СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление психоактивных веществ: масштабы, причины и последствия

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: МАСШТАБЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Наниева Амина 11 класса, ученица МБОУ СОШ №6 г.Беслана Правобережного района

Употребление психоактивных веществ – неотъемлемый элемент образа жизни, быта, культуры большей части населения многих стран мира, которое в общественном сознании воспринимается как социально приемлемое явление. Подобная проблема, главным образом, характерна для молодежной среды, где употребление психотропных веществ является обыденностью и средством проведения досуга

Психоактивные вещества это, прежде всего, вещества наркотического действия. К этой категории также относятся и некоторые лекарственные препараты, а также табачные изделия и алкогольные напитки. Многие родители боятся за своих детей и считают врагами, в первую очередь, наркотики и алкоголь, однако, позволяют им употреблять табачные изделия, не считая это зависимостью, однако, никотин является также опасным психоактивным веществом, приводящим к деградации личности, ухудшению здоровья и, возможно, к скорой смерти [1].

В научной литературе принято подобного рода вещества разделять на три категории: алкоголь, наркотики, токсические вещества [42]. К последней категории также необходимо определить лекарственные средства, которые обладают психотропным эффектом. Алкоголь это самое распространенное и часто используемое ПАВ.

Нельзя не заметить, что все вышеперечисленные вещества и препараты, такие как: наркотики, психотропные лекарственные средства и вещества, которые способны вызвать токсикоманию, обладают одним общим свойством - они влияют на человеческую психику. Для единой терминологии данных веществ применяется обобщающий термин - «психоактивные вещества».

Зависимость же от психоактивного вещества разделяется на два вида: психическую и физическую.

Психической (психологической) зависимостью принято считать обсессивное (психическое) влечение, характеризующееся постоянными или периодическими настойчивыми поисками вещества. Испытывая психическое влечение человек неадекватно положительно оценивает все, что связано с наркотизацией и отрицательно оценивает все, что ей мешает, меняется социальная ориентация такого человека, перестраивается его межличностное отношение [7].

Физическая (физиологическая) зависимость обусловлена компульсивным влечением, отмечающимся повышением толерантности, возникает потребность принимать дозы таких веществ с нарастающей прогрессией, возникает непреодолимое влечение к наркотикам. Когда происходит воздержание от приема наркотиков, то появляется синдром отмены (абстинентный синдром).

Таким образом, психоактивные вещества это, прежде всего, вещества наркотического действия. К этой категории также относятся и некоторые лекарственные препараты, а также табачные изделия и алкогольные напитки. Многие родители боятся за своих детей и считают врагами, в первую очередь, наркотики и алкоголь, однако, позволяют им употреблять табачные изделия, не считая это зависимостью, однако никотин является также опасным психоактивным веществом, приводящее к деградации личности, ухудшению здоровья и, возможно, к скорой смерти.

Одной из задач обучающего процесса является профилактика употребления ПАВ школьниками. Профилактика употребления психоактивных веществ необходима и обязательна, она не допускает развития вовлеченности школьников к употреблению ПАВ, способствует развитию кругозора о вреде таких веществ, способна приобщить воспитанников и обучающихся к здоровому образу жизни. Для профилактических действий необходимо, чтобы были задействованы как сами обучающиеся, так и их родителей, для реализации мероприятий могут быть привлечены различные государственные органы и иные организации, которые прямо или косвенно заинтересованы в уменьшении употребления молодежью психоактивных веществ.

Для профилактики ПАВ должны быть привлечены и скоординированы все субъекты образовательной сферы, начиная системой здравоохранения, правопорядка, культуры, также совместно с социальной защитой населения, общественными объединениями и организациями и др.) [5].

Целью первичной профилактики является предупреждение приобщения школьников к употреблению ПАВ, которые вызывают зависимость. Данное направление ориентировано на здоровых детей и лиц из групп риска. Группа риска это те несовершеннолетние, у которых есть лица, употребляющие систематически алкоголь и / или наркотические средства, а также несовершеннолетние, которые находятся в неблагоприятных семьях и в трудных жизненных обстоятельствах [8].

Вторичная профилактика заключается в системе социальных, психологических и медицинских мер, которые направлены на лиц, употребляющих психоактивные вещества, для того, чтобы предотвратить формирования зависимости от этих веществ. К целевой группе данной профилактики относятся лица, которые систематически употребляют психоактивные вещества, но не обнаруживают данную зависимость как болезнь.

Третичная профилактика - это социальные, психологические и медицинские действия с лицами, которые страдают алкогольной, наркотической зависимостью, а также зависимостью от токсических веществ. Данная профилактика направлена на предотвращение рецидивов патологической зависимости и восстановление здоровья лиц, употребляющих ПАВ, на восстановление их личностного и социального статуса, помогает возвратиться в семью, к учебе, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика проходит совместно с комплексной реабилитацией зависимых от ПАВ лиц [6].

В профилактической работе игнорируется работа с семьей, не учитывается проблемы созависимости. Неблагополучие института семьи, ее нестабильность и неполный характер неблагоприятно влияют на формирование личности детей, создают условие эмоциональной депривации, риска формирования асоциальных форм поведения. Таким образом, предварительный проблема злоупотребления ПАВ представляет серьезную угрозу для здоровья, образования, будущей перспективы молодых людей.

 

Список использованных источников

1. Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитательно - профилактическая работа в системе образования: Сборник нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами / под ред. С.А. Репина, Н.И. Фуниковой. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование». - 2011. - 450 с.

2. Ведишева М.Н. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению / М.Н. Ведишева // Воспитание школьников. - 2007. - №4. - С. 50-54.

3. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И. Клейберг. - Тверь: Наука, 2012. -64 с.

4. Кожина Е.В. Психологические особенности подростка /Е.В. Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. - Кемерово: Изд-во Кемеровского Гос. Ун-та, 2012. - 306 с.

5. Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья: учеб, пособие/ В.В. Лозовой. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2010. -168 с.

6. Макеева А.Г. Не допустить беды: профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя: в помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2003. - 320 с.

7. Плющ И.В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И.В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - №7. - С. 48-57.

8. Плющ И.В., Герьянская, Н.О. Профилактика злоупотребления ПАВ в разных возрастных группах / И.В. Плющ, Н.О. Герьянская // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - №1. - С. 26-29.

9. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами / под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. - М.:Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2014. - 260 с.

10. Садыков Р.М., Большакова Н.Л. Употребление психоактивных веществ в молодежной среде как социальная проблема // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-2.

11. Юлдашев В. Л., Дорофеева Р. Д., Лермонтова И. Б., Масагутов Р. М., Урицкий Б. Л. Злоупотребление психоактивными веществами в студенческой среде // Медицинский вестник Башкортостана. 2007. №6.

Просмотр содержимого документа
«Употребление психоактивных веществ: масштабы, причины и последствия»

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: МАСШТАБЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ


Употребление психоактивных веществ – неотъемлемый элемент образа жизни, быта, культуры большей части населения многих стран мира, которое в общественном сознании воспринимается как социально приемлемое явление. Подобная проблема, главным образом, характерна для молодежной среды, где употребление психотропных веществ является обыденностью и средством проведения досуга

Психоактивные вещества это, прежде всего, вещества наркотического действия. К этой категории также относятся и некоторые лекарственные препараты, а также табачные изделия и алкогольные напитки. Многие родители боятся за своих детей и считают врагами, в первую очередь, наркотики и алкоголь, однако, позволяют им употреблять табачные изделия, не считая это зависимостью, однако, никотин является также опасным психоактивным веществом, приводящим к деградации личности, ухудшению здоровья и, возможно, к скорой смерти [1].

В научной литературе принято подобного рода вещества разделять на три категории: алкоголь, наркотики, токсические вещества [42]. К последней категории также необходимо определить лекарственные средства, которые обладают психотропным эффектом. Алкоголь это самое распространенное и часто используемое ПАВ.

Нельзя не заметить, что все вышеперечисленные вещества и препараты, такие как: наркотики, психотропные лекарственные средства и вещества, которые способны вызвать токсикоманию, обладают одним общим свойством - они влияют на человеческую психику. Для единой терминологии данных веществ применяется обобщающий термин - «психоактивные вещества».

Зависимость же от психоактивного вещества разделяется на два вида: психическую и физическую.

Психической (психологической) зависимостью принято считать обсессивное (психическое) влечение, характеризующееся постоянными или периодическими настойчивыми поисками вещества. Испытывая психическое влечение человек неадекватно положительно оценивает все, что связано с наркотизацией и отрицательно оценивает все, что ей мешает, меняется социальная ориентация такого человека, перестраивается его межличностное отношение [7].

Физическая (физиологическая) зависимость обусловлена компульсивным влечением, отмечающимся повышением толерантности, возникает потребность принимать дозы таких веществ с нарастающей прогрессией, возникает непреодолимое влечение к наркотикам. Когда происходит воздержание от приема наркотиков, то появляется синдром отмены (абстинентный синдром).

Таким образом, психоактивные вещества это, прежде всего, вещества наркотического действия. К этой категории также относятся и некоторые лекарственные препараты, а также табачные изделия и алкогольные напитки. Многие родители боятся за своих детей и считают врагами, в первую очередь, наркотики и алкоголь, однако, позволяют им употреблять табачные изделия, не считая это зависимостью, однако никотин является также опасным психоактивным веществом, приводящее к деградации личности, ухудшению здоровья и, возможно, к скорой смерти.

Одной из задач обучающего процесса является профилактика употребления ПАВ школьниками. Профилактика употребления психоактивных веществ необходима и обязательна, она не допускает развития вовлеченности школьников к употреблению ПАВ, способствует развитию кругозора о вреде таких веществ, способна приобщить воспитанников и обучающихся к здоровому образу жизни. Для профилактических действий необходимо, чтобы были задействованы как сами обучающиеся, так и их родителей, для реализации мероприятий могут быть привлечены различные государственные органы и иные организации, которые прямо или косвенно заинтересованы в уменьшении употребления молодежью психоактивных веществ.

Для профилактики ПАВ должны быть привлечены и скоординированы все субъекты образовательной сферы, начиная системой здравоохранения, правопорядка, культуры, также совместно с социальной защитой населения, общественными объединениями и организациями и др.) [5].

Целью первичной профилактики является предупреждение приобщения школьников к употреблению ПАВ, которые вызывают зависимость. Данное направление ориентировано на здоровых детей и лиц из групп риска. Группа риска это те несовершеннолетние, у которых есть лица, употребляющие систематически алкоголь и / или наркотические средства, а также несовершеннолетние, которые находятся в неблагоприятных семьях и в трудных жизненных обстоятельствах [8].

Вторичная профилактика заключается в системе социальных, психологических и медицинских мер, которые направлены на лиц, употребляющих психоактивные вещества, для того, чтобы предотвратить формирования зависимости от этих веществ. К целевой группе данной профилактики относятся лица, которые систематически употребляют психоактивные вещества, но не обнаруживают данную зависимость как болезнь.

Третичная профилактика - это социальные, психологические и медицинские действия с лицами, которые страдают алкогольной, наркотической зависимостью, а также зависимостью от токсических веществ. Данная профилактика направлена на предотвращение рецидивов патологической зависимости и восстановление здоровья лиц, употребляющих ПАВ, на восстановление их личностного и социального статуса, помогает возвратиться в семью, к учебе, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика проходит совместно с комплексной реабилитацией зависимых от ПАВ лиц [6].

В профилактической работе игнорируется работа с семьей, не учитывается проблемы созависимости. Неблагополучие института семьи, ее нестабильность и неполный характер неблагоприятно влияют на формирование личности детей, создают условие эмоциональной депривации, риска формирования асоциальных форм поведения. Таким образом, предварительный проблема злоупотребления ПАВ представляет серьезную угрозу для здоровья, образования, будущей перспективы молодых людей.


Список использованных источников

1. Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитательно - профилактическая работа в системе образования: Сборник нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами / под ред. С.А. Репина, Н.И. Фуниковой. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование». - 2011. - 450 с.

2. Ведишева М.Н. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению / М.Н. Ведишева // Воспитание школьников. - 2007. - №4. - С. 50-54.

3. Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И. Клейберг. - Тверь: Наука, 2012. -64 с.

4. Кожина Е.В. Психологические особенности подростка /Е.В. Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. - Кемерово: Изд-во Кемеровского Гос. Ун-та, 2012. - 306 с.

5. Лозовой В.В. Профилактика наркомании: школа, семья: учеб, пособие/ В.В. Лозовой. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2010. -168 с.

6. Макеева А.Г. Не допустить беды: профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя: в помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2003. - 320 с.

7. Плющ И.В. Объекты профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде / И.В. Плющ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - №7. - С. 48-57.

8. Плющ И.В., Герьянская, Н.О. Профилактика злоупотребления ПАВ в разных возрастных группах / И.В. Плющ, Н.О. Герьянская // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008. - №1. - С. 26-29.

9. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами / под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. - М.:Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2014. - 260 с.

10. Садыков Р.М., Большакова Н.Л. Употребление психоактивных веществ в молодежной среде как социальная проблема // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №11-2.

11. Юлдашев В. Л., Дорофеева Р. Д., Лермонтова И. Б., Масагутов Р. М., Урицкий Б. Л. Злоупотребление психоактивными веществами в студенческой среде // Медицинский вестник Башкортостана. 2007. №6.