Урок по математике изучения новой темы, с разными видами деятельности " Умножение числа 2. Умножение на 2".
Проблема формирования математической грамотности очень актуальна. Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
Расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать
г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно.
д) Решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).
Формирование функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Сочетания устных и письменных вычислений должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.
На данном уроке изучения новой темы, учитель использует разные виды деятельности: средства обратной связи, сравнение с образцом, индивидуальная и фронтальная проверка. На каждом этапе урока идёт работа по формированию умения реально оценивать свои возможности.
по учебному предмету «Математика». Класс - 2.
Тема урока | " Умножение числа 2. Умножение на 2". |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | -Раскрытие конкретного смысла умножения числа 2 и на 2; -совершенствование устных и письменных вычислительных навыков и навыка решения задач; -развивать речи, внимания, логического мышления; -составление таблицы умножения с числом 2 с осмысливанием связей и отношений в таблице умножения; -развитие памяти и логического мышления, умения анализировать и сравнивать; -воспитание умения организовать работу в паре, чувство товарищества. |
Характеристика деятельности обучающихся | На уроке обучающийся сможет – вступать в учебный диалог; – делать выводы в процессе открытия нового знания; – научиться составлять таблицу умножения числа 2 и на 2, применять полученные знания при решении примеров и задач; – работать с геометрическим материалом; – совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
Планируемые предметные результаты | Ученик научится –умножать число 2 и на 2; использовать его при решении примеров и задач; –– научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 2, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление с применением внетабличного умножения и деления ---выполнять вычисления с устным подробным объяснением; – решать составные задачи; – дополнять условие задачи недостающими числами и решать ее. |
Планируемые метапредметные результаты | Обучающийся научится: Познавательные: -составлять и использовать таблицы умножения и деления на 2; -воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения на 2; -строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи. -решать учебные и практические задачи - выполнять умножение, применяя табличные случаи. -составлять и использовать таблицы умножения на 2; -строить математические высказывания; -осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи; -составлять и использовать таблицы умножения на 2; -строить математические высказывания; -осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи; Регулятивные: -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Коммуникативные: -участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; -сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера. |
Планируемые личностные результаты | Обучающийся – положительно относится к учению; – сопоставляет собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
Этапы урока | Формируемые УУД, компоненты функциональной грамотности |
1.Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент. |
-Вид её - как запятая, Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А лентяи её - нет. - Цифра 2 -Сегодня эта цифра дежурная. Потренируйтесь ее написать. Запишите двузначные числа, где цифра 2 обозначает число единиц. Запишите двузначные числа, где цифра 2 будет обозначать число десятков. | Личностные УУД - умение организовывать себя на урок , формирование положительных мотивов учения; понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету Социальная грамотность, естественно-научная грамотность. |
1.2Актуализация знаний. Проблемная ситуация |
1. Устный счет. -Посмотрите на выражения которые записаны на доске. 1+3+2+2 6+6+6 6+3+5 2+2+2+2+2+2+2+2 -На какие две группы можно разделить эти выражения ? (I. 1+3+2+2, 6+3+5 ) (II. 6+6+6, 2+2+2+2+2+2+2+2 ) - Почему вы так решили? ( потому что в первой группе слагаемыми являются разные числа, а во второй группе одинаковыми ) - Найдите значения всех выражений. - Замените сложение умножением, где это возможно. - Какой знак для нас пока еще является новым? (Знак умножения) -Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем) -Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число) -Что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых) - Как называются числа при умножении. (Первый множитель, второй множитель, значение произведения). - (Игра - соревнование. Учитель читает задачи. Учащиеся должны как можно быстрее поднять карточку с ответом ). -У Кати в альбоме 2 страницы по 9 наклеек на каждой .Сколько наклеек у Кати (18) -Одна наклейка стоит 2 руб. Сколько нужно заплатить за 7 таких наклеек?(14р) -В автобусе 6 пар пассажиров. Сколько билетов надо продать кондуктору ?(12) | П: переработка полученной информации. К : сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках. П: находить ответы на задания, используя свои знания. К: высказывать свое мнение при проверке задания. Понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету. Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов. Стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат Внимательно слушают учителя Определяют на слух и вычисляют в уме. |
Формулирование темы и целей урока. |
Изучение нового материала а) Создание проблемной ситуации -Какой множитель повторялся во всех задачах? -2 А вот это цифра 2 Полюбуйтесь какова: Выгибает двойка шею Волочится за нею. - Как вы думаете, что можно сделать, чтобы быстро находить ответ в таких задачах?( Ответы детей) -применять действие умножения. б) Выявление места и причины затруднения в) Построение проекта выхода из затруднения - Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке? ( Научиться умножать число2 и на 2). -Давайте сформулируем тему урока. (Умножение числа 2 и на 2) - Сформулируйте учебную задачу -составить таблицу умножения числа 2 и на 2; -решать выражения на умножение числа 2 и на 2; - решать задачи; -Сегодня на урок к нам пришел Математик, а значит, у нас урок открытия новых знаний | К: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. П: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу и цель урока. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу урока. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний. Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя. Планируют учебные действия. Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности. ФГ умения слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Поиск решения учебной проблемы |
Реализация построенного проекта (Каждый ученик получает разлинованный листок : три столбца , десять строк. Учитель выполняет все действия на разлинованной доске). - Нарисуйте в первом столбике в первой строке 2 круга. -Сколько раз повторяется по 2 круга ? (1) -Какое выражение получится ?(2х1) -Запишите выражение во второй столбик. - В третий столбик запишите ответ .(2) -Теперь нарисуйте ещё 2 круга в первом столбике во второй строке. Сколько всего кругов мы уже нарисовали ?(2 раза по 2круга.) -Какое выражение получится?(2х2) - Запишите его во второй столбик . -Вычислите ответ, запишите в 4 столбик.(4) (Аналогически разбираются остальные случаи умножения числа2. В итоге на доске и на листочках появляется таблица.) Мы с вами составили таблицу умножения числа 2. С помощью этой таблицы мы составим таблицу умножения на 2. ( Учитель рядом с примером 2*1=2 записывает пример 1*2= ) -Что общего у этих выражений ? ( множители 1 и 2 ) - Чем различаются? ( В 1 выражении 1 множитель-2, во 2 выражении 1 множитель-1) - Что можно сказать про произведение? ( оно будет одинаковое) - Почему? Каким свойством вы воспользовались? ( от перестановки множителей произведение не меняется) - По аналогии давайте запишем остальные примеры. – Мы с вами составили таблицу умножения двух и на 2. Обведите её в рамочку. Как проверить своё открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.) -Откройте учебник на с.80 .Проверьте. -Итак, сделайте вывод.( Мы всё открыли правильно.) -Смогли вы преодолеть затруднение? (да) -Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.). | Р: планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала. Р: учатся работать по предложенному плану. П: добывать новые знания: выполнять практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы. К: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе. Р: проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной форме. Л: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности. К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Учебное сотрудничество. Произвольное внимание учащихся в процессе беседы; корректирующая информация со стороны учителя. Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки. Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий , позицию по отношению к своей работе в группе, быть исследователем , организовывать совместную работу. ФГ Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы |
Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи. |
Первичное закрепление Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи Работа по учебнику – с.80, № 1 - Пользуясь составленной таблицей, будем решать примеры.( по цепочке решаем у доски) Но не всегда таблица будет у нас под рукой. Как быть? (надо выучить её). Этим мы займёмся на ближайших уроках и дома. -Два следующих столбика выполните самостоятельно . Проверка -Проверьте себя по образцу. Если вы выполнили задание верно, поднимите красный знак , если допустили ошибку – зелёный. | Применение на практике нового знания К: формулировать собственное мнение и позицию Р: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Физминутка. |
Физкульминутка Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление Если я называю двузначное число – приседают мальчики. Если я называю однозначное число – приседают девочки. - Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули) - Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше? | Смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ Математическая грамотность: способны устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать. |
Включение нового в систему знаний и повторение |
Первичное закрепление Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи Работа по учебнику – с.80, № 1 - Пользуясь составленной таблицей, будем решать примеры.( по цепочке решаем у доски) Но не всегда таблица будет у нас под рукой. Как быть? (надо выучить её). Этим мы займёмся на ближайших уроках и дома. -Два следующих столбика выполните самостоятельно . Проверка -Проверьте себя по образцу. Если вы выполнили задание верно, поднимите красный знак , если допустили ошибку – зелёный. Самоконтроль и самооценка Цель: организовать повторение умения решать текстовые задачи - Цели: произвести анализ задачи, записать краткую запись, а решение записать самостоятельно. с.80, №3 -Прочитайте условие задачи. – Что обозначает число 12? (Количество стульев, которые продали в первый день). – Что обозначает число 18? (Количество стульев, проданных во 2 день) - Что обозначает число 54? ( Количество стульев, проданных за 3 дня). – Что нужно узнать в задаче? ( Сколько стульев продали в третий день). – Запишем краткую запись к задаче. Запись на доске. – Решение запишите выражением. 54-(12+18)=24(с) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону Повторение пройденного Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону - Ребята, у Мудрой Совы есть еще к нам задания. Эти задания написаны на цветных карточках Красного, синего и зеленого цвета. Обсудите в парах, какого цвета карточку вы выбираете. «Красные» 1)Соединить суммы с произведениями и с ответом. 2+2+2+2 5х2 10 5+5 4х2 8 4+4 2х4 6 2+2+2 2х3 8 «Зеленые» 2) Найти ошибки и исправить. -Правильно ли сумму заменили умножением? 2+2+2+2=2х2 5+5=5х3 4+4=2х4 2+2+2=3х2 «Синие» 2) Вставить пропущенные числа. 2+2+2+2= ? х 4 5+5=5х? 4х?=8 ?+?+?=2 х? (после выполнения дети сверяют свои работы с эталоном на слайде) | К: формулировать собственное мнение и позицию Р: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Р: проводить самооценку полученных результатов; умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя П: анализируют условие задачи. Р: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия. Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов. Информационная грамотность: отбирают, интерпретируют и применяют информацию в соответствии с учебной задачей. Понимают необходимость математических знаний для учения и повседневной жизни. Математическая грамотность: решают учебные задачи, используя математические факты и методы |
Рефлексивно-оценочный этап |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности -Что нового узнали? -Где в дальнейшем пригодятся знания, полученные сегодня? - Кто понял материал? -Кто не совсем понял? -Как вы думаете, кто лучше всех занимался сегодня на уроке? -Что было решать легко? - Кто хочет рассказать таблицу по памяти? -Оцените свою работу на уроке: -Давайте мы вернёмся к сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения и ожидания. - Нужно ли опасаться на уроке? -Молодцы! - Какие цели ставили в начале урока? - Удалось ли их разрешить? - Какие новые знания получили? - Чему научились? - Где можно применить новые знания? - Что хорошо получилось? Над чем ещё надо работать? (Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (Что получилось, что не получилось и почему?). | Л: формулируют собственную позицию и мнение Р: самооценка деятельности на уроке. Л: Оценивание результатов выполнения работы на уроке. Л:самооценка. Р: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Формирование компонентов ФГ Естественно-научная грамотность: способны к рефлексивным действиям. Коммуникативная грамотность: готовы к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения. Языковая грамотность: отбирают языковые средства для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов. Математическая грамотность: формулируют суждения с использованием математических терминов |