СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умники и умницы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Умники и умницы»

Внеклассное мероприятие

Урок – игра «Умники и умницы»

(обобщение по разделу «Летописи»)

Цель: закрепить знания по изученному разделу, уточнить восприятие прочитанного.

Оборудование: ордена в виде ключей.

Класс разбит на 3 команды.

- Сегодня завершаем знакомство с разделом «Летописи». Главным эпиграфом ко всем нашим урокам была фраза из полного названия летописи «Повесть временных лет».: Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля». Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, которые звучали на наших уроках.

I. Этап проводится по ключевым словам. На доске прикреплены карточки с именами.

Олег и Кирилл

Дети выбирают имя, учитель зачитывает соответствующие вопросы.

  1. вопрос (Олег)… И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого черепа смерть мне принять?»

- Что Олег сделал далее? ( И ступил он ногою на череп, и выполз из черепа змея, и ужалила…)

  1. вопрос (Кирилл) .. .Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все, что сказали славянские князья. И сказали философы…

- Что они ответили царю? (есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы…. Кирилл и Мефодий..)

3. вопрос (Олег) И с попутным ветром подняли они паруса, и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались ….

- Чего испугались греки? ( Повелел Олег сделать колеса и поставить на них корабли).

Вручение орденов..

  1. Этап.

  2. «Жила – была книжка».

  1. вопрос: В очень далекие времена, когда люди не умели не читать, ни писать. Опыт своего народа, его историю и предания они хранили в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почетом и уважение, были желанными гостями на пирах. Как их называли? (сказителями)

  2. вопрос. Эти письмена в старину называли священными знаками. Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских памятниках змеи, совы, львы, жуки. Вперемежку с ними черточки, крючочки, петли. Одни значки обозначали целое слов, другие – слоги, третьи буквы. Что это за письмена? (Иероглифы)

  3. вопрос. Как называлась древнейшая письменность, созданная Кириллом и Мефодием? (глаголица и кириллица)

  4. вопрос. В древней Руси пользовались пергаментными книгами, но пергамента не хватало, и стоил он очень дорого. Поэтому жители Новгорода, Пскова, Смоленска приспособились писать тексты заостренным стержнем на другом материале? Как он назывался? (Береста?)

  5. вопрос. Какие буквы были отменены в России после 1917г? ( Фита, и ё с точкой, ять)

  6. вопрос. Составлялись летописи иногда по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Кем составлялась летопись? (Монархами, специально приставленными и обученными этому делу)

III. Этап: «Блиц турнир»

  1. вопрос. Кирилл и Мефодий перевели Апостол, Псалтырь. И какую еще священную книгу они перевели? (Евангелие)

  2. вопрос. Почему народ прозвал Олега Вещим?

  3. вопрос. В каком году произошло крещение Руси? (988г)

  4. вопрос. Зачем крещенным славянам понадобилось иметь свою письменность?

  5. вопрос. Почему Кирилл и Мефодий решили создать новую азбуку для славян, а не воспользоваться уже имеющимися латинским и греческим алфавитом?

  6. вопрос. Чем отличается летоисчисление у христиан?

IV Этап «Кому принадлежат слова?»

  1. вопрос. Сшейте для Руси паруса из паволок, а славянам полотняные». И было так и по в если щит свой на вратах в знак победы…(Олег)

  2. вопрос. «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от тебе умереть!» (волхвы и кудесники)

  3. вопрос. Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил нас и поучил, и объяснил святые книги; ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и смысле их..» ( русские князья Ростислав, Святополк, Коцел)



Вручение орденов

подведение итогов игры.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!