Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Принято на Педагогическом совете Утверждаю
МБДОУ «Детский сад № 19» Заведующая МБДОУ «Д/с №19»
« » августа 2019г. ____________ Джанбориева А.Ш.
Протокол № 1 от « » 08.2019г. « » _______________ 2019г.
Дополнительное
образование
«Умные пальчики»
ПРОГРАММА
кружка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
(3-4 года.)
Руководитель кружка:
Воспитатель Асадуллаева М.М.
МАХАЧКАЛА 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел …………………………. 3
Пояснительная записка ……………… 3
Срок реализации ………………………. 6
Целевые ориентиры …………………… 6
2. Содержательный раздел ……………….. 8
2.1. Учебный план ………………………….. 11
3. Организационный раздел ……………… 19
3.1. Расписание занятий……………………… 20
3.1. Работа с родителями ……….……………. 20
3.3. Литература ……………………………… 21
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Ещё известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Да и наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три
Актуальность:
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.
Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, я включала игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.
Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, я отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева) и др. На основании всего изученного мною была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Новизна программы:
обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
Цель: Помочь детям овладеть правильным звукопроизношением.
Задачи:
Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. '
Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика).
Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Принципы работы по развитию моторики
Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.
Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.
2.Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3.Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Работа с родителями-
повышать уровень педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;
- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;
- привлекать родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки дошкольника к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье;
- формировать речевую активность ребенка в повседневной жизни, как наиважнейшую форму социальной адаптации ребенка в обществе;
- внедрять в практику нетрадиционные формы работы с родителями;
- переводить родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года, предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе –15 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии. На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания повторяются.
Целевые ориентиры.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети должны знать:
названия пальцев рук, их очередность
народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь:
управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:
дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.
- насколько точно выполняется действие;
- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;
- способность синхронно выполнять движения обеими руками
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла:способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в пространстве
- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок
- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;
- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Оценка в баллах:
0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;
1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;
2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве
3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Уровень | Количество баллов |
(В) Высокий | 6 баллов |
(С) Средний | 4-5 баллов |
(Н) Низкий | до 3 баллов |
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. У малыша развивается воображение и фантазия.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Содержательный раздел:
Перспективный план работы кружка
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Всего занятий в год | Количество часов в год |
15 | 1 раз | 31 | 31 |
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Название занятия | Общее количество учебных часов |
октябрь | 1 | Коммуникативная игровая.продуктивная | «Цветок». | 1 |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Оса». | 1 |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Погладим котенка». | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая, продуктивная. | «В парке есть глубокий пруд», | 1 |
ноябрь | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Бабочка». | 1 |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Считалка». | 1 |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Шарики». | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчики играют». | 1 |
декабрь | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Мальчик-пальчик». | 1 |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Улиточка» | 1 |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Солнышко». | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Пальчики здороваются». | 1 |
январь | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Большой палец». | 1 |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Игрушки» | 1 |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Мышка кошка» | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Мышка и кошка» | 1 |
февраль | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Я хочу построить дом» | 1 |
2 | Коммуникативная. Игровая, продуктивная | «Змеечка» | 1 |
3 | Коммуникативная. Игровая, продуктивная | «Пальчики здороваются» | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Зимой в лесу» | 1 |
март | 1 | Коммуникативная. игровая, продуктивная | «Гуси» | 1 |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Бусинки – горошинки» | 1 |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Замок» | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «строим мы в лесу шалаш» | 1 |
апрель | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Кораблик» | 1 |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Цветок» | 1 |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Оса» | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Космос» | 1 |
май | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Цветы» | 1 |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Кораблик» | 1 |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Пальчики» | 1 |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | «Ежик" | 1 |
Итого часов | 31 |
Учебно-календарный план
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Название занятия | Задачи занятия |
октябрь | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Цветок». «Помоги Петрушке собрать букет». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли | 1.Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики 2, Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. 3. Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре. |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Оса». «Петушок - золотой гребешок». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли | 1Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу продолжать учить. упражнениям пальчиковой гимнастики 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. Создать эмоционально-положительное отношение игровому заданию |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная . | Пальчиковая гимнастика: «Погладим котенка». Украсим кукле платье». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли | 1.Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). 2.Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. ' 3.Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика). 4.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная я. | Пальчиковая гимнастика «В парке есть глубокий пруд», | 1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова 2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. 3. Учить детей выкладывать из стекляруса (блеска), узоры на платье. |
ноябрь | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Бабочка». «Найди цветок для бабочки». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли | 1.Учить детей выполнять движения в сочетании с текстом. 2.Развивать моторику пальцев рук через игру. 3.Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Считалка». «Куклы пришли с прогулки». Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом | 1. Продолжать учить детей.надевать петельку на пуговицу 2. Формировать целостный образ предмета. 3. Расширить словарный запас детей, через пальчиковую гимнастику. |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Шарики». «Соберем шарики». Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом | 1 . Активизировать словарь через пальчиковые игры 2. Формировать навыки соединять точки линией. 3.Совершенствовать умение рисовать пальчиками. |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика. Пальчики играют». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли | 1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова 2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. |
декабрь | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик «Веселые пальчики».». | 1 .Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине. 2. Продолжать учить определять форму предметов. 3. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук. |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Улиточка». «Про улитку». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли | 1. Продолжать учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). 2.Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. ' 3.Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика). 4.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Солнышко». «Про солнышко и снеговика». Самомассаж ладоней и пальцев рук орехом | 1.Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). 2.Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. ' 3.Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». «Паровоз». Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли | 1..Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). 2. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова |
Январь | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «На работу». «В лесу родилась елочка». Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом | 1.Продолжать учить детей сочетать движения пальцев рук с текстом, проговаривать четко слова. 2.Учить правильно по образцу выкладывать геометрические фигуры (елочка). 3. Закрепить умение украшать елочку бросовым материалом. 4.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 5.Продолжать активизировать речь детей |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Фонари», Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом Статистическое упражнение «Дерево» | 1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова 2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая игра «Зимние забавы» Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки ) | 1.Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями 2.Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук 3.Развивать память, звуковую культуру речи. |
февраль | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Я хочу построить дом». «Волшебная страна». | 1 .Учить детей составлять из геометрических фигур картинку. 2.Закрепить знания геометрических фигур. 3.Развивать моторику пальцев рук. |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: « Змеечка». Змея».( работа с пластилином)». | 1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова 2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. 3.Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу. |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются». « «Подарим Незнайке шорты | 1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова 2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая игра «Зимой в лесу» Инсценировка укр.н.с. «Рукавичка» | 1. Активизировать речь детей, учить проговаривать четко слова 2. Формировать развитие мелкой моторики пальцев рук. |
март | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Гуси». «Помоги утенку добраться до дома». | 1 .Продолжать учить детей работать с фасолью. 2. Формировать навыки работать самостоятельно. 3. Вызвать интерес к выполнению задания |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Бусинки - горошки». «Бусы для мамы». | .Учить детей нанизывать бусинки на ниточку. 2. Формировать умение сочетать по цвету. 3. Активизировать речь через пальчиковые игры. |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Замок». «Дорожка для колобка». | .Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие. 2. Формировать умение соотносить слова с движением. 3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания. |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика «Строим мы в лесу шалаш», «Построим домик» | 1 .Учить детей делать постройки из разноцветных крышек. 2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
апрель | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». «Про ракету и кораблик». | 1 .Учить детей по контуру выкладывать крышки. 2. Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы. 3. Совершенствовать моторику рук. |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Цветок». «Красивый цветок». | 1 . Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику 2.Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по цвету. 3. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания. 4.Развивать творческую способность, смекалку. |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная | Пальчиковая гимнастика: «Оса». «Божья коровка». Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом | 1 .Учить детей делать постройки из разноцветных крышек. 2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
май | 1 | Коммуникативная. игровая продуктивная Рисование пальчиком | Пальчиковая гимнастика: «Цветы». «Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом | 1.Учить детей рисовать на листе бумаги пальчиком. 2.Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику Учить детей рисовать на крупе. 3.Развивать моторику пальцев рук. 4. Формировать умение создавать игровую обстановку. |
2 | Коммуникативная. игровая продуктивная Рисование по крупе | Пальчиковая гимнастика: «Кораблик». «Плывет, плывет кораблик». Самомассаж ладоней и пальцев рук горохом | 1.Упражнять детей в умении работать с крупой, рисовать пальчиком. 2. Развивать ощущение собственных движений. 3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику. |
3 | Коммуникативная. игровая продуктивная Рисование по крупе | Пальчиковая гимнастика: «Пальчики». «Нарисуй любую игрушку». Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким | 1 .Закрепить умение рисовать пальчиком по крупе, 2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику. 3. Развивать мелкие движения пальцев рук. |
4 | Коммуникативная. игровая продуктивная Рисование пальчиком | Пальчиковая гимнастика: «Ёжик». Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом «Дождь идет». | 1. Развивать движения пальцев рук. 2. Активизировать словарь. |
Организационный раздел
Программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года ,предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе –15 минут.
Занятия предполагают использование следующих методов и приемов:
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
Расписание занятий
День недели | Время проведения |
Вторник | 1 подгруппа 15.45 – 16.00 2 подгруппа 16.10 - 16.25 |
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование | Количество | Примечание |
1 | Проектор | 1 | |
2 | Цветные крышки | По 20 на каждого ребенка | |
3 | фасоль | | |
4 | карандаши | По коробке каждому ребенку | |
5 | Пуговицы разноцветные | По 20 на каждого ребенка | |
3.2. Работа с родителями:
Просветительская и консультативная работа с родителями. А также совместная с детьми работа
- выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»
- дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
- семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».
3.3. Литература
1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. М., Лепта Книга,
2008.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. –
Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
5. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа:
двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в
№11, 2002г.
6. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. КонаковЕрофеевой
Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»
7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия
развития», 2008..
8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2006.
9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., «ДОМ. XXI век», 2007
10. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург:
2005.