УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Горбунова Марина Владимировна
2 класс «В»
МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г. К. Жукова
г. Краснознаменск Московская область
Тема: «Умножение числа 3 на однозначные числа»
Цели:
1.Рассмотреть табличные случаи умножения числа 3, составить таблицу умножения числа 3 на однозначные числа; учить вычислять значения произведений; повторить и закрепить знание и умение применять переместительное свойство умножения, термины «множитель», «значение произведения»; формировать умения составлять задачу по данному решению; закрепить умение вычислять периметр многоугольника.
2.Развивать мышление, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы, математическую речь учащихся.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: экран, проектор, учебник «Математика» Чекин А.Л. 2 класс, тетрадь для самостоятельной работы «математика» Юдина Е.П., Захарова О.А. 2 класс.
Ход урока.
Организация начала учебного занятия. Целеполагание. Мотивация.
Подготовка к основному этапу учебного занятия: составление задач и построение их предметных моделей.
Слайд №2. (Последовательное появление соответствующих букв в «зашифрованной» записи.)
Обратите внимание на экран. Как назовете записи первого столбика? (Примеры на сложение, суммы).
Что общего у всех примеров на сложение? (Суммы одинаковых слагаемых).
Как назовете записи второго столбика? (Произведения, примеры на умножение).
Как называются числа в произведениях? (Первый множитель, второй множитель, значение произведения).
Что означает первый множитель в записи произведения? (Какое число берут).
Что означает второй множитель в записи произведения? (Сколько раз это число берут).
Заменив каждую сумму соответствующим произведением, узнаем тему урока.
Какое слово расшифровали? Прочитайте.
Основной этап
Основной этап.
Слайд № 3. (Тема урока).
Коллективное составление и запись столбика таблицы умножения числа 3.
У1 с. 124 №1.
Рассмотри схему вычислений. Запиши суммы в виде произведений и вычисли их значения. Для вычисления следующего значения используй предыдущее.
Слайд № 4. (Последовательное появление произведений на экране).
3 · 3 = 9
3 · 4 =12 Коллективное выполнение с объяснением.
3 · 5 = 15
3 · 6 = 18
3 · 7 = 21
3 · 8 = 24 Самостоятельное выполнение.
3 · 9 = 27
Анализ столбика таблицы умножения числа 3, поиски «узелков на память» с опорой на наглядность и теоретические знания.
Подведение итогов запоминания.
Слайд № 5. (Таблица умножения числа, аналогичная в учебнике).
Сколько в этом столбике однозначных значений произведений?(3)
А сколько двузначных?(6)
Сколько среди двузначных значений таких, в составе которых один десяток? (3)
А два десятка?(3)
Какие строчки этого столбика ты уже запомнил(а)?
Закрепление. Выполнение письменных заданий.
Работа по учебнику, печатной тетради.
У1 с.125 № 2.
Прочитайте и объясните задание. Назовите правило перестановки множителей. В какой тетради будете работать? (Самостоятельное выполнение, взаимопроверка – обмен тетрадями, сверка с таблицей умножения на экране и в учебнике).
Найди в незаполненных столбиках «Таблицы умножения» произведения, в которых второй множитель равен числу 3. Какие строчки они занимают в каждом столбике? Подчеркни в «Таблице умножения» эти строчки.
Вычисли и запиши в «Таблицу умножения» значения этих произведений. Воспользуйся правилом перестановки множителей.
4 · 3 = 3 · 4 = 12 7 · 3 = 3 · 7 = 21
5 · 3 = 3 · 5 = 15 8 · 3 = 3 · 8 = 24
6 · 3 = 3 · 6 = 18 9 · 3 = 3 · 9 = 27
Ребята, проверьте правильность выполнения этого задания. Вы можете пользоваться таблицей умножения на экране и в учебнике, а можно использовать пальцы рук как средство обучения таблице умножения числа 3.
Палец человека состоит из трех фаланг. Значит, первый множитель можно показать при помощи трех фаланг одного пальца, второй множитель – количество пальцев.
У1 с.125 № 3.
Среди сумм и произведений найди те, которые имеют одинаковые значения. Составь из них равенства и запиши их.
Слайд № 6.
(Самостоятельная работа, проверка с правильно выполненным заданием, выведенным на экран).
Слайд № 7.
3 · 5 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3
3 · 9 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 +3 + 3 + 3
3 · 2 = 3 + 3
3 · 8 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3
3 · 6 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3
Физминутка.
Самопроверка. Самооценка.
Т 1 с. 52 №1.
3 · 2 = 3 + 3 = 6
3 · 6 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18
3 · 8 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 24
3 · 9 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 27
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Снова вернёмся к учебнику. Посмотрите на задание №5. Почему номер задания выделен жёлтым цветом? (Сложное задание.)
Прочитайте его. Мы можем выполнить задание? Запишите решение в виде произведения в тетрадь.
(Каждая сторона треугольника имеет длину 5 см. Вычислите периметр этого треугольника.
Р= 5 · 3 = 3 · 5 = 15 (см))
Ребята скажите, что в вашей записи означает число5? (Число 5 означает длину каждой стороны треугольника).
А число 3? (Число 3 означает, что таких сторон 3).
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание. Повторить таблицу умножения на 3.
Самоанализ урока математики во 2 классе «Умножение числа 3 на однозначные числа»
Урок «Умножение числа 3 на однозначные числа» является одним из уроков по теме «Действие над числами. Табличное умножение однозначных чисел». Он тесно связан с предыдущими уроками («Умножение числа 2 на однозначные числа», «Периметр многоугольника».) и работает на последующие уроки, т.к. готовит учащихся к дальнейшему изучению таблицы умножения.
Целью данного урока являлось составление таблицы умножения на 3. Планируя урок, ставила такие задачи:
• Обще-учебные:
1. Познакомить с табличными случаями умножения на 3;
2. Закрепление умения находить периметр многоугольника;
3. Формировать вычислительные навыки;
• Развивающие:
4. Развивать мышление, речь, творческие способности;
• Воспитательные:
5. Создать условия для ощущения радости у детей в процессе обучения.
Содержание учебного материала определяет разнообразные виды работ по составлению и запоминанию таблицы умножения на 3. На разных этапах урока применялись следующие методы обучения: словесные (рассказ, беседа), практический (работа с таблицей).
Положительный настрой на работу способствовал быстрому включению учащихся в деловой режим.
Работа со схемой учебника позволила повторить конкретный смысл действия умножения и составить 3-й столбик таблицы умножения. В ходе составления таблицы были обобщены имеющиеся знания, а обращение к жизненному опыту ребят, позволило каждому высказаться.
Кроме этого работоспособность обеспечивалась постоянной постановкой новых учебных задач с опорой на полученный опыт (сопоставление сумм и произведений, заполнение таблицы пропущенными числами, нахождение периметра треугольника), в результате их решения поддерживалась ситуация успеха на уроке.
Выполнение домашнего задания позволит ребятам закрепить полученные на уроке знания о таблице умножения на 3 и периметре треугольника.
На различных этапах урока применялись следующие виды физминуток: для хорошей работы головного мозга – массаж кончика носа, для снятия утомления с рук – «Скалочка», для снятия общего напряжения – стихотворная физминутка.
Итог урока показал, что дети хорошо усвоили таблицу умножения на 3. Таким образом, цель и задачи, поставленные на уроке, были выполнены.
6