)                       

       добежал до (калитка)

        написал без (ошибка)                       

2гр- приготовил для (брат)                

отплыл от (берег)

написал без (ошибка)

3гр.-  съехал с (горка)

пришел из (школа)

улыбнуться от(радость)

Существительные в р.п,д.п.,в.п,т.п,п.п, в предложении бывают второстепенными членами.

4.Работа с ошибочными предложениями.

– Сейчас проверим, умеете ли вы правильно употреблять слова в родительном падеже. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя слова.

Обозначьте окончание существительных, определите род.

·         не бояться, Лена  гроза

·         Наташа, кусочек, сахар, взять

·         Алёша, не видеть, никогда, сова

5.Физминутка

6.Работа над текстом.

А) Словарная работа: Вьюга- снежная буря.

                                      Бахрома- свисающие нити.

Составление с новыми словами предложений.

7.Творческая работа   

Iгр нарисуйте картинку на тему «Зима»

2гр  подберите загадки пословицы, поговорки  о зиме, о зимней природе.

 3 гр – Составьте кроссворд на тему «Зима»

8.Подведение итога урока.

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

1.      Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?

2.      Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

3.      Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4.      Существительные в именительном падеже являются подлежащими.

5.      Астана, Алматы, Сарыагач, Марат, Жучка- это нарицательные существительные.

6.      Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

7.      В русском языке семь падежей.

8.      Существительные мужского рода и среднего рода в родительном падеже имеют окончание- ы, и.

9.      Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

10.  Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами.

Самопроверка: + - + + - + - - - +

Рефлексия  «Лучики солнца».

Если сегодняшний урок вам понравился, если урок для вас был интересным, то прикрепите красный лучик .

А если урок вам не понравился, и вы ничего не поняли прикрепите розовый лучик.

Оценка учащихся:

9.Домашнее задание:

-повторить правила

- упражнение 445

Просмотр содержимого документа
«Умение образовывать формы именительного(выборы, договоры) и родительного (чулок, лист) падежей множественного числа. Работа над точностью и выразительностью речи.»

Тема: Умение образовывать формы именительного(выборы, договоры) и родительного (чулок, лист) падежей множественного числа. Работа над точностью и выразительностью речи.

Цели: 
-закреплять знания об имени существительном, развивать умение различать и определять падежи имён существительных по совокупности их признаков; формировать представление об именах существительных в родительном падеже. 
-развивать словесно-логическое мышление через ответы на вопросы. 
- Воспитательная: воспитывать  любовь к природе,уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал





Ход урока

 

1.Оргмомент .

-деление класса на группы. (Лидеры групп будут оценивать работу своей группы)

-Психологический настрой: Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Опустите ладошки

-Что вы подарили соседу?(ответы учащихся)

Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился светом и счастьем.

Слово учителя: Ребята, скажите, какую тему мы проходим?

Вот уже несколько уроков подряд мы изучаем тему «Имя существительное». А сегодня более подробно поговорим о существительном в родительном падеже. У нас сегодня новая лексическая тема «Мороз и солнце; день чудесный!»

2.Повторение пройденного материала

А) Игра «Цветик-шестицветик» (даются за правильный ответ лепестки цветка)

-что такое имя существительное?

-Что такое склонение?

-Какие бывают имена существительные?

-Расскажите о родах существительного

-Сколько падежей  в русском языке?

-Расскажите об именительном падеже существительного. 

Б) Игра «Собери предложение» (слова рассыпались. Соберите их. Подчеркните каким членом предложения является существительное)

Лаяла,во, дворе,собака

Белый, в, кружится ,снег, воздухе.

Ребята ,зимой ,на, лыжах, катаются. 

В)Игра «штопанье дырок»

1 гр И п сестра, выборы.  2 гр, учитель, договоры 3 гр окно, чулок

Р.п сестр ..

Д. п сестр..

В.п сестр..

Т.п сестр..

П.п  о сестр.. 

-Обратите внимание какие окончания имеет существительные м.р, жр, ср в Р.п?

3.Новая тема

Правило: Существительные Мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания –а,-я, а существительные женского рода – окончания –ы,-и. Вспомогательным словом в родительном падеже служит слово –нет.

-Что обозначают имена существительные в родительном падеже? Приведите примеры.

·         (Принадлежность предмета кому-либо)      Тетрадь Петрова Максима.

·         (материал, из которого сделан предмет)      Салат из помидор.

·         (место)                                                             Приехал из России.

 Существительные в Р.п. очень дружны с предлогами.

Итак, предлоги - помощники, которые употребляются с существительными в родительном падеже: (выходят дети с табличками, с написанными на них предлогами): из, до, с, без, для, около, у, от; 

А вот предлоги нам и расскажут стихотворение, где много слов в родительном падеже и встречаются все предлоги, и тогда вы их запомните без труда. 

Я из дома убежал, 

Я до вечера гулял. 

С дерева в сугроб сигал, 

Без уроков жить мечтал. 

Для коллекции снежинки 

Языком я собирал. 

Около костра плясал 

И вокруг двора скакал. 

Вот стою я у доски 

И вздыхаю от тоски, 

Но падеж родительный 

Мне необходителен!!

Составление словосочетания

1гр -добрался до (город)                       

добежал до (калитка)

написал без (ошибка)                       

2гр- приготовил для (брат)                

отплыл от (берег)

написал без (ошибка)

3гр.-  съехал с (горка)

пришел из (школа)

улыбнуться от(радость)

Существительные в р.п,д.п.,в.п,т.п,п.п, в предложении бывают второстепенными членами.

4.Работа с ошибочными предложениями.

– Сейчас проверим, умеете ли вы правильно употреблять слова в родительном падеже. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя слова.

Обозначьте окончание существительных, определите род.

·         не бояться, Лена  гроза

·         Наташа, кусочек, сахар, взять

·         Алёша, не видеть, никогда, сова

5.Физминутка

6.Работа над текстом.

А) Словарная работа: Вьюга- снежная буря.

                                      Бахрома- свисающие нити.

Составление с новыми словами предложений.

7.Творческая работа   

Iгр нарисуйте картинку на тему «Зима»

2гр  подберите загадки пословицы, поговорки  о зиме, о зимней природе.

 3 гр – Составьте кроссворд на тему «Зима»

8.Подведение итога урока.

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

1.      Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?

2.      Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

3.      Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4.      Существительные в именительном падеже являются подлежащими.

5.      Астана, Алматы, Сарыагач, Марат, Жучка- это нарицательные существительные.

6.      Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

7.      В русском языке семь падежей.

8.      Существительные мужского рода и среднего рода в родительном падеже имеют окончание- ы, и.

9.      Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?

10.  Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами.

Самопроверка: + - + + - + - - - +

Рефлексия  «Лучики солнца».

Если сегодняшний урок вам понравился, если урок для вас был интересным, то прикрепите красный лучик .

А если урок вам не понравился, и вы ничего не поняли прикрепите розовый лучик.

Оценка учащихся:

9.Домашнее задание:

-повторить правила

- упражнение 445








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!