Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДЕНА |
| |
| Приказом и. о директора ГПОУ ЯНАО |
| «Надымский профессиональный колледж» |
| от 29.05.2023 г. № 59-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
по профессии 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Надым, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2018 г. № 44 по профессии 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Дворников Иван Александрович преподаватель общеобразовательного цикла первой квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК»
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
естественнонаучного цикла
Протокол № 7
от «11» апреля 2023 г.
Председатель УМО преподавателей естественнонаучного цикла:
_____________ (Ю. В. Романова)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 6
от «19» мая 2023 г.
Председатель НМС:
_____________ (Л.А. Гильмутдинова)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕМАТИКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО по профессии 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации и переподготовке специалистов среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
Дисциплина «Математика» входит в математический и общий естественнонаучный цикл (ЕН.00) структуры программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) СПО для по профессии 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для реализации профессиональной деятельности, формирование умений и навыков по решению математических и прикладных задач.
Задачи:
расширение и систематизация общих сведений о функциях, изучение новых классов элементарных функций;
расширение и совершенствование математического аппарата, сформированного в основной школе;
ознакомление с элементами дифференциального исчисления как аппаратом исследования функций, решения прикладных задач;
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять эти свойства для решения практических задач;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления;
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности.
Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.4. Участвовать в проектировании силового и осветительного электрооборудования.
ПК 3.3. Участвовать в проектировании электрических сетей.
ПК 4.2. Контролировать качество выполнения электромонтажных работ.
ПК 4.3. Участвовать в расчетах основных технико-экономических показателей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем ОП - 102 часа,
в том числе:
- во взаимодействии с преподавателем - 88 часов;
- самостоятельная работа - 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 88 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 44 |
в том числе: | |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовым проектом | - |
выполнение рефератов, подготовка сообщений, составление блок-схем, заполнение таблиц, решение задач, составление опорных конспектов, выполнение упражнений, конструирование программ, внеаудиторная самостоятельная работа, домашняя работа | 14 |
Промежуточная аттестация в форме экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (если предусмотрены) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
1 семестр Аудиторная нагрузка - 44 час. (из них практические занятия – 22 час.) Самостоятельная учебная нагрузка – 7 ч. |
Тема 1. Роль и место математики в современном мире. Пределы и их свойства. | Содержание учебного материала | 10 |
1) Роль и место математики в современном мире и в автоиндустрии. 2) Использование математических методов в будущей профессиональной деятельности. 3) Понятие функции. Обратная функция. Непрерывность функции. 4) Предел функции. Теоремы о пределах. |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция | 5 |
Практическое занятие: Роль и место математики в современном мире. Пределы и их свойства. | 5 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Написание реферата по теме «Роль математики в автоиндустрии». Индивидуальная работа с учебником. | 2 |
Тема 2. Производная функции. Дифференциал и его приложение к приближенным вычислениям. | Содержание учебного материала | 12 |
1) Производная функции, её геометрический и механический смысл. Таблица производных. 2) Производная суммы, разности, произведения и частного функций. Производная сложной и обратной функции. 3) Дифференциал функции. Геометрический смысл дифференциала. Вычисление дифференциала. 4) Приложение дифференциала к приближённым вычислениям значений функций. |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция | 6 |
Практическое занятие: Производная функции. Дифференциал и его приложение к приближенным вычислениям. | 6 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Составление опорного конспекта. Выполнение домашнего задания. | 2 |
Тема 3. Неопределенный и определенный интегралы и их свойства. Применение определенного интеграла к решению прикладных задач. | Содержание учебного материала | 12 |
1) Первообразная функция и неопределённый интеграл. 2) Основные свойства неопределённого интеграла. Методы интегрирования. 3) Основные свойства определённых интегралов. Формула Ньютона-Лейбница для вычисления определённого интеграла. Вычисление определенных интегралов различными методами. 4) Применение определенного интеграла к вычислению площади плоской фигуры, объемов тел. Составление дифференциальных уравнений на простых задачах. Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными, однородных линейных дифференциальных уравнений второго порядка с постоянными коэффициентами. |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция | 6 |
Практическое занятие: Неопределенный и определенный интегралы и их свойства. Применение определенного интеграла к решению прикладных задач. | 6 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Выполнение домашнего задания. Индивидуальная работа с учебником. | 2 |
Тема 4. Основные понятия дискретной математики. Закон больших чисел. Теория вероятности. | Содержание учебного материала | 10 |
Элементы математической логики: операции дизъюнкции, конъюнкции, отрицания. Основные понятия комбинаторики: размещение, перестановки, сочетания. Случайные события и операции над ними. Случайные величины. Математическое ожидание случайной величины. Дисперсия случайной величины. Закон больших чисел. |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция | 5 |
Практическое занятие: Основные понятия дискретной математики. Закон больших чисел. Теория вероятности. | 5 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Выполнение домашнего задания. Составление опорного конспекта. | 1 |
2 семестр Аудиторная нагрузка - 44 час. (из них практические занятия – 22 час.) Самостоятельная учебная нагрузка – 7 ч. |
Тема 5. Линейные уравнения и их системы. | Содержание учебного материала | 10 |
Уравнение. Решение уравнения. Линейные уравнения. Задачи на составление уравнений. Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными, способы их решения. Главные и вспомогательные определители. Правило Крамера. Матрицы. Определители матрицы. Задачи на составление систем уравнений. |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция | 5 |
Практическое занятие: Основные понятия уравнений. Методы решения. | 5 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Выполнение домашнего задания. | 1 |
Тема 6. Дифференциальные уравнения и их применение в автоиндустрии. | Содержание учебного материала | 10 |
Определение дифференциального уравнения. Решение дифференциального уравнения: общее и частное решение. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Применение дифференциальных уравнений в медицине. |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция | 5 |
Практическое занятие: Основные понятия дифференциальных уравнений. Методы решения. | 5 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Выполнение домашнего задания. | 2 |
Тема 7. Математическая статистика и её роль в автоиндустрии. | Содержание учебного материала | 12 |
Предмет математической статистики. Выборки и выборочные распределения. Графическое изображение выборки. Выборочные характеристики: математическое ожидание, дисперсия. Статистика поломок. Статистическая совокупность, её элементы и признаки. Методы отработки результатов испытательных исследований. Понятия о испытательных показателях, расчёт общих коэффициентов поломок. Естественный прирост мощности двигателя. Статистика двигателя. |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция | 6 |
Практическое занятие: Математическая статистика и её роль в автоиндустрии. Испытательные показатели. | 6 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Подготовка реферата по теме: «Математическая статистика и её роль в автоиндустрии». Индивидуальная работа с учебником. | 2 |
Тема 8. Применение математических методов в профессиональной деятельности автомехаников. | Содержание учебного материала | 12 |
1) Расчёт процентной концентрации растворов. 2) Объём двигателя. Газообмен в двигателе. 3) Показатели рабочей деятельности двигателя. 4) Расчёт прибавки мощности двигателя. 5) Способы расчёта питания (электричество, топливо). |
Аудиторные учебные занятия | |
Лекция с элементами самостоятельной работы | 6 |
Практическое занятие: Расчёт процентной концентрации раствора. Вычисление минутного объёма потребления воздуха; расчёт прибавки мощности; оценка пропорциональности роста. | 6 |
Самостоятельная внеаудиторная работа: Выполнение домашнего задания: решение прикладных задач в области профессиональной деятельности. | 2 |
| Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся | 88 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 14 |
| Максимальная учебная нагрузка обучающихся | 102 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях.
В кабинете имеется возможность обеспечить свободный доступ к электронным учебным материалам по математике, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.) во время учебного занятия и в период внеаудиторной деятельности обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Математика» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя (мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по математике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы);
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов; дидактический материал; модели многогранников и тел вращения и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд (учебники, учебно-методические комплекты (УМК), справочники, научно-популярная литература, которые обеспечивают освоение учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования).
Оборудование учебного кабинета математики:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
аудиторная доска с магнитной поверхностью;
шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования;
комплект инструментов классных: транспортир, угольник, циркуль;
комплект стереометрических тел (демонстрационный):
таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов;
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Баврин И.И. Математика: Учебник. – М.: Академия, Высшая школа, 2012. –368с.
2. Горелов Г.В., Кацко, И. А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel: Учебник для ССзуов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. –480с.
3. Конспект лекций по математике: полный курс/ Д.Т. Письменный. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 602с.
4. Омельченко, В.П., Курбатова, Э.В. Математика: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. –380с.
5. Тарасевич, Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование: Учебник для ССузов. - М.: Академия, 2012. –336с.
Дополнительные источники:
1. Архипов Г.И. Лекции по математическому анализу /Под ред. В.А. Садовничего. – М.: Высшая школа, 2012. –695с.
2. Виноградова И.А. Задачи и упражнения по математическому анализу: В 2 кн. – М.: Высшая школа, 2013. –416с.
3. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах: Учеб. пособие для студентов втузов. – 4-е изд., - М.: Высш. шк., 2012. –416с.
Интернет-ресурсы
Интернет Университет Информационных технологий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.intuit.ru.
Сетевая энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window. edu.ru.
4. Компьютерные электронные книги. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.compebook.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
| |
Умения: применять математические методы для решения профессиональных задач; Знания: -понятия множества, отношения между множествами, операции над ними; -понятия величины и ее измерения; -историю создания систем единиц величины | Обоснованность выбора специальности Адекватность оценки социальной значимости будущей профессии Грамотное планирование и прогнозирование профессиональной деятельности Анализ качества и эффективности выполнения профессиональных задач Полнота анализа (самоанализа) данной нестандартной ситуации Обоснованность оценки принятого решения Соответствие выбранных методов поиска информации, современным требованиям |
Умения: решать текстовые задачи Знания: -понятия текстовой задачи и процесса ее решения; -правила приближенных вычислений; | Соответствие выбранных методов поиска информации, современным требованиям Обоснованность выбора метода решения поставленной задачи с профессиональной направленностью. Сравнение методов решения задачи, выбор оптимального метода решения |
Умения: выполнять приближенные вычисления; -проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований, представлять полученные данные графически; -этапы развития понятий натурального числа и нуля; системы счисления; -историю развития геометрии; -основные свойства геометрических фигур на плоскости и в пространстве; - методы математической статистики. | Соответствие выбранных методов поиска информации, современным требованиям. Анализ методов обработки статистической информации и реализация оптимального метода в решении профессиональной задачи Воспроизведение метода решения вероятностной задачи и применение изученного метода в профессиональной деятельности |
3