Тема: «Окислительно – восстановительные реакции.
Электрохимические процессы»
Межпредметные связи. Биология. Тема: «ОВР в природе: фотосинтез, хемосинтез. Энергетический обмен»
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.
Обеспечение занятия.
Наглядные пособия: таблица «Периодическая таблица».
Раздаточный материал: дидактические карточки, тестовые задания.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапрезентации, видеоролики.
Литератур основная:
1. О. Е. Саенко. Химия для колледжей: учебник .Ростов на Дону: Феникс, 2008
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия: учебник для студентов сред. Проф. Учебных заведений. М.: «Академия», 2011.
Литература дополнительная:
Н.Е. Кузьменко , В.В.Еремин, В.А. Попков Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2010.
С.А.Пузаков , В.А.Попков. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.:, Высшая школа, 2011.
Распределение занятий по темам:
1.8.1. Окислительно-восстановительные реакции.
1.8.2. Электролиз.
1.8.3. Практическая работа № 4. Составление уравнений ОВР.
1.8.4. Практическая работа № 5. Составление схем электролиза. Решение расчётных задач на электролиз.
Содержание программы
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления.
Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования).
Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов.
Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза.
Демонстрации. Восстановление дихромата калия цинком. Восстановление оксида меди(II) углем и водородом. Восстановление дихромата калия этиловым спиртом. Окислительные свойства азотной кислоты. Окислительные свойства дихромата калия. Электролиз раствора хлорида меди(II).
Самостоятельная работа:
Аудиторная форма работы:
Внеаудиторная форма работы:
работа с конспектом лекций и текстом учебника;
работа с дополнительной литературой;
решение задач и тестов, работа по карточкам;
подготовка сообщения на тему: «Реакция среды в биологических жидкостях», «Окислительные процессы в организме человека»
Занятие №1
Тема: Окислительно – восстановительные реакции
Окружающий нас мир – это гигантская химическая лаборатория, в которой ежесекундно протекают тысячи реакций, в основном – окислительно-восстановительные, и пока они существуют, эти реакции, пока есть условия для их протекания, возможно и все окружающее нас великолепие, возможна сама жизнь.
Тема нашего сегодняшнего занятия:
Кто – то теряет, а кто-то находит (окислительно – восстановительные реакции).
Реакции, в которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, входящих в состав реагирующих соединений называются окислительно - восстановительными.
2Mg0 + O20 2Mg+2O-2
2KCl+5O3-2 –t 2KCl-1 + 3O20
2KI-1 + Cl20 2KCl-1 + I20
Mn+4O2 + 4HCl-1 Mn+2Cl2 + Cl20 + 2H2O
Окисление, восстановление
В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов - окисление. При окислении степень окисления повышается:
H20 - 2ē 2H+
S-2 - 2ē S0
Al0 - 3ē Al+3
Fe+2 - ē Fe+3
Процесс присоединения электронов - восстановление: При восстановлении степень окисления понижается.
Mn+4 + 2ē Mn+2
S0 + 2ē S-2
Cr+6 +3ē Cr+3
O20 + 4ē 2O-2
Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны - восстановителями.
Окислительно-восстановительные свойства вещества и степени окисления входящих в него атомов
Соединения, содержащие атомы элементов с максимальной степенью окисления, могут быть только окислителями за счет этих атомов, т.к. они уже отдали все свои валентные электроны и способны только принимать электроны. Максимальная степень окисления атома элемента равна номеру группы в периодической таблице, к которой относится данный элемент. Соединения, содержащие атомы элементов с минимальной степенью окисления могут служить только восстановителями, поскольку они способны лишь отдавать электроны, потому, что внешний энергетический уровень у таких атомов завершен восемью электронами. Минимальная степень окисления у атомов металлов равна 0, для неметаллов - (n–8) (где n- номер группы в периодической системе). Соединения, содержащие атомы элементов с промежуточной степенью окисления, могут быть и окислителями и восстановителями, в зависимости от партнера, с которым взаимодействуют и от условий реакции.
Важнейшие восстановители и окислители
Восстановители | Окислители |
Металлы, водород, уголь; Окись углерода (II) (CO); Сероводород (H2S); оксид серы (IV) (SO2); сернистая кислота H2SO3 и ее соли; Галогеноводородные кислоты и их соли; Катионы металлов в низших степенях окисления:SnCl2, FeCl2, MnSO4, Cr2(SO4)3; Азотистая кислота HNO2; аммиак NH3; гидразин NH2NH2; оксид азота(II) (NO); Катод при электролизе | Галогены. Перманганат калия(KMnO4); манганат калия (K2MnO4); оксид марганца (IV) (MnO2). Дихромат калия (K2Cr2O7); хромат калия (K2CrO4). Азотная кислота (HNO3). Серная кислота (H2SO4) конц. Оксид меди(II) (CuO); оксид свинца(IV) (PbO2); оксид серебра (Ag2O); пероксид водорода (H2O2). Хлорид железа(III) (FeCl3). Бертоллетова соль (KClO3). Анод при электролизе. |
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
Электронный баланс - метод нахождения коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций, в котором рассматривается обмен электронами между атомами элементов, изменяющих свою степень окисления. Число электронов, отданное восстановителем равно числу электронов, получаемых окислителем.
Уравнение составляется в несколько стадий:
1. Записывают схему реакции.
KMnO4 + HCl KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
2. Проставляют степени окисления над знаками элементов, которые меняются.
KMn+7O4 + HCl-1 KCl + Mn+2Cl2 + Cl20 + H2O
3. Выделяют элементы, изменяющие степени окисления и определяют число электронов, приобретенных окислителем и отдаваемых восстановителем.
Mn+7 + 5ē Mn+2
2Cl-1 - 2ē Cl20
4. Уравнивают число приобретенных и отдаваемых электронов, устанавливая тем самым коэффициенты для соединений, в которых присутствуют элементы, изменяющие степень окисления.
Mn+7 + 5ē Mn+2 | 2 |
2Cl-1 - 2ē Cl20 | 5 |
––––––––––––––––––––––––
2Mn+7 + 10Cl-1 2Mn+2 + 5Cl20
5. Подбирают коэффициенты для всех остальных участников реакции.
2KMn+7O4 + 16HCl-1 2KCl + 2Mn+2Cl2 + 5Cl20 + 8H2O
Классификация окислительно-восстановительных реакций
Межмолекулярные окислительно-восстановительные реакции
Окислитель и восстановитель находятся в разных веществах; обмен электронами в этих реакциях происходит между различными атомами или молекулами:
S0 + O20 S+4O2-2
S - восстановитель; O2 - окислитель
Cu+2O + C+2O Cu0 + C+4O2
CO - восстановитель; CuO - окислитель
Zn0 + 2HCl Zn+2Cl2 + H20
Zn - восстановитель; HСl - окислитель
Mn+4O2 + 2KI-1 + 2H2SO4 I20 + K2SO4 + Mn+2SO4 + 2H2O
KI - восстановитель; MnO2 - окислитель.
Сюда же относятся реакции между веществами, в которых атомы одного и того же элемента имеют разные степени окисления
2H2S-2 + H2S+4O3 3S0 + 3H2O
Внутримолекулярные окислительно- восстановительные реакции
Во внутримолекулярных реакциях окислитель и восстановитель находятся в одной и той же молекуле. Внутримолекулярные реакции протекают, как правило, притермическом разложении веществ, содержащих окислитель и восстановитель.
2KCl+5O3-2 2KCl-1 + 3O20
Cl+5 - окислитель; О-2 - восстановитель
N-3H4N+5O3 t N2+1O + 2H2O
N+5 - окислитель; N-3 - восстановитель
2Pb(N+5O3-2)2 2PbO + 4N+4O2 + O20
N+5 - окислитель; O-2 - восстановитель
(N-3H4)2Cr2+6O7 t Cr2+3O3 + N20 + 4H2O
Cr+6 - окислитель; N-3 - восстановитель.
Диспропорционирование
Окислительно-восстановительная реакция, в которой один элемент одновременно повышает и понижает степень окисления.
Cl20 + 2KOH KCl+1O + KCl-1 + H2O
3K2Mn+6O4 + 2H2O 2KMn+7O4 + Mn+4O2 + 4KOH
3HN+3O2 HN+5O3 + 2N+2O + H2O
2N+4O2 + 2KOH KN+5O3 + KN+3O2 + H2O
Значение ОВР
Всем известны семь чудес света. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе «семи чудес живой и неживой природы»
Фотосинтез, дыхание, гниение, брожение, коррозия, электролиз, горение.
Беседа с учащимися о значении фотосинтеза и его роли в природе
Первый крик ребенка, порождает первый вдох, начало новой жизни. Дыхание характерно для большинства живых организмов, оно просто неотделимо от жизни.
Благодаря процессам гниения осуществляется круговороты веществ в природе. Гнилостные бактерии, переводя органическое вещество в неорганическое, как бы начинают круговорот жизни.
Брожение может осуществляться и под действием дрожжей, о значении которых знает каждый, достаточно остановиться на хлебопечении…
О вредном действии коррозии знают все, но нельзя и недооценивать ее значение, я остановлюсь только на одном факте. С глубокой древности известен способ превращения железа в сталь, через ржавление. Черкесы на Кавказе закапывали полосовое железо в землю, а, откопав его через 10-15 лет, выковывали из него свои сабли, которые могли перерубить даже ружейный ствол, щит врага. После выкапывания ржавое железо вместе с органическими веществами нагревали в горнах, ковали, а затем охлаждали водой – закаливали.
Золочение предметов известно с давних пор, так как позолоченные изделия очень красивы. Прежде, когда электролиз и гальванотехника не были изобретены, изделия из металлов золотили так: на них наносили тестообразную амальгаму золота (сплав его с ртутью); затем накаливали докрасна; при этом ртуть испарялась, а золото оставалось. Но пары ртути очень ядовиты, так, например, при золочении куполов Исаакиевского собора в Петербурге от отравления ртутью погибло 60 рабочих.
Очень трудно было нашим предкам, тем, кто отвечал за сохранность и поддержание огня всего племени, и тем, кто только, только научился его добывать. С огнем связано очень много: это и тепло родного очага, успокаивающее пламя свечи, приготовление пищи, песни у костра… но с огнем шутить нельзя, необходимо осторожно и бережно обращаться с ним, потому что его сила не только созидающая, но и разрушающая, способная погубить все живое.
Закрепление имеющихся знаний учащихся, расширение и формирование новых.
Блиц-опрос:
. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
ОВР это реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.
. Окислительно-восстановительная реакция представлена схемой
ZnO + HCL ZnCl2 + H2O
C2H4 + Br2 C2H4Br2
NaHCO3 Na2CO3 + H2O + CO2
. Дайте определение степени окисления атома.
Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные и ковалентно - полярные) состоят только из ионов.
. На чем основан метод электронного баланса?
Этот метод основан на сравнении степени окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции.
. Как называются атомы, молекулы и ионы, которые отдают электроны?
Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны называются восстановителями. Во время реакции они окисляются
. От чего зависят восстановительные свойства?
Чем ниже степень окисления элемента, чем меньше его электроотрицательность, тем сильнее восстановительные свойства.
. Как называются атомы, молекулы и ионы, которые присоединяют электроны?
Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны называются окислителями. Во время реакции они восстанавливаются
1.8. От чего зависят окислительные свойства?
Чем выше степень окисления элемента и больше его электроотрицательность, тем сильнее окислительные свойства.
2. Экспресс-опрос
2.1. К восстановителям относятся: Al, Cl2, HBr, O3, KMnO4,
2.2. К окислителям относятся: H2 SO4, O2, H2, Mg, K2MnO4
2.3. И окислительными и восстановительными свойствами могут обладать:
CO, NaNO3, HNO2, Cu2O, H2SO3
2.4. Более сильными окислителями являются:
HNO3 или HNO2 ?
S или SO2 ?
Cu, Cu2O или СuO ?
Занятие №2. Электролиз.
Объяснение нового материала
Электролиз –окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах под действием электрического тока. При пропускании электрического тока через растворы или расплавы электролитов, положительно заряженные ионы (катионы) перемещаются в направлении катода, отрицательно заряженные (анионы) – анода. На катоде происходит восстановление (приём электронов), на аноде – окисление (отдача электронов).
Электролиз расплавов солей
э.т.
2NaCl → 2Na + Cl2
Схема процессов, происходящих на катоде и аноде:
К+ | : Na+ + 1ē = Na0 | восстановление |
А- | : Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑ | окислитель |
Проблема: Какие продукты получаться при электролизе раствора хлорида натрия?
В отличие от расплава в растворе солей присутствуют и молекулы воды.
Рассмотрим процесс электролиза раствора хлорида натрия:
Какое явление происходит в растворе хлорида натрия под действием воды?
Диссоциация соли хлорида натрия на катионы натрия и анионы хлора.
NaCl → Na+ + Cl-
Составим схему процессов, происходящих на катоде и аноде:
К+ | Na+, H2O | Na+, H2O + 1ē = Na0 | восстановление |
А- | Cl- , H2O | Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑ | окислитель |
В данном случае, необходимо выбрать приоритетное вещество, то которое первым будет окисляться и восстанавливаться. Для этого существует правила, позволяющие выполнить эти действия.
Правило разрядки на катоде:
а) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов до алюминия (включительно), то на катоде первой восстанавливается вода:
2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH-, металл остается в виде иона.
б) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов между алюминием и водородом, то на катоде восстанавливается металл и вода.
Ме+n + n ē = Me0,
2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH-
в) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, то на катоде восстанавливается сам металл.
Ме+n + n ē = Me0
Рассмотрим наш пример: на катоде находится ион натрия (расположен в ряду активности до алюминия) и вода. Согласно правилу разрядки на катоде восстанавливается вода:
2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH-
Ион натрия остается в растворе.
Правила разрядки на аноде:
Процесс на аноде зависит от материалов анода и от природы аниона. Если анод растворяется (железо, цинк, медь, серебро и т.д.), то окисляется металл анода, несмотря на природу аниона.
Если анод не растворяется (инертный), то:
а) Первыми на аноде окисляются бескислородные остатки кислот (I- , Br- , Cl- и т.д.)
Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑;
б) Затем вода (2H2O - 4ē = О2↑ + 4H+);
в) Следующие по очереди кислородсодержащие кислотные остатки и фторид-ион.
Рассмотрим наш пример: на аноде находятся ионы хлора и вода. Согласно правилу разрядки на аноде первой будет окисляться вода: 2H2O - 4ē = О2↑ + 4H+.
Анион хлора останется в растворе.
Подведем итог: в результате электролиза раствора хлорида натрия на катоде образуется газообразный водород, на аноде – газообразный кислород, в растворе находятся ионы: катионы натрия и анионы хлора.
Суммарное уравнение реакции: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
э.т.
2NaCl + 2H2O → Н2 ↑ + Cl2 ↑ +2NaOH
Области применения электролиза.
Просмотрим видеофрагмент «Получение металлов. Применение электролиза».
Задание для студентов: просмотрев фрагмент, записать основные области применения электролиза.
Применение электролиза.
1. Электролиз используется для получения многих активных металлов и неметаллов, щелочей и некоторых солей.
2. Электролизом пользуются в гальванопластике для покрытия изделий другим металлом: никелем, цинком, оловом, хромом, золотом и др.
3. С помощью электролиза получают сложные неорганические и органические соединения.
4. Электролиз используют для очистки некоторых металлов от примесей (рафинирование металлов).
Вопросы к лекции.
? Как называется электрод, имеющий положительный заряд? (анод)
? Как называется электрод, имеющий отрицательный заряд? (катод)
? Чем отличается расплав соли от раствора? (в расплаве происходит диссоциация соли под действием высокой температуры, а в растворе диссоциация солей под действием воды).
? Что произойдет с ионами соли при помещении в ее расплав электродов, подсоединенных к источнику тока?
? Как записать этот процесс с помощью химических реакций?
Задания для закрепления, аналогичные заданиям части В (ЕГЭ)
Задание № 1: Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на катоде в результате электролиза его раствора (для этого нужно во вторую колонку к вопросу передвинуть цифру, соответствующую правильному ответу:
Формула вещества | Продукт электролиза |
А) CuSO4 | 1) водород |
Б) K2SO4 | 2) серебро |
В) AgNO3 | 3) медь |
Г) CuBr2 | 4) гидроксид калия |
| 5) кислород |
| 6) оксид серы (IV) |
Сначала необходимо убрать заведомо неправильные ответы. Согласно правилам разрядки на катоде не могут выделяться кислород и оксид серы (IV). Затем, используя правила разрядки на катоде, выбираем правильные ответы.
Четыре человека последовательно рассматривают каждый случай, пишут схемы и выбирают правильный ответ:
А) CuSO4 – на катоде восстанавливается медь, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – медь. Ответ – 3.
Б) K2SO4 – на катоде восстанавливается вода до водорода, т.к. калий – металл, который находится в электрохимическом ряду напряжения металлов до алюминия (включительно), поэтому на катоде первой восстанавливается вода. Ответ – 1.
В) AgNO3 - на катоде восстанавливается серебро, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – серебро. Ответ – 2
Г) CuBr2, на катоде восстанавливается медь, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – медь. Ответ – 3.
Запись на доске:
Задание № 2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на аноде в результате электролиза его раствора:
Формула вещества | Продукт электролиза |
А) CuSO4 | 1) фтор |
Б) KCl | 2) бром |
В) AgF | 3) хлор |
Г) CuBr2 | 4) хлороводород |
| 5) кислород |
| 6) оксид серы (IV) |
А) CuSO4 – на аноде, согласно правилу, первой будет окисляться вода до кислорода.
Ответ – 5.
Б) KCl - на аноде первым будет окисляться хлорид-ион до хлора. Ответ - 3
В) AgF – на аноде первой будет окисляться вода до кислорода. Ответ – 5.
Г) CuBr2 – на аноде первым будет окисляться бромид-ион до брома. Ответ – 2.
На доске появляются правильные ответы: