СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение числа 2. Умножение на 2

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике изучения новой темы, с разными видами деятельности " Умножение числа 2. Умножение на 2".

Просмотр содержимого документа
«Умножение числа 2. Умножение на 2»

Технологическая карта урока

Дата проведения: 15.04.2022г. Учитель: Мустафаева А.Д.

Тема урока: " Умножение числа 2. Умножение на 2".

Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Тема и обоснование её выбора (актуальность).

Урок по математике изучения новой темы, с разными видами деятельности " Умножение числа 2. Умножение на 2".

Проблема формирования математической грамотности очень актуальна. Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».  Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:       

 а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);                                                                                                  

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях.

 Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);  

 в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры),  устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать  

 г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять  письменно, а когда устно.

д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).   

Целевая аудитория. 8лет /2 класс.

Формирование функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Сочетания устных и письменных вычислений должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках  технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.

На данном уроке изучения новой темы, учитель использует разные виды деятельности: средства обратной связи, сравнение с образцом, индивидуальная и фронтальная проверка. На каждом этапе урока идёт работа по формированию умения реально оценивать свои возможности.

Технологическая карта

по учебному предмету «Математика». Класс - 2.

УМК «Школа России».

Учебник «Математика. 2класс» в 2-х частях Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Москва «Просвещение», 2016 год

Тема урока

" Умножение числа 2. Умножение на 2".

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель урока

-Раскрытие конкретного смысла умножения числа 2 и на 2;

-совершенствование устных и письменных вычислительных навыков и навыка решения задач;

-развивать речи, внимания, логического мышления;

-составление таблицы умножения с числом 2 с осмысливанием связей и отношений в таблице умножения;

-развитие памяти и логического мышления, умения анализировать и сравнивать;

-воспитание умения организовать работу в паре, чувство товарищества.

Характеристика деятельности

обучающихся

На уроке обучающийся сможет

– вступать в учебный диалог;

– делать выводы в процессе открытия нового знания;

–  научиться составлять таблицу умножения числа 2 и на 2, применять полученные знания при решении примеров и задач;

– работать с геометрическим материалом;

– совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.


Планируемые предметные

результаты


Ученик научится

–умножать  число 2 и на 2; использовать его при решении примеров и задач;

–– научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 2, решать учебные и практические задачи

– выполнять умножение и деление с применением внетабличного умножения и деления

---выполнять вычисления с устным подробным объяснением;

– решать составные задачи;

– дополнять условие задачи недостающими числами и решать ее.

Планируемые

метапредметные результаты

Обучающийся научится:

Познавательные: 

-составлять и использовать таблицы умножения и деления на 2;

-воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения на 2;

-строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.

  • -решать учебные и практические задачи - выполнять умножение, применяя табличные случаи.

  • -составлять и использовать таблицы умножения на 2;

  • -строить математические высказывания;

  • -осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи;

  • -составлять и использовать таблицы умножения на 2;

  • -строить математические высказывания;

  • -осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи;

Регулятивные:

  • -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

  • -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные:

  • -участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других;

  • -сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.

Планируемые личностные

результаты

Обучающийся

– положительно относится к учению;

– сопоставляет собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.





Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты функциональной грамотности

1.Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент.

    1. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Угадайте, о какой цифре идет речь?

-Вид её - как запятая, Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев, А лентяи её - нет.

- Цифра 2

    1. Чистописание

-Сегодня эта цифра дежурная. Потренируйтесь ее написать. Запишите двузначные числа, где цифра 2 обозначает число единиц. Запишите двузначные числа, где цифра 2 будет обозначать число десятков.

Личностные УУД

- умение организовывать себя на урок , формирование положительных мотивов учения; понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету

Социальная грамотность, естественно-научная грамотность.


1.2Актуализация знаний. Проблемная ситуация

1. Устный счет.

-Посмотрите на выражения которые записаны  на доске.

1+3+2+2

6+6+6

6+3+5

2+2+2+2+2+2+2+2

 

-На какие две группы  можно  разделить эти выражения ?


(I. 1+3+2+2, 6+3+5 )

(II.   6+6+6, 2+2+2+2+2+2+2+2  )

- Почему вы так решили?

( потому что в первой группе слагаемыми являются разные числа, а во второй группе одинаковыми )


- Найдите значения всех выражений.


- Замените сложение умножением, где это возможно.


- Какой знак для нас пока еще является новым?

(Знак умножения)


-Что показывает первое число при умножении?

(какое число складываем)


-Что показывает второе число?

(сколько раз складываем первое число)


-Что такое умножение?

(замена суммы одинаковых слагаемых)


- Как называются числа при умножении.

(Первый множитель, второй множитель, значение произведения).

 

- (Игра - соревнование. Учитель читает задачи. Учащиеся должны как можно быстрее поднять

карточку с ответом ).

 

-У  Кати в альбоме  2 страницы  по 9 наклеек на каждой .Сколько  наклеек у Кати (18)

 

 -Одна  наклейка  стоит 2 руб. Сколько нужно  заплатить  за 7 таких  наклеек?(14р)

 

-В автобусе  6 пар пассажиров. Сколько  билетов  надо продать  кондуктору ?(12)

 

 


П:

переработка полученной информации.

К :

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают  полученные результаты,  корректно сообщают

товарищу об ошибках.

П: находить ответы на задания, используя свои знания.

К: высказывать свое мнение при проверке задания.

Понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету.

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов.

Стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат

Внимательно слушают учителя

Определяют на слух и вычисляют в уме.


Формулирование темы и целей урока.

Изучение нового материала

а) Создание проблемной ситуации

-Какой множитель  повторялся  во всех задачах?

-2

А вот это цифра 2

Полюбуйтесь какова:

Выгибает двойка шею

Волочится за нею.

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы быстро находить ответ в таких задачах?( Ответы детей)


-применять действие   умножения.



б) Выявление места и причины затруднения

в) Построение проекта выхода из затруднения

- Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке? ( Научиться умножать  число2 и на 2).

-Давайте сформулируем тему урока.

(Умножение числа 2 и на 2)

- Сформулируйте учебную задачу

 -составить таблицу умножения числа 2 и на 2;

-решать выражения на умножение числа 2 и на 2;

- решать задачи;


-Сегодня на урок к нам пришел Математик, а значит, у нас урок открытия новых знаний


К: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

П: учатся совместно с учителем  обнаруживать и формулировать учебную задачу   и   цель урока.

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу урока.

Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний. Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.

Планируют учебные действия. Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности. ФГ умения слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Поиск решения учебной проблемы


 Реализация построенного проекта

(Каждый  ученик  получает  разлинованный  листок : три столбца , десять строк. Учитель выполняет  все действия  на разлинованной доске).

- Нарисуйте  в первом столбике в первой  строке 2 круга.

-Сколько раз повторяется по 2 круга ? (1)

-Какое выражение  получится ?(2х1)

-Запишите  выражение  во второй столбик.

- В третий столбик  запишите ответ .(2)

-Теперь нарисуйте ещё 2 круга в первом столбике во второй строке. Сколько  всего кругов мы уже нарисовали ?(2 раза по 2круга.)

-Какое выражение  получится?(2х2)

- Запишите его во второй столбик .

 -Вычислите ответ, запишите в 4 столбик.(4)

(Аналогически  разбираются  остальные случаи умножения числа2. В итоге  на доске и на листочках появляется таблица.)

Мы с вами составили таблицу умножения числа 2.

С помощью этой таблицы мы составим таблицу умножения на 2. 
( Учитель рядом с примером 2*1=2 записывает пример 1*2= ) 
-Что общего у этих выражений ? ( множители 1 и 2 )
- Чем различаются? ( В 1 выражении 1 множитель-2, во 2 выражении 1 множитель-1)
- Что можно сказать про произведение? ( оно будет одинаковое)
- Почему? Каким свойством вы воспользовались? ( от перестановки множителей произведение не меняется)
- По аналогии давайте запишем остальные примеры. 
– Мы с вами составили таблицу умножения двух и на 2. Обведите её в рамочку.

Как проверить своё открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

 

-Откройте учебник на с.80 .Проверьте.

-Итак, сделайте вывод.( Мы всё открыли правильно.)

-Смогли вы преодолеть затруднение? (да)

-Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.). 


Р: планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала.

Р: учатся работать по предложенному плану.

П: добывать новые знания: выполнять практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы.

К: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями  других учеников в группе.

 Р:  проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме.

Л: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.

К:

высказывать свое мнение при обсуждении задания.


Учебное сотрудничество. Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя.

Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий , позицию по отношению к своей работе в группе, быть исследователем , организовывать совместную работу.

ФГ Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

Первичное закрепление

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику – с.80, № 1 
- Пользуясь составленной таблицей, будем решать примеры.( по цепочке решаем у доски) Но не всегда таблица будет у нас под рукой. Как быть? (надо выучить её). Этим мы займёмся на ближайших уроках и дома. 

 

-Два следующих столбика выполните  самостоятельно .

 

Проверка

-Проверьте себя по образцу. Если вы выполнили задание верно, поднимите  красный знак ,  если допустили ошибку – зелёный.

 


Применение на практике нового знания

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Физминутка.

Физкульминутка

Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление

Если я называю двузначное число – приседают мальчики.

 Если я называю однозначное число – приседают девочки.

- Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули)

- Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше?

Смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ

Математическая грамотность: способны устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

Включение нового в систему знаний и повторение


Первичное закрепление

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику – с.80, № 1 
- Пользуясь составленной таблицей, будем решать примеры.( по цепочке решаем у доски) Но не всегда таблица будет у нас под рукой. Как быть? (надо выучить её). Этим мы займёмся на ближайших уроках и дома. 

 

-Два следующих столбика выполните  самостоятельно .

 

Проверка

-Проверьте себя по образцу. Если вы выполнили задание верно, поднимите  красный знак ,  если допустили ошибку – зелёный.


Самоконтроль и самооценка

Цель: организовать повторение умения решать текстовые задачи

Цели: произвести анализ задачи, записать краткую запись, а решение записать самостоятельно.

 с.80, №3 -Прочитайте условие задачи. 
– Что обозначает число 12? (Количество стульев, которые продали в первый день). 
– Что обозначает число 18? (Количество стульев, проданных во 2 день)
- Что обозначает число 54? ( Количество стульев, проданных за 3 дня). 
– Что нужно узнать в задаче? ( Сколько стульев продали в третий день). 
– Запишем краткую запись к задаче. Запись на доске. 
– Решение запишите выражением.

 

54-(12+18)=24(с) 


организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать самопроверку по эталону


 

Повторение пройденного

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать самопроверку по эталону


- Ребята, у Мудрой Совы есть еще к нам задания. Эти задания написаны на цветных карточках Красного, синего и зеленого цвета. Обсудите в парах, какого цвета карточку вы выбираете. «Красные»

1)Соединить суммы с произведениями и с ответом.

2+2+2+2      5х2        10

5+5          4х2      8

4+4            2х4       6

2+2+2         2х3    8


«Зеленые»


2) Найти ошибки и исправить.

-Правильно ли сумму заменили умножением?

2+2+2+2=2х2

5+5=5х3

4+4=2х4

2+2+2=3х2


«Синие»


2) Вставить пропущенные числа.

2+2+2+2=  ? х 4

5+5=5х?

4х?=8

?+?+?=2  х?


(после выполнения дети сверяют свои работы с эталоном на слайде)


 

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке



Р: проводить самооценку полученных результатов;

умение ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя










П: анализируют условие задачи.

Р: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия.

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются  алгоритмом решения задач изученных видов.

Информационная грамотность: отбирают, интерпретируют и применяют информацию в соответствии с учебной задачей.

Понимают необходимость математических знаний для учения и повседневной жизни.

Математическая грамотность: решают учебные задачи, используя математические факты и методы



Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

-Что нового узнали?

-Где в дальнейшем пригодятся знания, полученные сегодня?

- Кто понял материал?

-Кто не совсем понял?

-Как вы думаете, кто лучше всех занимался сегодня на уроке?

-Что было решать легко?

- Кто хочет рассказать таблицу по памяти?

 

-Оцените свою работу на уроке:


-Давайте  мы вернёмся к сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания.

- Нужно ли опасаться на уроке?

 

-Молодцы!


- Какие цели ставили в начале урока?

- Удалось ли их разрешить?

- Какие новые знания получили?

- Чему научились?

- Где можно применить новые знания?

- Что хорошо получилось? Над чем ещё надо работать? (Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (Что получилось, что не получилось и почему?).

Л: формулируют собственную позицию и мнение

Р: самооценка деятельности на уроке.

Л:

Оценивание  результатов выполнения работы на уроке.

Л:самооценка.

Р: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Формирование компонентов ФГ Естественно-научная грамотность: способны к рефлексивным действиям. Коммуникативная грамотность: готовы к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения. Языковая грамотность: отбирают языковые средства для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов. Математическая грамотность: формулируют суждения с использованием математических терминов







12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!