СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Умные пальчики» ПРОГРАММА кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста (3-4 года.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Умные пальчики» ПРОГРАММА кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста (3-4 года.)»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19»


Принято на Педагогическом совете Утверждаю

МБДОУ «Детский сад № 19» Заведующая МБДОУ «Д/с №19»

« » августа 2019г. ____________ Джанбориева А.Ш.

Протокол № 1 от « » 08.2019г. « » _______________ 2019г.



Дополнительное

образование


«Умные пальчики»

ПРОГРАММА

кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

(3-4 года.)




Руководитель кружка:

Воспитатель Асадуллаева М.М.





МАХАЧКАЛА 2019



СОДЕРЖАНИЕ



    1. Целевой раздел …………………………. 3

    1. Пояснительная записка ……………… 3

    2. Срок реализации ………………………. 6

    3. Целевые ориентиры …………………… 6

2. Содержательный раздел ……………….. 8

2.1. Учебный план ………………………….. 11

3. Организационный раздел ……………… 19

3.1. Расписание занятий……………………… 20

3.1. Работа с родителями ……….……………. 20

3.3. Литература ……………………………… 21































  1. Целевой раздел


    1. Пояснительная записка.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Ещё известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Да и наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три

Актуальность:     

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, я включала игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, я отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева) и др. На основании всего изученного мною была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Новизна программы:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

  • подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.


Цель: Помочь детям овладеть правильным звукопроизношением.


Задачи:

  1. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).

  2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. '

  3. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика).

  4. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.


Принципы работы по развитию моторики


Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:


1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.


2.Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3.Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Работа с родителями-

повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;

- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

- привлекать родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой  личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;


- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;

- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;

- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

    1. Срок реализации программы:


Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года, предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе –15 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии. На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания повторяются.


    1. Целевые ориентиры.


Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность

  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности

  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек

  • ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:

  • дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.

- насколько точно выполняется действие;


- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз

- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;

- способность синхронно выполнять движения обеими руками


Оценка в баллах:


0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла:способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

  • Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в пространстве

- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок

- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;

- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.



ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень

Количество баллов

(В) Высокий

6 баллов

(С) Средний

4-5 баллов

(Н) Низкий

до 3 баллов



ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. У малыша развивается воображение и фантазия.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

  Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

  1. Содержательный раздел:


Перспективный план работы кружка


Продолжительность занятия

Периодичность

в неделю

Всего занятий в год

Количество часов в год

15

1 раз

31

31


Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Общее количество учебных часов

октябрь

1

Коммуникативная игровая.продуктивная

«Цветок».

1

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Оса».

1

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Погладим котенка».

1

4

Коммуникативная.

игровая, продуктивная.

«В парке есть глубокий пруд»,

1

ноябрь

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Бабочка».


1

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Считалка».

1

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Шарики».

1

4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчики играют».

1

декабрь

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Мальчик-пальчик».

1

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Улиточка»

1

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Солнышко».

1

4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Пальчики здороваются».

1

январь

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Большой палец».

1

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Игрушки»

1

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Мышка кошка»

1

4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Мышка и кошка»

1

февраль

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Я хочу построить дом»

1

2

Коммуникативная.

Игровая, продуктивная

«Змеечка»

1

3

Коммуникативная.

Игровая, продуктивная

«Пальчики

здороваются»

1

4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Зимой в лесу»

1

март

1

Коммуникативная.

игровая, продуктивная

«Гуси»

1

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Бусинки – горошинки»

1

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Замок»

1

4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«строим мы в лесу шалаш»

1

апрель

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Кораблик»

1

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Цветок»

1

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Оса»

1

4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Космос»

1

май

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Цветы»

1

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Кораблик»

1

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Пальчики»

1

4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

«Ежик"

1

Итого часов



31



    1. Учебно-календарный план




Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название занятия

Задачи занятия

октябрь

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика:

«Цветок».


«Помоги Петрушке собрать букет».


Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли



1.Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики

2, Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

3. Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика:

«Оса».

«Петушок - золотой гребешок».

Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли


1Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу продолжать учить. упражнениям пальчиковой гимнастики

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная .

Пальчиковая гимнастика: «Погладим котенка».


Украсим кукле платье».


Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли


1.Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).

2.Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. '

3.Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика).

4.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.


4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная я.

Пальчиковая гимнастика «В парке есть глубокий пруд»,

1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова

2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.

3. Учить детей выкладывать из стекляруса (блеска), узоры на платье.

ноябрь

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика:

«Бабочка».


«Найди цветок для бабочки».

Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли


1.Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом.

2.Развивать моторику пальцев рук через игру.

3.Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика:

«Считалка».


«Куклы пришли с прогулки».

Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом


1. Продолжать учить детей.надевать петельку на пуговицу

2. Формировать целостный образ предмета.

3. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику.

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика:

«Шарики».


«Соберем шарики». Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом


1 . Активизировать

словарь через пальчиковые игры

2. Формировать навыки соединять точки линией.

3.Совершенствовать умение рисовать пальчиками.


4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика.

Пальчики играют».


Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли


1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова

2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.


декабрь

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик «Веселые пальчики».».

1 .Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине.

2. Продолжать учить определять форму предметов.

3. Развивать творческую

фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Улиточка».


«Про улитку».



Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли


1. Продолжать учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).

2.Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. '

3.Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика).

4.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.




3


Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Солнышко».


«Про солнышко и снеговика».



Самомассаж ладоней и пальцев рук орехом


1.Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).

2.Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. '

3.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.


4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».


«Паровоз». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли


1..Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).

2. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова

Январь

1



Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «На работу».

«В лесу родилась елочка».


Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом


1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова.

2.Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры (елочка).

3. Закрепить умение
украшать елочку

бросовым материалом.

4.Развивать мелкую
моторику пальцев рук.

5.Продолжать активизировать речь детей

2


Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Фонари»,

Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом

Статистическое упражнение «Дерево»



1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова

2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.


3


Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки )


1.Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями

2.Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

3.Развивать память, звуковую культуру речи.


февраль

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Я хочу построить дом». «Волшебная страна».


1 .Учить детей составлять из геометрических фигур картинку.

2.Закрепить знания геометрических фигур.

3.Развивать моторику пальцев рук.


2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика:

« Змеечка». Змея».( работа с пластилином)».

1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова

2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.

3.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».

« «Подарим Незнайке шорты


1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова

2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.


4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая игра

«Зимой в лесу»

Инсценировка укр.н.с. «Рукавичка»

1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова

2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук.


март

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика:

«Гуси».

«Помоги утенку добраться до дома».


1 .Продолжать учить детей работать с фасолью.

2. Формировать навыки работать самостоятельно.

3. Вызвать интерес к выполнению задания

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Бусинки - горошки».

«Бусы для мамы».

.Учить детей нанизывать бусинки на ниточку.

2. Формировать умение
сочетать по цвету.

3. Активизировать речь
через пальчиковые игры.

3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Замок».

«Дорожка для колобка».

.Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.

2. Формировать умение
соотносить слова с

движением.

3. Развивать моторику,
интерес к выполнению

задания.


4

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика

«Строим мы в лесу шалаш»,

«Построим домик»

1 .Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.


апрель

1

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».

«Про ракету и кораблик».

1 .Учить детей по контуру выкладывать крышки.

2. Закрепить знания

треугольной, прямоугольной формы.

3. Совершенствовать

моторику рук.


2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Цветок». «Красивый цветок».

1 . Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику

2.Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету.

3. Воспитывать у детей
интерес к выполнению

задания.

4.Развивать творческую
способность, смекалку.


3

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Пальчиковая гимнастика: «Оса». «Божья коровка».

Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом


1 .Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.

2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику

3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.


май

1




Коммуникативная.

игровая

продуктивная


Рисование пальчиком

Пальчиковая гимнастика: «Цветы». «Одуванчики цветы, словно солнышко желты».

Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом


1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком.

2.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику

Учить детей рисовать на крупе.

3.Развивать моторику пальцев рук.

4. Формировать умение создавать игровую обстановку.

2

Коммуникативная.

игровая

продуктивная

Рисование по крупе

Пальчиковая гимнастика:

«Кораблик». «Плывет, плывет кораблик».

Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом


1.Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком.

2. Развивать ощущение собственных движений.

3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.

3


Коммуникативная.

игровая

продуктивная



Рисование по крупе

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики». «Нарисуй любую игрушку».

Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким

1 .Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе,

2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

3. Развивать мелкие движения пальцев рук.

4


Коммуникативная.

игровая

продуктивная


Рисование пальчиком

Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».

Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом


«Дождь идет».


1. Развивать движения пальцев рук.

2. Активизировать словарь.





  1. Организационный раздел

Программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года ,предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе –15 минут.

Занятия предполагают использование следующих методов и приемов:

  • Беседа,

  • художественное слово

  • дидактическая игра

  • физические упражнения

  • индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:


Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика

  • пальчиковые игры

  • инсценировки

  • игры и действия с предметами.



    1. Расписание занятий


День недели

Время проведения

Вторник

1 подгруппа 15.45 – 16.00

2 подгруппа 16.10 - 16.25


Материально-техническое обеспечение


Наименование

Количество

Примечание

1

Проектор

1


2

Цветные крышки

По 20 на каждого ребенка


3

фасоль



4

карандаши

По коробке каждому ребенку


5

Пуговицы разноцветные

По 20 на каждого ребенка





3.2. Работа с родителями:


Просветительская и консультативная работа с родителями. А также совместная с детьми работа

- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»

- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».



3.3. Литература


1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. М., Лепта Книга,

2008.

2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.

4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. –

Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.

5. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа:

двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в

№11, 2002г.

6. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. КонаковЕрофеевой

Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»

7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия

развития», 2008..

8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2006.

9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., «ДОМ. XXI век», 2007

10. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург:

2005.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!