УМК «Перспектива» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе.
Важность и актуальность проблемы методического обеспечения образовательного процесса в начальной школе в связи с переходом на ФГОС. Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений…»В этой связи издательство «Просвещение» выпускает уникальную книжную серию «Стандарты второго поколения», отражающую основное содержание Федерального государственного образовательного стандарта (далее: ФГОС) начального общего образования, являющегося инструментом реализации государственной политики в области образования. Выпуск изданий осуществляется в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: президент РАО Н.Д. Никандров, академик РАО А.Г. Асмолов, член президиума РАО А.М. Кондаков.
Раскрывая содержание учебно-методического комплекса «Перспектива» как средства реализации ФГОС, мы неоднократно будем обращаться к тем или иным пособиям серии «Стандарты второго поколения», содержащим методические рекомендации по различным аспектам педагогической деятельности педагога в условиях введения нового стандарта. Основные положения УМК «Перспектива» в свете требований ФГОС
Учебно-методический комплекс (далее УМК) «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками. В УМК «Перспектива» входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология». Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива». Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.
Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:
- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
Психолого-педагогические основы учебно-методического комплекта и ФГОС
Согласно ФГОС, результатами обучения должны стать:
— индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – ценностно-эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
— формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Для реализации этих педагогических задач необходим учебно-методический комплекс, объединенный единой идеологией, принципами, методикой подачи материала, тематическим содержанием, навигационной системой.
Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК «Перспективы».
«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции), которая позволяет:
формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа
формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;
создать условия для самоопределения, смыслообразования;
научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;
побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:
развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъект-объектых общений. Это позволит формировать:
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;
формировать информационную культуру — учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.
формировать установки на здоровый образ жизни;
формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Заявленные тезисы авторы УМК «Перспектива» раскрывают через следующие тематические направления: «Моя семья — мой мир», «Моя страна — мое Отечество», «Моя планета — Земля», «Мир общения», что позволяет показать ребенку целостную картину мира.
Большое внимание в комплекте «Перспектива» уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий, которое выполняет обучающую, здоровьесберегающую и развивающую функции. Кроме того, во всех изданиях УМК использована интуитивно понятная навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале, и создает условия для включения родителей в процесс Над комплектом работают известные авторы: Г.В.Дорофеев, Л.Ф.Климанова, Т.Н.Миракова, М.Ю.Новицкая, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева и др., а также коллектив ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования.Цель и задачи обучения по учебно-методическому комплекту в соответствии с целями и задачами ФГОС.Основной целью УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Основными задачами УМК «Перспектива» являются:
— общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
— личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
— познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;
— формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
— развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.
Принципы построения образовательно-воспитательного процесса УМК «Перспектива»
1. Гуманистический принцип предполагает:
— всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
— защиту прав учащихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
— усвоение учащимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
— равноправное общение детей с взрослыми и сверстниками на основе свободы высказывания, уважения к собеседнику и его мнению.
2. Принцип историзма предполагает:
— изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте;
— структурирование содержания учебной дисциплины с учетом логики и истории развития предметного знания;
— восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи и взаимопроникновения культур; интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.
— персонификацию знаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка.
3. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
— как предмет специального изучения; особое внимание в программе уделяется развитию устной и письменной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
— как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
— как организационная форма обучения; все познавательные и учебные задачи решаются учащимся в условиях совместной деятельности, кооперации и сотрудничества с учителем и сверстниками.
4. Принцип творческой активности предполагает:
— стимулирование и поощрение творческой активности учащихся, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
— участие в проектных коллективных формах работы;
— создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
Деятельностная парадигма образования
как важнейшее условие реализации ФГОС.
Говоря о деятельностной парадигме необходимо отметить, что ее реализация зависит в большей степени от учителя. В учебниках УМК «Перспектива», методических рекомендациях и «Технологических картах» (новом инновационном методическом пособии) предлагаются материалы, способы и приемы, которые помогут учителю организовать образовательный процесс в соответствии с требований ФГОС.
Системно-деятельностный подход, положенный в основу УМК «Перспектива» предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
— признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны
Одной из идей, положенных в основу построения курса «Математики» является осмысление значения математики в жизни человека: «Обучаем ребенка не математике, а математикой». Ведь для ребенка важно понять, в какой ситуации ему пригодятся знания, полученные на уроке. Также математика является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий.В курсе «Технология» для ученика создаются условия для осмысления и освоения проектной деятельности, что дает возможность научить ребенка самостоятельно планировать деятельность и работать с информацией – здесь речь идет уже о развитии регулятивных УУД. Хотя при изучении каждого предмета по комплексу «Перспектива» один или два вида УУД формируются в большей степени, остальные виды УУД также не забыты. Например, «Окружающий мир. 1 класс», в котором заявлены темы «Край родной, навек любимый» и т.п., способствует формированию не только личностных УУД, но и познавательных и коммуникативных. В одних учебниках сделан больший акцент на формирование одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Однако в целом УМК «Перспектива» выстроен таким образом, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Как уже было сказано выше, УМК «Перспектива» создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках. УМК успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени