СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнение в распознавании И.п, Р.п. и В.п. неодушевленных имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данном конспекте, представлен материал  для изучения упражнений в распознании И.п.,Р.п. и В.п. неодушевленных имен существительных. 

Просмотр содержимого документа
«Упражнение в распознавании И.п, Р.п. и В.п. неодушевленных имён существительных»

Класс: 4-Б Дата:06.11.2018 г.
Тема: Упражнение в распознавании И.п, Р.п. и В.п. неодушевленных имён существительных
Цель:

Образовательная :учить определять неодушевлённые существительные И.п. от В.п.; повторить Р.п. и его значение в предложении, совершенствовать умения выделять грамматическую основу предложений; тренировать учащихся в определении падежей имён существительных;
Развивающая: развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения ;
Воспитывающая: воспитывать взаимопомощь, прививать любовь к родному языку.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: Презентация

Хронометраж урока

1. Организация начала урока…...……………………………………….…1 мин.
2. Актуализация опорных знаний...…………………………………….…5 мин.
2.1.Беседа……………………………………………………………… (3 мин)
2.2.Минутка каллиграфии…………………………………………………(1 мин)
2.3.Словарная работа………………………………………………………(1 мин)
3. Сообщение темы, цели и задач урока……...…………………………...2 мин.
4. Восприятие и осознание учениками нового материала……...….........25 мин.
4.1. Выполнение упражнения 141 (стр.84).………………………………...(5 мин)
4.2. Выполнение упражнения 142 (стр.84)………………………………..(10 мин
5.Осмысление знаний………...………………………………………......5 мин. 5.1Выполнение упражнения №143(стр.85)………….……………………… (5мин)
6. Итоги урока………………………………………………………………1 мин.
7.Сообщение домашнего задания………………………………………….1 мин.















Содержание урока

1. Организация начала урока.

1.1. Приветствие
- Добрый день, ребята, присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку
-Давайте проверим, есть ли всё необходимое для урока у вас на партах. Вам понадобятся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, а всё лишнее уберем с парт.

1.3. Создание положительного настроя
- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение.

2.Актуализация опорных знаний
2.1. Беседа

–С изучением какой части речи вы начали знакомиться на прошлом уроке? (Имя существительное)

– Давайте вместе с вами выстроим лестницу знаний, вершиной которой будет имя существительное.
– Начнем стого,что имя существительное-это частьречи.
– Что обозначает имя существительное ? (Обозначает предмет)
–На какие вопросы отвечает? (Отвечает на вопросы кто? и что?)
Какого рода бывают ИС?( женского, мужского и среднего)
-Какие числа есть у ИС? (единственное и множественное)
– Каким членом предложения является ИС? (Главную и второстепенную)
-А также можно сказать, что Ис бывает собственное и нарицательное ,одушевленное и неодушевленное
-Таким образом можно сказать, что ИС-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?, а также имеют , род, число и падеж. В предложении могут выступать как главным, так и второстепенным членом предложения.
2.3.Минутка каллиграфии
Перед тем, как мы приступим к нашей теме, откройте свои тетради , запишите число. Сегодня у нас 6 ноября, слова классная работа. Спины подровняйте , ноги вместе , угол тетради должен смотреть на живот.
Обратите внимание на доску, для того, чтобы вы все красиво писали, запишите в строку так же как написано на доске. Обратите внимание, что мы записываем с переходом на следующую строку.

-Молодцы, мы подготовили руку к письму, а мы продолжаем.


2.2.Словарная работа

– Перед вами слова .Прочитайте их. Разбейте слова на две группы. Запишите их в 2 столбика(Городской, город, городу, городом, горожанин, у города, городок, о городе, пригород, города.)

– Прочитайте слова, которые вы выписали в первый столбик.(Городской, город, горожанин, городок, пригород.)
– Как можно назвать эту группу слов? (однокоренные слова)
– Прочитайте слова второго столбика.
Город, городу, городом, у города, о городе, города.
– Какой частью речи является слово город? (Именем существительным)
– Как можно назвать эту группу слов? (Форма слова город)
– Чем отличаются формы одного и того же слова? (окончанием)
– Как называется такое изменение существительных? (Изменение по падежам)
-Таким образом можно сказать, что во втором столбике это имена существительные ,которые имеют форму слова, которая отличается окончаниями и такое изменение называется изменение по падежам.

-Обратите внимание на слайд.
– Что записано в первом столбике? (Название падежа)

– Во втором столбике? (вспомогательное слово).
– В третьем? (вопросы). Почему в каждом падеже два вопроса? (одуш., неодуш.).

– Давайте ещё раз вместе прочтём таблицу.

И. п. это Кто? Что?

Р. п. нет Кого? Чего?

Д. п. дать Кому? Чему?

В. п. вижу Кого? Что?

Т. п. доволен Кем? Чем?

П. п. думаю О ком? О чем?
-Ребята, что мы повторили? ( И.С., а также падежи и на какие вопросы отвечает И.С.)
-Правильно ,мы с вами повторили ,падежи, а также вспомогательное слово и вопросы которые помогают нам в определении падежа.

4. Сообщение темы, цели и задач урока
-Ребята, а теперь мы с вами потренируемся.
-Наше слово будет остров, вам необходимо будет просклонять это слово по падежам( один человек выходит к доске, а остальные записывают.)
-Слово «Остров» отвечает на какие вопросы?( Что?)
-Это одушевленное или неодушевленное ИС?(неодушевленное)
-Ребята, найдите в каких падежах слово остров имеет одну форму?( В И.п. и в В.п.)
-Так вот, сегодня мы научимся определять в каком падеже И. или В. употребляется ИС в предложении, а также повторим Р.п.

4. Восприятие и осознание учениками нового материала.
-Ребята, где удобнее определять падеж?( Рассмотреть это слово в предложении)
-Запшите предложения
-Вам необходимо обозначить грамматическую основу (определяют падеж существительного остров.)
Задание 1
1.
На остров отправились туристы.
2. Туристам понравился остров.

– Понаблюдайте над ролью существительного остров в предложенях. Определить его падеж. Объясните свой выбор.
Если существительное подлежащее,то в каком падеже оно состоит?( в И.п.)
-А если второстепенный член предложения?( то в В.п.)
-Таким образом можно сказать, что если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п. и используется для называния предмета, если второстепенным членом – то в В.п. и оно направлено на действие
-Давайте вернемся к нашим предложениям .
-Как еще можно определить В.п. в предложении ?( у него есть предлог)-Правильно. Таким образом ,м
ожно сказать ,что если у существительного есть предлог, то оно стоит в форме В.п.
-Сделаем вывод ,что если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п. и используется для называния предмета, если второстепенным членом – то в В.п. и направлено надействие, а также если у существительного есть предлог, то оно стоит в форме В.п..

Физкультминутка
4.2. Выполнение упражнения 141 (стр.84)
-Откройте свои учебники на стр.84 и найдите упр.141.
-Прочитайте, что нам необходимо выполнить в данном задании?
-Прочитайте, стихотворение.
-Запишите его
- Укажите падеж, выделенных имен существительных.(спрашиваю цепочкой)
-Теперь давайте ответим на последний вопрос, который дан нам в этом задании?(
если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом – то в В.п.)
- А сейчас, давайте проведем звуко-буквенный разбор слова край. Кто выйдет к доске и запишет?
-Чему мы научились с вами в этом упражнении?( мы научились определять в предложении И.п. и В.п. ИС,а также повторили звуко-буквенный разбор слова)
-Таким образом можно сказать ,что в предложении если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом – то в В.п.,
4.2. Выполнение упр.142 (стр.84)
- Найдите упр.142.
-Прочитайте, что необходимо выполнить в данном задании?
-Нам необходимо составить предложения из данных слов сначала в И.п. ,а после в В.п. Если сущ. Будет в И.п.,то каким членом предложения будет являться?(главным)
-А если винительным?(второстпенным)
Запишите предложения и укажите падеж.
-Первые 2 предложения будут для вас образцом .
Я вижу солнце в самой чаще леса( В.п.)
В небе светит солнце.(И.п.)
-Прочитайте свои предложения.
-Как вы определили падеж в предложении?
- Таким образом можно сказать ,что в предложении если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом – то в В.п.,
5. Осмысление знаний
5.1. Выполнение упр.143(стр.85)
-Ребята , найдите упр.143.
-Что нам необходимо выполнить?
- Ребята, что вы знаете о Р.п.? ( он отвечает на вопрос Кого? Чего ?)
- Какое вспомогательное слово относиться к Р.п.? (Нет)
-Кто может повторить , на какие вопросы отвечает Р.п. и какое вспомогательное слово относится к Р.п.?( Р.п. отвечает на вопрос Кого? Чего? и имеет вспомогательное слово нет)
-Теперь давайте выполним наше упражнение.
-Кто пойдет к доске и запишет первое предложение?(выходят по очереди).
-Что мы повторили с вами в этом упражнении? (Р.п. отвечает на вопрос Кого? Чего? и у него есть вспомогательное слово нет)
-Правильно ребята, таким образом можно сказать,что Р.п. отвечает на вопрос Кого? Чего7 и у него есть вспомогательное слово НЕТ.
6.Итог урока
-Ребята, что мы научились делать сегодня на уроке?
-Как мы определяем И.п. и В.п. в предложении?(
если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом – то в В.п., если есть предлог, то это В.п.)
- Что вы запомнили о Р.п.?( то,что он отвечает на вопрос Кого? Чего? и есть вспомогательное слово нет.)
-Правильно ребята,сегодня на уроке мы с вами выучили,что если существительное является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом – то в В.п, а также повторили Р.п..
7.Сообщение домашнего задания
-Откройте свои дневники и запишите на следующий урок домашнее задание.
Русск.яз.-стр.85. упр.144 , вам необходимо будет определить падежи выделенных существительных.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!