Рекомендации для родителей. Что такое речевое дыхание? Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха. Различают три основных типа дыхания: 1. Ключичный. (При таком типе дыхания поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки). 2. Рёберный (грудной). (При этом виде дыхания грудная клетка расширяется вперёд и в стороны). 3. Диафрагмальный (брюшной). (В диафрагмальном дыхании – диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается). Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании. У детей обычно бывает смешанный тип дыхания, т. е средний между брюшным и грудным. При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания: ключичный, грудной, брюшной. В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов). Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1: 1, 25). Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности. Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая имеет огромное влияние на произношение звуков. Логопед включает задания по выработке правильной воздушной струи в каждое свое занятие. В связи с этим, родителям также необходимо отрабатывать предложенные задания. Упражнения для укрепления мышц щёк: - «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух. - «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно. - «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте. - «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта. - Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко». - «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта. Упражнения для силы и длительности выдоха. - Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д). Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе. - Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п. - Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные) - Задувание свечи. - Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек. - Пускание мыльных пузырей. - Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек. - Пускание мыльных пузырей. - Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки. - Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой. - Сильно дуть на воду до образования брызг. - Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз. |