Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
«INTERактивные технологии обучения 2.0»
Навык управления конфликтами как разновидность soft skills для студентов педагогических специальностей.
Автор: Неустроева Анастасия Александровна, преподаватель ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова
Актуальность темы . В современном мире темпы научно-технического прогресса очень велики, мир меняется буквально на глазах. Современная система образования формирует новые приоритеты с учетом вызовов современного общества. В современном обществе ускоряется социально-экономическое развитие, которое влечет за собой изменение представлений о профессионализме. Для эффективной деятельности важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные навыки и умения, такие как презентовать себя, умение слушать других, работать самостоятельно и в команде, управлять конфликтами и другое. Особое внимание направлено на профессионализм педагогов. Новые стандарты предъявляют новые требования к педагогам. Помимо знаний, умений, навыков педагог должен иметь проектировочные, организаторские, адаптационные способности, а также способность к гибкости, мобильности, стрессоустойчивости, развивать личностые качества. В этом педагогу поможет приобретение навыков soft skills. Развитие этих навыков необходимо и студентам, поскольку позволит подготовить их к будущей деятельности
Цель работы: показать важность навыка управления конфликтами для студентов педагогических специальностей, научить их применять данный навык на практике.
Задачи: изучить, что такое soft skills, более подробно раскрыть навык управления конфликтами, представить разработку занятий для студентов педагогических специальностей для формирования навыка управления конфликтами.
Профессиональная компетентность - интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Навыки
soft skills (гибкие) hard skills (жесткие).
надпрофессиональные навыки, узкие профессиональные навыки,
которые помогают решать жизненные которые нужны для решения
задачи и работать с другими людьми. конкретных задач в повседневной
работе.
Soft skills — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.
Группы soft skills
Коммуникативные навыки
- умение вести диалог,
- вести переговоры,
Социальные навыки
-владеть навыками делового общения, - презентовать себя,
- работать самостоятельно и в команде,
Навыки саморегулирования
-управлять конфликтами,
Упарвленческие навыки
- умение слушать собеседника.
-обладать эмоциональным интеллектом,
-переучиваться,
- умение анализа и прогнозирования, - принятие решения,
- поиск информации,
- - умение распределять задачи.
-соблюдать трудовую этику.
- адаптироваться к изменяющимся условиям,
- глубокое знание себя
Каким же образом мягкие навыки связаны профессией учителя? Сегодня, в связи с реализацией ФГОС НОО, возрастают требования к профессионализму педагогов, развитию у него необходимых компетенций и навыков. основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда. Поэтому важно на этапе обучения формировать у студентов педагогических специальностей навыки soft skills.
Навык управления конфликтами
Управление конфликтами очень важный навык в профессиональной деятельности. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.
При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно.
Поэтому важно педагогам научиться управлять конфликтами. Данный навык необходим студентам педагогических специальностей. Часто студенты, приходя на педагогическую практику, сталкиваются с конфликтными ситуациями, чтобы грамотно выходить из конфликта нужно обладать определенными навыками, чтобы разряжать обстановку.
Разработка занятий по формированию навыка управления конфликтами
Цель занятий - научить студентов распознавать конфликтную ситуацию, выявлять причину конфликт, находить пути разрешения конфликтных ситуаций.
Форма занятий : лекция, семинар, внеурочное мероприятие - тренинг.
1. Лекционное занятие. В рамках уроков по правовому обеспечению профессиональной деятельности студентам дается теоретические материал "Педагогические конфликты в школе" . Они знакомятся с определением, видами, функциями конфликтов в образовательном процессе конструктивными и деструктивными сторонами конфликтов, технологией разрешения конфликта, конспектируют материал.
2. Семинарское занятие. Проведение семинаров. На семинаре студенты выполняют два задания.
3. Внеурочное мероприятие – тренинг «Поведение в конфликтах»
Лекция "Педагогические конфликты в школе"
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия.
Педагогический конфликт, - по словам С. В. Баныкиной, - можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин».
Типология педагогических конфликтов по
Л.В. Симоновой.
1. Конфликты, возникающие в процессе учебной деятельно сти как реакция на препятствие к достижению целей учебной де ятельности. Этот тип конфликтов возникает при нарушении вза имосвязей делового характера. 2. «Конфликты ожиданий». Конфликты, возникающие в про цессе учебной и внеучебной деятельности, как реакция на пове дение, не соответствующая принятым нормам отношений между педагогами и учениками, не соответствующее уровню ожиданий их по отношению друг к другу. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей «ролевого» характера. 3. «Конфликты межличностной несовместимости». Кон фликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятель ности из-за личностных особенностей учителя и учеников, осо бенностей характера и темперамента. Однако, как отмечает автор, существующие в реальной школь ной жизни конфликты не всегда представлены в виде одного из предложенных типов.
Типология педагогических конфликтов по С.В. Баныкиной
1. «ученик - ученик»
2. «учитель - родитель»
3. «учитель - ученик»
4. «учитель - учитель»
5. «учитель - администратор»
Конфликт «Ученик-ученик
Причины конфликта:
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Конфликт «учитель – родитель ученика»
Причины конфликта:
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Конфликт «Учитель –Ученик»
Причины конфликтов :
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Конфликт «учитель – учитель»
Причины конфликта:
- Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.
- Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.
- Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.
Конфликт «Учитель – администарция»
Причины конфликта:
- ─ жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований;
- ─ перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
- ─ незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя;
- ─ частая смена руководства;
- ─ недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
- ─ нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;
- ─ неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;
- ─ нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога;
- ─ самовольное установление учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей.
Семинар «способы решения конфликтов»
Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут. Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.
Задание 2. "Моделирование конфликтной ситуации".
Группа делится на 5 команд. Каждая команда получает свой вид конфликта: «учитель - ученик», «учитель - администратор», «учитель - родитель», «учитель - учитель», «ученик - ученик». За определенное время команда должна придумать конфликтую ситуацию и инсценировать ее. Другие команды, просмотрев выступление, должны найти причину и пути выхода из конфликтной ситуации.
Задание 3. "Найди выход". Группа делится на 5 команд. Каждая команда получает задачу - конфликтную ситуацию. За определенное время команда должна найти причину конфликта и пути выхода, т.е. разрешения данного конфликта.
Примеры конфликтных ситуаций.
1. Десятиклассница Маша была лидером класса. Староста, отличница, "первая красавица". Она дружила с Мишей. В класс перевели новенькую ученицу Настю. Кирилл стал оказывать знаки внимания ей. Маша подговорила класс не разговаривать с Настей. Класс объявил Насте бойкот.
2. Ученица 8 класса, Ира, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки. Учитель Мария Ивановна сделала девочке несколько раз замечания. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
3. Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью Иванов Степан Петрович главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению. В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками. А учитель физики Сидоров Василий Львович, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе. Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет. Между учителями возникли напряженные отношения.
4. Ольга Петровна, учитель математики, вела уроки математики и геометрии во всех восьмых классах. Она рассчитывала, что и на следующий учебный год продолжит вести уроки в этих классах. Уже с 8 класса она потихоньку начала готовить учеников к ОГЭ. К тому же она была классным руководителем 9А класса. Однако в школу пришел новый учитель математики - Ирина Павловна. Поскольку на прежней работе она успешно использовала авторскую методику преподавания математики, ей поручили вести уроки математики и геометрии во всех девятых классах. Ольга Петровна, недовольная произошедшим, обратилась к завучу и директору. Завуч и директор настояли на своем. Ольга Петровна решила уволиться из школы.
5. Вася Петров учился в 7 классе. Больше всех предметов он не любил русский язык, считая его скучным предметом. Вася не делал домашнее задание, на уроке не слушал объяснение учителя, болтал с соседом по парте. Учитель Ирина Павловна поставила ему за четверть оценку "2". На следующий день в школу пришла мама Васи Петрова Мария Николаевна. Между ней и учителем состоялся диалог:
Мария Николаевна (мама): Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?! Я пойду жаловаться директору. У вас плохие методы обучения.
Ирина Павловна (учитель): Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.
Тренинг «Поведение в конфликте»
Цель тренинга: повышение уровня готовности студентов к адекватному поведению в конфликтных ситуациях на педагогической практике.
Упражнение №1 «Тонущий корабль».
Цели: разряжение обстановки между участниками тренинга; снятие напряжения перед тренингом; сплочение коллектива, развития желания в дальнейшем работать сообща.
Когда ведущий говорит: «Начали!» , все участники должны поместиться на газете, но не на голом полу-это единственное условие. Затем нужно уменьшить газету наполовину, и снова даётся команда: «Начали!». Уменьшить газету еще раз наполовину и вновь команда «Начали!». И таким образом уменьшать газету до того момента, когда кусок газеты будет размером, достаточным для того, чтобы все могли лишь коснуться, но не устоять на нем.
В конце упражнения обсуждение. Обратить внимание участников, что решить задачу можно, объединив свои усилия.
Вопросы для обратной связи:
1)Что было самым сложным?
2) Что помогло выполнить упражнение?
Упражнение №2 «Умение слушать».
Цель: научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию
Группа делится на пары и распределяет роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий». 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы. В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог. «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении. «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе. «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам. Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.
Упражнение №3. «Я в конфликте».
Цели: выразить свое видение самого себя в сложной ситуации, дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.
Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации. Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.
Упражнение №4. «Если бы..., я стал бы...»
Цель : выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру : "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".
Если бы тебе сказали, что ты никогда никому не помогаешь
Если бы тебе сказали, что себя ведешь, как будто ты самый главный
Если бы тебе сказали, что с тобой бесполезно договариваться о чем-либо, ты все равно забудешь
Если бы тебе сказали, что ты не умеешь красиво одеваться
Если бы тебе сказали, что у тебя скрипучий голос и он действует всем на нервы
Если бы тебе сказали, что ты на всех смотришь волком
Если бы тебе сказали, что у тебя напрочь отсутствует чувство юмора
Если бы тебе сказали, что ты слишком высокого о себе мнения
Если бы тебе сказали, что ты как не от мира сего
Если бы тебе сказали, что ты плохо воспитан
Если бы тебе сказали, что ты не умеешь договариваться
Выводы
В профессиональной деятельности все большую популярность получают soft skills навыки, которые представляют комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Разновидность soft skills является навык управления конфликтами.
Очень важно научить студентов педагогических специальностей научить данному навыку. Управление конфликтами поможет ему при прохождении практики в образовательных учреждениях, а также в будущей профессиональной деятельности.
Предложенный комплекс занятий был проведен у студентов Ивановского педагогического колледжа специальности «Преподавание в начальных классах». Поставленные цели были достигнуты. Студенты внимательно слушали лекцию, творчески подошли к выполнению заданий на семинаре, активно принимали участие в тренинге.
Разработанный комплекс занятий позволяет сформировать у студентов навыки управления конфликтами.
Список литературы
1. Анцупов А., Баклановский С. Конфликтология / А. Анцупов, С. Баклановский. СПб.: Питер, 2013.
2. Базелюк В. В. Разрешение педагогических конфликтов : учеб. пособие / В. В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005. - 140 с.
3. Баныкина С. В. Конфликтологическая подготовка педагога как условие укрепления взаимосвязи школы и семьи / С. В. Баныкина // Образование в школе: опыт, проблемы, инновации ; под ред. Ю. В. Васильева. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2005.
5. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения : дис.... канд. псих. н. / Л. В. Симонова. М., 1989. 145 с.
6. Что такое soft skills навыки и как их развивать? // https://www.kadrof.ru/articles/58267 (дата обращения 18.10.2021)
7. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. / Г.М. Шеламова. М.: Academa, 2004.