Ростовская область, г.Волгодонск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 г.ВОЛГОДОНСКА
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 15 г.Волгодонска
Приказ от 31.08.2015 № 382
____________ И.М.Скляров
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование 4 а класс
2016-2017 уч.год
Количество часов общее:33часа,в неделю 1 час
Учитель Краснова Ирина Владимировна
Программа разработана
на основе авторской программы «Изобразительное искусство» В.С. КузинаМосква: «Дрофа», 2013
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" для 4 класса (далее – рабочая программа) составлена на основе следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:
1. Закон РФ «Об образовании в РФ». (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, 25.12.2013 № 72, 24.11.2015 №81) ;
4. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576,от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38,от 21.04.2016 N 459);
6. Примерная программа по изобразительному искусству начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам М.Просвещение,2011) ;
7. Авторская программа «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2013 г.;
8. Устав МБОУ СШ №15 г. Волгодонска, годовой календарный учебный график и учебный план МБОУ СШ №15 г. Волгодонска на 2016-2017 уч.год.
Методические пособия для учащихся:
Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2013 г.;
Рабочая тетрадьдля 4 класс к учебнику «Изобразительное искусство» Э.И. Кубышкина. – М.: «Дрофа», 2013 г.;
Учебно-методическое обеспечениедля учителя:
Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2013 г.
Программа по курсу «Изобразительное искусство»:
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство - М.: Дрофа, 2013г.
Для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005 - 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся первого года обучения. – Киев, Рад.шк., 1989. – 75 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ru
http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов
личности;
развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Основные задачи:
учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Раздел 2. "Место предмета в базисном учебном плане"
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Согласно, расписанию уроков на 2016-2017 учебный год, уроки русского языка приходятся на дни государственных праздников: 09.05.
В связи с этим данная рабочая программа рассчитана на:33 часа
Сетка часов
1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
9 | 7 | 9 | 8 | 33 |
Раздел3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 4 года обучения
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Обучающиеся получат возможность научится:
выражать отношение к произведению;
чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
изображать форму, строение, цвет предметов;
соблюдать последовательное выполнение рисунка;
определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы декоративных узоров;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
применять приёмы народной росписи;
расписывать готовые изделия по эскизу;
применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
Раздел 4. Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Наименование разделов, тем. | Содержание. | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
«Осень на пороге». (9 часов) | Путешествуя по земному шару. Фрукты и овощи. Конструкция предметов. Ваза. Чудо-кувшины. Дивный сад хозяйки Медной горы. Ландшафтная архитектура. Мир любимых вещей. Дверь, ведущая в сказку. «И посуда убежала…» | Рисование на темы, по памяти и представлению. Рисование с натуры. Лепка. Рисование на темы, по памяти и представлению. Беседа. |
«Город чудный, город славный» (7 часов) | Красота моего города. Утро, день, вечер. Сказочный лес. Старинные города России. Городской пейзаж. Построй свой дом. Праздничный наряд моего города. | Рисование на темы, по памяти и представлению. Декоративная работа. |
«В мире искусства» (10 часов) | Автопортрет. Вглядываясь в человека. Рисунки мастеров слова. Литература, музыка, театр. Живописные этюды. Образы балета. Лепим героев сказки. Сказки на шкатулках. Красота обычных вещей. Странные лица. | Рисование с натуры. Беседа. Лепка. |
«Наш красивый дом» (7 часов) | Города будущего. Интерьер - образ эпохи. Первоцветы. Удобство и красота. «Этот день Победы». Печка. Искусство дизайна. Экологический плакат. | Декоративная работа. Рисование с натуры. Рисование на темы, по памяти и представлению. |
Раздел 5. Тематическое планирование.
Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | В том числе, количество часов на проведение |
Проверочных работ, тестов | Проектных работ |
«Осень на пороге». | 9 | 1 | |
«Город чудный, город славный». | 7 | 1 | 1 |
«В мире искусства». | 10 | 1 | 1 |
«Наш красивый дом». | 8 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 4 | 3 |
Радел 6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тема урока |
1 четверть |
«Осень на пороге».(8 часов) |
-
| -
| 1 | 01.09 | Путешествуя по земному шару. |
-
| -
| 1 | 08.09 | Фрукты и овощи. |
-
| -
| 1 | 15.09 | Конструкция предметов. Ваза.Чудо-кувшины. |
-
| -
| 1 | 22.09 | Дивный сад хозяйки Медной горы. |
-
| -
| 1 | 29.09 | Ландшафтная архитектура. |
-
| -
| 1 | 06.10 | Мир любимых вещей |
-
| -
| 1 | 13.10 | Дверь, ведущая в сказку. Тест. |
-
| -
| 1 | 20.10 | «И посуда убежала…» |
«Город чудный, город славный» (7 часов) | |
-
| -
| 1 | 27.10 | Презентация проекта. Красота моего города |
2 четверть |
-
| -
| 1 | 10.11 | Утро, день, вечер. |
-
| -
| 1 | 17.11 | Сказочный лес |
-
| -
| 1 | 24.11 | Старинные города России |
-
| -
| 1 | 01.12 | Городской пейзаж |
-
| -
| 1 | 08.12 | Построй свой дом. Тест. |
-
| -
| 1 | 15.12 | Праздничный наряд моего города |
|
«В мире искусства» (10 часов) |
-
| -
| 1 | 22.12 | Презентация проекта. Автопортрет |
3 четверть |
-
| -
| 1 | 12.01 | Вглядываясь в человека |
-
| -
| 1 | 19.01 | Рисунки мастеров слова |
-
| -
| 1 | 26.01 | Литература, музыка, театр |
-
| -
| 1 | 02.02 | Живописные этюды |
-
| -
| 1 | 09.02 | Образы балета |
-
| -
| 1 | 16.02 | Лепим героев сказки |
-
| -
| 1 | 02.03 | Сказки на шкатулках |
-
| -
| 1 | 09.03 | Красота обычных вещей. Тест. |
-
| -
| 1 | 16.03 | Странные лица |
4 четверть |
«Наш красивый дом» (7 часов) |
-
| -
| 1 | 30.03 | Презентация проекта. Города будущего |
-
| -
| 1 | 06.04 | Интерьер - образ эпохи |
-
| -
| 1 | 13.04 | Первоцветы |
-
| -
| 1 | 20.04 | Первоцветы |
-
| -
| 1 | 27.04 | Удобство и красота |
-
| -
| 1 | 04.05 | «Этот день Победы» |
-
| -
| 1 | 11.05 | Печка. Искусство дизайна. Тест. |
-
| -
| 1 | 18.05 | Экологический плакат |
Итого: 33 часа |
Сводная таблица по видам контроля.
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проектная работа | | 1 | 1 | 1 | 3 |
Список контрольных и творческих работ по четвертям.
Четверть | Дата | Контрольные работы | Дата | Творческие работы |
1 | 13.10 | Тест. | | |
2 | 08.12 | Тест. | 27.10 | Презентация проекта. |
3 | 09.03 | Тест. | 22.12 | Презентация проекта. |
4 | 11.05 | Тест. | 30.03 | Презентация проекта. |
Раздел 7. Дополнения и изменения, вносимые в рабочую программу.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СШ №15 г.Волгодонска от _________№ 1 Председатель ШМС ___________Скляров И.М. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Кульбаева М.В. |