УМК «Начальная школа XXI века» - это результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, разработанная авторским коллективом под руководством Н. Ф. Виноградовой.
Предпосылками для его создания стали:
основные положения теории Л.С. Выготского;
научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова).
Итак, в учебно-методическом комплекте, который авторы назвали «Начальная школа XXIвека», реализованы следующие идеи:
• обучение строится с учетом психологическихособенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
• методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональном культуры;
• обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
В настоящее время приоритетным направлением в начальной школе является развитие целостнойгармоничной личности с учетом индивидуальныхособенностей и возможностей каждого школьника.
Технология обучения построена на целенаправленном использовании:
Моделирующей деятельности, когда ребенок учится не глазами и ушами, а руками, уходя от репродуктивного обучения. На этом построены все предметы курса.
Поисковая деятельность заключается в том, что в данной программе резко снижено значение готового образца. Когда в поиске результата и под руководством учителя ученик получает знания.
Темп обучения методики УМК «Начальная школа 21 века» состоит в том, что дети младшего школьного возраста отличаются не уровнем развития, а темпом обучаемости. Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.
Прежде всего, данная программа направлена на обучение всех детей: и с высоким, и со средним, и снизким уровнем развития. Почему это возможно? Потому что через всю программу, учебники, рабочие и коррекционные тетради проходит идея дифференцированного обучения. Ученик же рассматривается, как «субъект» деятельности: учащиеся сами размышляют, ищут, делают открытия.
«Субъектный» характер проявляется на всех этапах обучения: при получении и систематизации знаний, контроле и самоконтроле, оценке и самооценке. Также в программе подобраны разноуровневые задания по принципу «труднее – легче», что позволяет каждому ученику решить любую задачу.
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:
1) базовый;
2) материал, не включенный в образовательный стандарт;
3) материал повышенной трудности. Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики», «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.
В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку - «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова», по математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике», по литературному чтению - «Учимся читать выразительно», в первом классе - «Учусь читать и писать», «Учусь считать». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причинувозникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.
Другим важным принципом программы являетсяинтеграция, что не всегда имеет место в других программах. Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов. В результате интегрированного курса обучения у учащихся формируется желание и умение учиться.Интеграция обеспечивает межпредметные связи, поскольку окружающий ребёнка мир не поделён на учебные предметы!
Таким образом, программа оснащена учебниками, которые оформлены эстетически и методически грамотно. К ним прилагается комплект рабочих тетрадей. Кроме того, имеются тетради для коррекционных занятий, что помогает в реализации принципа дифференцированного обучения.
Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто учить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика – овладеть умениями учиться.