Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному.
«Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
«Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
«Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
«Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
«Что я делаю?» Ребенок с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое взрослым.
«Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят со звучащими игрушками, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает, какая игрушка звучит.
«Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал.
«Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
«Сколько детей позовем?» Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.
Процесс формирования и тем более исправления речи требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей - они еще очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными.