СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление творческим потенциалом учителей в современной школе

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Управление творческим потенциалом учителей в современной школе»

Солодовник Ольга Валериевна,


Управление творческим потенциалом учителей в современной школе


Атмосфера актуализации и переосмысления жизни в Российской Федерации требует нового педагогического видения и изменения парадигмы в направлении воспитания и самовоспитания творческой, конкурентоспособной личности. Реалии побуждают педагогов к внесению необходимых изменений в систему воспитания, решению ряда задач: одухотворение детских душ, формирование и развитие личности под совсем другим углом зрения, очеловечивание отношений между индивидами, повышение уровня качества учебно-воспитательной работы средствами педагогического мастерства, подготовка педагогов - новаторов, которые стремятся к творческому поиску оригинальных, нестандартных решений различных педагогических проблем. Продуктом творческого поиска могут быть новые обучающие технологии, оригинальные воспитательные идеи и методы воспитания, нестандартные подходы в управлении.

Учитель в процессе профессиональной подготовки должен быть сориентированным на развитие творческих возможностей ученика, на учет специфики этого процесса в конкретных условиях профессиональной деятельности, осознавать, что эффективность его труда связана с положительными сдвигами как в развитии творческих возможностей ученика, так и его творческой педагогической деятельности, ведь творческого ученика может сформировать только творческий учитель.

Важность решения указанной проблемы подчеркивается в федеральных и региональных программах. Одной из стратегических задач является создание условий для формирования образованной, творческой личности гражданина, реализации и самореализации его природных задатков и возможностей в образовательном процессе. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед учителями поставлена задача постоянно повышать свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство и общую культуру. Поэтому творческий потенциал учителя, как отмечает М. М. Поташник, должен быть направлен на формирование творческой личности ученика.

Проблема становления личности учителя освещена в работах педагогов В. И. Бондаря, Н.В. Кузьминой, В. А. Сластенина; педагогические аспекты творчества представлены в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна, А. М. Леонтьева, А. Н. Лука, Я. А. Пономарева; творческая деятельность учителя, с точки зрения теории и практики внутришкольного управления, исследована в работах В. И. Маслова, Н.Н. Островерховой, Р. Х. Шакурова. Психолого-педагогические факторы, способствующие формированию творческих способностей личности исследовались Л. Б. Ермолаевой-Томиню, В. А. Моляком, Б. П. Никитиным.

М. М. Поташник выделяет такие черты творческого учителя: высокий уровень идейно-нравственного сознания, постоянный поиск оптимальных дидактических, воспитательных, методических, управленческих и других педагогических решений, творческий стиль мышления, способность увидеть проблему, выявить противоречия, творческая фантазия, развитое представление, стремление достичь эффективных результатов в конкретных условиях педагогического труда, высокий уровень общей культуры.

В. А. Кан-Калик и М. Д. Никандров рассматривают творчество как непременное условие педагогического процесса, объективную профессиональную необходимость в деятельности учителя, выделяют этапы педагогического творчества. Эти исследователи рассматривают подготовку учителя к педагогическому общению как неотъемлемую часть его подготовки к творческой деятельности, выделяют условия, которые способствуют подготовке учителя к педагогическому творчеству. Творчество как личностное качество учителя рассматривает в своих работах Н.В.Кичук.

Предметом научной дискуссии сегодня является проблема возможности и путей обучения педагогическому творчеству. Наблюдение практической деятельности педагогов доказывают, что разные учителя работают на разных уровнях творческой педагогической деятельности, имеют разные творческие успехи, которые обусловлены не только природными задатками, условиями развития, но и разным уровнем подготовки к педагогическому творчеству. Именно поэтому считаем, что педагогическое творчество учителя не может связываться только с каким-то даром. Педагогическому творчеству необходимо и можно учиться.

А. Кочетов отмечает, что надо помогать учителю овладевать «творческими» приемами деятельности, среди которых значительное место занимают научно-исследовательские методы, технология научного поиска, анализ и обобщение передового опыта. Е. Д. Днепров подчеркивает, что обновление школы находится в прямой зависимости от творчества учителя, от внедрения в школьную практику педагогики творчества, форм и методов творческого развития учащихся. Ю. К. Бабанский считал, что надо настойчиво и добросовестно обучать. С. А. Сысоева утверждает, что учитель – профессия массовая, следовательно, педагогическому творчеству необходимо и можно учиться. А. С. Макаренко в связи с этим писал: «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо научиться».

Оптимистический прогноз относительно обучения творчеству содержится в работах Т. Н Петровича. Он считает, что необходимость, а тем более жесткая необходимость может заставить любого человека создавать. Анализируя творческую деятельность изобретателей, студентов, он делает вывод - научить творчеству можно любого человека при условии стимулирования его творческой деятельности. Кроме того, он подчеркивает, что одни люди включаются в творческий процесс сами, других необходимо побудить к творчеству, создать ситуацию, которая стимулирует необходимость творческого процесса, ситуацию веры в свои творческие силы. П. И. Дребязко предлагает создавать условия для развития педагогического творчества учителей с помощью воплощения исследовательско - поисковых форм работы, формирования творческих групп учителей. Подчеркнем, что на развитие педагогического творчества учителей в значительной степени влияют условия, создаваемые в школе для творческой работы педагога, его самореализации личности в профессиональной деятельности.

В чем заключается мастерство руководителя школы в реализации управленческих функций по отношению к педагогическому коллективу в целом и к каждому педагогу? На наш взгляд, мастерство директора, его заместителей именно в том, чтобы они сумели увидеть сильные стороны в педагогической деятельности каждого учителя и, опираясь на них, формировали у каждого педагога тот индивидуальный стиль, который является характерным для истинного мастерства. Следует отметить, что не в каждой школе есть четко сформулированные принципы организации работы, на основе которых осуществлялся бы системно-структурный подход к совершенствованию личности учителя и развитию его творческой активности.

Установлено, что в процессе творческой деятельности происходит «подтягивание», «выравнивание» отстающих звеньев в составе творческих возможностей личности педагога и совершенствование его личности в целом. Управление всей педагогической деятельностью учителей, совершенствования их мастерства на основе развития творческой активности с позиций современной теории управления следует рассматривать как управление сложной системой. А это значит, что и вопросы планирования, организации, стимулирования и частично контроля деятельности, связанной с совершенствованием педагогического мастерства учителей, должны в своей совокупности создать определенную систему управления педагогическим коллективом школы, которое происходит на определенных принципах.

Творческого учителя всегда отличает постоянный поиск оптимальных дидактических, воспитательных, методических и других педагогических решений. Он в совершенстве знает предмет, умело владеет методикой его преподавания, свободно ориентируется в специальной научно – методической литературе; успешно реализует на практике знания психолого-педагогических основ обучения, воспитания и развития учащихся, моделируя деятельность, прогнозируя конечный результат; осуществляет активный поиск новых идей, ищет нестандартные решения педагогических задач; реализует личностный подход в обучении каждого школьника, развивает инициативу и творчество, применяя нетрадиционные формы обучения; владеет методами педагогического воздействия, высоким уровнем коммуникативных и творческих способностей; создает новые технологии обучения и воспитания; отбирает и применяет средства не только для достижения цели, но и для измерения полученного результата. Для такого учителя исследовательская деятельность приобретает характер внутренней необходимости.

Подготовка учителя к творческому поиску – это непременное условие и важный фактор ее успешного осуществления. Она включает три составляющие: формирование профессиональной мотивации у учителей к творческой деятельности, овладение знаниями о сути педагогического творчества и технологии ее осуществления, методами исследовательской работы, умение разрабатывать экспериментальные программы, отслеживать результаты своей деятельности. Для директора школы, как и для любого администратора, важно мотивировать сотрудников на эффективную работу. Педагогическое творчество обусловлено, как правило, не одним, а несколькими мотивами, которые возникают в процессе профессиональной деятельности, связаны с внутренней потребностью учителя в творческой деятельности и выражают осознанное стремление и устойчивый интерес к ней.

Творческий труд стимулируется потребностью в самоуважении, создании своего имиджа, признании и одобрении коллективом результатов работы, возможностью творческого роста. У других учителей работа может быть ориентирована и на внешнюю официальную оценку, на желание получить внешние знаки внимания – награду, похвалу, поощрение (моральное и материальное). Важным компонентом подготовки учителя к творческой деятельности являются знания по педагогике, психологии, социологии, физиологии и гигиене детей и подростков, управления, а также знания о содержании и механизме творческого процесса, структуре творческой личности, особенностях детского творчества и путях его развития.

Попытки построения общей теории творческого процесса, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена, привели к тому, что ученые стали искать общие черты, которые присущи всяким творческим процессам. Все чаще утверждают, что процесс, который лежит в основе всех видов творчества, один и тот же: комбинация элементов с целью получения нового качества, а затем поиска выявления и отбора более значительных комбинаций.

Я. А. Пономарев, понимая творчество как источник и механизм развития личности ,подчеркивал поэтапность протекания творческого процесса. Для этого важно учитывать переход от сознательно организованных и логически обоснованных поисков, к интуитивному решению проблемы, способ поиска, который сначала не осознавался. Осознание интуитивно найденного решения формулируется в логически совершенное новое качество. Я. А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса: 1) произвольный логический поиск; 2) интуитивное решение как озарение, инсайт (осознается только результат решения проблем, а способ не осознается); 3) вербализация интуитивного решения; 4) формализация вербализованного решения и придание найденному решению логического совершенства.

Мы считаем, что, что управление развитием творческого потенциала учителей будет эффективным при условии реализации научно – обоснованной и разработанной авторской модели, в которой отражены цели, содержание, методы и формы всех аспектов управления творчества педагогов (рис.).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алфимов В. Н., Артемов Н.Е., Тимошко Г. В. Диагностика творческой личности: Книга для учителя. – Донецк, 1995. – 88с.

2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981. – 96с.

3. Кан –Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. –М.: Педагогика, 1990. – 144с.

4. Лук А. Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1988. – 172 с.

5. Сысоева С.А. Педагогическое творчество: Монография. - Х. – К.: Книжное изд-во «Каравелла», 1998. – 150 с.

6. Сысоева С.А. Подготовка учителя к формированию творческой личности ученика: Монография. – К.: Полиграфкнига, 1996. – 406 с.

7. Шумилин Е.Г. Проблемы теории творчества. – М.: Высшая школа, 1989. – 141с.

8.Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии / / Вопросы психологии, 1989. - №14, С. 5-13.

9. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М.: Просвещение, 1964. – 189с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!