Учитель начальных классов МБОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ
Цыбикова Людмила Намсараевна
УМК Эльконина-Давыдова в начальной школе
Я слышу - и я забываю.
Я вижу - и я помню.
Я делаю - я понимаю.
Конфуций
Основоположники системы развивающего обучения
Даниил Борисович Эльконин
создал периодизацию психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность.
Василий Васильевич Давыдов
Работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития.
История системы Эльконина-Давыдова
- 1959 - на базе школы №91 (Москва) была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина "Психология младшего школьника";
- 1976 - лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования;
- 1991 - образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику;
- 1994 - по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация "Развивающее обучение", которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения;
- 1996 - Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем вместе с традиционной системой и системой развивающего обучения Л В.Занкова;
- 1998 - лаборатория Эльконина и Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получила Премию Президента РФ;
- 1999 - авторы курса "Литература как предмет эстетического цикла" для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования;
- 2000 - был создан (идея принадлежала также В.В.Давыдову) Открытый институт "Развивающее образование" на базе которого разрабатывается особая система переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивается методическая поддержка образовательного процесса в массовой учительской практике.
Из истории школы №32
- 1995 - по решению Коллегии Министерства образования и науки РБ была создана школа-лаборатория культурно-исторического типа на базе объединения школы №32 и школы-сада №92 (директор – Гуляев Владимир Михайлович). Научный руководитель – доктор психологических наук Гуружапов Виктор Александрович.
- 1997 - Федеральная Экспериментальная Площадка
- 2001 - Региональный инновационный центр повышения квалификации работников образования.
- 2004 – Диплом за многолетние успехи в образовательной деятельности и качественную подготовку выпускников (Российская Академия Образования и Институт образовательной политики «Эврика»)
- 1995 - 2006 - эксперимент по внедрение в массовую школу системы РО Эльконина-Давыдова
- В настоящее время в школе №32 система Эльконина-Давыдова существует как вариант образовательных систем наряду с традиционными («Школа России», «Школа 2100») и системой РО Занкова.
Главные особенности системы:
- Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий.
- Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления.
- Главная задача – освоение учащимися общих способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени.
- Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний.
- Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей, развитие способностей.
Русский язык УМК 1 класса
Обучение грамоте
В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин Букварь : Учебник для 1 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1, Часть 2
Каждая новая тема в Букваре преподносится как новая задача, решив которую ребята совершают следующий шаг на пути освоения действий письма и чтения.
Русский язык УМК 1 класса
Обучение грамоте
В.В. Репкин Букварёнок . Сборник заданий и упражнений к Букварю для 1 класса.
Это заготовка для будущей книжечки, которую смастерят первоклассники.
В конце сборника приведен перечень, что должен уметь учащийся к окончанию работы по Букварю и «Букварёнку» и примерные проверочные работы.
Русский язык УМК 1 класса
Обучение грамоте
Н.Г. Агаркова. Тетрадь по письму . Русская графика. 1 класс. Комплект из 4-х рабочих тетрадей.
Тетради могут быть полезны учителям начальной школы, работающим по другим программам, а также воспитателям детских садов и родителям, самостоятельно занимающихся с детьми.
Русский язык УМК 1 класса
Обучение грамоте
Н.Г. Агаркова Учим детей письму. Пособие для учителя.
Система универсальна. Ее можно использовать в сочетании с различными букварями.
Пособие будет полезно также родителям, самостоятельно занимающимся с детьми, студентам педучилищ и педвузов.
Русский язык УМК 1 класса
Обучение грамоте
Е.В. Восторгова
Краткий методический комментарий к букварю и учебнику русского языка для 1-го класса.
В тематическом планировании указан рекомендуемый объем для списывания из упражнения на каждом уроке.
Русский язык УМК 1 класса
Репкин, Восторгова: Русский язык:
Учебник для 1 класса начальной школы.
Ирина Старагина:
Рабочая тетрадь по русскому языку .
1 класс: к уч. В.Репкина и Е.Восторговой "Русский язык. 1 кл."
Русский язык УМК 1 класса
- Тимченко Л.И . Контрольные работы по русскому языку. 1 класс
Предназначены для текущей и итоговой проверки.
Сборник может быть использован по любым программам обучения.
Русский язык 2 линия
- Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык. Учебник. 1 класс. Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Тимченко Л.И.
- Контрольные работы по русскому языку. 1 класс. Тимченко Л.И.
- Обучение русскому языку в начальной школе. Методическое пособие. 1 класс. Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
Русский язык УМК 2 класса
Действие письма выделено как основное для формирования учебной деятельности
- К концу 2 класса учащиеся умеют обнаруживать орфограммы непосредственно в процессе письма. «Видеть» орфограммы слабых позиций им позволяет достаточно расчленённое представление о сильных и слабых позициях звуков.
- Дети не только ставят, но и решают орфографические задачи (выбирают один из трёх способов – 1) по словарю, 2) по сильной позиции, 3) по правилу
- Определяют написание корней и основ имзменяемых слов
- 2 полугодие – регулярное домашнее списывание
Русский язык УМК 3 класса
Использование закона письма
- Учащиеся при проверке самых многочисленных орфограмм – орфограмм слабых позиций) используют закон письма (позиционно чередующиеся звуки обозначаются одной буквой) – находят сильную позицию звука в той же части слова .
за помню – за пись
талант лив ый – ворч лив ый
к парт е – к стен е
Работая с орфограммами падежных окончаний, дети столкнутся с орфограммами - «нарушителями»
Т,о., учащиеся должны овладеть орфографическим действием не путём заучивания, а в процессе исследования (общеклассная дискуссия, самостоятельная индивидуальная или групповая работа)
_Списывание – не более 10 минут , цель: индивидуальное сворачивание алгоритма списывания
_ Все работают с орфографическими словарями
_ 2 полугодие – тетрадь-справочник «Русская орфография»
Русский язык УМК 4 класса
Математика УМК 1 класса
"Математика: Учебник для 1 класса начальной школы (Система Д. Эльконина-В. Давыдова) ФГОС"
Рекомендовано Российской академией образования. Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для начальной школы.
Математика УМК 1 класса
- Г.Г. Микулина Контрольные работы по математике . 1класс
Тетрадь содержит 10 контрольных работ, по 2 варианта каждая, и может быть использована учителем для текущей и итоговой проверки знаний. Все задания рассчитаны на базовый уровень усвоения программного материала.
- С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева
Обучение Математике. 1 ".
Показано, как с помощью системы учебных задач развить у ребенка способность действовать не по образцу, а самостоятельно, как научить его находить новые способы действия, изобретать собственные средства для достижения целей обучения. Подробно рассказано о том, как через построение графических и знаковых моделей раскрыть детям основные свойства математических отношений и таким образом ввести в мир математических понятий.Пособие будет полезно студентам педвузов и педучилищ, а также учителям, работающим по другим программам.
Математика УМК 2 класса
В 1 и 2 классе:
- При постепенном преобразовании предметной задачи на преобразование, сравнение и измерение величин вводятся а) форма составного именованного числа, б) принципы образования многозначных чисел в любой системе счисления, в том числе и десятичной,в) 4 арифметических действия
Математика УМК 3 класса
Математика УМК 4 класса
Литературное чтение УМК 1 класса
Литературное чтение УМК 2 класса
Литературное чтение УМК 3 класса
Литературное чтение УМК 4 класса
Автор- художественный тест - читатель
- Автор (автор-публицист, автор – художник)
- Читатель
- Критик
- Теоретик
- Слушатель
- Зритель
- Способы построения текста:
1. Диалог ГГ
2. Рассказчик-герой РГ
3. Рассказчик – повествователь РП
4. Рассказчик с плавающей точкой зрения Р с ПТЗ
Окружающий мир УМК 1 класса
Чудинова Е.В.., Букварёва Е.Н.
Окружающий мир УМК 2 класса
Окружающий мир УМК 3 класса
Окружающий мир УМК 4 класса
Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы
Главные педагогические цели обучения в РО
- Под педагогическими целями мы будем понимать результат обучения - то, что должно быть сформировано у детей, иначе говоря, какие единицы содержания обучения должны осваиваться. Во-первых, это предметные знания, умения и навыки в соответствии со стандартом. Во-вторых, надпредметное содержание:
- дети должны научиться ставить собственные учебные цели и на примере немногих задач осваивать универсальные способы;
- дети должны научиться содержательному общению друг с другом - слушать, слышать, выражать свою мысль..., т.е. культурным способам коммуникации;
- дети должны освоить важнейшие способы мыслительной деятельности - способы моделирования.
Совместная деятельность издательства «ВИТА-ПРЕСС» и ОИРО
- 2013 год - планируется совместное проведение летних курсов переподготовки учителей начальной и основной школы на базе ОИРО.
- С целью обучения учителей и продвижения системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова планируется открытие стажировочных площадок на базе ведущих школ в разных регионах России.
- совместное (ОИРО и издательство «ВИТА-ПРЕСС») проведение бесплатных обучающих курсов в некоторых регионах РФ (по выбору издательства).
- Передать издательству «ВИТА-ПРЕСС» рукопись учебника по литературному чтению для 1-го класса авторов З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной, адаптированного под новый ФГОС, для рассмотрения.
- планируется подача на экспертизу учебников для 5-х классов
МТБ
- Современные учебные кабинеты
- ТЮЗ на 250 мест
- Бальный зал
- Психологический кабинет
- Столовая на 250 мест
- Медкабинет
- 2 кабинета информатики
- Мастерские
- Бассейн
- Спортивный комплекс
Результаты участия в Республиканских олимпиадах школ РО
Республика
2004-2005
Саранина Алина 4 «А» - 5 место
Харахинов Валера 4 «А» - 6 место
Белов Костя 3 «А»
Примаченко Вадим 3А
2005-2006
1 олимпиада РО
Голдин Андрей 3 «А» 1место
Очирова Ранжид 2 «А» 3место
2006-2007
2 олимпиада РО
Беломестных Катя 3 Д 1место
Фахуртдинова Катя3Д 1место
Марактаева Саяна 3 А 2место
Номинация «Детские симпатии»
Город
2004-2005
Голдин Андрей 2 «А»
Верновский Вадим 2 «А»
Нагуслаева Саша 2 «Б»
Клиновский Миша 3 «В»
Саранина Алина 4 «А»
Харахинов Валера 4 «А»
2005-2006
Мункуева Айлана 3 «А» 3 место
Голдин Андрей 3 «А» 1 место
2006-2007
Очирова Ранжид 3 «А»
Казак Дима 4 «В»
Дополнительное образование
- Студия бального танца «Милан»
- Секция Таэквондо
- Секция Ушу
- Баскетбол
- Волейбол, футбол
- Хор, хореография
- Шахматная студия
- Вокал, театр
- Бисероплетение
- Тестопластика
- Плавание
Профессиональная консультация и литература по методике Эльконина-Давыдова
- учреждения и Центры, которые могут помочь родителям и учителям освоить образовательную систему Эльконина-Давыдова:
- Открытый институт "Развивающее образование" г. Москва (директор А.Б.Воронцов, ректор Б.Д.Эльконин);
- Сибирский институт "Развивающее обучение" ( директор О.Л.Тузов, ректор В.В.Репкин) г. Томск;
- Методический центр "Развивающее обучение" при АПКиПРО (директор Т.П.Данилина, ректор Академии Э.М.Никитин.
- В ближайшее время в ряде регионов России (гг. Пермь, Магнитогорск, Волжский, Калининград, Южно-Сахалинск, Междуреченск) будут созданы региональные центры одна из целей которых оказание методической помощи учителям развивающего обучения.
- При Открытом институте "Развивающее образование" ((095) 413-60-05) организовано дистантное обучение учителей.
- В Единой Коллекции ЦОР
Книги, рекомендуемые для самостоятельного освоения системы
- В.В.Давыдов . Теория развивающего обучения.- М."Интор",1996.
- В.В. Репкин, Н.В.Репкина.Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, "Пеленг", 1997.
- В.П.Зинченко. Психологические основы педагогики. М."Гардарики",2002.
- А.Б.Воронцов ,Е.В.Чудинова. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. М.,2003.
- А.Б.Воронцов Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М."РассказовЪ",2002.
- Г.А.Цукерман Виды общения в обучении. Томск, "Пеленг, 1994.
- Г.А.Цукерман Оценка без отметки. – Рига, 1999.
- Г.А.Цукерман Как младшие школьники учатся учиться.-Рига, 2000.
- Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:
- уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
- изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;
- перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.