2 | Проверка домашнего задания. 5 мин. | – Как уберечься от удара молнии? – Как избежать отравления растениями и грибами? – Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила? – Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой? - Вспомним формулу безопасности: 1.Предвидеть опасность. 2.По возможности избегать опасность. 3.При необходимости действовать решительно и чётко. 4.Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать. | Отвечают на вопросы учителю | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; ставить, формулировать и решать проблемы; передавать информацию устным и письменным способом; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. |
3 | III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. 10мин. | - Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Откройте глаза. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно. – Почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека? – Без чего невозможно жить на Земле? – Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке. И как человек и природа взаимосвязаны между собой. • Он прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим, Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим. Слайд 1 • Тебя невозможно описать, Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Мало сказать, что ты необходима для жизни: Ты сама жизнь! Слайд 2 • Меня бьют, колотят, режут – Я всё терплю, всем добром плачу. Слайд3 – Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. Слайд4 -В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу. Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения. Слайд 5 - Сегодня у нас последний урок из раздела «Наша безопасность». О каком же виде безопасности пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Правильно, тема урока «экологическая безопасность». Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой? | Ответы уч. Уч. приводят примеры Воздух Вода Земля, почва Экологическом Узнать, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как природа влияет на человека, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности. | Личностные: ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; Познавательные: строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос Коммуникативные: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; Познавательные: строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; |
4 | Изучение нового материала. 20мин. | 1. Работа с новыми терминами. – Как вы понимаете слово «экология»? - Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова. – Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша планета Земля. Слайд 6 - Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами. - Кто из вас знает, а чем занимается эколог? - У нас работать будут три группы экологов. – Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой? 2. Рассказ учителя. – В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого. Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая. Слайд 7 А вот и другие фотографии. Посмотрите на них Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства. Слайд 8-15 Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. – Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? 3. Самостоятельная работа. – На столе конверты с заданиями для работы групп экологов. Вам нужно будет коллективно на них ответить. Найдите задание №1. 1. как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите. 2. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. 3. Почему мы говорим, что «Природа в опасности!»? Объясните. 4. Проверка самостоятельной работы. | Ответы детей Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде. Ответы уч. Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка». Рассматривают картинки Нет Да, загрязняется окружающая среда. Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т.д. Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и т. д. Учащиеся предлагают свои ответы на вопросы. | Познавательные: строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос Коммуникативные: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; |
5 | Закрепление изученного материала 5-7мин. | 1. Работа по учебнику (с. 31–32). – Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло? – Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? – Почему её назвали цепь? – Получается, что человек обречён на медленное отравление. – Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение. - Необходимо выработать экологическую безопасность. А как бы вы ответили на вопрос, что такое экологическая безопасность? - Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия окружающей среды. Слайд 6 2. Составление в группе правил экологической безопасности - Наше общество старается защититься, не загрязнять окружающую среду, но пока эту задачу полностью решить не удается. Поэтому мы с вами попытаемся разработать правила экологической безопасности для того, чтобы, выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье. Работать будем в группах. - Прочитав учебник по выбранной теме на стр.33-35, выведите правила экологической безопасности. Это будет заданием №2 для работы в группах. 1 группа экологов работает по теме: «Как защититься от загрязненного воздуха?» 2 группа экологов работает по теме: «Как защититься от загрязненной воды?» 3 группа экологов работает по теме: «Как защититься от загрязненных веществ в продуктах питания?» Проверка работы учащихся: Как же защититься от грязного воздуха? 1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. 5. Разводи цветы, сажай деревья. 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. 7. Если в твоём городе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии. Как же защититься от загрязненной воды? 1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. 2. Не пить в водоемах воду. 3. Не пить воду из-под крана. 4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток. 5.Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода. | Цепь последовательно передаётся от одного к другому мнение учащихся ответы учащихся Каждой группе экологов предлагается лист с задание №2. Работая с этим заданием, учащиеся читают материал из учебника, анализируют информацию, систематизируют, делают выводы и выбирают правила из перечня предложенных: Выбирайте дорогу, где больше зелени. Не пить воду из-под крана. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. Не играй около места, где много машин. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. Разводи цветы, сажай деревья. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки. Более надёжное средство- вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру, когда вода начнёт замерзать, сними верхнюю корочку, слей оставшуюся воду. Когда лёд растает, у тебя появится чистая и полезная вода. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток. Ешь экологически чистые продукты. Не пить в водоемах воду. Если в твоём городе есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде | Личностные: ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном |
6 | Итог урока. Рефлексия. 1-2 мин. | – Назовите тему сегодняшнего урока. – Что такое экологическая безопасность? – Какие цели ставили перед собой? – Что нового открыли для себя на уроке? – Что такое цепь загрязнения? – А какие экологические проблемы возникают на Земле? – Чему мы научились сегодня на уроке? (Ответы учащихся) | Экологическая безопасность Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия окружающей среды Узнать, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как природа влияет на человека, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности Цепь загрязнения – это передача отравляющих средств из организма в организм Ответы уч. | |