Управление инновационной деятельностью
в ДОУ как средство повышения
качества образования
(из опыта работы Республиканской инновационной площадки по теме: «Психолого педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ»)
На современном этапе возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Именно поэтому одной из задач обеспечения обновления содержания и качества дошкольного образования является перевод системы дошкольного образования в режим инновационного развития.
В настоящее время в МБДОУ № 18 обучается 54 ребёнка из них, 25 детей – инвалидов, 21 ребенок с расстройством аутистического спектра, с ними работают воспитатели, тьюторы, педагог-психолог, учителя-дефектологи, логопеды, медицинский работник, помощник воспитателя (ассистент).
Для Нас обучение и воспитание детей с РАС оказалось новым направлением деятельности, и мы столкнулись с целыми рядом проблем, связанных со спецификой функционирования детей с аутистическими синдромами.
Некоторые из них:
-отсутствие у детей с РАС предпосылок к созданию стереотипа учебного поведения, позволяющего ему в школе выполнять, роль ученика;
изобилие разнообразной стимуляции, ведущее к психической перегрузке, которая заставляет мозг ребенка с РАС включать систему защиты и делает воспитательно-образовательный коррекционно – развивающий процесс крайне неэффективным, а порой даже вредным;
отсутствие у многих родителей полноты картины, связанной с развитием ребенка, и теми мерами, которые важно предпринимать для обеспечения наиболее оптимальных условий развития, обучения и воспитания;
наличие серьезных коммуникационных проблем у детей с РАС, существенно затрудняющих их взаимодействие с окружающими, и отсутствие у детей и взрослых навыков построения общения с ними;
Обозначенные выше проблемы явились признаками серьезного кризиса, разрешить который возможно было лишь при условии глубокой комплексной работы со всеми участниками образовательного процесса.
Поэтому перед коллективом встал вопрос, как плодотворно организовать работу, чтобы помочь ребенку, педагогам и родителям воспитывающих детей с РАС.
С января 2018 года мы являемся Республиканской инновационной площадкой по теме: «Психолого педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ».
Сроки реализации инновационной площадки Январь 2018 г. – октябрь 2020 г. Приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 30.12.2020года № 2100 работа коллектива по данной теме признана успешной и продлена до ноября 2023года.
Цель инновационного проекта – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ.
Инновационный проект реализуется педагогическими работниками МБДОУ №18, совместно с научными руководителями (преподавателями) и студентами ФГБОУ ВО «Адыгейского государственного университета», и родителями детей с РАС. Поэтому многие функции управления переданы творческой группе, отдельным педагогам и определена их роль в решении конкретных задач реализации инновационного проекта.
Для управления реализацией инновационного проекта создан координационный совет. Творческая группа объединила педагогов для разработки содержания модулей программы психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с РАС:
модуль «Психолого-педагогическая работа с детьми с РАС»,
модуль «Детско-родительские группы»,
модуль «Подготовка педагогов к работе с детьми с РАС»,
модуль «Работа студентов-волонтеров с детьми с РАС»
модуль преемственности между МБДОУ №18 общеобразовательными организациями по работе с детьми с РАС.
Для повышения квалификации педагогов организованы постоянно-действующие семинары-практикумы, методические и педагогические советы, просмотр веб-семинаров.
Проведен теоретический семинар с представителями АГУ по вопросам реализации общих мероприятий в рамках инновационной площадки, на которой выступили - Хакунова Фатима Пшимафовна, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», заведующий кафедрой педагогической психологии, доктор педагогических наук, профессор и Асламазова Лилия Артуровна, доцент кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», кандидат психологических наук.
Управление инновационными процессами в МБДОУ осуществляется через обеспечение реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества, а также создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в МБДОУ.
Для управления разработкой и реализацией инновационной площадки в ДОУ создан координационный совет. Творческий коллектив объединил педагогов для разработки методических рекомендаций, диагностического инструментария, сценариев занятий.
В основу управления инновационной деятельностью положены принципы самоуправления и соуправления, что способствовало становлению субъект - субъектных отношений в системе «руководитель-педагог-ребенок-родитель». Привлечение к управлению как можно большего числа педагогов и делегирование им полномочий – стало главной задачей управления.
Особенностью инновационной деятельности является то, что для реализации содержания вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, тьюторов, специалистов, ассистентов воспитателей, родителей.
В рамках реализации инновационной площадки в МБДОУ изданы приказы ориентированные на организацию работы по выполнению исследования:
Об организации работы инновационной площадки,
О создании рабочей группы по реализации инновационного проекта по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ».
О работе творческой группы МБДОУ № 18 по реализации инновационной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ».
С целью определения общих условий, целей, направлений, порядка организации и управления инновационной деятельностью в МБДОУ № 18 разработан ряд локальных нормативных актов:
Положение об инновационной деятельности в учреждении.
Положение о координационном совете.
Положение о рабочей группе педагогов.
Положение о творческой группе педагогов.
Заключено Соглашение о партнерстве в инновационной деятельности с ФГБОУ ВО «Адыгейским государственным университетом», конкретизирующее партнерские отношения ДОУ применительно к целям и задачам инновационной деятельности.
Обновилось информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ для реализации задач проекта.
Творческой группой МДОУ был изучен и проанализирован опыт работы с детьми с РАС на территории РФ.
Также изучена и проанализирована литература, используемая для реализации сопровождения детей с РАС. Проведены педагогические часы, посвященные теме: «Психолого педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ».
Продуктивностью реализации инновационной программы считаем достижение ее цели – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ.
Реализация программы предполагает совершенствование условий организации образовательной деятельности в работе с детьми с РАС.
К наиболее важным результатам работы можно отнести следующие:
качественно новый характер связей, отношений, совместная практическая деятельность всех участников образовательных отношений по реализации данного проекта;
появление новых видов деятельности, новых образовательных продуктов;
рост профессионального мастерства педагогов;
работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
создание условий для развития интеллектуальных способностей, социальных и коммуникативных навыков воспитанников с РАС;
призовые места педагогов в городских и региональных конкурсах.
разработаны и апробируются модули программы психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания детей с РАС:
- по модулю «Психолого-педагогическая работа с детьми с РАС»
В рамках этого модуля проводится курс коррекционно-развивающих занятий с детьми с РАС в соответствии с целью коррекции выявленных нарушений психического развития и профилактики трудностей в социально-психологической адаптации.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического синдрома.
Разработана адаптированная образовательная программа воспитания и обучения данной категории детей.
В процессе проведения занятий с детьми с РАС педагогами решается следующий комплекс задач:
Создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением.
Формирование невербальных форм коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно – игровые действия со сверстниками, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».
Развитие потребности в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками; умения задавать вопросы и отвечать на них, строить простейшие сообщения.
Стимулирование интереса и внимания к различным эмоциональным состояниям человека.
Развитие диалогической формы речи; способности выражать своё настроение и потребности с помощью речевых, мимических и пантомимических средств общения; умения наблюдать за предметно – игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
Формирование умения обыгрывать игрушки; эмоционального отношения к обыгрываемому предмету или игрушке.
Стимуляция интереса к выполнению предметно – игровых действий по подражанию и показу действий взрослых.
Развитие умения воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры; умения играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой.
Внесение структуры в обучение помогло детям с аутизмом чувствовать себя более комфортно и безопасно. Это помогает им осознать, что у процесса есть начало и конец, что у него есть цель, а также помогает снизить уровень тревожности, позволяя детям наслаждаться процессом.
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить об эффективности реализуемой программы психокоррекционных занятий, основанных на методах арт-терапии и игротерапии.
Работа ведется всеми специалистами, придерживаясь определенного плана. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих в группе, обеспечило эффективную коррекционно-воспитательную работу.
-модуль «Детско-родительские группы»
Для реализации модуля «Детско-родительские группы» в МБДОУ организована родительская гостиная «Семейные ценности». Родителям предлагаются встречи со специалистами, семинары, тренинги, а также беседы на интересующие их темы.
В рамках этого модуля проводятся мероприятия психолого-педагогической и социальной помощи родителям, воспитывающим детей с РАС. Просвещение родителей по различным вопросам организации жизни ребенка, оказание экстренной психологической помощи по смягчению кризисной ситуации, регулярные индивидуальные беседы, на которых мы обсуждаем все изменения в образовательной и поведенческой деятельности детей, совместные мероприятия.
Показателем результативности реализации программы можно считать:
востребованность предлагаемой деятельности,
наличие динамики развития коллектива гостиной,
включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность,
применение полученных знаний и опыта вне занятий гостиной,
улучшение детско-родительских отношений,
повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании детей с РАС.
В период деятельности инновационной площадки были подготовлены буклеты, методические рекомендации для родителей.
-модуль «Подготовка педагогов к работе с детьми с РАС»
В рамках реализации модуля «Подготовка педагогов к работе с детьми с РАС»:
Сформированы творческие группы для реализации работы в заявленных направлениях деятельности инновационной площадки.
Организован и реализован процесс повышения квалификации педагогов с использованием разных форм: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, конференции, в том числе и в дистанционном режиме.
Созданы цифровые образовательные ресуры для реализации задач проекта.
Разработаны критерии по отбору качественных ресурсов, используемых для реализации основных направлений проекта.
Опубликованы статьи о достижениях в рамках проекта на сайте ДОУ и на страницах сетевых образовательных сообществ.
Организованы и проведены дистанционные курсы повышения квалификации и семинары для педагогов ДОУ.
-модуль «Работа студентов-волонтеров с детьми с РАС»
С целью обеспечения совместной деятельности в рамках внутрисадовых мероприятий детей с РАС были привлечены волонтеры. Программа совместной деятельности включает занятия по арт-терапии, танце-двигательной терапии.
На занятиях волонтеры стремятся к интеграции аутистов в общество обычных детей. Волонтеры с аутичными детьми играют роль своеобразного моста между ребенком и окружающим его миром. Такое сопровождение выступает продуктивным условием развития личности аутичного ребенка.
Добровольческая работа помогает приобрести полезные практические навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
- модуль преемственности между МБДОУ № 18 общеобразовательными организациями по работе с детьми с РАС
Для реализации задач по развитию сотрудничества были заключены соглашения о социальном партнерстве с ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» и «Центральной психолого-медико-педагогической комиссией РА». Сотрудничество обеспечило:
эффективный обмен накопленным опытом, его анализ, обобщение и дальнейшее распространение;
системность и преемственность комплексной помощи, оказываемой детям с РАС;
реализацию совместных организационных мероприятий;
проведение мероприятий по обмену накопленным опытом;
разработку программно-методического обеспечения;
проведение мониторингов по оценке результативности внедрения инновационного проекта.
Участие педагогов в инновационном проекте способствует повышению квалификации в коррекционно – развивающем обучении детей с РАС и оказании квалифицированной помощи родителям.
В МБДОУ №18 создана система внутрисадовского повышения квалификации педагогов, что оказывает влияние на рост эффективности инновационной деятельности учреждения в целом. Создана творческая группа, которая работает над реализацией проекта «Психолого педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с РАС в условиях ДОУ», обобщением и описанием полученного опыта на различных мероприятиях различного уровня. Внедрены различные формы повышения квалификации педагогов (семинары, мастер-классы) в рамках тематики инновационного проекта, проведены организационно-методические мероприятия (педагогические советы, консультации по различным направлениям).
Педагоги отметили следующие положительные стороны инновационной деятельности: «обучение действием» без отрыва от работы, возможность консультироваться у опытных коллег, самостоятельное составление индивидуального плана профессионального развития; обучение в микрогруппах с коллегами, профессиональное общение; создание и апробация собственного образовательного продукта; взаимодействие с тьютором в индивидуальном режиме; психологический комфорт.
У детей, страдающих РАС, отмечается:
улучшение способности к эмоциональному контакту;
расширение модуляций поведения с малознакомыми людьми;
улучшение уровня развития восприятия, внимания, мышления,
улучшение мелкой моторики и графических навыков.
Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Положительным критерием работы МБДОУ является востребованность продуктов инновационной деятельности. Опыт работы педагогического коллектива неоднократно представлялся на городских и республиканских мероприятиях.
Встреча в рамках работы Родительской гостиной «Семейные ценности» с экспертами проекта «Семейная приемная ВОРДИ» Рауд А.В. (руководитель регионального отделения ВОРДИ РА), Халатовой Э.В. (юрист РО ВОРДИ РА).
Представляли опыт работы на Республиканских педагогических чтениях «Актуальные направления трансформации образования: реалии и перспективы», на курсах повышения квалификации.
Дальнейшее развитие инновационной деятельности мы видим в следующем:
предусмотреть мероприятия по диссимиляции педагогического опыта работы инновационной площадки среди педагогов;
подготовить к изданию методические разработки.
обеспечить систему повышения квалификации и систему поддержки педагогов, участвующих в инновационной деятельности;
запланировать мероприятия по преемственности в сопровождении детей с РАС между дошкольными учреждениями и школой.
Все материалы, наработанные в ходе работы инновационной площадки, своевременно выставляются на официальном сайте учреждения для ознакомления родительской и педагогической общественности с деятельностью РИП.
Разработка и реализация системного плана инновационной работы, охватывающего всех участников образовательных отношений, позволила активизировать методическую работу педагогического коллектива, укрепить коллегиальные связи, придать целенаправленный и контекстный характер индивидуальным педагогическим инициативам педагогов в режиме развития учреждения.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в МБДОУ сложились предпосылки для создания, внедрения и освоения педагогических новшеств, которые привели к качественным изменениям образовательной деятельности в МБДОУ.
6