Упражнения для отработки навыков осмысленного чтения
на уроках математики.
Задача. Работа с таблицей.
Школьники на уроке технологии изготавливали на Новогоднюю Ёлку игрушки. Используя данные таблицы, ответь на следующие вопросы.
Имена учеников | Флажки | Шарики | Снежинки | Фонарики | Звёздочки |
Екатерина | 4 шт. | 1 шт. | 2 шт. | | 2 шт. |
Михаил | 2 шт. | 3 шт. | | 4 шт. | 1шт. |
Яна | | 6 шт. | 2 шт. | 3 шт. | |
Ольга | 3шт. | 2 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1шт. |
Владимир | 2шт. | 2 шт. | 2 шт. | 3 шт. | 1 шт. |
Кто из ребят сделал одинаковое количество игрушек?
У кого меньше всех количество ёлочных игрушек?
Кто из школьников изготовил игрушек наибольшее количество?
Сколько сделали фонариков?
Сколько всего выполнили флажков?
Посчитай, сколько шариков?
Сколько всего снежинок?
Каких игрушек было меньше?
А каких игрушек сделали больше?
Все шарики разложили в две коробке поровну. Сколько шариков в одной коробке?
Задача. Работа со схемой.
За 1 час пожилой человек проходит расстояние 3км, это составляет ½ от расстояния взрослого мужчины. А школьник проходит на 2 км меньше, чем мужчина. Сколько км проходят вместе школьник, мужчина и пожилой человек?
Пожилой человек С 3 км = ½ OM D
Мужчина O ? M
2 км
Школьник А ? В
Реши задачу и составь выражение.
Задача. Работа с диаграммой.
Учащиеся первых классов участвовали в экологической акции - собирали макулатуру в 2017 и 2018 году.
Познакомься с диаграммой и ответь на следующие вопросы.
Сколько всего кг собрали школьники в 2017 году?
Сколько всего собрали кг макулатуры школьники 2018 году?
Какой класс собрал больше всех макулатуры за 2018 год?
Сколько всего кг макулатуры собрали ученики 1 «А» класса?
Какой класс собрал меньше всех макулатуры за два года?
Какие классы собрали одинаковое количество макулатуры в 2017 году?
Сравни, на сколько больше собрали макулатуры обучающиеся 1 «В» класса, чем 1 «А» класса в 2018 году?
Работа с текстом на уроках литературного чтения.
Цель: использование разнообразных приёмов для развития навыков осознанного чтения.
Несплошной текст - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др…
2.1. Приёмы при ознакомительном чтении.
1. Определение вида несплошного текста (таблица, схема, карта и т. д..
2. Знакомство со структурой текста, определение количества столбцов, строк и т. д..
3. Выделение ключевых слов (знаков, символов и т.д.).
4. Выявление разных смысловых блоков несплошного текста.
5. Формулирование основного содержания несплошного текста.
2. 2.Приёмы при аналитическом чтении.
1. Анализ особенностей и возможностей данного вида
несплошного текста.
2.Анализ структуры текста, обоснование количества
столбцов, строк и т. д..
3.Составление целостного представления о содержании
текста на основе выделенных ключевых слов (знаков,
символов и т.д.).
4.Замена смысловых блоков (элементов) текста их развёрнутыми эквивалентами.
5. Изложение содержания несплошного текста, в том
числе – с учётом информации, представленной в неявном виде.
3. Воспользуйтесь одним из приемов, которые предлагают авторы статьи, и придумайте 3 задания для своего класса для овладения умения работать с несплошными текстами.
3.1. Задание. Прочитай данное произведение Сергея Есенина и выполни модель обложки, опираясь на знаки-подсказки из таблицы.
Жанр произведения | Символика- фигура |
СКАЗКА | круг |
СТИХОТВОРЕНИЕ | треугольник |
РАССКАЗ | прямоугольник |
Тема произведения | Цвет фигуры |
О ПРИРОДЕ | зелёный |
О РОДИНЕ | красный |
О ДЕТЯХ | жёлтый |
«Нивы сжаты, рощи голы…» Сергей Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
МОДЕЛЬ ОБЛОЖКИ
С. Есенин |
|
Нивы сжаты, рощи голы… |
3.2. Задание. Прочитай сказку К. Чуковский «Путаница»
и заполни таблицу.
Животные | Что они стали делать? | Что они должны были делать? |
котята | хрюкать | мяукать |
утята | | |
свинки | | |
лягушата | | |
курочки | | |
воробей | | |
медведь | | |
кукушка | | |
заинька | | |
3.3.Задание. Вспомни героев русских народных сказок.
Отметь знаком «+» тех животных, о которых говорится в сказке. Посчитай, кто из героев чаще всего встречается в этих сказках.
| Животные - герои сказок |
Название сказки | медведь | козлята | ёж | лягушка | заяц | лиса | волк |
Теремок | | | | | | | |
Колобок | | | | | | | |
Волк и козлята | | | | | | | |
Лиса и Козёл | | | | | | | |
За лапоток - курочку, за курочку - гусочку | | | | | | | |
Зайкина избушка | | | | | | | |
Маша и медведь | | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | | |