Учитель Ибрагимова А.Д.
Математика
Класс 3-Б
Дата 12.12.2018г.
Урок 54 (46)
Тема: Умножение на1, 0.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
познакомить с правилом умножения чисел на1, 0;
закреплять значение таблицы умножения;
умение решать задачи изученных видов;
учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение на1, 0; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебные универсальные действия:
Предметные УУД: научатся выполнять умножение на 0и деление на 0; пользоваться таблицей умножения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действия на уроке; работать самостоятельно по плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерий успеваемости учебной деятельности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Начнём урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка!! Слайд №1
И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.
Посмотрите на доску и ответьте мне на несколько вопросов:
Какое сегодня число? - 12
Что можете сказать об этом числе? - четное, двузначное.
Сколько в нем десятков, единиц? – 1 дес. 2 ед.
Назовите соседей числа 12 - (11 и 13)
Записывают число, классная работа.
2.Актуализация знаний.
1. Устный счет Слайд 2
2. Математический диктант.
-Записываем ответы в тетрадях через клеточку.
Во сколько раз 8 меньше 32? (в 4 раза)
На сколько 35 больше 5? (на 30)
Увеличь 9 в 9 раз. (81)
Уменьши 18 на 9. (9)
Найди произведение чисел 9 и 6. (54)
Найди частное чисел 16 и 8. (2)
Уменьши 49 в 7 раз. (7)
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте друг у друга работы, сравните с правильными ответами. Ошибки исправляйте зелёной ручкой. Слайд 3
II. Постановка темы и цели урока.
Догадайтесь, о каком числе идет речь в загадке.
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его ни назовем,
Он называется…(нулем)
Памятник нулю. Находится в центре города Будапешт (Венгрия). От этого памятника от меряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии. Нуль - единственная цифра, которая имеет памятник. Слайд 4
III. Изучение нового материала.
1.Инценировка «Сказка о Нуле».
Автор: «Жил-был в волшебном Королевстве Математики на улице Числовой в доме номер 0 Великий Волшебник Нуль. Родом он был из древней страны Индии, а лет ему было так много, что он понемногу стал забывать свое волшебное ремесло. В конце концов в голове его только и осталось, что собственное имя: Нуль. А тут еще и ехидные маленькие единички стали его дразнить. Все кричали ему вслед:
Единички: - Нуль – пустышка! Нуль – пустое место! Ты есть или тебя нет?
Автор: Очень Нулю было обидно, а главное, сам он стал подумывать: а вдруг он и в самом деле просто пустое место, а вовсе не Великий Волшебник?! И решил нуль вспомнить все свое волшебство.
У каждого жителя этого королевства была шкатулка с волшебными Знаками Действий. Открыл нуль свою, покрытую пылью, и видит четыре значка: +,-, *,
Как называются эти знаки действий?
Смутно припомнил 0, что это Волшебные знаки действий, но для чего они служат? Взял он свою шкатулку на всякий случай и отправился бродить по белу свету: авось где-нибудь, да и вернется пропавшая память.
Увидел нуль замечательный город. Это был его родной город. Пошел он по улице, шел-шел и дошел до дома номер 8.
а) превращение 8 и 0 в число 80.
На скамейке перед домом грелась на солнышке толстая восьмерка.
Нуль: -Здравствуй, о многоуважаемое число 8!
Автор: А 8 его не заметила и голоска тонкого не услышала. Нуль забежал с правой стороны и хотел в ухо крикнуть погроме, как вдруг восьмерка начала расти, в 10 раз больше стала. Они вместе с 8 превратились в число 80.
Тут испугалась 8 и заплакала:
Восемь: -Расколдуй меня немедленно!
Нуль: очень удивился. – Такова моя волшебная сила, что стоит мне только справа от числа встать, как оно в 10 раз больше делается!? А что же будет, если я Волшебные Знаки Действий в ход пущу?
Автор: Вытащил он из узелка знак «+» и поставил его между собой и 8
в)0+8=8
Восьмерка приняла свой прежний вид, а на Нуля даже и не глядит. Тогда 0 пристроился с другой стороны и получилось 0+8=8. Рассердился 0.
Вывод: Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому.
г)8-0=8
Он взял знак «-». – Сейчас я от этой 8 самого себя отниму, да от нее только мокрое место останется. Схватил минус и направил на нее, а случилось вот что: 8-0=8
д)8*0=0
Приуныл Нуль, но не сдался. Вытащил он из узелка Знак Умножения и получилось: 8*0=0. Обрадовался 0, вот он какой Великий Волшебник.
- Видите, какой я могущественный! Всех в нули превращу, а особенно этих противных единичек!
Вывод: Если одно из множителей равно 0, то и произведение равно 0.
ж) 0:6=0
Он увидел Шестерку и решил на ней еще одно волшебство попробовать. Достал из узелка Знак Деления и встал перед Шестеркой вот так: 0:6=0
Вывод: Если делимое равно 0, то и частное равно 0.
з) 5:0 нельзя!
В это время вышла на улицу Пятерка и сразу догадалась, кто это безобразничает: - Пятерка: Дедушка Нуль! Расколдуй обратно моих друзей-единичек!
Нуль: -Ах, и ты мешать вздумала! Да я тебя сейчас разделю на 0, от тебя ничего не останется!
Автор: Пятерка сразу поняла, что из этого получится, ведь она всегда была внимательной на уроках. Хотела остановить Нуля, но было уже поздно…
Нуль встал справа от Пятерки и получилось 5:0, но тут потемнело небо, задрожала вся числовая улица, загремел гром, сверкнула молния и через все небо протянулась цепочка огненных слов:
На нуль делить нельзя! Эти слова он запомнил на всю жизнь.
С тех пор и единички стали уважать нуля.
Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец!
Ребята, и вы запомните эти слова, на 0 делить нельзя!
2. Самоопределение к деятельности
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
Ответ детей: «Умножение любого числа на 0»
- Какую цель ставим перед собой?
Ответ детей: должны научиться умножать на 0.
3. Формирование новых знаний и умений
- Возьмем выражение: 7 • 0 =
- Кто найдет значение данного выражения?
Ответ детей: получится 0. – Докажите.
Доказательство.
Ответы детей:
1 способ: сделать рисунок мы не сможем, потому что если по 7 взять 0 раз, то получится 0:
2 способ: воспользоваться правилами: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 7 • 0 = 0 • 7 =0 + 0+ 0+ 0 + 0 + 0 +0= 0.
При умножении любого числа на 0, получатся 0.
4.Работа с правилами: стр.83 учебника, чтение правил вслух, запись: а*0=0,0*а=0
5.Устное решение примеров с объяснением, фронтально: №1,2 (первые 6 примеров).
6.Письменное решение примеров с объяснением у доски фронтально, №2(остальные 4).
-Каков порядок действий в примерах?
V. Физминутка. «Ёлочка»
VI. Закрепление изученного.
1.Решение задачи 4 письменно (индивидуально, у доски).
2.Работа в парах. - Решите примеры. По коду, определите какое слово зашифровано. (Приложение 1)
Ответ детей: это слово «Молодцы»
- Пришлось ли в задании использовать новые знания? Какие?
VII. Рефлексия. Итог урока. слайд 5
-Над какой темой работали?
VIII. Домашнее задание: слайд 6
1-в стр.83, №6 (1 строка) № 7 (1 столбик)
2-в стр. 83 № 6 (2-строка) № 7 (2 столбик),
выучить правила умножения на 1 и 0.
Приложение 1
17 | 15 | 0 | 98 | 9 | 18 |
ы | д | о | ц | м | л |
Числовое выражение | Значение выражения | Буква |
9 • (34-33)= | | |
8 • 0= | | |
8+10+0= | | |
0 •15= | | |
1•15= | | |
(50+48) •1= | | |
1 • (12+5)= | | |