СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре учителей математики и физики «Формирование УУД учащихся с использованием технологий развития критического   и креативного мышления на уроках физики и  математики»

Просмотр содержимого документа
«Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД»

  УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

 Возникновение понятия   «универсальные учебные  действия»   связано с изменением  парадигмы образования:  от цели усвоения знаний,  умений и навыков к цели  развития личности учащегося

Возникновение понятия

«универсальные учебные

действия»

связано с изменением

парадигмы образования: от цели усвоения знаний,

умений и навыков к цели

развития личности учащегося

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» ,  а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» , а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

    Универсальные учебные действия    (в широком значении)   умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия (в широком значении) умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия   (в узком смысле )   это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Универсальные учебные действия (в узком смысле )

это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Функции УУД обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты  деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний,  формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Функции УУД

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Характер УУД Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;

Характер УУД

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося;
Разработчики концепции УУД          Концепция развития Универсальных учебных  действий разработана на основе теоретических положений системно- деятельностного подхода(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,  В.В. Давыдов) под руководством  А.Г. Асмолова

Разработчики концепции УУД

Концепция развития

Универсальных учебных

действий разработана

на основе теоретических

положений системно-

деятельностного подхода(Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев,

П.Я. Гальперин,

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов)

под руководством

А.Г. Асмолова

… через системно-деятельностный подход мы дадим ребенку

… через системно-деятельностный подход мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

А.Г. Асмолов

                              Виды универсальных  учебных действий        Личностные  Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Виды универсальных учебных действий

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные УУД 03.11.11

Личностные УУД

03.11.11

    Личностные универсальные  действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Личностные универсальные действия

  • Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
  • Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
  самоопределение –  личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; смыслообразование –  установление учащимися    связи между целью  учебной деятельности и ее мотивом, другими  словами, между результатом учения и тем, что  побуждает деятельность, ради чего она  осуществляется. Учащийся должен задаваться  вопросом о том, «какое значение, смысл имеет  для меня учение», и уметь находить ответ на  него; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.  
  •   самоопределение

личностное, профессиональное, жизненное

самоопределение;

  • смыслообразование

установление учащимися    связи между целью

учебной деятельности и ее мотивом, другими

словами, между результатом учения и тем, что

побуждает деятельность, ради чего она

осуществляется. Учащийся должен задаваться

вопросом о том, «какое значение, смысл имеет

для меня учение», и уметь находить ответ на

него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений;

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений;

 Регулятивные УУД Целеполагание   Саморегуляция   Прогнозирование  Планирование Контроль Коррекция  Оценка

Регулятивные УУД

Целеполагание

Саморегуляция

Прогнозирование

Планирование

Контроль

Коррекция

Оценка

   целеполагание -  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;  коррекция  – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;  оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;  поиск информации в предложенных источниках;  взаимоконтроль;  взаимный диктант;  диспут;  заучивание материала наизусть в классе;  «ищу ошибки».

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • «ищу ошибки».
Логические действия Общеучебные действия Познавательные УУД Постановка  и решение  проблем Знаково-символические действия

Логические

действия

Общеучебные

действия

Познавательные УУД

Постановка

и решение

проблем

Знаково-символические

действия

 Общеучебные  УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; - поиск и выделение необходимой информации  структурирование знания  - выбор наиболее эффективных способов решения задач  - рефлексия способов и условий действия - контроль и оценка процесса и результатов деятельности - смысловое чтение  - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов  - определение основной и второстепенной информации  - свободная ориентация и восприятие текстов  - понимание и адекватная оценка языка СМИ - умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты

Общеучебные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ;

- поиск и выделение необходимой информации

структурирование знания

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- рефлексия способов и условий действия

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- смысловое чтение

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

- определение основной и второстепенной информации

- свободная ориентация и восприятие текстов

- понимание и адекватная оценка языка СМИ

- умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты

Логические УУД - анализ - синтез - обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация - подведение под понятия, выведение следствий - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений - доказательство - выдвижение гипотез и их обоснование

Логические УУД

- анализ

- синтез

- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация

- подведение под понятия, выведение следствий

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждений

- доказательство

- выдвижение гипотез и их обоснование

 Знаково-символические УУД - моделирование - преобразование модели

Знаково-символические УУД

- моделирование

- преобразование модели

  Постановка и решение проблемы  - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка и решение проблемы

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения

проблем творческого и поискового характера.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий : «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий :

  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;
 Коммуникативные УУД Постановка вопросов Планирование учебного сотрудничества  Разрешение конфликтов Управление поведением  партнера

Коммуникативные УУД

Постановка

вопросов

Планирование

учебного

сотрудничества

Разрешение

конфликтов

Управление

поведением

партнера

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру;  отзыв на работу товарища;  групповая работа по составлению кроссворда;  «отгадай, о ком говорим»;  диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);  «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь  «нестандартных уроков» , попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий

  • Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
  • Не бойтесь  «нестандартных уроков» , попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  • Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
  • Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
  • Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
 УД представляют собой  целостную систему ,  в которой одно действие зависит от другого. Пример: Общение  помогает регулировать свою деятельность. А это связь между коммуникативными и регулятивными Универсальными действиями

УД представляют собой

целостную систему ,

в которой одно действие зависит от

другого.

Пример:

Общение помогает регулировать

свою деятельность. А это связь между

коммуникативными и регулятивными

Универсальными действиями

 Рекомендации  по формированию универсальных учебных действий

Рекомендации

по формированию универсальных

учебных

действий

1. Организовать ориентировку  учащихся в выполнении УУД   необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия: - раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия; - дать образец требуемого результата, - задать последовательность операций действия.

1. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД

необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия:

- раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия;

- дать образец требуемого результата,

- задать последовательность операций действия.

2. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов УД.

2. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов УД.

3. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр.

3. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр.

4.Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Важно дать рекомендации по их выполнению.

4.Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Важно дать рекомендации по их выполнению.

5.  Организовать поэтапную отработку УУД ,  обеспечивающую переход:   - от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия,  - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции

5. Организовать поэтапную отработку УУД , обеспечивающую переход:

- от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия,

- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции

От стихийности –  к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Работа в группах Разделяемся на 6 групп (по урокам учителей ) 1. Совместно определяем:  какие виды УУД на каких этапах урока наблюдались (заполняем таблицу) 2. 1 человек из группы делает общий анализ по этапам урока

Работа в группах

Разделяемся на 6 групп (по урокам учителей )

1. Совместно определяем:

какие виды УУД на каких этапах урока наблюдались (заполняем таблицу)

2. 1 человек из группы делает общий анализ по этапам урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя