СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК. ОВР. Электролиз.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК по теме окислительно - восстановительные реакции. Электролиз.

Просмотр содержимого документа
«УМК. ОВР. Электролиз.»

Тема: «Окислительно – восстановительные реакции.

Электрохимические процессы»

Межпредметные связи. Биология. Тема: «ОВР в природе: фотосинтез, хемосинтез. Энергетический обмен»

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.

Обеспечение занятия.

Наглядные пособия: таблица «Периодическая таблица».

Раздаточный материал: дидактические карточки, тестовые задания.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапрезентации, видеоролики.

Литератур основная:

1. О. Е. Саенко. Химия для колледжей: учебник .Ростов на Дону: Феникс, 2008

  1. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия: учебник для студентов сред. Проф. Учебных заведений. М.: «Академия», 2011.

Литература дополнительная:

  1. Н.Е. Кузьменко , В.В.Еремин, В.А. Попков Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2010.

  2. С.А.Пузаков , В.А.Попков. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.:, Высшая школа, 2011.

Распределение занятий по темам:

1.8.1. Окислительно-восстановительные реакции.

1.8.2. Электролиз.

1.8.3. Практическая работа № 4. Составление уравнений ОВР.

1.8.4. Практическая работа № 5. Составление схем электролиза. Решение расчётных задач на электролиз.

Содержание программы

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов – простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов – простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления.

Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования).

Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов.

Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза.

Демонстрации. Восстановление дихромата калия цинком. Восстановление оксида меди(II) углем и водородом. Восстановление дихромата калия этиловым спиртом. Окислительные свойства азотной кислоты. Окислительные свойства дихромата калия. Электролиз раствора хлорида меди(II).

Самостоятельная работа:

Аудиторная форма работы:

  • отработка навыков составления конспекта;

  • работа с учебником;

  • решения задач, тестов.

Внеаудиторная форма работы:

  • работа с конспектом лекций и текстом учебника;

  • работа с дополнительной литературой;

  • решение задач и тестов, работа по карточкам;

  • подготовка сообщения на тему: «Реакция среды в биологических жидкостях», «Окислительные процессы в организме человека»



Занятие №1

Тема: Окислительно – восстановительные реакции

Окружающий нас мир – это гигантская химическая лаборатория, в которой ежесекундно протекают тысячи реакций, в основном – окислительно-восстановительные, и пока они существуют, эти реакции, пока есть условия для их протекания, возможно и все окружающее нас великолепие, возможна сама жизнь.

Тема нашего сегодняшнего занятия:

Кто – то теряет, а кто-то находит (окислительно – восстановительные реакции).

Реакции, в которых происходит изменение степеней окисления атомов элементов, входящих в состав реагирующих соединений называются окислительно - восстановительными.

 

2Mg0 + O20  2Mg+2O-2

2KCl+5O3-2  –t 2KCl-1 + 3O20­

2KI-1 + Cl20  2KCl-1 + I20

Mn+4O2 + 4HCl-1  Mn+2Cl2 + Cl20­ + 2H2O

 

Окисление, восстановление

В окислительно-восстановительных реакциях электроны от одних атомов, молекул или ионов переходят к другим. Процесс отдачи электронов - окисление. При окислении степень окисления повышается:

 

H20 - 2ē  2H+

S-2 - 2ē  S0

Al0 - 3ē  Al+3

Fe+2 - ē  Fe+3

 

Процесс присоединения электронов - восстановление: При восстановлении степень окисления понижается.

 

Mn+4 + 2ē  Mn+2

S0 + 2ē  S-2

Cr+6 +3ē  Cr+3

O20 + 4ē  2O-2

 

Атомы или ионы, которые в данной реакции присоединяют электроны являются окислителями, а которые отдают электроны - восстановителями.

 

Окислительно-восстановительные свойства вещества и степени окисления входящих в него атомов

 

Соединения, содержащие атомы элементов с максимальной степенью окисления, могут быть только окислителями за счет этих атомов, т.к. они уже отдали все свои валентные электроны и способны только принимать электроны. Максимальная степень окисления атома элемента равна номеру группы в периодической таблице, к которой относится данный элемент. Соединения, содержащие атомы элементов с минимальной степенью окисления могут служить только восстановителями, поскольку они способны лишь отдавать электроны, потому, что внешний энергетический уровень у таких атомов завершен восемью электронами. Минимальная степень окисления у атомов металлов равна 0, для неметаллов - (n–8) (где n- номер группы в периодической системе). Соединения, содержащие атомы элементов с промежуточной степенью окисления, могут быть и окислителями и восстановителями, в зависимости от партнера, с которым взаимодействуют и от условий реакции.

 

Важнейшие восстановители и окислители

 

Восстановители

Окислители

Металлы,

водород,

уголь;

Окись углерода (II) (CO);

Сероводород (H2S);

оксид серы (IV) (SO2);

сернистая кислота H2SO3 и ее соли;

Галогеноводородные кислоты и их соли;

Катионы металлов в низших степенях окисления:SnCl2, FeCl2, MnSO4, Cr2(SO4)3;

Азотистая кислота HNO2;

аммиак NH3;

гидразин NH2NH2;

оксид азота(II) (NO);

Катод при электролизе

Галогены.

Перманганат калия(KMnO4);

манганат калия (K2MnO4);

оксид марганца (IV) (MnO2).

Дихромат калия (K2Cr2O7);

хромат калия (K2CrO4).

Азотная кислота (HNO3).

Серная кислота (H2SO4) конц.

Оксид меди(II) (CuO);

оксид свинца(IV) (PbO2);

оксид серебра (Ag2O);

пероксид водорода (H2O2).

Хлорид железа(III) (FeCl3).

Бертоллетова соль (KClO3).

Анод при электролизе.

 


Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций

 

   Электронный баланс - метод нахождения коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций, в котором рассматривается обмен электронами между атомами элементов, изменяющих свою степень окисления. Число электронов, отданное восстановителем равно числу электронов, получаемых окислителем.

 

Уравнение составляется в несколько стадий:

1.      Записывают схему реакции.

KMnO4 + HCl  KCl + MnCl2 + Cl2­ + H2O

 

2.      Проставляют степени окисления над знаками элементов, которые меняются.

KMn+7O4 + HCl-1  KCl + Mn+2Cl2 + Cl20­ + H2O

 

3.      Выделяют элементы, изменяющие степени окисления и определяют число электронов, приобретенных окислителем и отдаваемых восстановителем.

Mn+7 + 5ē  Mn+2

2Cl-1 - 2ē  Cl20

4.      Уравнивают число приобретенных и отдаваемых электронов, устанавливая тем самым коэффициенты для соединений, в которых присутствуют элементы, изменяющие степень окисления.

Mn+7 + 5ē  Mn+2

2

2Cl-1 - 2ē  Cl20

5

––––––––––––––––––––––––

2Mn+7 + 10Cl-1  2Mn+2 + 5Cl20

5.      Подбирают коэффициенты для всех остальных участников реакции.

2KMn+7O4 + 16HCl-1  2KCl + 2Mn+2Cl2 + 5Cl2+ 8H2O


Классификация окислительно-восстановительных реакций


  1. Межмолекулярные окислительно-восстановительные реакции

Окислитель и восстановитель находятся в разных веществах; обмен электронами в этих реакциях происходит между различными атомами или молекулами:

 

S0 + O20  S+4O2-2

S - восстановитель; O2 - окислитель

 

Cu+2O + C+2O  Cu0 + C+4O2

CO - восстановитель; CuO - окислитель

 

Zn0 + 2HCl  Zn+2Cl2 + H20­

Zn - восстановитель; HСl - окислитель

 

Mn+4O2 + 2KI-1 + 2H2SO4    I20 + K2SO4 + Mn+2SO+ 2H2O

KI - восстановитель; MnO2 - окислитель.

 

Сюда же относятся реакции между веществами, в которых атомы одного и того же элемента имеют разные степени окисления

 

2H2S-2 + H2S+4O3  3S0 + 3H2O

 

  1. Внутримолекулярные окислительно- восстановительные реакции

Во внутримолекулярных реакциях окислитель и восстановитель находятся в одной и той же молекуле. Внутримолекулярные реакции протекают, как правило, притермическом разложении веществ, содержащих окислитель и восстановитель.

 

2KCl+5O3-2  2KCl-1 + 3O20­

Cl+5 - окислитель; О-2 - восстановитель

 

N-3H4N+5O3  t N2+1O­ + 2H2O

N+5 - окислитель; N-3 - восстановитель

 

2Pb(N+5O3-2)2  2PbO + 4N+4O2 + O20­

N+5 - окислитель; O-2 - восстановитель

 

(N-3H4)2Cr2+6O7 t Cr2+3O3 + N20­ + 4H2O

Cr+6 - окислитель; N-3 - восстановитель.

 

  1. Диспропорционирование 

Окислительно-восстановительная реакция, в которой один элемент одновременно повышает и понижает степень окисления.

 

Cl20 + 2KOH  KCl+1O + KCl-1 + H2O

3K2Mn+6O4 + 2H2O  2KMn+7O4 + Mn+4O2 + 4KOH

3HN+3O2  HN+5O3 + 2N+2O­ + H2O

2N+4O2 + 2KOH  KN+5O3 + KN+3O2 + H2O

 

Значение ОВР

Всем известны семь чудес света. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе «семи чудес живой и неживой природы»

Фотосинтез, дыхание, гниение, брожение, коррозия, электролиз, горение.

Беседа с учащимися о значении фотосинтеза и его роли в природе

Первый крик ребенка, порождает первый вдох, начало новой жизни. Дыхание характерно для большинства живых организмов, оно просто неотделимо от жизни.

Благодаря процессам гниения осуществляется круговороты веществ в природе. Гнилостные бактерии, переводя органическое вещество в неорганическое, как бы начинают круговорот жизни.

Брожение может осуществляться и под действием дрожжей, о значении которых знает каждый, достаточно остановиться на хлебопечении…

О вредном действии коррозии знают все, но нельзя и недооценивать ее значение, я остановлюсь только на одном факте. С глубокой древности известен способ превращения железа в сталь, через ржавление. Черкесы на Кавказе закапывали полосовое железо в землю, а, откопав его через 10-15 лет, выковывали из него свои сабли, которые могли перерубить даже ружейный ствол, щит врага. После выкапывания ржавое железо вместе с органическими веществами нагревали в горнах, ковали, а затем охлаждали водой – закаливали.

Золочение предметов известно с давних пор, так как позолоченные изделия очень красивы. Прежде, когда электролиз и гальванотехника не были изобретены, изделия из металлов золотили так: на них наносили тестообразную амальгаму золота (сплав его с ртутью); затем накаливали докрасна; при этом ртуть испарялась, а золото оставалось. Но пары ртути очень ядовиты, так, например, при золочении куполов Исаакиевского собора в Петербурге от отравления ртутью погибло 60 рабочих.

Очень трудно было нашим предкам, тем, кто отвечал за сохранность и поддержание огня всего племени, и тем, кто только, только научился его добывать. С огнем связано очень много: это и тепло родного очага, успокаивающее пламя свечи, приготовление пищи, песни у костра… но с огнем шутить нельзя, необходимо осторожно и бережно обращаться с ним, потому что его сила не только созидающая, но и разрушающая, способная погубить все живое.




Закрепление имеющихся знаний учащихся, расширение и формирование новых.


  1. Блиц-опрос:

    1. . Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

ОВР это реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.

    1. . Окислительно-восстановительная реакция представлена схемой

    1. ZnO + HCL ZnCl2 + H2O

    2. C2H4 + Br2 C2H4Br2

    3. NaHCO3 Na2CO3 + H2O + CO2

    1. . Дайте определение степени окисления атома.

Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные и ковалентно - полярные) состоят только из ионов.

    1. . На чем основан метод электронного баланса?

Этот метод основан на сравнении степени окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции.

    1. . Как называются атомы, молекулы и ионы, которые отдают электроны?

Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны называются восстановителями. Во время реакции они окисляются

    1. . От чего зависят восстановительные свойства?

Чем ниже степень окисления элемента, чем меньше его электроотрицательность, тем сильнее восстановительные свойства.

    1. . Как называются атомы, молекулы и ионы, которые присоединяют электроны?

Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны называются окислителями. Во время реакции они восстанавливаются

1.8. От чего зависят окислительные свойства?

Чем выше степень окисления элемента и больше его электроотрицательность, тем сильнее окислительные свойства.


2. Экспресс-опрос

2.1. К восстановителям относятся: Al, Cl2, HBr, O3, KMnO4,

2.2. К окислителям относятся: H2 SO4, O2, H2, Mg, K2MnO4

2.3. И окислительными и восстановительными свойствами могут обладать:

CO, NaNO3, HNO2, Cu2O, H2SO3

2.4. Более сильными окислителями являются:

  1. HNO3 или HNO2 ?

  2. S или SO2 ?

  3. Cu, Cu2O или СuO ?




Занятие №2. Электролиз.

Объяснение нового материала

  Электролиз –окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах под действием электрического тока. При пропускании электрического тока через растворы или расплавы электролитов, положительно заряженные ионы (катионы) перемещаются в направлении катода, отрицательно заряженные (анионы) – анода. На катоде происходит восстановление (приём электронов), на аноде – окисление (отдача электронов).

 Электролиз расплавов солей

            э.т.           

2NaCl  →  2Na + Cl2

Схема процессов, происходящих на катоде и аноде:

К+

: Na+ + 1ē = Na0

восстановление

А-

: Cl- - 1ē = Cl0, Сl2

окислитель

 

Проблема: Какие продукты получаться при электролизе раствора хлорида натрия?

В отличие от расплава в растворе солей присутствуют и  молекулы воды.

Рассмотрим процесс электролиза раствора хлорида натрия:

Какое явление происходит в растворе хлорида натрия под действием воды?

Диссоциация соли хлорида натрия на катионы натрия и анионы хлора.

NaCl  →  Na+ + Cl-

Составим схему процессов, происходящих на катоде и аноде: 

К+

Na+, H2O

Na+, H2O + 1ē = Na0

восстановление

А-

Cl- , H2O

Cl- - 1ē = Cl0, Сl2

окислитель

 

В данном случае, необходимо выбрать приоритетное вещество, то которое первым будет окисляться и восстанавливаться. Для этого существует правила, позволяющие выполнить эти действия.

Правило разрядки на катоде:

а) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  до алюминия (включительно), то на катоде первой восстанавливается вода:

    2H2O + 2ē = H2↑ +  2OH-, металл остается в виде иона.

б) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  между алюминием и водородом, то на катоде восстанавливается металл и вода.

Ме+n + n ē = Me0,

2H2O + 2ē = H2↑ +  2OH-

в) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  после водорода, то на катоде восстанавливается сам металл.

Ме+n + n ē = Me0

Рассмотрим наш пример: на катоде находится ион натрия (расположен в ряду активности до алюминия) и вода. Согласно правилу разрядки на катоде восстанавливается вода:    

2H2O + 2ē = H2↑ +  2OH-

Ион натрия остается в растворе.

 

Правила разрядки на аноде:

Процесс на аноде зависит от материалов анода  и от природы аниона. Если анод растворяется (железо, цинк, медь, серебро и т.д.),  то окисляется металл анода, несмотря на природу аниона.

Если анод не растворяется (инертный), то:

а) Первыми на аноде окисляются бескислородные остатки кислот (I- , Br- , Cl-  и т.д.)

Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑;

б) Затем вода   (2H2O - 4ē = О2↑ +  4H+);

в) Следующие по очереди кислородсодержащие кислотные остатки и фторид-ион.

 

Рассмотрим наш пример: на аноде находятся ионы хлора и вода. Согласно правилу разрядки на аноде первой будет окисляться вода: 2H2O - 4ē = О2↑ +  4H+.

Анион хлора останется в растворе.

Подведем итог: в результате электролиза раствора хлорида натрия на катоде образуется газообразный водород, на аноде – газообразный кислород, в растворе находятся ионы: катионы натрия и анионы хлора.

Суммарное уравнение реакции: (схема демонстрируется на интерактивной доске):

                           э.т.           

2NaCl  + 2H2O  →  Н2 ↑ + Cl2 ↑ +2NaOH

 

Области применения электролиза.

Просмотрим видеофрагмент  «Получение металлов. Применение электролиза».

Задание для студентов: просмотрев фрагмент, записать основные области применения электролиза.

Применение электролиза.

1. Электролиз используется для получения многих активных металлов и неметаллов, щелочей и некоторых солей.

 2. Электролизом пользуются в гальванопластике для покрытия изделий другим металлом: никелем, цинком, оловом, хромом, золотом и др.

3. С помощью электролиза получают сложные неорганические и органические соединения.

4. Электролиз используют для очистки некоторых металлов от примесей (рафинирование металлов).


 Вопросы к лекции.

? Как называется электрод, имеющий положительный заряд?  (анод)

? Как называется электрод, имеющий отрицательный заряд?  (катод)

? Чем отличается расплав соли от раствора? (в расплаве происходит диссоциация соли под действием высокой температуры, а в растворе диссоциация солей под действием воды).

? Что произойдет с ионами соли при помещении в ее расплав электродов, подсоединенных к источнику тока?

? Как записать этот процесс с помощью химических реакций?




Задания для закрепления, аналогичные заданиям части В (ЕГЭ)

 

Задание № 1: Установите соответствие  между формулой вещества и продуктом, который образуется на катоде в результате электролиза его раствора (для этого нужно во вторую колонку к вопросу передвинуть цифру, соответствующую правильному ответу:

 

Формула вещества

Продукт электролиза

А) CuSO4

1)  водород

Б) K2SO4

2)  серебро

В) AgNO3

3)  медь

Г) CuBr2

4)  гидроксид калия

 

5)  кислород

 

6)  оксид серы (IV)

 

 Сначала необходимо убрать заведомо неправильные ответы. Согласно правилам разрядки на катоде не могут выделяться кислород и оксид серы (IV). Затем, используя правила разрядки на катоде, выбираем правильные ответы.

Четыре человека последовательно рассматривают каждый случай, пишут схемы и выбирают правильный ответ:

А) CuSO4 – на катоде восстанавливается медь, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – медь. Ответ – 3.

Б) K2SO4 – на катоде восстанавливается вода до водорода, т.к. калий – металл, который находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  до алюминия (включительно), поэтому  на катоде первой восстанавливается вода. Ответ – 1.

В) AgNO3 - на катоде восстанавливается серебро, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – серебро. Ответ – 2

Г) CuBr2, на катоде восстанавливается медь, т.к. этот металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов  после водорода, поэтому на катоде восстанавливается сам металл – медь. Ответ – 3.




Запись на доске:

 

3

1

2

3

 

Задание № 2.  Установите соответствие  между формулой вещества и продуктом, который образуется на аноде в результате электролиза его раствора:


Формула вещества

Продукт электролиза

А) CuSO4

1)  фтор

Б) KCl

2)  бром

В) AgF

3)  хлор

Г) CuBr2

4)  хлороводород

 

5)  кислород

 

6)  оксид серы (IV)

 

А) CuSO4 – на аноде, согласно правилу, первой будет окисляться вода до кислорода.

Ответ – 5.

Б) KCl -  на аноде первым будет окисляться хлорид-ион до хлора. Ответ - 3

В) AgF – на аноде первой будет окисляться вода до кислорода. Ответ – 5.

Г) CuBr2 – на аноде первым будет окисляться бромид-ион до брома. Ответ – 2.

 

На доске появляются правильные ответы:

 

5

3

5

2

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!