Предмет: русский язык
Класс: 10
Тема урока «Употребление Ъ и Ь знаков»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.
2. Развивающие:
а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.
ТИП УРОКА: комбинированный
Оборудование : карточки, презентация
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа
2. Представление компьютерной презентации
4. Индивидуальная и парная работа на местах
5. «Занимательный русский язык» (сведения об истории возникновения знаков).
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-
Разминка для ума.
Задание для учащихся (карточки) Приложение 1:
А) поставьте ударение в соответствии с нормами произношения
закУпорить, плесневЕть, курЯщий, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, кровоточИть, балОванный, красИвее.
Б) Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут.
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Объяснение материала.
Слово учителя.
Мы говорили с вами, что есть несколько точек приложения орфограмм : в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Повторили правописание слитного и раздельного написания НЕ и НИ. Сегодня пойдет речь о правописании Ъ и Ь знаков. Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы? На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем уроке.
Класс делится на 2 группы: («Фанаты Ь знака»), («Фанаты Ъ знака»)
Предлагаю творческое задание: каждая из команд должна пофантазировать и объяснить, кто главнее Ь или Ъ знак, почему?
Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью). В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь ( ш, ж в русском языке всегда твердые). Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.
Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:
об-, без-, под-, раз-, от-, сверх-…
подъезд, объезд
аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-:
адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек)
двухъярусный, но трехэтажный
Ь пишется:
-в конце слова: моль, любовь
-в середине: просьба, седьмой
-существительных 3-го скл. женского рода :рожь, мощь
-глаголах неопред. Формы :залечь, печь пирог
-глаголах 2-го лица, ед. числа :думаешь, пишешь
-глаголах повелит. наклонения :плачь громче
-наречиях с основой на шипящую: вскачь исключения: уж, замуж, невтерпёж
-частицах вишь, лишь, ишь
- перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И в корне или суффиксе после мягких согласных: крестьянин, вьюга, воробьи
-в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О в корне слова: медальон, шампиньон
Не пишется
Ъ
Детясли, иняз
Ь
-
в сочетаниях чн, нч, чк, чр, рч, щн, нщ, щр,рщ, нт…
бантик, нянчить, обманщик
-
в существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. гараж, камыш
-
в существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа туч, рощ
-
в кратких прилагательных мужского рода горяч, свеж
-
в сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ гвозди, иллюминация
-
между двумя мягкими Л иллюзия
4. Первичное закрепление
-Проверяем знания, путём подъема рук (физминутка.)
Съездим
Трёхэтажный
Бьющийся
Предъюбилейный
Сэкономить
Овечьи
Гвозди
Пахуч
Двухъярусный
-Распределите слова по двум столбикам. В один выпишите слова с разделительным Ъ, а в другой с разделительным Ь
Слова: в_юга, под_ехать, л_ётся, с_ёмка, раз_яснить, пред_юбилейный, бул_он, мурав_и, бур_ян, об_явить, бар_ер, вороб_и.Какое из выписанных слов прилагательное?
-Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.
Раз_ярённый зверь, с_ёжиться от холода, об_яснить задачу, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_увериться во всём, с_узить юбку, под_езд к дому, в_ёт гнездо, сверкнуть в лист_ях, сер_ёзная опасность.
-Работа по группам 2 варианта, вставить пропущенные буквы
1-Горяч, дочь, обжечься, зарежь, кулич, мелочь, остричь, сплошь, тоньше, уж, фальшь, вскачь, вояж, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, уберечься, тягуч, январский, платёж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, ёж, испечь, кончик, ералаш, невтерпёж, умножьте, назначьте.
2-Ночь, каменщик, куч, ветви, клянчить, срежь, тончайший, бережёшься, зонтик, бричка, щёлочь, бишь (частица), стричься, декабрьский, свечка, брошь, пильщик, срочный, день-деньской, плющ, мельчайший, хрящ, кумач, наотмашь, навзничь, замуж, горяч, молодёжь, сторож, невмочь, с плеч, хорош.
Это интересно
-
Буква «ер» - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).
-
До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ
-
Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
-
Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.
Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
5. Самостоятельная работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания на карточке) (Приложения 2,3.)
6. Д/З Стр 80-81 упр62
7. Рефлексия(подведение итогов занятия)
Назовите условия, при которых пишется разделительный Ъ.
-
Разминка для ума.
Задание для учащихся (слова записаны на доске):
А) поставьте ударение в соответствии с нормами произношения
закупорить, плесневеть, курящий, восприняв, жалюзи, позвонят, занятой, заржаветь, досуг, баловать, клала, кровоточить, балованный, красивее.
Б) Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.
1. (Не)засыпая (н...) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н...)(н...)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут.
Приложение 2.
Задание. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
А) Дочь рыбака, пожилой врач, чай горяч, питаешься плохо
Б) Мяч для волейбола, спрячешься в траве, надеешься на успех, выйти замуж
С) Идти прочь, пробежишься по стадиону, полевая мышь, жечь костер
Д) Сжечь мусор, чертеж студента, открывать двери настежь, громкий плач
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?
А) Разъемный, безъядерный, изголовье
В) Въезжающий, изъятый, межэтажный
С) Съемный, объектив, двухъярусный
Самостоятельная работа.
Задание 1. Распределите слова по двум столбикам. В один выпишите слова с разделительным Ъ, а в другой с разделительным Ь.
Слова: в_юга, под_ехать, л_ётся, с_ёмка, раз_яснить, пред_юбилейный, бул_он, мурав_и, бур_ян, об_явить, бар_ер, вороб_и. Какое из выписанных слов прилагательное?
Задание 2.
Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.
Раз_ярённый зверь, с_ёжиться от холода, об_яснить задачу, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_увериться во всём, с_узить юбку, под_езд к дому, в_ёт гнездо, сверкнуть в лист_ях, сер_ёзная опасность.
Самостоятельная работа.
1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?
1) под_езд, с_ёмка, об_явление
2) об_ективный, с_экономить, раз_яснить
3) ин_екция, в_елся, б_ётся
2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?
1) ад_ютант, бул_он, лис_и
2) компан_он, шампин_он, интерв_ю
3) почтал_он, павил_он, раз_езд
Приложение 1.
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО -
Не обозначают звука. -
Не допускают слияния гласного и согласного. |
Ь Разделительный Ь знак пишется -
Ь для обозначения мягкости согласных, -
Ь после шипящих для разграничения грамматических форм, -
Ь перед гласными е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга) -
В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон) | Ъ Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными е, ё, ю, я, 1. после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный) 2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант) -
в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный) -
Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем) |
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ - на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь); - в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше); - в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот) |
Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ДЛЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ -
В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь). -
В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь). -
В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь). -
Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь). -
В наречиях (сплошь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж. -
В частицах (лишь, ишь, вишь). -
В середине числительных 50-80, 500-800. -
В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим) | |
Ь перед гласными е, ё, ю, я, и - в корне (обезьяна, интерьер) - в иноязычных словах (бульон, компаньон) |
Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ ! |
-
В существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. (гараж, камыш). -
В существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа (туч, рощ) -
В кратких прилагательных мужского рода (горяч, свеж) -
В сочетаниях ЧН, ЧК, ЩН, НЩ, РЩ -
В сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ (гвозди, иллюминация) -
Между двумя мягкими Л (иллюзия) |