СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление качеством дистанционного обучения математике учащихся основной школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Управление качеством дистанционного обучения математике учащихся основной школы»


Управление качеством дистанционного обучения математике учащихся основной школы

Аннотация: описываются особенности преподавания математики в дистанционной форме, приёмы и способы поддержания и развития мотивации школьников.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.


Дистанционные образовательные технологии стали сегодня нормой для всех уровней образования. Большую востребованность они приобрели в стране в 2020 году, когда все образовательные организации перешли на дистанционный формат обучения.

Как отметила Сергеева Е.В. [5], современное дистанционное образование имеет много преимуществ. К ним она отнесла индивидуализацию учебного процесса, дифференцированный подход к каждому обучающемуся, разнообразие образовательных услуг, которые обеспечивает дистанционная форма обучения. При дистанционном обучении можно использовать самые разнообразные форматы взаимодействия с обучающимися: специальные платформы для обучения, мессенджеры, скайп и др.

Учителя школ пришлось быстро перестраивать свою работу, искать наиболее эффективные методы преподавания посредством дистанционных образовательных технологий. Несмотря на кажущуюся сложность общения со школьниками посредством телекоммуникации, можно выделить несколько объективных аспектов работы в дистанционном режиме. Например, уровень концентрации внимания обучающихся падает при длительной монотонной работе. Поэтому важным моментом работы в дистанционном формате является частая смена форм учебной деятельности. Школьникам следует предлагать разноплановые задания, чередовать монологи учителя с активным вовлечением обучающихся в диалог, подкрепляя их разнообразными заданиями.

Говоря об опыте практикующих учителей [1], следует остановиться на разнообразных заданиях по математике, которые способствовали поддержанию мотивации и интереса к освоению новых знаний. Среди таких нововведений было отмечено, что детям очень нравилась подборка за­даний в начале урока «Проверь себя», когда предлагается решить задание по несложным полуустным вычислениям, определениям и др. Игровые задания «Верю-не верю» позволяют развить критическое мышление обучающихся, соотнести свои знания с тем, что демонстрируется в задании. Уроки-викторины, разгадывание кроссвордов – всё это будет настраивать школьников на поддержание интереса к учебному предмету.

Кроме того, следует отметить, что дистанционное обучение позволяет существенно расширить спектр предлагаемых обучающимся заданий различной сложности для свободного выбора. Каждый ученик может самостоятельно определиться с тем, задания какого уровня сложности он должен выполнить. Таким образом формируется такие личностные компетенции, как самооценка, мотивация к учебной деятельности [4]. Формирование банка данных таких разноуровневых заданий по математике для разных классов – основа эффективного обучения, содействующая поддержанию и развития учебной мотивации школьника.

Хорошим средством управления качеством образовательного процесса в дистанционном формате является разработка и размещение в доступе интерактивных презентаций, которые могут выполнять роль опорных конспектов для обучающихся [3]. Для школьников, интересующихся математикой хорошим форматом является размещение активных ссылок на различные сторонние образовательные ресурсы, позволяющие углублённо изучить ту или иную тему, подготовить к уроку дополнительный материал.

Несмотря на целый ряд преимуществ, дистанционные технологии имеют и свои недостатки, главным из которых является сложность самостоятельного освоения учащимися некоторых тем, отсутствие усидчивости, что особенно характерно школьникам 5-8 классов, трудоёмкость учебного контента, плохое владение компьютерными сервисами и др. На качество усвоения учебного материала оказывает влияние и невозможность проверить учителем авторство выполненных заданий.

Одним из элементов дистанционного обучения, улучшающим качество образовательного процесса может стать дистанционная поддержка обучения. Формами дистанционной поддержки обучения могут быть [2]:

  • персональная электронная почта и электронная почта общего доступа;

  • коммуникация в группе социальной сети;

  • использование персонифицированных интерактивных ресурсов;

  • разработка и использование сайта/блога по предмету;

  • использование дистанционного курса по предмету;

  • веб-конференции, вебинары, дистанционные уроки.

В целом, для качественного и эффективного дистанционного процесса обучения в образовательной организации нужно создать образовательное пространство, обеспечивающее свободный доступ обучающихся к различным цифровым образовательным ресурсам, средства обратной связи и коммуникации и др. Таким образовательным пространством могут стать персональные сайты учителей – предметников, где формируется образовательный контент или специализированная образовательная платформа, которая обеспечивает все необходимые условия для осуществления дистанционного образования школьников.


Литература:

  1. Каримова, А. К. Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения / А. К. Каримова, Е. В. Пономарева, Л. В. Звездина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 116-121. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73171/ (дата обращения: 17.03.2021).

  2. Лопатина К. Е., Беленкова И. В. Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 179-182. — URL https://moluch.ru/archive/156/44247/ (дата обращения: 15.02.2019).

  3. Ляшенко, В.С. Преимущества и недостатки дистанционного обучения при изучении математики // «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», 2020, № 11. ISSN: 2220-2404

  4. Муштавинская, И. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. «КАРО», 2009, 84 с.

  5. Сергеева, Е.В. Дистанционное обучение при изучении математики // «Проблемы современного педагогического образования», 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-pri-izuchenii-matematiki (дата обращения 18.03.2021)