СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление методической работой образовательного учреждения в условиях внедрения, реализации Государственных образовательных стандартов

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление методической работой образовательного учреждения

в условиях внедрения, реализации Государственных образовательных стандартов

Просмотр содержимого документа
«Управление методической работой образовательного учреждения в условиях внедрения, реализации Государственных образовательных стандартов»

«Управление методической работой образовательного учреждения

в условиях внедрения, реализации Государственных образовательных стандартов».




Левина Е.А.,

директор МОУ «Школа №132 имени

Н.В.Поповой г.Донецка»



Основным субъектом реализации Государственного образовательного стандарта школьного образования выступает педагог. Именно педагог проектирует и организовывает образовательный процесс, направленный на получение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, реализацию интегративного подхода к урочной и внеурочной деятельности, решения задач воспитания и социализации образовательными средствами.

Построение новой развивающей и развивающейся школы может быть реализовано только при условии принятия педагогами идеологии инновационного содержания Стандарта на основе совершенствования научно – педагогического, учебно – методического, организационного, правового, финансово – экономического, кадрового, материально – технического обеспечения системы образования.

Проблема введения и реализации Государственных образовательных стандартов не может быть решена без соблюдения адресности, качественной подготовки педагогических и управленческих кадров.

Директора и заместители директоров образовательных учреждений должны быть готовы:

  • к эффективному решению задач Государственных образовательных стандартов в образовательном учреждении (перевод деятельности участников в режим инновационной деятельности);

  • к усвоению новых требований Государственных образовательных стандартов к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения;

  • к созданию условий в общеобразовательном учреждении для сетевого взаимодействия по обмену опытом введения и реализации Государственных образовательных стандартов.


Педагоги должны быть готовы:

  • к принятию идеологии Государственных образовательных стандартов;

  • к проектированию образовательного процесса с ориентацией на новое содержание и результаты образования;

  • к решению новых типичных задач деятельности (разработка программ профессиональной ориентации, развитие ИКТ – компетентности, исследовательской и проектной деятельности, социальной компетентности и др.);

  • к самообразованию и обучению непосредственно на рабочем месте;

  • к участию в сетевом взаимодействии по обмену опытом введения и реализации Государственных образовательных стандартов.

Управление методической работой в школе как целостной системой взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста учителя, приобретает особо важное значение.

Особенно актуальными являются вопросы:

  • разработка образовательной программы школы на основе Государственных образовательных стандартов;

из опыта работы – Основная образовательная программа характеризует содержание образования и организацию образовательного процесса конкретно в образовательном учреждении. 70% ООП – это обязательная часть, формируемая на основе требований установленных Государственным образовательным стандартом. 30% объема формируется непосредственно МОУ. Цели и задачи реализации ООП, определены образовательным учреждением на основе изучения социального заказа микрорайона школы, образовательных возможностей обучающихся, особенностей организации образовательного процесса. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает стратегию реализации междисциплинарных программ через урочную деятельность, через систему дополнительного образования, через содержательные разделы программы, интеграцию всех разделов программы. Формулирует планируемые результаты, предметов части учебного плана, курсов внеурочной деятельности. Учебное заведение определяет систему оценки достижения планируемых результатов (описывает организацию содержания), разрабатывает модель и инструментарий для организации стартовой диагностики.

  • разработка условий создания комфортной развивающей образовательной среды в общеобразовательном учреждении;



Создание определенным образом упорядоченного образовательного пространства, в котором находят гармоничное развитие и удовлетворение интересов и потребностей все субъекты образовательного процесса - одна из важнейших задач руководителя образовательного учреждения в условиях реализации Государственных образовательных стандартов:

  • разработка ООП (определение Учебных программ, Учебного плана, планирование результатов образовательной деятельности);

  • обеспеченность учебно – методическими комплексами;

  • наличие квалифицированных педагогических кадров;

  • создание благоприятного психологического климата;

  • совершенствование материально – технической базы.


  • создание информационно – образовательной среды образовательного учреждения;

  • создание непрерывной системы профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения;

  • управление процессом внедрения Государственных образовательных стандартов;

  • разработка и внедрение систем контроля качества реализации Государственных образовательных стандартов.

С целью осуществления контроля качества реализации государственных образовательных стандартов на школьном уровне целесообразно разработать систему контроля готовности учителя к реализации ГОС и систему контроля образовательных результатов школьников.

В систему контроля образовательных результатов школьников входят различные виды контроля по функциям (входной, текущий, периодический и т.д.), по видам (фронтальный, индивидуальный, самоконтроль и т.д.), по форме (наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения, взаимооценка обучающимися друг друга, проверочные и обучающие письменные работы, контрольные, лабораторные работы, доклады, рефераты и т.д.).

Критериями готовности учителя к реализации ГОС является уровень инновационного поведения, самообразовательная деятельность педагога, освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, учебных достижений обучающихся, овладение учебно – методическими ресурсами, необходимыми для решения задач государственного образовательного стандарта.

Для педагогов:

  • инновационная деятельность педагога;

  • самообразовательная деятельность педагога;

  • организация воспитания обучающихся;

  • организация учебной деятельности обучающихся, формирование УУД;

  • развитие методологической компетентности педагога, ознакомление с современными теориями и концепциями в образовании;

  • организация внеурочной деятельности обучающихся;

  • формирование здорового образа жизни школьников;

  • оценивание достижений обучающихся;

  • разработка рабочих программ по предмету с ориентацией на образовательные результаты (личностные, межпредметные, предметные);

  • разработка основных образовательных программ;

  • разработка подходов к итоговой оценке качества освоения обучающимися основной образовательной программы.

Введение Государственных образовательных стандартов требует кардинально нового подхода к организации методического сопровождения педагогов, направленного на обеспечение подготовки педагогических работников к реализации Государственных образовательных стандартов посредством освоения идеологии нового Стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся, принятию современных стратегий обучения детей.

Целью методического сопровождения является создание системы управляемой, ресурсообеспеченной, эффективной совместной деятельности специалистов (управленцев, методистов, педагогов) по обеспечению оптимальных условий перехода к реализации Государственных образовательных стандартов.

Переход реализации Государственных образовательных стандартов рассматривается сегодня профессиональным педагогическим сообществом как сверхкрупная задача и требует принципа согласования целей и задач методического сопровождения и управления образованием, так как содержит следующие риски: неприятие педагогами идеологии Государственных образовательных стандартов, поэтому методическое сопровождение включает в себя создание системы мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач новой деятельности (режима работы, оценки труда, поощрения, стимулирования, вознаграждения, обеспечение необходимыми ресурсами для осуществления обновления образовательного процесса.

Задачи, которые решаются в процессе функционирования школьной модели методической службы сопровождения образовательных стандартов являются:

  1. внедрение требований Государственных образовательных стандартов в практику образовательного учреждения:

  • анализ нормативных, научных и методических источников, выявление рекомендаций, соответствующих возникающим в практике проблемы;

  • детализация рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику;

  • оценка эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований;

  • организация процесса погружения педагога в решение новых типичных задач деятельности (разработка программ профессиональной ориентации, развитие ИКТ – компетентности, исследовательской и проектной деятельности, социальной компетентности и др.) и обучение непосредственно на рабочем месте;

  • методическое сопровождение на этапе разработки и реализации основной образовательной программы образовательного учреждения;

  • проектирование образовательного процесса с ориентацией на новое содержание и результаты образования.


  1. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении задач внедрения Государственных образовательных стандартов:

  • организация сетевого взаимодействия по обмену опытом;

  • анализ и распространение эффективного опыта и практики решения педагогических задач;

  • выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший педагогический результат;

  • анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике, создание методических рекомендаций по их преодолению.


3) Оказание методической поддержки:

  • содействие эффективному решению задач Государственных образовательных стандартов в образовательном учреждении (перевод деятельности участников в режим инновационной деятельности, совместного поиска рабочих ориентиров);

  • выявление запросов и обеспечение педагогов необходимыми информационными и научно – методическими ресурсами (предоставление рекомендаций для разработки рабочих программ по предмету с ориентацией на образовательные результаты, организации учебной деятельности, формирование УУД, формирование здорового образа жизни, организации внеурочной деятельности обучающихся, предоставление методических материалов);

  • консультирование педагогов с целью помощи им в выборе источников и литературы для решения педагогических задач;

  • анализ возникающих у педагогов затруднений и трудностей, оказание им методической помощи в решении профессиональных проблем и задач; коррекция педагогической деятельности;

  • разработка текущих методических материалов для педагогов и школьников.

4) Повышение квалификации и самообразование педагогов:

  • выявление затруднений, профессиональных предпочтений, образовательных потребностей и запросов педагогов, создание на их основе образовательных маршрутов и программ;

  • создание условий для выбора педагогом индивидуального профессионального маршрута, индивидуального учебного плана и оказание помощи в их разработке и реализации;

  • создание среды выбора профессиональных образовательных программ/модулей;

  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;

  • овладение учебно – методическим и информационно – методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач Государственных образовательных стандартов.


Методическое сопровождение основывается на принципах:

  • мобильности и адресности – оказание методической помощи через организацию групповых и индивидуальных консультаций по вопросам внедрения Государственных образовательных стандартов;

  • непрерывности и преемственности – предусматривает непрерывный профессиональный рост педагога через обеспечение целостности, системности методической службы в школе, выбор форм и методов методической работы, обеспечивающих развитие творческих способностей педагогов;

  • сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов, их классификацию, предоставление возможности выбирать формы и способы повышения мастерства на семинарах, курсах и т.д.;

  • стимулирования творческого роста педагогов – создание условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.

Для обеспечения успешной подготовки педагога к внедрению Государственных образовательных стандартов важным условием является создание в МОУ действенной модели методической службы сопровождения.

Задачей руководителя МОУ является качественное распределение полномочий и ответственности всех структурных элементов модели методической службы сопровождения.

Структурные элементы модели методической службы сопровождения Государственных образовательных стандартов в МОУ выполняют определенные функции:


Административные и методические структуры образовательной организации:

  • накапливают опыт введения и реализации Государственных образовательных стандартов;

  • разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения;

  • осуществляют продуктивную деятельность по разработке методического продукта: моделей новых управленческих структур и механизмов, ИКТ, организации образовательной среды, основных образовательных программ основного общего образования, рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, учебно – методических комплексов, учебных программ, нормативных документов и др.;

  • участвуют в разработке комплекса показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования в рамках внедрения и реализации Государственных образовательных стандартов;

  • обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно – оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам внедрения и реализации Государственных образовательных стандартов.


Методические объединения:

  • осуществляют диссеминацию инновационного опыта;

  • обобщают и презентуют практический опыт по внедрению основных образовательных и рабочих учебных программ общего образования, учебно – методических комплексов, учебных и воспитательных программ и др.;

  • пополняют банк данных педагогического опыта по введению Государственных образовательных стандартов.

Целесообразно включить в модель методического сопровождения МОУ общественные организации и объединения (участвуют в организации конкурсных мероприятий, разработке и экспертизе образовательных программ), вузы, научные организации (оказывают услуги образовательным учреждениям по использованию высокоэффективных технологий и методик внедрения и реализации Государственных образовательных стандартов; обеспечивают подготовку, переподготовку, повышение квалификации педагогических работников по вопросам внедрения и реализации Государственных образовательных стандартов), средства массовой информации.


Критериями эффективности модели методического сопровождения педагога могут выступать: результативность (количество новых программ, проектов, учебно – методических материалов, инноваций и др.), вовлеченность (востребованность услуг сопровождений системы: рост числа обращений за консультацией, динамика числа участников различных акций, организуемых в рамках реализации программ методического сопровождения), создание сетевого взаимодействия (участие СМИ, общественных организаций, родителей), создание единого информационного ресурса (например работа сайта по проблеме введения и реализации Государственных образовательных стандартов).

Задачи методического сопровождения: содействие эффективному решению задач Государственных образовательных стандартов в общеобразовательном учреждении.

Основными критериями качества готовности учителей к внедрению Государственных образовательных стандартов являются:

  • принятие идеологии Государственных образовательных стандартов;

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;

  • готовность к проектированию образовательного процесса ориентацией на новое содержание и результаты образования и к решению новых типичных задач деятельности;

  • овладение учебно – методическими и информационно – методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач Государственных образовательных стандартов;

  • готовность к самообразованию и обучению непосредственно на рабочем месте.


Качественное управление методической работой позволит обеспечить высокий уровень готовности учителей к внедрению Государственных образовательных стандартов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!