СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гр. Т 215 ОУД.01.01 Родной язык Тема: Употребление глаголов в речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание выдано: 09.11.2020 г.

Выполнить до 11.11.2020 г.

 Выполненное задание отправлять на электрорнную почту [email protected] 

 

Эпиграфы:

 «Глагол является основой языка.                                                    

Найти верный глагол для  фразы-

Значит дать движение фразе».

Л.Н.Толстой

Глагол - великий двигатель.

Высказывания о глаголе:

Интересная часть речи

в русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и поет.

                                                                     

Он энергичен, многолик-

Глагол,

Он действовать привык.

Необходим он –

Вот в чём соль.

Я говорю ему:

«Глаголь!»

Л.Татьяничева      

2)   УГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ и узнаете, о чем пойдет речь на уроке

                                                       Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом.

И счастливый мой удел таков—

        В речи быть одним из главных слов.

 

Глагол--  самая распространенная, необыкновенная  часть речи. Обозначает действие или состояние. Но ведь все сущее, весь мир находится в движении — развивается, изменяется, совершает действии, воздействует или подвергается воздействию. Это разнообразное вечное движение выражается посредством глаголов.

По частоте  употребления в речи  занимает 2 место  после существительных.

Об этом свидетельствуют такие факты: из 9000 слов на глагол приходится 2500.

15 % слов художественного текста – это глаголы.

 Самыми частотными являются:  СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ , СЛЫШАТЬ быть, мочь, , знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..

 Древнегреческий мыслитель Конфуций говорил:

Я слышу, и я забываю.

                                                          Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Обратите внимание, сколько глаголов использовал автор для выражения своей мысли. Как вы понимаете значение этих слов?

 

Сегодня мы повторим изученное о глаголе, будем закреплять умение правильно писать и  употреблять глаголы в речи.

 

 

 1)  Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

-В научном. официально—деловом, художественном, разговорном.

 (В официально-деловом и научном – для достижения точности речи. В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность).

- Какие глаголы придают особую выразительность речи? (Глаголы в переносном значении.)

- Утверждение, что «Глагол - великий двигатель» верноКакое значение имеет слово двигатель? 

                               

5)  Беседа по вопросам ( Напишите ответы)

 -- Что такое глагол? 

 -- Что такое ИНФИНИТИВ? 

--  Что такое спряжение?

-- сколько спряжений у глагола?

--   Как изменяются глаголы?

--   Какие глаголы являются переходными, какие — непереходными? Привести примеры

--   Какую синтаксическую роль играют  глаголы в тексте? 

 -объяснить правописание личных окончаний глаголов занимается, регулирует, производитвыявляет, ремонтирует.

---От чего зависит правописание Безударных личных окончаний глагола ? (от спряжения)

--  В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

7)   Большинство глаголов употребляется в художественном стиле речи, т.к. являются изобразительно-выразительным средством, служат для характеристики героев

 

Русский писатель А Югов сказал: «Глагол самая огнепышашая , самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая,  самая свежая, артериальная кровь языка.»(«Думы о  русском слове»  ),подчеркивая, глаголы придают динамичность, живость языка, речи.

  Ю В Бондарев сказал «…По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо Г—это действенность характера»

Можно приводить много примеров использования глаголов   речи в художественной литературе. Например, В Г Распутин в повести «Последний срок» на 3 страницах употребил около 20  разных глаголов речи, чувства.

Глагол помогает

Жить, думать,

Чувствовать, любить,

Свершать открытия.

Б. Пастернак

Задание:

Подобрать синонимы к глаголу

ДУМАТЬ - мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять

-- ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА  передают чувства героев, делают текст более эмоциональным

 Вывод: Использование синонимов  в речи делает её образной, выразительной и красивой

9) Поэты также отмечают эти свойства глагола как изобразительно-выразительного средства.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет 

На дворе гуляет непогода,

Ночь стоит темным -темна,

И совою пучеглазою

Из-за туч глядит луна.

Под окошком ветви яблони

Так и ходят ходуном,

И березка с дубом шепчется,

Как со старым колдуном.

П.Комаров

-  О чем эти стихотворения?

--Найдите глаголы. Укажите особенности употребления данных глаголов в этих стихотворениях. ( особенность- используются глаголы в переносном значении -метафоры)

ГЛАГОЛЫ ПОДЧЁРКИВАЮТ

ДВИЖЕНИЕ,

ДИНАМИКУ

--  Итак, о чем мы говорим сегодня на уроке? О глаголе и употреблении его в речи

ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКАГлагол. Употребление форм глагола в речи. 

Сегодня на уроке мы обобщим  сведения о глаголе. Повторим правописание безударных личных окончаний глагола. Будем закреплять умение правильно писать и употреблять глаголы в речи

Урок проведем в виде просмотра журнала «ГЛАГОЛИЯ»

На первой  странице журнал предлагает   Орфоэпическую  разминку.

10. Орфоэпический разминка  

Спишите глаголы, поставьте ударение.

ЗвонИт, баловАть, премировАть, создалА, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит, закУпорить, 

(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)

-составьте с данными словами словосочетания

11  Культура речиГоворите правильно

положИ  трубку, кладИ трубку

--Правильно употребляет глаголы?

-А как надо?

позвонИть- звонИт,

положИ-клади трубку

  Словарная работа  Слитно или раздельно?

Ненавидеть, несдобровать, негодовать, невзлюбить, недоумевать.

12  Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.  (Работа по алгоритму)

Интересные  глаголы  – бежать, хотеть!

Проспрягайте глаголы

Бежать-1 вариант                                   Хотеть-2 вариант

1 л- я бегу                                                - я хочу

2  ты бежишь                                             ты хочешь

3 л-он бежит                                              он хочет

   Они бегут                                                они хотят

Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

13     Самостоятельная работа.( Слайд 14)

Задание  

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой.

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. 

3) Ты не берегёшь себя.

4) Мы стригёмся в парикмахерской. 

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. 

6) Они давно не плотят за свет и газ.

7) Вы хочете спать? Так ляжьте!)

- В каком наклонении стоит последний глагол?

14  Использование фразеологизмов в речи.

 1) Игра  « Угадай словечко!»

Объяснить значение фразеологизмов, заменив их глаголами:

Вставлять палки в колеса -

Сесть в калошу-

Делать из мухи слона-

За двумя зайцами погонишься-

Водить за нос--

15  Впишите в пословицы глаголы

--Кашу маслом …

--Выше головы…

--после драки кулаками…

16 Самостоятельная работа

                       Тест по теме «Правописание глаголов»

                            1 вариант

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает...ся

2)      мне не нравит...ся

3)      будет строит...ся

4)      крапива жалит...ся

 

 2.      В каком слове пишется   буква И?

1)      ты бор...шься

2)      мы накол...м дров

3)      лицо пыш...т здоровьем

4)      мы высп...мся

3.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ...тся

2)      терп...шь боль

3)      никого не обид...т

4)      вы все предвид...те

 4.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел...т кофе

2)      крупы порт...тся

3)      они справ...тся

4)      занятия оконч...тся

5.   B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор...т швы

2)      родители хлопоч...т

3)      они ма...тся без дела

4)      дети стро...т дом из песка

 6.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт...вать печаль

2)      приз...вать к примирению

3)      задум...ваться над своей судьбой

    4)      попроб...вать заглянуть в будущее

                                     2 вариант

1.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят...ся

2)      будет старат...ся

3)      не хочу злит...ся

4)      прут гнет...ся

2.      В каком слове пишется буква И?

1)      куст вян...т

2)      все забуд...тся

3)      увид...л друга

4)      калачом не заман...шь

3.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот...ла

2)      воздух нас опьян...л

3)      повесел...л ребят

4)      край обезлюд...л

4.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот...ла

2)      воздух нас опьян...л

3)      повесел...л ребят

4)      край обезлюд...л

5  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде...тся

2)      они услыш...т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж...т

4)      колыш...тся травы

6.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед...вать отделом

2)      оправд...вать друга

3)      исповед...вать христианство

4)      завид...вать согласию

 

 Д/з  Повторить:Употребление в речи причастий и деепричастий.(Учебник А.И.Власенков Русский язык:грамматика. Текст.Стили речи. 10-11 кл.)

Просмотр содержимого документа
«Гр. Т 215 ОУД.01.01 Родной язык Тема: Употребление глаголов в речи»

Тема:  «Употребление глаголов в речи»


Эпиграфы:

«Глагол является основой языка.                                                    

Найти верный глагол для  фразы-

Значит дать движение фразе».

Л.Н.Толстой

Глагол - великий двигатель.

Высказывания о глаголе:

Интересная часть речи

в русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и поет.

                                                                     

Он энергичен, многолик-

Глагол,

Он действовать привык.

Необходим он –

Вот в чём соль.

Я говорю ему:

«Глаголь!»

Л.Татьяничева      

2)   УГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ и узнаете, о чем пойдет речь на уроке

                                                       Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом.

И счастливый мой удел таков—

        В речи быть одним из главных слов.


Глагол--  самая распространенная, необыкновенная  часть речи. Обозначает действие или состояние. Но ведь все сущее, весь мир находится в движении — развивается, изменяется, совершает действии, воздействует или подвергается воздействию. Это разнообразное вечное движение выражается посредством глаголов.

По частоте  употребления в речи  занимает 2 место  после существительных.

Об этом свидетельствуют такие факты: из 9000 слов на глагол приходится 2500.

15 % слов художественного текста – это глаголы.

 Самыми частотными являются:  СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ , СЛЫШАТЬ быть, мочь, , знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..

 Древнегреческий мыслитель Конфуций говорил:

Я слышу, и я забываю.

                                                          Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Обратите внимание, сколько глаголов использовал автор для выражения своей мысли. Как вы понимаете значение этих слов?


Сегодня мы повторим изученное о глаголе, будем закреплять умение правильно писать и  употреблять глаголы в речи.



 1)  Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

-В научном. официально—деловом, художественном, разговорном.

 (В официально-деловом и научном – для достижения точности речи. В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность).

- Какие глаголы придают особую выразительность речи? (Глаголы в переносном значении.)

- Утверждение, что «Глагол - великий двигатель» верноКакое значение имеет слово двигатель? 

                               

5)  Беседа по вопросам ( Напишите ответы)

 -- Что такое глагол? 

-- Что такое ИНФИНИТИВ? 

--  Что такое спряжение?

-- сколько спряжений у глагола?

--   Как изменяются глаголы?

--   Какие глаголы являются переходными, какие — непереходными? Привести примеры

--   Какую синтаксическую роль играют  глаголы в тексте? 

-объяснить правописание личных окончаний глаголов занимается, регулирует, производитвыявляет, ремонтирует.

---От чего зависит правописание Безударных личных окончаний глагола ? (от спряжения)

--  В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

7)   Большинство глаголов употребляется в художественном стиле речи, т.к. являются изобразительно-выразительным средством, служат для характеристики героев


Русский писатель А Югов сказал: «Глагол самая огнепышашая , самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая,  самая свежая, артериальная кровь языка.»(«Думы о  русском слове»  ),подчеркивая, глаголы придают динамичность, живость языка, речи.

  Ю В Бондарев сказал «…По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо Г—это действенность характера»

Можно приводить много примеров использования глаголов   речи в художественной литературе. Например, В Г Распутин в повести «Последний срок» на 3 страницах употребил около 20  разных глаголов речи, чувства.

Глагол помогает

Жить, думать,

Чувствовать, любить,

Свершать открытия.

Б. Пастернак

Задание:

Подобрать синонимы к глаголу

ДУМАТЬ - мыслить, размышлять, предаваться размышлениям, задумываться, мозговать, помышлять

-- ГЛАГОЛЫ ЧУВСТВА  передают чувства героев, делают текст более эмоциональным

 Вывод: Использование синонимов  в речи делает её образной, выразительной и красивой

9) Поэты также отмечают эти свойства глагола как изобразительно-выразительного средства.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет 

На дворе гуляет непогода,

Ночь стоит темным -темна,

И совою пучеглазою

Из-за туч глядит луна.

Под окошком ветви яблони

Так и ходят ходуном,

И березка с дубом шепчется,

Как со старым колдуном.

П.Комаров

-  О чем эти стихотворения?

--Найдите глаголы. Укажите особенности употребления данных глаголов в этих стихотворениях. ( особенность- используются глаголы в переносном значении -метафоры)

ГЛАГОЛЫ ПОДЧЁРКИВАЮТ

ДВИЖЕНИЕ,

ДИНАМИКУ

--  Итак, о чем мы говорим сегодня на уроке? О глаголе и употреблении его в речи

ЗАПИШИТЕ ТЕМУ УРОКАГлагол. Употребление форм глагола в речи. 

Сегодня на уроке мы обобщим  сведения о глаголе. Повторим правописание безударных личных окончаний глагола. Будем закреплять умение правильно писать и употреблять глаголы в речи

Урок проведем в виде просмотра журнала «ГЛАГОЛИЯ»

На первой  странице журнал предлагает   Орфоэпическую  разминку.

10. Орфоэпический разминка  

Спишите глаголы, поставьте ударение.

ЗвонИт, баловАть, премировАть, создалА, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит, закУпорить, 

(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)

-составьте с данными словами словосочетания

11  Культура речиГоворите правильно

положИ  трубку, кладИ трубку

--Правильно употребляет глаголы?

-А как надо?

позвонИть- звонИт,

положИ-клади трубку

  Словарная работа  Слитно или раздельно?

Ненавидеть, несдобровать, негодовать, невзлюбить, недоумевать.

12  Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.  (Работа по алгоритму)

Интересные  глаголы  – бежать, хотеть!

Проспрягайте глаголы

Бежать-1 вариант                                   Хотеть-2 вариант

1 л- я бегу                                                - я хочу

2  ты бежишь                                             ты хочешь

3 л-он бежит                                              он хочет

   Они бегут                                                они хотят

Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

13     Самостоятельная работа.( Слайд 14)

Задание  

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой.

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. 

3) Ты не берегёшь себя.

4) Мы стригёмся в парикмахерской. 

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. 

6) Они давно не плотят за свет и газ.

7) Вы хочете спать? Так ляжьте!)

- В каком наклонении стоит последний глагол?

14  Использование фразеологизмов в речи.

 1) Игра  « Угадай словечко!»

Объяснить значение фразеологизмов, заменив их глаголами:

Вставлять палки в колеса -

Сесть в калошу-

Делать из мухи слона-

За двумя зайцами погонишься-

Водить за нос--

15  Впишите в пословицы глаголы

--Кашу маслом …

--Выше головы…

--после драки кулаками…

16 Самостоятельная работа

                       Тест по теме «Правописание глаголов»

                            1 вариант

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает...ся

2)      мне не нравит...ся

3)      будет строит...ся

4)      крапива жалит...ся


 2.      В каком слове пишется   буква И?

1)      ты бор...шься

2)      мы накол...м дров

3)      лицо пыш...т здоровьем

4)      мы высп...мся

3.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ...тся

2)      терп...шь боль

3)      никого не обид...т

4)      вы все предвид...те

 4.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел...т кофе

2)      крупы порт...тся

3)      они справ...тся

4)      занятия оконч...тся

5.   B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор...т швы

2)      родители хлопоч...т

3)      они ма...тся без дела

4)      дети стро...т дом из песка

 6.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт...вать печаль

2)      приз...вать к примирению

3)      задум...ваться над своей судьбой

    4)      попроб...вать заглянуть в будущее

                                     2 вариант

1.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят...ся

2)      будет старат...ся

3)      не хочу злит...ся

4)      прут гнет...ся

2.      В каком слове пишется буква И?

1)      куст вян...т

2)      все забуд...тся

3)      увид...л друга

4)      калачом не заман...шь

3.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот...ла

2)      воздух нас опьян...л

3)      повесел...л ребят

4)      край обезлюд...л

4.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот...ла

2)      воздух нас опьян...л

3)      повесел...л ребят

4)      край обезлюд...л

5  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде...тся

2)      они услыш...т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж...т

4)      колыш...тся травы

6.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед...вать отделом

2)      оправд...вать друга

3)      исповед...вать христианство

4)      завид...вать согласию


Д/з Повторить:Употребление в речи причастий и деепричастий.(Учебник А.И.Власенков Русский язык:грамматика. Текст.Стили речи. 10-11 кл.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!