СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК "Школа - 2100" программа по литературному чтению, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК "Школа-2100"

Просмотр содержимого документа
«УМК "Школа - 2100" программа по литературному чтению, 4 класс»

муниципальное образовательное учреждение

___________ средняя общеобразовательная школа




Рассмотрена

на заседании научно- методического совета протокол № 1 от 30.08.2016 г

Председатель научно- методического совета ___________

Утверждена

Приказ по школе: №01-05-1/155 от 31.08.2016

директор школы:

_______________



. .


Рабочая программа

по предмету литературное чтение

для 4 общеобразовательного класса

основного общего образования

УМК «Школа 2100»





Срок реализации: 1 год


Составила: ____________________________,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория




2016– 17 уч. г

Раздел 1.Планируемые результаты


Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов).


Регулятивные УУД

Выпускник научится:

-самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

-овладеет техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов).

Познавательные УУД

Выпускник научится:

-составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

-устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

-воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

-прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании).


Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

-вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

-декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения;

-приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.;

-овладеет основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;

-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность для формирования:

-– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Выпускник получит возможность научиться:

-работать с тематическим каталогом;

– работать с детской периодикой;

– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме);

-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

-познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости ,осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; – высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Выпускник получит возможность научиться:

-выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию);

-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Предметными результатамиизучения курса «Литературное чтение» в 4 классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • делить текст на части, составлять простой план;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте материал для характеристики героя;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Текущий:

проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа;

осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме;

возможны небольшие по объёму письменные работы;

самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно для этого использовать и тестовые задания.

Тематический:

проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый:

Контрольная работа

Тестовые задания


На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 4 классе по решению педсовета осуществляется в форме:

контрольной работы на основе художественного текста Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности.


Раздел 2. Содержание учебного предмета

Произведения современной детской литературы разных жанров- (7ч)

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастическойповести Е. Велтистова.

«У истоков русской детской литературы» - (17ч)

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

«XIX век. Путешествие продолжается…» - (29ч)

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании


«Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (49ч)

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.


Раздел 3. Планирование

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе:

• Основной образовательной программы начального общего образования ________________ средней общеобразовательной школы на период 2011-2018 гг., принятой на заседании Управляющего Совета школы, протокол № 4 от 15.03.2011 г. Программа утверждена Приказом директора школы от 17.03.2011 г., с изменениями: приказ от 01.09.2014 г. № 01-05-1/152-3 с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования;

• программы по литературному чтению для 4 класса, авторов: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение», УМК « Школа – 2100», М.:Баласс, 2011

• учебника «Литературное чтение» («В Океане света») в 2-х ч. 4 класс. УМК « Школа – 2100» М.: Баласс, 2013 г, включённого в федеральный перечень учебников, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год». (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755);

• Письма Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников», по использованию учебников

в 1-4 классах по ОС «Школа 2100»

• учебного плана школы на 2016-2017 уч. год,

• методического письма «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области

в 2015/2016 уч. г»;

• с учётом характеристики 4 класса.

В классе 23 ученика; 10 девочек и 13 мальчиков. У ребят в классе сформирована учебная мотивация, на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны. В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала. В классе занимается 5 учеников, имеющих рекомендации ПМПК на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа как для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 45 минут.

Для этих учащихся используются следующие приёмы работы, направленные на обеспечение коррекции недостатков и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования:

-учёт состояния здоровья (соматического и нервно-психического), повышенной утомляемости детей в процессе интеллектуальной деятельности;

-применение широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения;

- задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий;

-постепенное сокращение помощи со стороны и постепенное повышение трудности предлагаемых для решения задач;

- определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;

- речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?».

В классе проводится работа с детьми, имеющимиспособности к наукам гуманитарного цикла..

В работе используются следующие методы и формы работы:

-исследовательский, частично – поисковый, проблемный;

- классно–урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры.

Для учеников применяются элементы технологии критического мышления.

-дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся)

- составление текста по модели (для слабых учащихся)

- создание собственного текста (для сильных учеников)


Календарно-тематическое планирование

№ п/п


ДАТА

Тема урока,

Дом.задание

Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования

Характеристика деятельности учащихся

Работа с ОВЗ


и одарёнными

Произведения современной детской литературы разных жанров(7 ч)

1-1

Инструктаж по Т/Б. Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником.

«Моё путешествие в ... век»

Учебник



иллюстрации,



выставка

книг,
детских рисунков


Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.


Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.




Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.


Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.



Чтение

Читать текст вслух осознан- но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.


Декламировать стихотворения, отрывки прозы.


Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.



Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.


Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.


Формулировать основную мысль текста.


Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.


Находить ключевые слова текста.


Объяснять смысл заглавия произведения.


Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.


Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.



Культура речевого общения


Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.


Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.


Высказывать аргументированно своё отношение к прочитан- ному, к героям.






Культура письменной речи

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.


Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельностьИнсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).


Иллюстрировать текст.


Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.




Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.





Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.


Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.





Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.


Декламировать стихотворения, отрывки прозы.


Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.


Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.


Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.


Формулировать основную мысль текста.


Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.


Находить ключевые слова текста.


Объяснять смысл заглавия произведения.


Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.


Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.



Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.


Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.


Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.


Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.





Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.



Самостоятельная работа с информационным текстом.


Развитие наблюдательности, исследовательского  подхода, общей и мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей учащихся


Озаглавливание текста.


Определение по иллюстрации содержания текста.


Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.


Развитие познавательной активности, общие речевые навыки, фонематический анализ и синтез, орфографическую зоркость.


Интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов.


Словарная работа.


Чтение слов и объяснение их лексического значения.


Решение частично-поисковых задач разного уровня.


Задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности.


Обучающиеся выполняют рисунки к частям, которые потом используются для пересказа.


Творческие задачи.


Озаглавливание текста.


Определение по иллюстрации содержания текста.


Разноуровневые творческие задания и индивидуальное консультирование.


Выполнение упражнений исследовательского характера.


Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Подготовка к литературным конкурсам.


Озаглавливание текста.


Определение по иллюстрации содержания текста.


Работа с текстом до чтения.


Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.


Озаглавливание текста.


Беседа о личности писателя.


Определение по иллюстрации содержания текста.


Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.


Постановка к тексту обобщающих вопросов.


Озаглавливание текста.


Определение по иллюстрации содержания текста.


Чтение, после чтения пересказ


Беседа о личности писателя.


Составление плана, чтение, деление на части.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.


Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.


(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.


Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, , активизации словарного запаса, развития связной речи.

Громкое чтение в виде полноценного первичного знакомства со всем содержанием в виде выборочного чтения.


Определение по иллюстрации содержания текста.


Чтение, после чтения пересказ.


Постановка к тексту обобщающих вопросов.


(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.


Определение по иллюстрации содержания текста.


Чтение и сокращение текста(дети убирают предложения и слова, которые можно опустить).


Подготовка к сжатому пересказ.


Чтение цепочкой по предложению.


Чтение цепочкой по абзацу.


Чтение и нахождение отрывка к иллюстрации.


Чтение и ответы на вопросы.


Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.


Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение можно заменить нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.


Нахождение в тексте отрывка, который позволит ответить на вопрос.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.


Составление плана, чтение, деление на части.

2-2

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира

3-3

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть. Началоудивительныхсобытий. Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Нарисовать свой город будущего

4-4

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»Сходствоиразличиесказочнойифантастическойповести.

Самостоятельное чтение 4-й части

5-5

Смешные стихи осерьёзныхвещахЮ. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». Герои произведения. Жанр произведения.

Выучить наизусть

(по выбору): отрывок

6-6

Внеклассноечтение №1.Книгиоребятах-сверстниках(урокпоитогамсамостоятельногодомашнегочтения). Проверочная работа № 1

Продолжить чтение

понравившихся про­изведений

7-7

Анализ проверочной работы. Обобщающий урок по разделу. Чтотакоедетскаялитература?

Р/Р №1 Сочинениеолюбимомписателе.


Закончить сочинение


Раздел 2 У истоков русской детской литературы (17ч)



8-1

Введениевраздел2.Летописьилетописцы(А.Пушкин«БорисГодунов»(отрывок).Н.Кончаловская«Вмонастырскойкельеузкой…»)

Выучить

один текст наизусть


Портреты писателя



Рабочая тетрадь






Портреты писателя



Рабочая тетрадь

9-2

«Повестьвременныхлет».«Расселениеславян».Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Составить «летопись»

о своем крае

10-3

Проект №1 «Славянская азбука». Славянеиихпросветители.Изобретениеславянскойазбуки.Справочники,энциклопедии, периодическиеиздания для детей.

Тетрадь,

с. 16. Творческое

задание

11-4

«Похвала книгам «ЯрославаМудрого.Устное сочинение повествовательного характера

Задание № 3

с. 41учебника

12-5

ПочемунестареютнаказыВладимираМономаха?(«Поучение»ВладимираМономаха детям).Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль.

Самостоятельно прочитать сказку Д. Герасимова, с. 45

13-6

Путешествие1.XVIIвек.СправщикСавватий–первыйдетскийпоэт. Стихи Савватия

Выразительно читать отрывок из стихотв.

14-7

СтихиСимеонаПолоцкогоиКарионаИстомина.Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительноечтение, использованиеинтонаций

Выучить наизусть любое стихотворение

15-8

Обобщениепоразделу.ДревнерусскаялитератураXI–XVIIвв.).Герои произведения. Проверочнаяработа2.

С. 57-59, читать поучебнику

16-19

Анализ проверочной работы. Внеклассноечтение №2.Книгиокнигах Предисловие. Послесловие. Пересказ прочитанного

Задание№ 4 по тетради

17-10

Путешествие2.КонецXVIII века.УсадьбаАксаковых(«ДетскиегодыБагрова-внука»,гл.1) Автобиографическое произведение

Прочитать главы 1-3 повести С. Аксакова

18-11

Традициясемейногочтения(С.Аксаков«ДетскиегодыБагрова-внука»,гл.2–3)

Задание № 4 в тет­ради, с. 30

19-12

«ЖизньиприключенияАндреяБолотова».Автобиографическаякнигаимемуары.

Рассказ об одном из детских журналов

20-13

Р/Р №2. Сочинениевстиленравоучительнойстатьи.по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»

Чтение понравив­шихся книг

21-14

Периодическая печать: детские журналы«Детскоечтениедлясердцаиразума»(нравоучительныестатьиН.И.Новикова).Проверочнаяработа№3.


22-15

Анализ проверочной работы. Образ «идеальногоребёнка»вдетскихстихахА. Шишкова,врассказе«Можноисправиться,когдатвёрдотогозахочешь».


23-16


Обобщение.Зарождение, становлениеиразвитиедетскойлитературывXI–XVIIIвеках.Внеклассноечтение №3. Писателиосебе(автобиографическиекниги)


24-17

ВМ

Внутришкольный мониторинг №1. Контрольная работа за 1-ю четверть на основе художественного текста


Раздел 3. ХIХ век. Путешествие продолжается. (29часов)



25-1

Характерныеособенностижанрабасни. Анализ контрольной работы. И.А. Крылов«СлониМоська»).

выучить его басню

Презентации учителя













Портреты писателя













Рабочая тетрадь



Презентации учителя




Портреты писателя



Рабочая тетрадь






Презентации учителя






Портреты писателя



Рабочая тетрадь

26-2


Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность) И.А.Крылов.Басни«Квартет»,«СвиньяподДубом».

Выучить наизусть басню

27-3


Текущий контроль: чтение басни наизусть.Обобщение.БасниИ.А.Крылова.

Проиллюстрировать басню

28-4


Путешествие4.1828 год.Перваярусскаялитературнаясказка.Различие жанров произведений

Дочитать до конца 1-ю часть

29-5


А.Погорельский«Чёрнаякурица...». Составление плана сказки. Главныйгеройсказки(ч.6).

Творческий пересказ «В гостях у …»

30-6

Путешествие5.Лето1831 года. Какписатьдлядетей?Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский

Подготовить рассказ об А. С. Пушкине

31-7



А.С. Пушкин«СказкаоцареСалтане...».Знакомствосгероямисказки(ч.1–3).Первоечудоивтораявстречасотцом.МирСалтанаимирГвидона(ч.7–9).

с. 118-126, самостоятельно читать

32-8

Внеклассноечтение №4. А.С. Пушкин«СказкаопопеиоработникеегоБалде». Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки.


Прочитать сказку Ш. Перро «Спящаякрасавица»

33-9

СказкаВ.А. Жуковского«Спящаяцаревна».Характер героя, его поступки, их мотивы. Литературная сказка. Главная мысль

Выучить наизусть отрывок из сказки

34-10

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть.Средства выразительности и сравнения, определения. В. Даль «Войнагрибовсягодами»

«Городок в табакерке»

35-11

Р/Р №3. Устное сочинение.Создание небольших ответов по прочитанному.Обработканароднойсказки(подражаниеВ.И.Далю).

Прочитать сказку в обработке В.Даля

36-12

Какнадописатьдлядетей?(А.Ишимова«Славяне»). Текущий контроль: краткий пересказ текста

задание 3 на с. 163

37-13

Обобщение.Формулирование вопросов и ответов на них Проверочнаяработа4.


38-14

Проект№2.«Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка»


39-15

Внеклассноечтение №5. «Вчераисегодня».Книгиородномгороде,егопрошломинастоящем. Анализ проверочной работы.

Воспоминание И. Шмелева

40-16

Путешествие6.Мирприродыприходитнастраницыкниг. Средства выразительности и описание.


41-17

ВМ

Внутришкольный мониторинг №2. Контрольная работа за 2-ю четверть. Практикум«Учусьчитатьхудожественнуюпрозу».


42-18

Анализ контрольной работы. КартиныприродывкнигеС.Аксакова«ДетскиегодыБагрова-внука».

наизусть отрывок, о встрече Сережи с …

43-19

Поэты. XIXвекаоприроде.СтихиА.К.ТолстогоиА.Плещеева.СтихиА.МайковаиФ.Тютчеваоприроде.Тема стихотворения. Средства выразительности.

Любое стихотворение выучить наизусть

44-20

Н.А.Некрасов«ДедушкаМазайизайцы».

1.Картинырусскойприродывстихотворении.

2.ДедушкаМазай–добрыйохотник.

Выучить наизусть отрывок

из стихотворения

45-21

Путешествие7.ШколавЯснойПоляне.Л.Н.Толстойкакучитель(сказка«Двабрата»). Творчество писателя. «Азбука»Л. Н. Толстого

Ответить

на вопросы1-3 в учебнике нас. 190

46-22

Непростыепростыетексты(Л.Н.Толстой«Какаябываетросанатраве»,«Какходятдеревья»).

Тексты других жанров Л. Толстова

47-23

УчебнаякнигаК.Д.Ушинского«Детскиймирихрестоматия»(«Столицаигубернскийгород»).

Глава «Деревня и уездный город»

48-24

Р/Р №4. Сочинениевформепутевогоочерка.Построение небольшого монологическоговысказывания о произведении (героях, событиях)


49-25

Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочнаядорога»).


3 четв

50-26

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»)


51-27

Р/Р №5. Сочинение-подражаниеУшинскому(К.Д.Ушинский«Жалобызайки»).Связной рассказ.

Дописать

сочинение

52-28

А.И.Куприн«Слон».

1.Непонятнаяболезнь(ч.1–3).

2.МожноливыполнитьжеланиеНади?(ч.4–5).

3.«Яуже совсем здорова!»(ч.6).


53- 29

Обобщение.Проверочнаяработа№5.Внеклассноечтение.МирдетстваврассказеА.П.Чехова«Мальчики».


Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (49часов)



54-1

Анализ проверочной работы. Путешествие8(в..библиотеку).ЗагадкаЛидииЧарской. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Прочитать

главу 8.












Презентации учителя













Портреты писателя













Рабочая тетрадь













Презентации учителя













Портреты писателя













Рабочая тетрадь















Рабочая тетрадь






Презентации учителя






Портреты писателя



Рабочая тетрадь




55-2

Л.Чарская«Запискималенькойгимназистки»

1.ПервыйденьЛенывгимназии(гл. 8).

2.ДрузьяиврагиЛеныИкониной(гл. 10–11).

3.ОбразЛеныИкониной.


56-3

Внеклассноечтение №6.«Мирдетства на страницах русской классики XIX-XX веков». Написание отзывов.

Читать книги

Г. Остера,

57-4

Путешествие9.Петроград.1923 год.Редакция «Воробья».Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя.

Прочитать рассказ Б. Житкова,


58-5

Настоящийкапитан(Б.Житков«НиколайИсаичПушкин»).Работать над образом литературного героя.

Подготовить рассказ о морском капитане;

59-6

ГимназистыКорнеяЧуковского(К.И.Чуковский«Телефон»). Иллюстрация в книгеи ее роль в понимании произведения

пересказ текста, с. 44-49

60-7

СтихиД.Хармса.Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Ответить на вопросы, с. 51-53

61-8

Путешествие10.СтихиЮ.ВладимироваиА.Введенского. Выделение языковых средств художественной выразительности

Стихотворение наизусть,

62-9

Внеклассноечтение №7.Современныечудаки. Юмор и сатиравпроизведенияхдетской литературы

Рассказ об одном из

Детскихжурналов

63-10

Проекта№3. «Мой любимый детский писатель». Творческая индивидуальность писателя.


64-11

Внеклассноечтение №8.Современныедетскиежурналы.Периодическиеиздания для детей. Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста

с. 58-59,читать.


65-12

Е.Шварц«Двабрата».Живоймиримирвечногопокоя(гл. 1–4).МудростьсказкиЕ.Шварца(обобщение).

Дочитать сказку до конца

66-13

ПревращениеПиноккиовБуратино(Б.Галанов«Книжкапрокнижки»(отрывок),«Пишунатужетемупо-своему»).


67-14

Рассказосказкеидетскихфантазиях(А.Н.Толстой«Фофка»). Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Рассказать о своем воображаемом герое

68-15

УдалосьлиА.Н.Толстому«превратиться»вдетскогописателя?(А.Н.Толстой«Кот сметанныйрот»).

Пересказ текста от 3-го лица

69-16

Птицыс«характерами»(М.Пришвин«Изобретатель»).Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста


70-17

Так ктожеон–М. Пришвин?(СтатьяС.Я.Маршака«Силажизни»). Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Проверочнаяработа№6.

Выполнить задания в тетради на с. 79

71-18

Анализ проверочной работы. Аргументированное высказывание своегоотношения к прочитанному. С.Маршак–критик,поэт,переводчик,редактор.


72-19


Путешествие11.1928 год. ЛитературныйутренниквСокольниках.В.МаяковскийиА.Барто.Характер героя, его поступки и мотивы


73-20

Ю.Олеша«ТриТолстяка»,глава«Кукласхорошимаппетитом».

1.ЖиваякукланаследникаТутти(ч.2).

2.ТриТолстякаидругиегерои сказки(ч.3,4).

3.«Простыевысокиеистины»(обобщение).

Читать

юмористические рассказы

74-21

Практикум«Учусьработатьснаучно-популярнымтекстом»(Б.Галанов«Какнайтигород Трёх Толстяков?). Приемы работы с текстом.

Выразительно читать сказку В. Маяковского

75-22

Путешествие12.«Дорогиемоимальчишки»(Р.Фраерман«Гайдаридети»).Биографические сведения о жизни А Гайдара.

Прочитать 3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника

76-23

А.Гайдар«Тимуриегокоманда».

1.«Этотчердакбылобитаем»(ч.1,2).

2.Играили серьёзноедело? (ч.3,4).

3.Тимуритимуровцы(ч.5,обобщение).

с. 128-130, выразительно читать

77-24 ВМ

Внутришкольный мониторинг №3.

Контрольная работа за 3-ю четверть на основе научно-популярного текста.

Рассказ о событии из жизни А. Гайдара

78-25

Анализ контрольной работы. Внеклассноечтение №9.«Творцыкниг»(рассказыописателях,охудожниках-иллюстраторах). Биографические сведения о писателе

Дочитать текст

79-26

Путешествие 13.Смешныекнижки.

Проверкаразвитиячитательскихумений

(Н.Носов«Фединазадача»).

Задание 5, с. 156 учебника

80-27

Юмористическийрассказнасерьёзнуютему

(В.Драгунский«Что любит Мишка»).Образ героя. Характер героя, его поступки и мотивы.

Подробный пересказ

81-28

Внеклассноечтение №10. ЮмористическиерассказыВ. Драгунского,Ю. СотникаиН.Носова. Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Читать рассказы и стихи

82-29

4 четв

СтихиА.Барто.Сатираилиюмор? Юмор и сатира в произведениях детской литературы

Выучить наизусть сатирический стих

83-30

Внеклассноечтение №11.«Не про меня ли это?» (Весёлые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой).


84-31

Путешествие14.«Книжкиныименины»воДворцепионеров.СтихиЕ.Благининой, Б.Заходера,Ю.Коринца.

Выучить наизусть любое стихотворение

85-32

СтихиИ.ТокмаковойиГ.Сапгира. Выразительное чтение. Жанр: небылица.


86-33

СтихиЭ.МошковскойиЭ.Успенского. Жанр: стихотворение.Эмоциональная окрашенность речи


87-34

СтихиСашиЧёрногоиВ.Долиной. Средства художественной выразительности

произведения Г. Цыферова

88-35

МиниатюрыГ.Цыферова.Р/Р №5. Созданиесобственныхминиатюр. Средства художественной выразительности

Продолжить сочи­нение-миниатюру

89-36

СтихиН.Матвеевой. Герои произведения.Выразительное чтение использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выучить наизусть одно

из стихотворений

90-37

Внеклассноечтение №12.Любимыестихи. Жанр: стихотворение.Выразительное чтение


91-38


Обобщение.Проверочнаяработа7.по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»


92-39

Анализ проверочной работы. Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».

1. Знакомство с героями (картины 1, 2).

2. Поиски снежного цветка (картины 3–5).

3. Мудрая сказка для малышей (картины 6–8).


93-40

Путешествие15.Современныедетскиеписатели.(К.Драгунская«Крайнийслучай»). Характер героя. Его поступки и их мотивы.

Прочитать картины 3-5

94-41


ТворческаяманераКсенииДрагунской(К.Драгунская«Ерунданапостноммасле!»).

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»

95-42 ВМ

02 мая

Внутришкольный мониторинг №4

Практикум«Учусь читать лирический текст»

по стихотворению Н. Матвеевой «Лето»


96-43

ИнтервьюсТимомСобакиным.Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Выразительное чтение стихотворений

97-44

Подготовка к контрольной работе Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении.


98-45

ПА

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы на основе художественного текста.


99-46

Анализ контрольной работы. Пролог и эпилог в художественном произведении


100-47

Обобщение. Берём интервью у детских писателей. Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Оформить письмо рисунками

101-48

Внеклассное чтение №13. «О чём можно, о чём хочется читать».


102-49


Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Путешествие по «Океану света»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!