Спецификация итогового тестирования
для учащихся 9 класса по химии
1. Назначение работы
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии учащихся 9 класса. Тестовые задания предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Характеристика структуры теста
Работа состоит из частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Часть 1 содержит 10 заданий с выбором ответа и 4 задания - с кратким ответом, часть 2 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан.
В части 1 работы в заданиях представлены две разновидности заданий с кратким ответом: задания на установление соответствия и задания с множественным выбором. Ответ на них учащиеся записывают в виде набора цифр без пробелов.
В части 2 работы представлено задание с развернутым ответом, ответ на которое записываются учащимися самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Распределение заданий итоговой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Часть работы | Число заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
1 | часть 1 | 10 | 10 | 10 задания с выбором ответа базового уровня сложности |
2 | часть 1 | 4 | 8 | 4 задания с кратким ответом базового уровня сложности |
3 | часть 2 | 1 | 4 | 1 задание повышенного уровня сложности с решением и ответом |
Итого | 15 | 22 | |
3.Проверяемые элементы содержания
В итоговой контрольной работе проверяются знания и умения в результате освоения следующих тем разделов курса химии:
Таблица 2. Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности
№ задания | Проверяемые элементы содержания: | Умения и способы деятельности | Уровень сложности | Макси маль ный балл |
1 | Основные сведения о строении атомов | Умение определять строение атома по положению в ПС Д.И. Менделеева | Б | 1 |
2 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | Умение определять закономерность химических свойств элементов по положению ПС Д,И,Менделеева | Б | 1 |
3 | Генетический ряд металла и неметалла | Умение определять генетический ряд металла и неметалла | Б | 1 |
4 | Атомы и молекулы. Химический элемент | Умение определять из списка веществ металлы и неметаллы | Б | 1 |
5 | Степень окисление химического элемента | Умение определять степень химического элемента в соединении | Б | 1 |
6 | Типы химической связи веществ | Умение определять тип химической связи | Б | 1 |
7 | Типы химических реакций | Умение определять тип химической реакции | Б | 1 |
8 | Атомы и молекулы. Химический элемент | Умение определять из списка веществ металлы и неметаллы | Б | 1 |
9 | Номенклатура химических соединений | Умение определять по названию формулу иона | Б | 1 |
10 | Уравнения химических реакции | Умение составлять химические реакции, правильно расставлять коэффициенты | Б | 1 |
11 | Окислительно-восстановительные реакции | Умение правильно определять окислитель и восстановитель. В сложных и простых веществах определять степень окисления элементов. | Б | 2 |
12 | Основные сведения о строении атомов и ионов | Умение определять строение атома по положению в ПС Д.И. Менделеева | Б | 2 |
13 | Степень окисление химического элемента | Умение определять степень химического элемента в соединении | Б | 2 |
14 | Важнейшие классы химических соединений | Умение составлять формулу соединения по его названию | Б | 2 |
15 | Уравнения химических реакций | Умение составлять химические уравнения реакции по приведенным схемам. Определять тип химической реакции | П | 4 |
4. Время выполнения варианта
Примерное время выполнения заданий части 1 задания 1-10 составляет: 1-2 минут.
Примерное время выполнения заданий части 1 задания 11- 14 составляет: от 3 до 5 минут.
Примерное время выполнения задания части 2 составляет 5-7 минут
На выполнение поверочной работы отводится 45 минут без учета времени, отведенного на инструктаж учащихся.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого с 1-10 задания 1части работы учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За задания 11 – 14 части 1 учащийся получает от 0 до 2 баллов
За задание 2 части учащиеся получают от 0 до 4 баллов.
Содержание верного ответа и указание по оцениванию задания 2 части | Баллы |
Составлены правильно все уравнение реакции (указаны все коэффициенты). Указаны типы химических реакций | 4 |
В одном из уравнения допущена ошибка в коэффициентах или допущена ошибка в определении типа химической реакции | 3 |
В двух уравнениях допущены ошибки в коэффициентах или допущены 2 ошибки в определении типа химической реакции | 2 |
В уравнениях не указаны коэффициенты или допущены ошибки в определении типа химических реакций | 1 |
Уравнения составлены неверно | 0 |
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания 1 части 14 баллов и задания 2 части - 4 балла.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 22 балла.
Шкала перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу
«2» | «3» | «4» | «5» |
Менее 10 | 10-15 | 16-20 | 21-22 |
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в уровни достижения планируемых результатов
Низкий | Пониженный | Базовый | Повышенный | Высокий |
1-5 | 6-9 | 10-15 | 16-20 | 21- 22 |
Вариант 1
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 3е :
1) Si 2) Mg 3) Al 4) Ca
2. Кислотность оксидов, образованных элементами IVА – группы, сверху вниз:
1) не изменяется 2) изменяется периодически 3) увеличивается 4) уменьшается
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд металла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) P- P2O5 – H3PO4 – Na3PO4
3) Al – Al2O3 – Al (OH)3 – Al (NO3)3
4) N2 – N2O5 – HNO3 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) хлор, никель, серебро 3) железо, барий, натрий
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, озон, азот
5. Какую степень окисления проявляют щелочноземельные металлы в соединениях?
1) +2 2)+3 3)-2 4)+1
6. Тип химической связи в простом веществе литии:
1) ионная 2)ковалентная полярная 3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Горение алюминия в кислороде относится к реакции:
1) разложения 2) соединения 3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, серебро 2) алмаз, сера, кальций 3) железо, фосфор, ртуть
4) кислород, углерод, азот
9. Какую формулу имеет сульфат-ион:
1) S0 2) SO32- 3) SO42- 4) S2-
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия брома с водородом:
1) 3 2)4 3) 2 4) 5
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления окислителя:
А ) FeCl3 +HI = FeCl2 + I2 + HCl 1)Cl+5 Cl-1
Б )FeCl2 + Cl2 = FeCl3 2)2I-1 I20
В )KClO3 =KCl + O2 3)Fe+3 Fe+2
Г )Fe3O4+ HI = FeI2 + I2 + H2O 4)2O-2 O20
5)Cl20 2Cl-1
6) Fe+2 Fe+3
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица: | Распределение электронов: |
А) Ca0 | 1) 2е, 8е, 8е, 2е |
Б) Al3+ | 2) 2е, 8е, 2е |
В) N3- | 3) 2е, 5е |
Г) N0 | 4) 2е, 8е, 3е |
| 5) 2е, 8е,18е,4е |
| 6) 2е, 8е |
13. Установите соответствие между веществом и степенью окисления азота в нём.
Вещество: Степень окисления:
А) HNO3 1) -3
Б) Fe(NO3)3 2) -2
В) NaNO2 3)+1
Г) NH4OH 4) +3
5)+5
6) 0
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества: Формула соединения:
А) сульфат бария 1) Сa (OH)2
Б) сероводородная кислота 2) BaSO4
В) гидроксид лития 3) Li2O
Г) оксид углерода (II) 4)CO
5) H2S
6)LiOH
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
L i Li2O LiOH Li2SO4
Вариант 2
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 8е, 2е :
1) Si 2) Mg 3) Al 4) Ca
2. Наименьшим атомным радиусом обладает:
1) N 2) F 3) O 4)Ne
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд амфотерного металла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) P- P2O5 – H3PO4 – Na3PO4
3) Al – Al2O3 – Al (OH)3 – Al (NO3)3
4) N2 – N2O5 – HNO3 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) сера, никель, серебро 3) калий, барий, литий
2) алмаз, сера, кальций 4) водород, озон, азот
5. Какую степень окисления проявляют щелочные металлы в соединениях?
1) +2 2)+3 3)-2 4)+1
6. Тип химической связи в простом веществе натрии:
1) ионная 2)ковалентная полярная 3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакции:
1) разложения 2) соединения 3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) литий, никель, серебро 3) железо, фосфор, ртуть
2) фосфор, сера, кремний 4) кислород, натрий, азот
9. Какую формулу имеет нитрат-ион:
1)NO2 - 2) NO3 - 3)N20 4)N3-
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия водорода с серой:
1) 4 2) 3 3) 2 4)5
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления восстановителя:
A ) I2 + HNO3 = HIO3 + NO2 +H2O 1) N+5 N+4
Б ) NH4NO3 = N2O + H2O 2)I20 2I+5
B ) I2 + KOH = KI + KIO3 + H2O 3) N-3 N+1
Г ) NO2 + H2O = HNO3 + HNO2 4) N+4 N+5
5) I20 2I-1
6) N+4 N+3
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица: | Распределение электронов: |
А) S0 | 1) 2е, 8е, 7е |
Б) Ca2+ | 2) 2е, 8е, 4е |
В) О2- | 3) 2е, 8е |
Г) Si 0 | 4) 2е, 8е, 6е |
| 5) 2е |
| 6) 2е, 8е, 8е |
13. Установите соответствия между степенью окисления хлора и соединением, в котором она проявляется:
Соединения: Степень окисления:
А) NaClO 1) -1
Б) NaClO2 2) +1
В) NaClO4 3) +3
Г) NaCl 4) +5
5) +7
6) 0
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества: Формула соединения:
А) хлорид кальция 1)KCl
Б) фосфорная кислота 2) СaCl2
В) оксид азота(III) 3) H3PO4
Г) гидроксид натрия 4) N2O3
5) N2O5
6) NaOH
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
C a CaO Ca(OH)2 CaCl2
Вариант 3
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 2е :
1) Si 2) Mg 3) Al 4) Ca
2. Среди элементов VА- группы наибольшим радиусом обладает атом:
1) As 2)P 3) N 4)Sb
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд неметалла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) P- P2O5 – H3PO4 – Na3PO4
3) Al – Al2O3 – Al (OH)3 – Al (NO3)3
4) Ва– ВаO– Ba(OH)2 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) медь, цинк, фосфор 3) кислород, барий, литий
2) железо, рубидий, кальций 4) водород,сера, азот
5. Как изменяется степень окисления элементов – металлов в ряду: Na – Mg - Al
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
6. Тип химической связи в простом веществе калии:
1) ионная 2)ковалентная полярная
3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Взаимодействие калия с кислородом относится к реакции:
1) разложения 2) соединения
3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) кальций, никель, кремний 3) углерод, фосфор, хлор
2) алмаз, сера, магний 4) кальций, неон, хром
9. Какую формулу имеет сульфид-ион:
1) S0 2) SO32- 3) SO42- 4) S2-
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия водорода с хлором:
1) 3 2)4 3) 2 4) 5
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления окислителя:
A ) MnO2 + H2SO4 = MnSO4 + O2 + H2O 1) Mn+7 Mn+4
Б ) Mn(OH)2 + O2 = MnO2 + H2O 2)Mn+2 Mn+4
В )KMnO4 + K2SO3 + KOH = K2MnO4 + K2SO4 + H2O 3) O20 2O-2
Г ) KMnO4 + H2O2 = MnO2+ O2+ KOH+ H2O 4)2O-1 O20
5) Mn+7 Mn+6
6) Mn+4 Mn+2
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица: Распределение электронов:
А) Mg0 1) 2e,8e,7e
Б) K0 2) 2e,8e,2e
B) Na+ 3) 2e, 7e
Г) Cl- 4) 2e, 8e, 8e
5) 2e, 8e
6) 2e, 8e, 8e, 1e
13. Установите соответствия между степенью окисления углерода и соединением, в котором она проявляется:
Соединения: Степень окисления:
A) CH4 1) -4
Б) CH3OH 2) -2
B) HCOONa 3) 0
Г) CBr4 4) +2
5) +4
6) +3
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества: | Формула соединения: |
А) Оксид меди (II) | 1) Cu2O |
Б) Нитрат меди (II) | 2) HNO3 |
В) Азотная кислота | 3) Cu(OH)2 |
Г) Гидроксид меди (II) | 4) Cu(NO3)2 |
| 5) H3PO4 |
| 6) CuO |
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
С l2 HCl CuCl2 ZnCl2
Вариант 4
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 4е :
1) Si 2) Mg 3) Al 4) Ca
2. Как изменяется основность оксидов в ряду Na2O - MgO –Al2O3:
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд неметалла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) Ва– ВаO– Ba(OH)2 – Ba (NO3)2
3) Al – Al2O3 – Al (OH)3 – Al (NO3)3
4) N2 – N2O5 – HNO3 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) сера, никель, серебро 3) калий, неон, литий
2) золото, калий, цинк 4) криптон, озон, азот
5. Как изменяется степень окисления элементов – металлов в ряду: Li- Na – K
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
6. Тип химической связи в простом веществе кальции:
1) ионная 2)ковалентная полярная
3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Взаимодействие кальция с серой относится к реакции:
1) разложения 2) соединения
3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) фтор, селен, бром 3) железо, фосфор, ртуть
2) алмаз, сера, кальций 4) кислород, цинк, серебро
9. Какую формулу имеет сульфит-ион:
1) S0 2) SO32- 3) SO42- 4) S2-
10. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия азота с водородом:
1)5 2)6 3)4 4) 7
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Установите соответствие между схемой реакции и изменением степени окисления восстановителя:
A )C+ Cl2 + Cr2O3 = CrCl3 + CO 1)C-2 C+4
Б ) CO + Na2O2 = Na2CO3 2) C-4 C+4
B ) CH4 + O2 = CO2 + H2O 3) C0 C+4
Г ) CO2 + C = CO 4) C+2 C+4
5) C0 C+2
6)C+4 C+2
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица: | Распределение электронов: |
А) C4+ | 1) 2е, 6е |
Б) Li0 | 2) 2е, 1е |
В) O0 | 3) 2е, 8е, 3е |
Г) S2- | 4) 2е, 8е, 8е,1е |
| 5) 2е, 8е, 8е |
| 6) 2е |
13. Установите соответствия между степенью окисления хлора и соединением, в котором она проявляется:
Соединения: Степень окисления:
A) Ca(OCl)2 1) +1
Б) KClO3 2) +2
B) HClO2 3) +3
Г) FeCl3 4) +5
5) -1
6) 0
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества: | Формула соединения: |
А) Сернистая кислота | 1) H2SO4 |
Б) Гидроксид бария | 2) BaSO3 |
В) Сульфат бария | 3) BaO |
Г) Оксид бария | 4) BaSO4 |
| 5) Ва(OH)2 |
| 6) H2 SO3 |
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
S HgS SO2 Na2SO3
Вариант 5
Часть 1
Ответом к заданиям 1-10 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Атом какого элемента имеет следующее строение 2е, 8е, 8е, 1е :
1) Si 2) К 3) Al 4) Ca
2. Основность оксидов, образованных элементами IА – группы, сверху вниз:
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
3. Из предложенных рядов, выберите генетический ряд амфотерного металла:
1) Li – Li2O – LiOH – LiCl
2) Ва– ВаO– Ba(OH)2 – Ba (NO3)2
3) Zn – ZnO – Zn (OH)2 – Zn (NO3)2
4) N2 – N2O5 – HNO3 – Ba (NO3)2
4 . В каком ряду представлены простые вещества-металлы:
1) сера, никель, серебро 3) серебро, стронций, литии
2) алмаз, сера, кальций 4) водород, озон, азот
5. Как изменяется степень окисления элементов – металлов в ряду: Mg –Ca-Sr
1) не изменяется
2) изменяется периодически
3) увеличивается
4) уменьшается
6. Тип химической связи в простом веществе барии:
1) ионная 2)ковалентная полярная
3)ковалентная неполярная 4) металлическая
7. Взаимодействие цинка с разбавленной серной кислотой относится к реакции:
1) разложения 2) соединения
3) обмена 4) замещения
8. В каком ряду представлены простые вещества-неметаллы:
1) хлор, никель, платина 3) барий, хром, ртуть
2) алмаз, фосфор, литий 4) водород, кремний, йод
9. Какую формулу имеет нитрит-ион:
1)NO2 - 2) NO3 - 3)N20 4)N3-
10. Сумма коэффициентов в уравнении горения красного фосфора:
1) 9 2) 11 3)8 4)10
При выполнении заданий 11-14 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
11. Установите соответствие межу схемой превращения элемента и уравнением окислительно- восстановительной реакции:
А )S0 S+6 1)SO2 +2H2S = 3S + 2H2O
Б )Cl20 2Cl-1 2)4HCl +MnO2 = Cl2 + MnCl2 +2H2O
В )S-2 S0 3)S + 2HNO3 = H2SO4 +2NO
Г )2Cl-1 Cl20 4)2KI + Cl2 =2KCl + I2
5)2HClO3 + Br2 = 2HBrO3 + Cl2
6)2HI + S = I2 + H2S
12. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Частица: Распределение электронов:
A) B0 1) 2e, 6e
Б) P3+ 2) 2e, 3e
B) O0 3) 2e, 8e, 8e
Г) Cl- 4) 2e, 3e
5) 2e, 8e, 2e
6) 2e, 8e, 3e
13. Установите соответствия между степенью окисления серы и соединением, в котором она проявляется:
Соединения: Степень окисления:
А) K2S2O7 1) -2
Б) NaHSO3 2) -1
B) SO2Cl2 3) +1
Г) SO2 4) +4
5) +5
6) +6
14. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Название вещества: | Формула соединения: |
А) карбонат натрия 1) N2O3
Б) оксид азота (V) 2) N2O5
В) бромоводородная кислота 3) KBr
Г) гидроксид меди (II) 4) Na2CO3
5) HBr
6) Cu(OH)2
Часть 2
Во 2-ой части дано одно задание, в котором необходимо составить цепочку уравнений реакций.
15. По данной схеме составьте уравнения химических реакций. Укажите тип каждой реакции.
N 2 NH3 NO NO2