СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Употребление разделительного твердого знака после приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Употребление разделительного твердого знака после приставок"»

Конспект учебного занятия

по русскому языку


в 3 «В» классе


Тема: «Употребление разделительного твердого знака после приставок»


Студентки 212 группы

Худяковой Алины Михайловны















Урок будет выдан: 09.02.2022


Методист: Бороздина Ксения Александровна


Учитель: Демидова Алла Викторовна











Новосибирск, 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Худякова Алина Михайловна

Предмет: русский язык

Класс: 3 «В»

Тема урока: «Употребление разделительного твердого знака после приставок»

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Употребление разделительного твердого знака после приставок»

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

  • Формировать представление о значении разделительного твердого знака в современном русском языке, условия  для  усвоения  орфограммы  написания  разделительного твёрдого  знака  в словах.


Формировать умения  сопоставлять  и  сравнивать  слова  с  разделительным твёрдым знаком и без  него.

Предметные.

Учащиеся получат представление о функции разделительного твердого знака в современном русском языке,

условия для  усвоения  орфограммы  написания  разделительного твёрдого  знака  в словах


Учащиеся научатся:

сопоставлять  и  сравнивать  слова  с  разделительным твёрдым знаком и без  него.

Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку товарищей.


2. Формировать умения: осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать; осуществлять анализ объектов; самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить сообщение в устной и письменной форме.



3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; аргументировать свою позицию.

1.Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку товарищей.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять синтез как составление целого из частей, обобщать, осуществлять анализ объектов, строить сообщение в устной и письменной форме.

- Учащиеся получат возможность научиться самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

3.Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи.

Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию

Воспитательные:
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник, карточки

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный метод (рассказ)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверим нашу готовность к уроку: на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал. Хорошо.

А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Да, верно. Эта пословица означает, что для хорошего результата нужно учиться и трудиться, чтобы добиться своей цели. Вот и мы с вами сегодня потрудимся и узнаем много нового.


Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку





Высказывают свое мнение








Р: осуществлять волевую саморегуляцию


К: владеть диалогической формой речи.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

Наглядный метод (демонстрация)















Практический метод (упражнение)



























Словесный метод (беседа)

















Практический метод (упражнение)





















- А что бы нам приступить к работе нужно для начала размять наши ручки. Будем говорить и показывать. Первый раз я говорю и показываю, а вы в это время показываете движения за мной. Во второй раз будем вместе говорить и показывать.

Разминка

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

 

- Отлично, мы размяли наши ручки, пора начать работу.

- Откройте тетради, отступите от написанного две строчки, запишите число, девятое февраля классная работа.


-Мы начинаем урок с минутки чистописания.

1.Минутка чистописания

Запись на доске учителем: обзаподпонадна

-Что напоминает сочетание букв? (приставки)

-Какие приставки вы здесь нашли?

-Запишем приставки красиво в тетрадь, выделяя каждую соответствующим знаком

-На какие 2 группы можно разделить?

(Дети разделяют запись на доске обзаподпонадна на приставки, то есть, об, за, под, по, над, на. Записывают приставки в строчку.)







-Что вы знаете о приставках, назовите слова с приставками









2.Словарная работа

-Сегодня слова из словаря вам надо отгадать:

1)переднее стекло фотоаппарата

2)сообщать, объявлять о чем-либо?

3)Что нельзя купить ни за какие деньги?

4)Зимняя буря, погода со снегом

5) Грибы, которые нельзя съесть?



- Запишите эти слова в тетрадь.

- Какие слова лишние и почему?

-Что вы знаете о разделительном мягком знаке?




















-В словах, какого столбика необходимо употребление разделительного Ь?









- Обоснуйте свой выбор






-Вспомните правила написания разделительного мягкого знака











Выполняют разминку




















Записывают число, классная работа.








Ученики выполняют задание и дают ответ (приставки:об,..)

Запись в тетради




1)Оканчиваются на гласную 2) Оканчиваются на согласную


Приставка — морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов



Ученики отгадывают слова: (Слайд 1)







Объектив


Объявление


Здоровье

Вьюга


Несъедобные


Записывают слова


Здоровье, вьюга


Мягкий знак— это буква, которая указывает на мягкость согласного звука, но сама звука не имеет. Разделительный мягкий знак называется так потому, что отделяет при произношении согласный звук от следующего за ним гласного.



(работают в парах)

(слайд 2)



степ(?) бол(?)шой

пен(?) мален(?)кий

сол(?) ел(?)ник

медвед(?) декабр(?)ский

лосос(?) ден(?)ки

счаст(?)е

руж(?)ё

в(?)юга

сынов(?)я

вороб(?)и



В словах третьего столбика необходимо употребление разделительного мягкого знака.



(счастье, ружьё, вьюга, сыновья, воробьи)



Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].



































































Определять существенные признаки разделительного мягкого знака

Р: осуществлять волевую саморегуляцию
















П: осуществлять анализ объектов









К:владеть диалогической формой речи К чему это? К минутке чистописания?
































П:осуществлять синтез как составление целого из частей


К:владеть диалогической формой речи





3. Выявление места и причины затруднения

Словесный метод (беседа)








Словесный метод (работа с учебником)



Словесный метод (беседа)

1.-А что вы знаете о Ъ? (Слайд)

-Сейчас нет слов с ъ на конце и в алфавите 33 буквы. В 9 веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Это алфавит был в употреблениии до начала 18 века и лег в основу современного русского алфавита.

В славянской азбуке было 43 буквы, среди них Ь и Ъ знаки, но назывались они по другому ь-ерь,ъ-ер и писался Ъ в конце слов после твердых согласных.

-Ребята, давайте вернемся к упражнению 53. Посмотрите внимательно на слова, проведите наблюдение, при каких условиях пишется разделительный твердый знак?




-Как вы думаете, какая тема урока?



-Какую цель поставим перед собой?




Выдвигают гипотезы










Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.


Разделительный твердый знак


Познакомиться с правилом употребления Ъ


















































4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный метод (беседа)

- А какой вопрос мы должны поставить перед собой, чтобы достичь нашей цели?

Задача: когда и где употребляется разделительный твердый знак


Р:принимать и сохранять учебную задачу



5.Реализация построенного проекта

Словесный метод (работа с учебником)



Словесный метод (беседа)

















Практический метод (упражнение)





Словесный метод (беседа)










Практический метод (упражнение)










Откройте учебник с. 62, посмотрите тему урока, совпало с нашими предположениями?

-Найдите упр.54, обсудите в парах.

-К какому выводу пришли?

Да, раньше Ъ, так же как Ь имел две функции, а теперь только одну-разделительную.


-Запишите эти слова в тетрадь






-Запишем схематично условия употребления разделительного Ъ.


-Обратите внимание, на странице 62, в красной рамочке правило. Давайте его прочитаем.


- Ребята, к вам в гости пришел Антошка.

- Посмотрите на него, о чем говорит выражение его лица?

- Давайте ему поможем. Антошка считает, что в этих словах нужно писать твердый разделительный знак. А как вы считаете?

- Почему? Обсудите в парах.

По(?)ехал с(?)делал

Раз(?)ыгрался с(?)ел

Устный опрос.

- Подводим итог. Слово "СЪЕЛ" нужно записывать с разд. твердым знаком, так как разд. твердый знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласный "с" перед гласным - "е".

- Поднимите руки, чья пара считала так же. Вы молодцы!


-Сейчас будем работать у доски.

( выходят к доске пишут слова и объясняют графически правописание)


Слова

1)Съемка ( приставка С-, подчеркивают букву Е)

2)Съежиться

3)Разъяренный

4)Съезд

6)Подъёмник

7)Объем

8)Объединить

-Ребята, давайте проанализируем слова. Скажите, пожалуйста, какой вывод мы можем сделать?



( съел, подъем, объяснить, предъюбилей)





















Читают правило




(он задумался, пытается найти ошибки)




(Учащиеся высказывают свои предположения)














Вывод: разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются согласными, перед гласными е, ё, ю, я.








Формировать представление о употреблении разделительного твердого знака



К: Владеть диалогической формой речи:























П: строить сообщение в устной форме.





6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи

















Практический метод (упражнение)










Физминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. 


Работа с учебником стр63, упр.57

Работа с учебником на стр. 63 упр. 57

- Ребята, вам даны приставки (под, с, об) и слова. Образуйте слова с

помощью приставок, но будьте внимательны, со всеми ли приставками

можно образовать слова?

- О каком правиле вам необходимо помнить?

-Когда пишется твердый разделительный знак?




С приставкой "под-" выполняем работу совместно.

Далее с приставкой "с-" - 1 вариант

С приставкой "об-" - 2 вариант.



Выполнение движений вслед за учителем












о написании тв. разд. знака

хором - после приставки на

согласный перед гласными е, ё, ю, я



После выполнения задания проводится взаимопроверка (сверка с экраном и

доской)












































7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический метод (упражнение)

А теперь, выполним задание, которые поможет закрепить полученные знания.

Задание на карточке мы выполняем самостоятельно по вариантам

Вставь ъ и ь, где это необходимо. Выдели приставки. Графически обозначьте правильность своего выбора, так как у вас же есть и разделительные Ь Подчеркните буквы после ъ и ь

1 вариант:

В...езд в город. Собач...я конура. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь. Лис…я нора. На стене об...явление


2 вариант

С…ел булочки. Красивый под…езд. Об..ятия мамы. Сильная в..юга. Об…явление о продаже. В…езжать на машине. Об…езд препятствия. Об…елся малины. Вз…ерошивать волосы. Народный с…езд. Раз…единить провода.


После выполнения, поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте работы. (слайд для проверки)

Одна ошибка – отметка 5

Две ошибки- отметка 4

Три и более ошибки – отметка 3




Самостоятельно работают в карточке









Проверка и оценка.














П:научиться самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

Р: адекватно воспринимать оценку товарищей.



8. Включение нового знания в систему знаний и повторений


Словесный метод (беседа)

- Какую задачи поставили перед собой в начале урока?



- Удалось ли нам решить поставленные задачи?


-Какое правило, сегодня изучили?



-Когда пишется твердый разделительный знак?


узнать, когда пишется разделительный твердый знак

где употребляется разделительный твердый знак




о написании тв. разд. знака


после приставки на

согласный перед гласными е, ё, ю, я











К: Владеть диалогической формой речи

П: обобщать.



9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный метод (объяснение)

- Наш урок подходит к концу.

Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 1-3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

  • Раздражение Злость

  • Радость Равнодушие

  • Удовлетворение Вдохновение

  • Скука Тревога

  • Покой Уверенность

  • Неуверенность Наслаждение

Урок окончен. До свидания.











Прощаются с учителем.



Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя