УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Возникновение понятия
«универсальные учебные
действия»
связано с изменением
парадигмы образования: от цели усвоения знаний,
умений и навыков к цели
развития личности учащегося
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Универсальные учебные действия (в широком значении) умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальные учебные действия (в узком смысле )
это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
Функции УУД
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Характер УУД
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;
Разработчики концепции УУД
Концепция развития
Универсальных учебных
действий разработана
на основе теоретических
положений системно-
деятельностного подхода(Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин,
Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов)
под руководством
А.Г. Асмолова
… через системно-деятельностный подход мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
А.Г. Асмолов
Виды универсальных учебных действий
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные УУД
03.11.11
Личностные универсальные действия
- Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
- Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;
установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими
словами, между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, «какое значение, смысл имеет
для меня учение», и уметь находить ответ на
него;
- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
Регулятивные УУД
Целеполагание
Саморегуляция
Прогнозирование
Планирование
Контроль
Коррекция
Оценка
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки».
Логические
действия
Общеучебные
действия
Познавательные УУД
Постановка
и решение
проблем
Знаково-символические
действия
Общеучебные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ;
- поиск и выделение необходимой информации
структурирование знания
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
- рефлексия способов и условий действия
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
- определение основной и второстепенной информации
- свободная ориентация и восприятие текстов
- понимание и адекватная оценка языка СМИ
- умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты
Логические УУД
- анализ
- синтез
- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация
- подведение под понятия, выведение следствий
- установление причинно-следственных связей
- построение логической цепи рассуждений
- доказательство
- выдвижение гипотез и их обоснование
Знаково-символические УУД
- моделирование
- преобразование модели
Постановка и решение проблемы
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий :
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Коммуникативные УУД
Постановка
вопросов
Планирование
учебного
сотрудничества
Разрешение
конфликтов
Управление
поведением
партнера
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий
- Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
- Не бойтесь «нестандартных уроков» , попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
- Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
- Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
- Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
УД представляют собой
целостную систему ,
в которой одно действие зависит от
другого.
Пример:
Общение помогает регулировать
свою деятельность. А это связь между
коммуникативными и регулятивными
Универсальными действиями
Рекомендации
по формированию универсальных
учебных
действий
1. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД
необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия:
- раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия;
- дать образец требуемого результата,
- задать последовательность операций действия.
2. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов УД.
3. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр.
4.Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Важно дать рекомендации по их выполнению.
5. Организовать поэтапную отработку УУД , обеспечивающую переход:
- от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия,
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Работа в группах
Разделяемся на 6 групп (по урокам учителей )
1. Совместно определяем:
какие виды УУД на каких этапах урока наблюдались (заполняем таблицу)
2. 1 человек из группы делает общий анализ по этапам урока