СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление синонимов в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: Синонимы

Номер урока в тематическом планировании: 51

Класс: 5 класс

Вид АООП: 4.2

              Тип урока: урок изучения новых знаний

          Цель урока: ознакомление с понятием «синонимы» и их ролью в речи.

 

Просмотр содержимого документа
«Употребление синонимов в речи»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: Синонимы

Номер урока в тематическом планировании: 51

Класс: 5 класс

Вид АООП: 4.2

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: ознакомление с понятием «синонимы» и их ролью в речи.



Задачи урока и планируемые результаты:

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коррекционно-развивающие

- формировать ответственное отношение к учению

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


-воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

- развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся

-формировать навыки грамотного письма;

(Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-формировать умение обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;

- формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов

- формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

(П) - развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

(К) - формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его

- развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- формировать умение правильно использовать дидактический материал при фонетическом разборе слов ;

- развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- формировать социальный опыт.


Планируемые результаты


Личностные

Метапредметные

Предметные

Коррекционно-развивающие

 воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности на уроке, умения обобщать и делать выводы.




Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

- умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Умеют различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью , употреблять их в речи.


- совершенствуют навык работы со словарем;

- используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение и письмо текстов;

- формируют социальный опыт.


Познавательные УУД: умение работать с учебником, со справочной литературой, постановка и решение проблемы; - умеют выявлять и называть явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- умеют строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

- умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.



Методы и технологии обучения:

Словесные методы

Практические методы

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.


Технология развития критического мышления через чтение и письмо


Образовательные ресурсы (оборудование)

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2023 , рабочие тетради учащихся,раздаточный материал.


Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


- Начнём наш урок (проверка готовности учащегося к уроку, организация внимания учащегося).


Приветствует учителя

2

Актуализация знаний


Лексический диктант (по лексическому значению учащийся должен определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Самостоятельно записывает слова.


3.

Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…».

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Ученик находит синонимы в тексте, определяет их значение.

4.

Определение темы и целей урока.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…


Формулирует тему и цель урока.

5.

Открытие нового знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

- Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек.

Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла).

Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка.

- Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами.

ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

Ученик определяет значение каждого слова, находит различия в значении слов, делает вывод.








2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с. 136-137).

Читает теоретический материал в учебнике, делает выводы.

6.

Закрепление знания

Предлагает выполнить упр. 349 ( по заданию)

Выполняет задание

7.

  1. Знакомство с определением синонимического ряда


-Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

  • Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

  • Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.


Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.



Выполняет задание, предложенное учителем.

8

Закрепление знаний (продолжение)

Определение роли синонимов в речи

  1. Редактирование текста. Ученику предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок

Работают с текстом, делают выводы



  1. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.


1) Партизаны отразили все ... противника.

Вся природа ждала ... весны.

(атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.

Он оплатил на почте ... по телефону.

(беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый ... на море.

... в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Записывает предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже.

9

Контроль усвоения материала

Мини-тест


1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.

А) состязание

Б) сражаться

В) борьба


2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?

А) чистоплотный

Б) опрятный

В) аккуратно


3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?

А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть

Участвует в тестировании.




10.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащегося на уроке.

Воспринимает информацию. Оценивает свою работу на уроке.

11


Домашнее задание

§67, упр. 353

Записывает домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!