СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Употребление имен числительных в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для повтореня изученного материала по теме "Имя числительное"

Просмотр содержимого документа
«"Употребление имен числительных в речи"»

Употребление имен числительных в речи

6 класс


Тема урока"Употребление числительных в речи"

Цели урока: выработка умений по применению знаний, совершенствование умения употреблять имена числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими нормами,

Тип урока: Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Задачи урока:

образовательные: развивать навыки нормированного употребления числительных в косвенных падежах; формировать умение выбирать нужное написание в зависимости от предложенных условий; совершенствовать орфографические умения; систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного, научить находить изученную часть речи в тексте; обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного; развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

развивающие: развивать навыки самостоятельной деятельности по обобщению сведений о нормах употребления числительных в речи; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни; развивать речевые способности учащихся; развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память.

воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русскому языку, к истории родной страны и ее культуре; воспитывать потребность в формировании речевой культуры, взаимоуважении.

Метод:  репродуктивный, частично – поисковый, индивидуальный, исследовательский.

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М. М. Разумовской.

Эпиграф к уроку. 

Мы … никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы. (Платон)

Твой ум без числа ничего не постигает. (Кузанский)



Ход урока


I.Организационный этап  Дорогие ребята. Сегодня у нас праздник – открытый урок, поэтому у нас гости – очень добрые учителя из других школ. Но вы не волнуйтесь, постарайтесь показать, какие вы у меня умные и грамотные.

1.Видеообрашение (читают ученики 11 класса)

   Дорогие шестиклассники. Сегодня 12 апреля 2019  года. Пятый день недели. Через 18 дней наступит третий месяц весны – май, который завершит 2018-2019 учебный год. 24 мая прозвенит последний звонок для нас, одиннадцатиклассников. А для вас с первого июня начнутся летние каникулы, 3  прекрасных месяца которых пройдут как один день. И вы на правах учащихся 7 класса первого сентября без пятнадцати девять соберетесь в 211 кабинете. И ваша учительница скажет вам: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока…» Но это произойдет не раньше ста сорока четырех дней. А пока у меня вопрос к вам: слова какой части речи преобладали в моей речи

2. Сообщение темы урока, его цели  и задач.  Мы с вами завершили изучение такой интересной темы, как имя числительное. Поэтому сегодня нам предстоит, как вы думаете, что сделать? (ответы учащихся). Следовательно, тема нашего урока какова? (Повторение темы «Имя числительное») Слайд 1 (Уч-ся записывают тему урока).

3. Этап мотивации и актуализации знаний.

-  к какой группе отнесем числительное в дате? (двенадцатое - порядковое)

- А какая знаменательная дата сегодня?

Слайд 2.Текст про Ю.Гагарина

 3) Какая часть речи нам помогла узнать много интересного? (имя числительное).

- Это заключительный урок по изучению имени числительного. Сегодня мы

повторим изученное о числительном, сделаем вывод, хорошо ли усвоили изученный материал. Как вы думаете, ребята, какие цели будут стоять перед нами на уроке? (Ответ учащихся – Научиться правильно произносить числительные – научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни) Правильно, повторяя изученный материал, мы убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

4. Прочитайте эпиграф к уроку. Слайд 3.

-Иногда мы слышим, что какие-то знания жизненно необходимы. Как вы думаете, знания о числительном нам жизненно необходимы?

II. Проверка домашней работы у всего класса: к уроку вам было задано:

1) вспомнить произведения, в названиях которых встречаются имена числительные.

2) Сочинить сказку, героями которой будут имена числительные

3) Составить рассказ «Мой хутор», используя числительные

4) Составить рассказ «Наш класс», используя имена числительные.

III. Общие сведения о числительных

1. Фронтальный опрос учащихся.

- С какой частью речи мы знакомились впервые в этом году в течение последних уроков?

- Дайте определение имени числительному.

2.Составим кластер. Слайд 4. Главное понятие сегодняшнего урока какое? (Имя числительное) Работа в группах Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.

Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

- Попробуем вспомнить, что представляет собой каждый из этих разрядов.

3.Повторение материала по количественным числительным Слайд 5, 6

- Расскажите об особенностях склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.

1) Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой бумаги и изготовить 12000 ученических тетрадей.

4. Повторение дробных числительных

- Что вам известно о склонении дробных числительных? (Слайд 7) Запишите словами

Из 8,6 вычесть 3,025;

с 90 3/4 сложить 7 5/8.

5. Работа с собирательными числительными (Слайд 8)

-Угадайте, о каких числительных идет речь в этом маленьком рассказе.

- Какие же это числительные, ребята? И какая у них особенность?

- Что вы знаете о собирательных числительных?

Устная работа. Исправьте ошибки, если они допущены в предложениях. (Слайд 9 )

К моей кормушке часто прилетает трое птиц.

Двести девятеро видов птиц занесено в Красную книгу.

По обоим сторонам опушки тянулся густой лес

- Что вы знаете о Красной Книге? (Птица пеликан занесена в Красную книгу.)

6. Повторение материала по порядковым числительным

- Вспомним склонение составных порядковых числительных. Что вы об этом скажете?

Послушайте текст и выберите из предложений порядковые числительные, правильно произнесите их, определите падеж. (Слайд 10)

А если порядковое числительное входит в состав названия праздников, событий, то как оно пишется? А если порядковое числительное написано цифрой? (Слайд 11)

IV. Отдыхаем с пользой. (Слайд 13)

V. Сфера употребления имен числительных.

1. В предложении имена числительные могут быть разными членами предложения. Сочетание числительного с существительным чаще всего является одним членом предложения. (слайд №14,15)

Произвести синтаксический разбор предложения. Первые пушистые 

снежинки падали на землю, покрытую легкой изморозью. (Слайд 16))

2.От числительных можно образовать: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Кроме того, можно образовать сложные имена существительные и прилагательные(Слайд 17)

Итак, как мы с вами убедились в том, сфера употребления числительных широка.

3. Ролевая игра.

1 Представьте себя на уроке математики. Вам необходимо решить примеры, озвучив условия.

К 235 + 87 получится ________________
К 894 + 73 получится ___________________
От 956 — 58 получится ___________________
От 56-18 получится _______________________

4. Представьте себя в сбербанке, где вам необходимо заполнить квитанцию, прописав сумму прописью.

Я, _____________________________________________, получил 2.569.45 (_________________________________) рублей(Слайд 18))

5. Урок литературы

Вам было задано дома найти произведения, в названиях которых встречаются имена числительные. Слайд 19

6. Давайте вспомним пословицы, поговорки, фразеологизмы, включающие числительные. Слайды 20, 21

- Наша жизнь не обходится без числительных. Какие профессии тесно связаны с именами числительными? (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)

Давайте выполним следующие Слайды 22, 23

Вспомним эпиграф, о котором мы говорили в начале урока и послушаем стихотворение, которое можем назвать продолжением мысли, которая высказана в нем.

VI. Итог урока Ребята, выполнили ли мы задачи, которые стояли в начале урока? Надо сказать, что числительное – одна из трудных частей речи. Довольны ли вы своими результатами? Как вы оцениваете свои знания? Считаете, что прочно знаете материал или надо ещё на что-то обратить внимание? Мы остановились на сложных вопросах, касающихся имени числительного. Информацию, которую вы сегодня повторили, обязательно пригодится вам завтра на контрольной работе. Было ли вам интересно?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

VII.Домашнее задание:

1.Написать сочинение на тему “Вдруг числительные исчезли….” 

2.Составить прогноз погоды на завтрашний день, используя имена числительные.

























1.Блиц-опрос:

- Какие существительные могут сочетаться с числительным четверо: 
1. друзья или машины 2. котята или девочки 

- В каких числительных в середине пишется Ь: 
1. 60 или 16 2. 700 или 18 

- В каком случае нужно употребить слово «обеими»? 
1. Идти с обеими подругами или слышать обоими ушами.

2.Видит обоими глазами или машет обеими руками. 














Задание.

1 вариант: Просклоняйте порядковое числительное в 1822 году ( поставьте в форму Р., Т., П.п)

2 вариант: просклоняйте количественное числительное 26.

Наша жизнь не обходится без числительных. Какие профессии тесно связаны с именами числительными? (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, 

продавец)

1. Найдите числительное и объясните свой выбор:

А) шестидневка

Б) двойка

В) второй

Г) пятерня

2. Какое утверждение является неверным? Почему?

А) Числительные делятся на количественные и порядковые.

Б) Числительные изменяются по падежам.

В) Числительные могут быть различными членами предложения.

Г) Числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.

  • cемьсот, одиннадцать, сорок;

  • шестнадцать, восемьдесят, двести;

  • девятьсот, девятнадцать, девяносто.

5) Найди ошибку! 10 мин.

- Один ученик будет выполнять индивидуальное задание.

Индивидуальное задание (карточка с индивидуальным заданием)

А) с обеими спортсменами

Б) обоих лыжниц

В) двое спортсменок

Г) пятеро гонщиков

Задание классу (слайд):

- Попробуем разобраться, правильно ли употреблены числительные. Задание вы выполняете самостоятельно. Нужно найти и выписать числительные, которые использованы в верной грамматической форме.

Семистами пятьюдесятью девятью, семьюстами семьюдесятью шестью, пятьюстами шестидесяти четырьмя, одной тысячью восьмьюстами девяноста шестью, двумястами семидесяти пятью, тремястами семидесяти тремя, двумя тысячами четырнадцатью.

- К какой группе числительных они относятся? (К количественным)

- Запишем числами найденные числительные. Как вы думаете, что это за числа?

Запишите ответы на вопросы, используя числительные

1. Сколько лет жили старик со старухой в сказке  «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
2. Сколько богатырей было в сказке «О мёртвой царевне»?
3. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
4. Сколько было мушкетёров в романе А.Дюма?
5. Сколько было месяцев в известной сказке Маршака? (30 лет и 3 года,7 богатырей,2 зайца,3 мушкетёра, 12 месяцев)

Задание:

     4.Как мы находим имена числительные в речи?

а) по вопросам

б) по значению

в) им. числительное = число

   Но есть такие случаи, когда корень со значением числа входит в состав других частей речи. Как быть? Как отличить числительные от омонимичных частей речи?

Задание: Из всех слов на слайде выберите только имена числительные и запишите в тетрадь. (Фронтальная проверка, аргументированные ответы).

Выберите имена числительные

Двойка                                                        Тысяча девятьсот восемьдесят седьмой

Трехэтажный                                            Два

Семь шестых                                             Утроить

Около полутора минут                             Пять

Полтораста километров                           Семидневный

2.6. Вспомните с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба обе?

Индивидуальное задание 1 ученику у доски.

Вставьте числительные оба, обе (в предложения).

По ……. сторонам дороги тянулся густой лес.

……… братьев приняли в спортивную школу.

Малышка крепко держала матрешку …….. руками.

Склоны …….. оврагов размытых дождями.

Задание классу.

Исправьте ошибки в употреблении числительных:

Летом в лагере “Колос” работает трое студенток.

В городе открыто семеро детских садов.

Трое подруг ехали на Керженец купаться.

Задание 1. Запишите цифры словами.

Перед 750 школьниками выступил директор. На место происшествия инспектор приехал с 4 помощниками. Напишите расписку в получении 4732 рублей 29 коек. Издать книгу с 94 иллюстрациями.

Вариант 2. Найдите ошибки и исправьте их.

1. При доигрывании партии выяснилось, что было более три вариантов ее продолжения. 2. На личном счету летчика больше миллиона триста пятидесяти километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 3. Четверо аспиранток направлены в распоряжение института. 4. Пройти на лыжах более сто пятьдесят километров. 5. Расстояние от Москвы до Петербурга равно примерно шестьсот пятидесяти километрам.

К полутораста километрам пути прибавилось еще два. Речка находилась в полутора километрах от деревни. До цели осталось около полутора километров. Вся дорога заняла около полутора суток.

Вариант 4. Подберите к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, включающие имена числительные.

Часто менять решения; угнетать кого-либо; знать очень хорошо; быть очень умным.(Часто менять решения – семь пятниц на неделе; угнетать кого-либо – спустить семь шкур; знать очень хорошо – как свои пять пальцев; быть очень умным – семи пядей во лбу);

  4. Словарно – грамматическая работа: записать столбиком слова:

 Три

Тройка

Третий

Утроить

Тройной

Тридцать

-  порядковое числительное, записанное в дате, преобразовать в количественное и записать на месте пропуска

- почему все слова объединены в группу? (однокоренные)

- какое слово ключевое? (три – всем словам дает значение числа)

- какое слово выделяется по количеству ЛЗ ( тройка: оценка, упряжка лошадей, костюм)

- чем различаются эти однокоренные слова? (разные части речи)

- какие морфемы говорят нам о принадлежности слова к той или иной части речи? (окончания), выделим окончания

- слова «утроить» и «тридцать» заканчиваются на одно и то же сочетание букв. Почему они разных частей речи? ( разные вопросы и разное ГЗ)

- на какие группы можно разделить числительные из этого списка? ( количественные и порядковые)

К уроку, как и вы, я искала интересные факты, в которых есть цифры, числа, количества. Вот, что я нашла:

Число 37 имеет замечательное свойство: если умножить его на 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд: 111, 222, 333, 444, 555, 666. (запись на доске, ученики по цепочке скандируют числительные, подчеркнутые – записываем)

Представление творческих домашних заданий – юмористических рисунков по фразеологизмам. Одноклассники должны назвать проиллюстрированный фразеологизм.


3. Итог урока Ребята, выполнили ли мы задачи, которые стояли в начале урока? Надо сказать, что числительное – одна из трудных частей речи. Довольны ли вы своими результатами? Как вы оцениваете свои знания? Считаете, что прочно знаете материал или надо ещё на что-то обратить внимание? Мы остановились на сложных вопросах, касающихся имени числительного. Информацию, которую вы сегодня повторили, обязательно пригодится вам завтра на контрольной работе. Было ли вам интересно?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Слайд. Создание текста-рассуждения по шаблону:

Тезис: имена числительные выполняют важную роль.

Доказательства:

Во-первых, они встречаются в …      и придают им …                     .

Во-вторых, числительные необходимы  …             .

В-третьих,  без слов этой части речи не обойтись в …               

Домашнее задание.

1. Написать сочинение – миниатюру повествовательного типа «Мой сегодняшний день», употребив порядковые числительные.  

  2. Сочинить сказку с использованием имен числительных





Список литературы

Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. /Г.А.Богданова// Имя числительное как часть речи. – Москва: Просвещение, 2001. – с.175

Гостеева, Ю.Н. Интегрированный урок на тему «Число. Имя числительное» / Ю.Н.Гостеева// Русский язык в школе. – 1993. - №3.- с.128

Розенталь, Д.Э. Русский язык: пособие для поступающих / Д.Э.Розенталь// Числительные количественные, порядковые, дробные. – Москва: Просвещение, 2003. – с.298

Сухова, Л.С. Русский язык. Готовимся к экзамену. / Л.С.Сухова// Морфология: Омск, 2005. – с.178






1. Вспомнить загадок, пословиц и фразеологических оборотов, в состав которых входят числительные. (5 – 7примеров)

2. Синтаксический разбор предложения Черепаха живет около трехсот лет.

3. Просклонять дробное числительное 32/50 длины.

4. Выберите нужное числительное. Поставьте в правильную форму.

Возле кузницы стояло (два, двое) сан.. и (три, трое) телег.. .

(Два, двое) суток продолжалась метель.

По дороге домой я встретил (четверо, четыре) женщин.. .

5. Написать сочинение – миниатюру повествовательного типа «Мой сегодняшний день», употребив порядковые числительные.

Определите часть речи (слайд  2)

Двойной, двойка, удвоить, пятеро, пятидневный, двадцать пять, шестиклассник, две седьмых, одинокий, два. 

Записать числительные:

1 вариант: с ь на конце   (Приложение 1, слайд 3)
2 вариант: с ь в середине

11, 50, 12, 17, 70, 800, 900, 18, 15, 60.

Склонение дробных числительных (Приложение 1, слайды 4, 5)

Записать словами:

9 5/6 +1/6
7 3/8+5/8

III. Синтаксическая роль имён числительных (Приложение 1, слайды 6, 7).

  • .

Вставьте вместо точек числительные оба, обе в нужном падеже(слайд 12)

  • На … стенах висели стенды.

  • … братьев взяли в секцию.

  • Взять в руки … конца верёвки.

V. Творческая работа.

Составьте прогноз погоды на завтрашний день.

VI. Подведение итогов урока. Оценки.

– Ребята, завершая урок, я хочу сказать: мир числительных удивителен! То, что мы с вами узнали на уроке, это лишь его маленькая часть. Я надеюсь, что сегодняшний урок станет началом познания не только мира числительных, но и всего русского языка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!