Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. Д.С. Бортнянского»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Принципы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано»
Автор: Чен Марианна Вениаминовна
Санкт-Петербург
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Начальный этап работы над музыкальным произведением
Детальная работа над музыкальным произведением
4. Заключительный этап работы над музыкальным произведением
5. Заключение
6. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Принципы, применяемые в работе над музыкальным произведением в классе фортепиано очень важны для достижения желаемого результата в исполнении музыкального сочинения, поэтому, данная тема является очень актуальной и важной в обучении игре на фортепиано.
Цель:
Развить у учащегося художественно эстетические навыки исполнительства, привить понимание музыки, научить самостоятельно работать с новым нотным текстом и выносить конечный результат на сцену.
Задачи:
Привить ученику умение глубоко вникать в содержание произведения.
Выявить самые существенные черты художественного образа музыки.
Развить фантазию, мышление, память, и способности обучающегося для успешного исполнения произведения и в целом расширения кругозора ребенка.
Работа над музыкальным произведением в классе фортепиано – это неотъемлемая и основополагающая часть обучения и становления юного пианиста. Она подразумевает под собой развитие и формирование художественного мышления, фантазии ученика, эмоциональной отдачи от произведения для дальнейшего его исполнения. В процессе работы над музыкальным произведением, преподаватель помимо правильности текста и фразировки должен доносить до ученика точное содержание и характер музыки так, как это задумал композитор. Задача педагога научить учащегося осмысленно вслушиваться в музыкальное повествование произведения и его фактуру для того, чтобы развить в ученике понимание, как должна быть исполнена та или иная музыка. Для этого, педагог должен уметь находить подход к каждому ученику, учитывая индивидуальные особенности восприятия мира, характера и мышления юного пианиста.
Начальный этап работы над музыкальным произведением
Работу над музыкальным произведением можно разделить на несколько принципов и этапов. Для начала, нужно познакомить ученика с новым для него сочинением. Для предварительного прослушивания, педагог должен сам исполнить его, обязательно, с учетом всех особенностей и авторской задумкой, чтобы стимулировать и мотивировать ученика к предстоящей работе и изучению нового произведения. Можно в дальнейшем дать ученику послушать его в исполнении мастеров-пианистов, обязательно ставя перед ним ноты, чтобы юный исполнитель как можно раньше улавливал связь с нотным текстом и звучанием музыки, это даст основу для дальнейшего его анализа.
Анализ произведения очень важная часть в работе над новым сочинением. Первым делом преподаватель с учеником должны обратить внимание на фактуру произведения, тональность, знаки при ключе, темп, размер. Затем важно охватить общее строение произведения, характер, соотношение частей между собой, фразировки, характерные технические приемы и трактовки. Анализ музыкального произведения проводится в формате диалога с учеником, с периодическим проигрыванием полностью или частей произведения, рассказывая об эпохе, в которой жил автор и его биографию, обязательно спрашивая ученика о его впечатлениях, задавая конкретные вопросы, побуждая учащегося к самостоятельному мыслительному процессу.
Третий принцип начального этапа в работе над новым произведением заключается в изучении самого нотного текста сочинения. Нотный текст разучивается в медленном темпе, обращая внимание на все указания в нотах, штрихи, знаки. Ставится правильная и удобная аппликатура, здесь педагог должен учитывать размер рук и технические особенности ученика. Учащийся также должен принимать активное участие в разработке аппликатуры. Правильный выбор аппликатуры позволяет юному пианисту максимально воплотить художественное содержание произведения. Аппликатуру педагог обязательно прописывает в нотном тексте.
Детальная работа над музыкальным произведением
Второй этап работы над музыкальным произведением также имеет несколько принципов. На втором этапе подразумевается углубление в образ музыки и его содержание.
Начинается данный этап работы с детального разбора и запоминания нотного текста. Под изучением нотного текста подразумевается не только длительность и высота нот. Для точного исполнения произведения, очень важно обращать внимание на словесные указания автора и редактора, которые обычно написаны на итальянском языке. Термины связаны с динамикой, штрихами и темпом произведения, что помогает передать весь характер сочинения и его содержания. Педагог должен проговаривать с учеником значение каждого указания, так как оно несет в себе понятие целого образа и закрепленных смысловых значений. Например, известный педагог и исполнитель А.Г. Рубинштейн в своей педагогической практике уделял особое значение проговариванию учеником точных словесных характеристик исполняемого произведения. Это поможет юному пианисту больше погрузиться в музыку, раскрыть содержание и передать весь замысел сочинения.
Очень важным принципом в работе над музыкальным произведением является работа над трудными в ритмическом и техническом плане местами. Педагогу необходимо привлечь внимание учащегося к самостоятельному осмыслению недостатков своей игры, искать причинно-следственную связь и прививать умение находить рациональные пути их преодоления. Работа над сложными техническими местами происходит в медленном темпе, расчленяя отдельные места и проигрывая их в различных ритмических рисунках и с разной артикуляцией.
Еще один необходимый этап в работе над музыкальным произведением – это работа над звуком. Здесь педагог с учеником работают над запоминанием правильных движений кистей рук, разным нажатием на клавиши. Для извлечения красивого и глубокого звучания используется вес руки, и иногда всего корпуса. Иначе, звук будет резкий и стучащий. Через звук юный исполнитель должен научиться выражать различные эмоции. Выразительность пианистической артикуляции не ограничивается легато или стаккато, есть промежуточные, переходные формы, такие как туше, тенуто, меццо-стаккато и другие, на которые необходимо научить обращать внимание юного пианиста. На данном этапе нужно охватывать произведение полностью и не потерять целостность формы, учитывать эпоху создания сочинения, так как одни и те же обозначения могут исполняться по-разному, в зависимости от «контекста» произведения. Работая над артикуляцией, штрихами и техническими приемами, ученику необходимо пропускать все через голову, осмысленно и обдуманно. Если начать игнорировать этот принцип, то такая игра становится бессмысленной и не несет в себе никакой художественности.
В работе над музыкальным произведением колоссальное значение имеет педализация. Здесь необходимо найти баланс звучания, чтобы игра не была слишком «сухой» или наоборот «запедаленной».
Педагог должен приучать ученика к глубокой, осмысленной игре. Понимая взаимосвязь между штрихами, артикуляцией, фразировками, педализацией и динамикой, учащийся будет намного эффективнее раскрывать художественный замысел сочинения и характер содержания, что, несомненно, отразиться на его игре в лучшую сторону.
Заключительный этап работы над музыкальным произведением
Параллельно, изучая новое произведение и работая над описанными выше этапами и принципами, происходит заучивание текста. Здесь включается в работу зрительная, мышечная, аналитическая и эмоциональная память.
Самый эффективный и широко используемый метод заучивания на память был предложен И. Гофманом. Он включает в себя разучивание сочинения за инструментом с нотами, без инструмента с нотами, за инструментом без нот и последний способ без нот и без инструмента. Учить наизусть следует каждую партию рук отдельно, затем соединяя их. Очень полезно начинать игру с разных тактов и мест произведения, это дает охват всего сочинения и позволяет ученику чувствовать себя более свободно в игре. Еще один принцип заучивания – это игра с конца произведения. Этот способ обезопасит ученика от выпадения из памяти кусков нотного текста.
Работа над музыкальным произведением имеет цель, которая выражается в раскрытии художественного образа перед публикой, посредством концертного исполнения. На последнем этапе педагог с учеником добиваются уверенной и убедительной игры в любой обстановке, перед любыми слушателями. Здесь принцип работы педагога заключается в умении настроить ученика, воодушевить его, внушить уверенность в его силах. После итогового выступления, педагог должен отметить положительные моменты и быть корректным в выражении критики для дальнейших достижений ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль педагога в работе над музыкальным произведением в классе фортепиано очень важна. Работа над музыкальным произведением включает в себя творческий и гибкий подход, проявление фантазии. Несомненно, определенная последовательность и принципы действий должны оставаться неизменными, но степень подробности работы и выбор тех или иных приемов может быть разной. Это основа деятельности исполнителя. Принципы работы над музыкальным произведением – это совокупность множества факторов, комплексная работа, которая не имеет предела, так как она продолжается и после выступления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. - М.: Музыка, 1991.
2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М., 1979.
3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969.
4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика ХХI, 2007.
5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Изд. «Музыка», 1976.
6. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл.ред. Г.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
7. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М., Л., 1964.
8. Седракян Л. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. - М.: Владос, 2007.
9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Изд. «Музыка», 1984.
10. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. – М.: Изд. «Советская Россия», 1960