Интерактивные технологии Работа в парах на уроках русского языка в начальной школе
- «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству!
- Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья.
- Интерактивные технологии обучения сполна отвечают этим требованиям.
- Интерактивная технология понимается как форма обучения, где знания добываются в совместной деятельности через диалог.
- Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Этапы работы в парах ( в группах). 1.Определяем цель 2.Выбираем партнера. 3.Распределяем функции 4.Действуем и взаимодействуем 5.Получаем и оцениваем результат 6.Делаем выводы. Рефлексия.
Правила работы в парах. 1. Слушай партнера внимательно. 2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял. 3. Отмечай прежде всего положительное. 4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение. 5. Старайся работать без ошибок. 6. При затруднениях проси помощи у партнера и помогай сам, если он просит об этом. 7. Результатом работы пары (группы) является ваше общее мнение. 8. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности. 9. Поблагодари партнера за работу.
При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей: 1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»; 2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам; 3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других; 4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех; 5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей; 6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.
Работа в парах сменного состава осуществляется в следующем порядке: 1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает; 2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает; 3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга; 4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст; 5) работа над ошибками. После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.
Тема. Ударение
Кто быстро и правильно расставит в словах ударение?
- 1.Река, роща.
- 2.Столы, парта.
- 3.Индюк, карась.
- 4.Лестница, комната.
- 1.Вода, море.
- 2.Пенал, доска.
- 3.Петух, баран.
- 4.Зеркало, вешалка.
Прочитайте слова друг другу по очереди. Послушайте, как эти слова произносит одноклассник.
- Магазин, километр, творог, звонит, туфля, инструмент, статуя, сантиметр, простыня, портфель, банты, шарфы.
Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произносите эти слова.
Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните ударный слог.
Тема. Звуки и буквы.
- Прочитайте песенку Б.Заходера.
Было б очень-очень мило,
Очень Умная Сова,
Если б ты нам объяснила
Эти умные слова:
Энциклопедия!
Трагикомедия!
Кувырколлегия!
Рододендрон!
- Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие ненастоящие? Как вы это определили? Найдите в толковом словаре значения настоящих слов.
- Кто больше составит слов из букв ненастоящего слова? Запишите составленные слова.
Какие звуки в словах стоят не на своем месте?
- «Чапнула чапля
- Цёрные цернила.
- Цёрная чапля
- Чиркулем цертила».
Тема. Алфавит.
1. Игра «Кто быстрее?»
Придумать названия животных или птиц на разные буквы алфавита.
2. Отгадайте слово. Что оно обозначает?
Первая буква этого слова стоит в алфавите после буквы «эм», вторая – перед буквой «пэ», третья – после буквы «ю», четвёртая – перед буквой «вэ», пятая – между буквами «пэ» и «эс», шестая не обозначает звука.
Тема. Слог. Слово.
Соберите и запишите слова.
Ча – гал – та, да – у – ча, щай – про, чар – ов – ка, вель – ща, та – зай – ча, ре – щу – нок, жи – ры – ки, ча – встре, жин – сне – ки.
Тема. Удвоенные согласные.
Замените каждое словосочетание одним словом с удвоенной согласной.
- женское имя –
- популярная игра на льду –
- помещение в школе –
- день недели –
Слова для выбора: Алла, Инна, Анна, хоккей, класс, суббота.
Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1. Прочитайте. Когда так говорят?
Язык заплетается. Бежать во все лопатки. Воробью по колено. Вставать с первыми петухами. Трещит как сорока. Считать ворон. Не бросай слов на ветер. Медведь на ухо наступил.
2. Спишите. Подчеркните в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить.
Тема. Непроизносимые согласные.
Выполните задание: один из вас читает слова, а другой повторяет их. Какие буквы не обозначают звуков?
- Честный, грустный, звёздный, поздний, солнце, вестник.
- Честь, грусть, звезда, опоздать, солнышко, вести.
Работа с деформированным текстом.
- Составьте предложения. Запишите.
Дремлет, камыш, чуткий, тишина, кругом, за роща, полем, зеленеет, кузнечики, трещат, в траве.
Тема. Главные члены предложения.
Река весело катилась в горах. Утром вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.
- Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое.
- Спишите. Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
По русскому языку учащиеся научатся:
- владеть диалоговой формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.