СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные принципы пианизма.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Универсальные принципы пианизма.»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА






«Принципы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано»












Автор: Чен Марианна Вениаминовна













Санкт-Петербург

2023г.


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение

  2. Начальный этап работы над музыкальным произведением

  3. Детальная работа над музыкальным произведением

4. Заключительный этап работы над музыкальным произведением

5. Заключение

6. Список литературы





























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность:

Принципы, применяемые в работе над музыкальным произведением в классе фортепиано очень важны для достижения желаемого результата в исполнении музыкального сочинения, поэтому, данная тема является очень актуальной и важной в обучении игре на фортепиано.


Цель:

Развить у учащегося художественно эстетические навыки исполнительства, привить понимание музыки, научить самостоятельно работать с новым нотным текстом и выносить конечный результат на сцену.


Задачи:

  1. Привить ученику умение глубоко вникать в содержание произведения.

  2. Выявить самые существенные черты художественного образа музыки.

  3. Развить фантазию, мышление, память, и способности обучающегося для успешного исполнения произведения и в целом расширения кругозора ребенка.


Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано – это неотъемлемая и основополагающая часть обучения и становления юного пианиста. Она подразумевает под собой развитие и формирование художественного мышления, фантазии ученика, эмоциональной отдачи от произведения для дальнейшего его исполнения. В процессе работы над музыкальным произведением, преподаватель помимо правильности текста и фразировки должен доносить до ученика точное содержание и характер музыки так, как это задумал композитор. Задача педагога научить учащегося осмысленно вслушиваться в музыкальное повествование произведения и его фактуру для того, чтобы развить в ученике понимание, как должна быть исполнена та или иная музыка. Для этого, педагог должен уметь находить подход к каждому ученику, учитывая индивидуальные особенности восприятия мира, характера и мышления юного пианиста.


Начальный этап работы над музыкальным произведением

Работу над музыкальным произведением можно разделить на несколько принципов и этапов. Для начала, нужно познакомить ученика с новым для него сочинением. Для предварительного прослушивания, педагог должен сам исполнить его, обязательно, с учетом всех особенностей и авторской задумкой, чтобы стимулировать и мотивировать ученика к предстоящей работе и изучению нового произведения. Можно в дальнейшем дать ученику послушать его в исполнении мастеров-пианистов, обязательно ставя перед ним ноты, чтобы юный исполнитель как можно раньше улавливал связь с нотным текстом и звучанием музыки, это даст основу для дальнейшего его анализа.

Анализ произведения очень важная часть в работе над новым сочинением. Первым делом преподаватель с учеником должны обратить внимание на фактуру произведения, тональность, знаки при ключе, темп, размер. Затем важно охватить общее строение произведения, характер, соотношение частей между собой, фразировки, характерные технические приемы и трактовки. Анализ музыкального произведения проводится в формате диалога с учеником, с периодическим проигрыванием полностью или частей произведения, рассказывая об эпохе, в которой жил автор и его биографию, обязательно спрашивая ученика о его впечатлениях, задавая конкретные вопросы, побуждая учащегося к самостоятельному мыслительному процессу.

Третий принцип начального этапа в работе над новым произведением заключается в изучении самого нотного текста сочинения. Нотный текст разучивается в медленном темпе, обращая внимание на все указания в нотах, штрихи, знаки. Ставится правильная и удобная аппликатура, здесь педагог должен учитывать размер рук и технические особенности ученика. Учащийся также должен принимать активное участие в разработке аппликатуры. Правильный выбор аппликатуры позволяет юному пианисту максимально воплотить художественное содержание произведения. Аппликатуру педагог обязательно прописывает в нотном тексте.


Детальная работа над музыкальным произведением

Второй этап работы над музыкальным произведением также имеет несколько принципов. На втором этапе подразумевается углубление в образ музыки и его содержание.

Начинается данный этап работы с детального разбора и запоминания нотного текста. Под изучением нотного текста подразумевается не только длительность и высота нот. Для точного исполнения произведения, очень важно обращать внимание на словесные указания автора и редактора, которые обычно написаны на итальянском языке. Термины связаны с динамикой, штрихами и темпом произведения, что помогает передать весь характер сочинения и его содержания. Педагог должен проговаривать с учеником значение каждого указания, так как оно несет в себе понятие целого образа и закрепленных смысловых значений. Например, известный педагог и исполнитель А.Г. Рубинштейн в своей педагогической практике уделял особое значение проговариванию учеником точных словесных характеристик исполняемого произведения. Это поможет юному пианисту больше погрузиться в музыку, раскрыть содержание и передать весь замысел сочинения.

Очень важным принципом в работе над музыкальным произведением является работа над трудными в ритмическом и техническом плане местами. Педагогу необходимо привлечь внимание учащегося к самостоятельному осмыслению недостатков своей игры, искать причинно-следственную связь и прививать умение находить рациональные пути их преодоления. Работа над сложными техническими местами происходит в медленном темпе, расчленяя отдельные места и проигрывая их в различных ритмических рисунках и с разной артикуляцией.

Еще один необходимый этап в работе над музыкальным произведением – это работа над звуком. Здесь педагог с учеником работают над запоминанием правильных движений кистей рук, разным нажатием на клавиши. Для извлечения красивого и глубокого звучания используется вес руки, и иногда всего корпуса. Иначе, звук будет резкий и стучащий. Через звук юный исполнитель должен научиться выражать различные эмоции. Выразительность пианистической артикуляции не ограничивается легато или стаккато, есть промежуточные, переходные формы, такие как туше, тенуто, меццо-стаккато и другие, на которые необходимо научить обращать внимание юного пианиста. На данном этапе нужно охватывать произведение полностью и не потерять целостность формы, учитывать эпоху создания сочинения, так как одни и те же обозначения могут исполняться по-разному, в зависимости от «контекста» произведения. Работая над артикуляцией, штрихами и техническими приемами, ученику необходимо пропускать все через голову, осмысленно и обдуманно. Если начать игнорировать этот принцип, то такая игра становится бессмысленной и не несет в себе никакой художественности.

В работе над музыкальным произведением колоссальное значение имеет педализация. Здесь необходимо найти баланс звучания, чтобы игра не была слишком «сухой» или наоборот «запедаленной».

Педагог должен приучать ученика к глубокой, осмысленной игре. Понимая взаимосвязь между штрихами, артикуляцией, фразировками, педализацией и динамикой, учащийся будет намного эффективнее раскрывать художественный замысел сочинения и характер содержания, что, несомненно, отразиться на его игре в лучшую сторону.


Заключительный этап работы над музыкальным произведением

Параллельно, изучая новое произведение и работая над описанными выше этапами и принципами, происходит заучивание текста. Здесь включается в работу зрительная, мышечная, аналитическая и эмоциональная память.

Самый эффективный и широко используемый метод заучивания на память был предложен И. Гофманом. Он включает в себя разучивание сочинения за инструментом с нотами, без инструмента с нотами, за инструментом без нот и последний способ без нот и без инструмента. Учить наизусть следует каждую партию рук отдельно, затем соединяя их. Очень полезно начинать игру с разных тактов и мест произведения, это дает охват всего сочинения и позволяет ученику чувствовать себя более свободно в игре. Еще один принцип заучивания – это игра с конца произведения. Этот способ обезопасит ученика от выпадения из памяти кусков нотного текста.

Работа над музыкальным произведением имеет цель, которая выражается в раскрытии художественного образа перед публикой, посредством концертного исполнения. На последнем этапе педагог с учеником добиваются уверенной и убедительной игры в любой обстановке, перед любыми слушателями. Здесь принцип работы педагога заключается в умении настроить ученика, воодушевить его, внушить уверенность в его силах. После итогового выступления, педагог должен отметить положительные моменты и быть корректным в выражении критики для дальнейших достижений ученика.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль педагога в работе над музыкальным произведением в классе фортепиано очень важна. Работа над музыкальным произведением включает в себя творческий и гибкий подход, проявление фантазии. Несомненно, определенная последовательность и принципы действий должны оставаться неизменными, но степень подробности работы и выбор тех или иных приемов может быть разной. Это основа деятельности исполнителя. Принципы работы над музыкальным произведением – это совокупность множества факторов, комплексная работа, которая не имеет предела, так как она продолжается и после выступления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. - М.: Музыка, 1991.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М., 1979.

3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969.

4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика ХХI, 2007.

5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Изд. «Музыка», 1976.

6. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл.ред. Г.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

7. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М., Л., 1964.

8. Седракян Л. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. - М.: Владос, 2007.

9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Изд. «Музыка», 1984.

10. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Изд. «Советская Россия», 1960