МКОУ «Основная общеобразовательная школа» с.Вязовна
Разработка открытого урока по математике в 6 классе
Тема: «Умножение рациональных чисел»
учителя математики
Зайнуллиной Раисы Петровны
2024
Цели урока:
Образовательные цели:
- повышение заинтересованности в изучении предмета математики;
- закрепление и усовершенствование вычислительных навыков работы с положительными и отрицательными числами;
- усиление прикладной и практической направленности изученной темы;
Развивающие цели:
- развитие мотивации в обучении;
- развитие умения искать и обрабатывать необходимую информацию;
- развитие логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные цели:
- воспитание самостоятельности, самооценки, активности, любознательности.
- привитие любви к природе, повышение интереса к народным приметам.
Оборудование: школьная доска, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; устная, письменная.
Ход урока.
1.Организационный момент. (1 мин)
Ребята! Я рад вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
Занимайте свои места.
слайд 1
Девиз нашего урока:
Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело их применять - великое искусство.
Мы с вами сегодня на уроке покажем наше искусство применять знания.
У вас у каждого на столе лежит лист самоконтроля. Подпишите его. После выполнения каждого задания вы будете ставить себе оценку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я предлагаю послушать вам сказку, а вы должны догадаться, кто герои сказки, равно как и нашего урока, и определить тему и цели урока.
СКАЗКА.
“Жил на свете богач, очень богатый богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат.
И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал:
– О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое.
Богач прямо затрясся от жадности:
– Чего ты стоишь? Умножай скорее!
– А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.
– Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!
– Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.
– Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.
– Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!
Богач бросился к своим сундукам да как закричит:
– Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга?
– Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.
Создание проблемной ситуации.
-Как вы думаете, почему так получилось?
(Хитрый бедняк не сказал, на какое число будет умножать.)”
Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение) С какими числами? (отрицательными)
Попробуем предположить, чему же посвящен сегодняшний урок?
(Умножению рациональных чисел)
-Да. Правильно. Сегодня мы продолжим работать над умножением положительных и отрицательных чисел. Задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается.
слайд 2
Записываем тему урока.
3. Актуализация знаний.
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Веришь – не веришь». Я буду читать математические предложения, а вы с помощью карточек « Да» и «Нет» должны будете согласиться со мной или не согласиться.
(Повторить правила умножения положительных и отрицательных чисел.)
слайд 3
Правила знаков при умножении
(+) • (+) = (+)
(-) • (-) = (+)
(-) • (+) = (-)
(+) • (-) = (-)
- В литературе есть высказывания, которые мы можем применить на уроке математики.
Условившись обозначать слово «друг» – положительным числом, а слово «враг» – отрицательным, можно получить интересное правило умножения чисел.
Друг моего друга - мой друг (+) • (+)= (+)
Друг моего врага - мой враг (+) • (-)= (-)
Враг моего друга - мой враг (-) • (+)= (-)
Враг моего врага - мой друг (-) • (-)= (+)
(Вспомнить мнемоническое правило. слайд 4
Верите ли Вы, что…
1) Чтобы умножить 2 числа с разными знаками, нужно их перемножить и поставить знак минус? (верно)
2) Чтобы умножить два отрицательных числа нужно перемножить их модули? (верно)
3) Правда ли, что древние отрицательные числа называли врагами, а положительные друзьями? (верно)
4) Верите ли Вы, что произведение двух чисел с разными знаками всегда положительно; (нет)
5) Верите ли вы, что, если отрицательное число умножить на ноль, то получится положительное число? (нет)
Поставьте себе оценку в лист самоконтроля. №1
-А следующий этап нашего урока «Не зевай, быстрей считай!»
-И начнем мы его с устной работы, потому что только тот дружит с математикой, кто хорошо считает устно. (Создание ситуации успеха через владение материалом прошлых уроков)
«Не зевай, быстрей считай!»
- устный счет / слайды/
Устно:
1. Выполнить умножение: слайд 5
8 ∙ (-4) ;
(-15) ∙ 6;
(-12) ∙ (-3);
(-7) ∙ 4;
0 ∙ (-5);
(-0,3) ∙ (-3);
16 ∙ (-1);
(-11) ∙ (-6);
80 ∙ (-0,5);
(-100) ∙ 0,7;
36 ∙ 2;
(-0,2) ∙(-0,9)
-Хорошо ребята! Молодцы!
Поставьте себе оценку в лист самоконтроля. №2
4. Сравните, не выполняя вычислений: слайд 6
-178 ∙ 13 -178 ∙ (-13)
-5 ∙ 0 -1 ∙ (-5)
204 ∙ 17 -204 ∙ (-17)
1733 ∙ 69 1733 ∙ (-69)
(дети выполняют это задание обмениваются тетрадями с последующей проверкой и объяснением ошибок в проверяемой работе.)
Поставьте себе оценку в лист самоконтроля. №3
5. Физкультминутка
Любая работа требует перерыва. Отдохнем!
Выполним восстановительные упражнения:
Мы считали, мы решали
И на редкость все устали
Дружно встали, потянулись,
Наклонились, улыбнулись,
Разминаем кисти рук,
Посмотрим вдаль,
Потом вокруг,
Наклоняемся слегка,
Чтоб размять свои бока,
Упражняться нам не лень,
Будем добрыми весь день.
-А теперь продолжим.
6. Работа у доски
№ 1024(9-12)
8. Выполнение теста.
-Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов, узнать, что это за бог, вам поможет следующее задание.
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
Ответ: Мартиус
-У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван Мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы.
Поставьте себе оценку в лист самоконтроля №4
9. Домашнее задание:
Стр. 220, №1025(5-8), № 1029(1-3).
10.Рефлексия.
-Сегодня на уроке мы закрепили правила умножения положительных и отрицательных чисел, разобрали задания, в которых используются эти правила.
- Вы сами оценили свои знания и выставили себе оценки за выполненные задания. А теперь, посмотрим результаты работы сегодняшнего урока все вместе.
– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
-С каким настроением вы уходите с урока?
-Какие знания вам помогли сегодня?
- Какой итог вы для себя подвели?
-Что вы повторили?
Я вам желаю, чтобы ваше настроение всегда была только со знаком плюс, в ваших сердцах цвела весна, и вы всегда радовались жизни.
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
Лист самоконтроля: _________________________(Ф.И.)
№ | | |
1 | Моя отметка за игру «Верю-Не верю» | |
2 | Моя отметка за устный счет | |
3 | Моя отметка за сравнение выражений | |
4 | Моя отметка за выполнение теста | |
5 | Оценка моей деятельности на уроке | |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |
ТЕСТ
1) -6· (-9)
2) 1,5·(-2)
3)-4,2·(-4)
4)-60·0,5
5)0,1·(-20)
6)-130·(-1)
7)-89·0
и | у | а | р | с | м | т |
-2 | 130 | -3 | 16,8 | 0 | 54 | -30 |