СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умственная отсталость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация про умственную отсталость для студентов и учителей

Просмотр содержимого документа
«Умственная отсталость»

Умственная отсталость это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в периоде созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

Умственная отсталость

это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в периоде созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

Генетические нарушения, сопровождающиеся умственной отсталостью синдром Тернера-Шерешевского Синдром Клайнфельтера

Генетические нарушения, сопровождающиеся умственной отсталостью

синдром Тернера-Шерешевского

Синдром Клайнфельтера

Степени умственной отсталости Умственная отсталость легкой степени (F-70); Умственная отсталость умеренная (F-71); Умственная отсталость тяжелая (F-72); Умственная отсталость глубокая (F-73).

Степени умственной отсталости

  • Умственная отсталость легкой степени (F-70);
  • Умственная отсталость умеренная (F-71);
  • Умственная отсталость тяжелая (F-72);
  • Умственная отсталость глубокая (F-73).
Классификация умственной отсталости Астеническая форма Основной Дислалический Диспрактический Дисмнестический Брадипсихический Атоническая форма Аспонтанно-апатический Акатизичес-кий Мориоподобный Дисфорическая форма Стеническая форма Уравнове-шенный Неуравновешенный

Классификация умственной отсталости

Астеническая форма

  • Основной
  • Дислалический
  • Диспрактический
  • Дисмнестический
  • Брадипсихический

Атоническая форма

  • Аспонтанно-апатический
  • Акатизичес-кий
  • Мориоподобный

Дисфорическая форма

Стеническая форма

  • Уравнове-шенный
  • Неуравновешенный
Особенности восприятия Замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется гораздо больше времени для восприятия предлагаемого материала. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями воспринимаемого объекта. Недостаточная дифференцированность восприятия Узость объема восприятия. Низкий уровень развития константности восприятия. Недостаточная активность восприятия. Эта особенность проявляется в затрудненном восприятии объекта в непривычной ситуации, слабой поисковой активности. Трудности восприятия пространства и времени.

Особенности восприятия

  • Замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется гораздо больше времени для восприятия предлагаемого материала. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями воспринимаемого объекта.
  • Недостаточная дифференцированность восприятия
  • Узость объема восприятия.
  • Низкий уровень развития константности восприятия.
  • Недостаточная активность восприятия. Эта особенность проявляется в затрудненном восприятии объекта в непривычной ситуации, слабой поисковой активности.
  • Трудности восприятия пространства и времени.
Особенности внимания Преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Умственно отсталым учащимся трудно прилагать усилия для удержания внимания, они часто отвлекаются, «перескакивают» с одного объекта на другой. Нарушения как активного, так и пассивного внимания Низкий объем внимания. Установлено, что для младших школьников с умственной отсталостью характерен объем внимания, равный 2-3 объектам. Низкий уровень развития распределения и устойчивости внимания Трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения Быстрая истощаемость внимания

Особенности внимания

  • Преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Умственно отсталым учащимся трудно прилагать усилия для удержания внимания, они часто отвлекаются, «перескакивают» с одного объекта на другой.
  • Нарушения как активного, так и пассивного внимания
  • Низкий объем внимания. Установлено, что для младших школьников с умственной отсталостью характерен объем внимания, равный 2-3 объектам.
  • Низкий уровень развития распределения и устойчивости внимания
  • Трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения
  • Быстрая истощаемость внимания
Особенности памяти Неспособность к целенаправленному запоминанию Замедленный темп усвоения нового материала Низкий объем памяти (1-3 объекта) Слабость произвольной памяти Низкая точность воспроизведения Сниженная способность к логическому запоминанию Преобладание произвольного запоминания

Особенности памяти

  • Неспособность к целенаправленному запоминанию
  • Замедленный темп усвоения нового материала
  • Низкий объем памяти (1-3 объекта)
  • Слабость произвольной памяти
  • Низкая точность воспроизведения
  • Сниженная способность к логическому запоминанию
  • Преобладание произвольного запоминания
Особенности мышления Мышление развивается медленнее и в гораздо более поздние сроки Затруднения в обобщении. Обобщения часто носят случайный, а не родовой характер. Отмечается неспособность группировать объекты после изменения параметров. Сниженная способность к классификации. Неспособность действовать по аналогии. При решении задач умственно отсталые школьники часто не могут перенести способ решения с одной задачи на другую. Анализ отмечается бедностью, непоследовательностью и фрагментарностью Как следствие подобного анализа – неадекватный, фрагментарный синтез.  Неспособность к установлению причинно-следственной связи между объектами и явлениями, непонимание последовательности событий.

Особенности мышления

  • Мышление развивается медленнее и в гораздо более поздние сроки
  • Затруднения в обобщении. Обобщения часто носят случайный, а не родовой характер. Отмечается неспособность группировать объекты после изменения параметров.
  • Сниженная способность к классификации.
  • Неспособность действовать по аналогии. При решении задач умственно отсталые школьники часто не могут перенести способ решения с одной задачи на другую.
  • Анализ отмечается бедностью, непоследовательностью и фрагментарностью
  • Как следствие подобного анализа – неадекватный, фрагментарный синтез.
  • Неспособность к установлению причинно-следственной связи между объектами и явлениями, непонимание последовательности событий.
Особенности мышления Снижение способности к сравнению: умственно отсталые школьники не умеют последовательно выделять и сопоставлять соответственные признаки сравниваемых предметов. Недоразвитие абстрактного мышления. Еще Л.С. Выготский отмечал, что недоразвитие абстрактного мышления является основной отличительной особенностью умственно отсталых. Дети и подростки с умственной отсталостью не понимают переносного, метафорического смысла. Нарушение динамики мыслительной деятельности, которая проявляется в форме лабильности и инертности мышления

Особенности мышления

  • Снижение способности к сравнению: умственно отсталые школьники не умеют последовательно выделять и сопоставлять соответственные признаки сравниваемых предметов.
  • Недоразвитие абстрактного мышления. Еще Л.С. Выготский отмечал, что недоразвитие абстрактного мышления является основной отличительной особенностью умственно отсталых. Дети и подростки с умственной отсталостью не понимают переносного, метафорического смысла.
  • Нарушение динамики мыслительной деятельности, которая проявляется в форме лабильности и инертности мышления
Особенности личности Завышенная самооценка, возникающая как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Неустойчивость самооценки. Недоразвитие воли: характерно недостаточность инициативы, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Снижение активности, в том числе и познавательной. Неспособность к планированию деятельности. Высокая степень несамостоятельности, неумение преодолевать препятствия. Высокая внушаемость, отсутствие критичности как к своим, так и чужим действиям. Трудность выбора социальной позиции. У некоторых подростков наблюдается безмотивное поведение. Психический инфантилизм – эмоционально-волевая незрелость, детскость увлечений и интересов.

Особенности личности

  • Завышенная самооценка, возникающая как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
  • Неустойчивость самооценки.
  • Недоразвитие воли: характерно недостаточность инициативы, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями.
  • Снижение активности, в том числе и познавательной.
  • Неспособность к планированию деятельности.
  • Высокая степень несамостоятельности, неумение преодолевать препятствия.
  • Высокая внушаемость, отсутствие критичности как к своим, так и чужим действиям.
  • Трудность выбора социальной позиции.
  • У некоторых подростков наблюдается безмотивное поведение.
  • Психический инфантилизм – эмоционально-волевая незрелость, детскость увлечений и интересов.
Особенности эмоциональной сферы Неспособность дифференцировать эмоции и чувства как собственные, так и чужие. Эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно детей младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Умственно отсталые учащиеся склонны к проявлению полярных, лишенных оттенков эмоций. Эмоциональные проявления неустойчивые, подвержены резким изменениям. Затянутость, инертность эмоциональных реакций характерны для умственно отсталых детей с преобладанием процессов торможения. В ряде случаев возникающие у школьников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. У детей и подростков с умственной отсталостью с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.

Особенности эмоциональной сферы

  • Неспособность дифференцировать эмоции и чувства как собственные, так и чужие.
  • Эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно детей младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов.
  • Умственно отсталые учащиеся склонны к проявлению полярных, лишенных оттенков эмоций.
  • Эмоциональные проявления неустойчивые, подвержены резким изменениям.
  • Затянутость, инертность эмоциональных реакций характерны для умственно отсталых детей с преобладанием процессов торможения.
  • В ряде случаев возникающие у школьников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям.
  • У детей и подростков с умственной отсталостью с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др.
  • Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!