СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития фонематического слуха

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития фонематического слуха»

Упражнения для развития фонематического слуха.

Фонематическое восприятие -  способность человека воспринимать и различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.

Упражнения для развития фонематического слуха построены   по принципу от простого к сложному. 

        Начинаем работу с узнавания неречевых звуковРазличение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

  • «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.

  • «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

  • «Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

  • «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

  • «Что я делаю?» Ребенок с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое взрослым.

  •  «Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят со звучащими игрушками, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает, какая игрушка звучит.

  • «Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал.

  • «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

  • «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  • «Сколько детей позовем?» Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.

Люба - Люда
Толя - Толя
Коля - Толя
Дима - Дина
Саша – Саша

Миша - Маша
Соня - Саня
Дина - Инна
Витя - Витя
Витя - Митя

  •  «Поймай звук» Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением или поднятием зрительного символа.

Процесс формирования и тем более исправления речи требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей - они еще очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.